Банкротство

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ


Гл.I.Понятие несостоятельности (банкротства)

предприятий:

-общие положения

-основные определения и концепции используемые в Законе КР «О банкротстве (несостоятельности)» от 15.10.97. (в редакции З-на КР от 02.12.98).


Гл.II. Правовой процесс реорганизации и ликвидации

предприятий связанных с банкротством:

-процедуры применяемые в процессе банкротства

-решение о регистрации заявления о реорганизации/банкротства

-правовой процесс реорганизации и ликвидации

-методы оценки стоимости предприятия при банкротстве


Гл.III.Американская концепция реорганизации/

банкротства:

-место законодательства о реорганизации/банкротства в системе коммерческого права

-основные принципы проведения процедуры реорганизации/банкротства

-основные источники

-принципиальные различия законодательства США и Кыргызстана о банкротстве


Заключение

Литература

В В Е Д Е Н И Е


В настоящее время как известно экономика Кыргызской Республики находится на начальной стадии становления рыночных отношений где появление неплатежеспособных предприятий (банкротов) неизбежно. В связи с чем возникает необходимость дальнейшего развития законодательства о банкротстве и последующего его применения на практике.


Можно уверенно сказать что банкротство - это правовой процесс. Основная цель - ликвидация активов предприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не только финансовое наказание должника а реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.


Юридические лица и граждане вступают в многочисленные отношения друг с другом с государственными в том числе налоговыми органами банками и другими организациями. В этих отношениях возникают денежные обязательства определенные законом или договорами.


В тех случаях когда денежный размер этих обязательств превышает определенный предел и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника такие лица могут быть объявлены несостоятельными (банкротами).Тогда их коммерческая деятельность прекращается имущество реализуется для удовлетворения требований кредиторов остальные требования считаются погашенными. Таким образом банкротство является той гранью которая предполагает прекращение конкретной коммерческой или иной деятельности должника.1.

Неплатежеспособность должника может быть обусловлена различными причинами. Это и не получение средств за отпущенные товары и затоваривание собственного производства продукцией не имеющей сбыта неэффективная финансовая деятельность.

_______________________________________________________ 1.Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность. / Рос.юрид. журн. 1995. №3.

Любопытно что по терминологии дореволюционных юристов различалась несостоятельность "несчастная" "неосторожная" и "злостная" или "злонамеренная".

Уголовное законодательство дореволюционной России выделяло банкротство "корыстное" или тонкое и "расточительную несостоятельность" или простое банкротство.


Следует сказать что первые законы регулировавшие вопросы несостоятельности в прошлые века в основном носили карательный характер и должники подвергались мерам уголовного наказания. По мере развития и расширения коммерческой и торговой практики увеличивалось количество норм гражданско-правового характера существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.


Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих.


Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника но и права и интересы большого круга других лиц его работников партнеров кредиторов и других порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника направленных на предотвращение массовых банкротств.


Когда коммерческое предприятие принимает решение о том что оно больше не может продолжать свою деятельность и оплачивать свои задолженности по финансовым выплатам оно может подать прошение о представлении защиты в соответствии с законодательством о банкротстве. После этого назначается поверенный который обязан действовать в интересах кредиторов. 1.

_____________________________________________________

1. Масевич М. Г. Орловский Ю.П. Комментарий к закону РФ "О несостоятельности (банкротстве )". 1998.


Поверенный организует сбор всех денежных средств или иной собственности принадлежащей должнику справедливо и пропорционально распределяет их между всеми кредиторами.


Действующее законодательство в Кыргызской Республике предусматривает целый комплекс норм направленных на сохранение предприятия-должника путем изменения системы управления предприятием предоставления отсрочки либо рассрочки платежей а также разукрупнение преобразование в акционерную форму и т.д.


С момента принятия судом ходатайства к производству до судебного объявления должника несостоятельным могут быть приведены в действие различные средства правовой защиты интересов кредиторов по существу направленные на охрану имущества. Весь этот комплекс включает нормы гражданского административного и уголовно-правового характера.


Законодательство о реорганизации / банкротстве дает предпринимателям честно заявляющим о своем банкротстве возможность реорганизовать свое производство и вновь обрести финансовую стабильность.


Наличие правовых основ для реорганизации предприятия стимулирует предпринимательскую деятельность позволяя инвестировать производство и смягчая наиболее болезненные результаты неудачи в ведении бизнеса.

Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о реорганизации / банкротстве или экономической реорганизации позволяет коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию обновить производство.


Реорганизация предприятия должна быть проведена а банкротство объявлено только в соответствии с действующим законодательством предназначенным для того чтобы освобождая должника от его финансовых обстоятельств обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов.


При некоторых обстоятельствах разрешение споров и мировые соглашения без привлечения судебных органов могут оказаться более предпочтительным что предусмотрено Законом КР "О банкротстве".


Простая передача собственности соответствующим кредиторам планомерное и осмотрительное "свертывание дела" часто являются наиболее взвешенными и эффективными с точки зрения затрат вариантами прекращения деловых операций к ним относятся:


* неформальная договоренность или письменное соглашение между должником и его основными кредиторами;


* продажа предприятия новому владельцу и возможно пересмотр структуры его задолженности;


* новое "вложение" капитала обычно посредством инвестиций сопровождающееся возможным пересмотром финансовых обязательств;


* приобретение дополнительного оборотного капитала и полное или частичное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью их интересов;


* передача имущества в пользу кредиторов.


Общие положения:

понятия несостоятельности/банкротства


В гражданском обороте часто возникают ситуации в которых отдельные участники оказываются не в состоянии исполнить свои обязательства и особенно обязательства денежного характера.


Неплатежеспособность может быть вызвана отсутствием или нехваткой наличных средств которыми мог бы распорядиться должник на момент наступления срока платежа но такие средства у должника появятся когда он будучи кредитором в других правоотношениях получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник является неплатежеспособным но при составлении баланса его имущества на этот момент обнаруживается превышение актива над пассивом.


Такое состояние имущества неплатежеспособного должника называют практической неплатежеспособностью и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени а для принудительного исполнения должником своих обязательств оказывается достаточным применения норм гражданского права регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.


Совсем иначе складывается положение когда в имуществе должника имеет место превышение пассива над активом и должник при обычном ведении дела не может погасить все свои обязательства срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатежеспособности которая по своему характеру абсолютна.1.

Под несостоятельностью понимается удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. Очень часто в качестве синонима термина «несостоятельность» употребляется слово итальянского происхождения «банкротство».


  1. Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность./Экономика и жизнь. 1994. №49.


Однако необходимо отметить что термин «банкротство» имеет и узкое строго специальное значение описывающее частный случай несостоятельности когда неплатежеспособный должник совершает уголовно-наказуемые

Деяния наносящие ущерб кредиторам.


Иными словами банкротство-это уголовно-правовая сторона несостоятельности. В настоящее время в большинстве стран нормы регулирующие уголовно-правовые вопросы исключены из законов несостоятельности инкорпорированы в уголовные

кодексы и применяются только по отношению к физическим лицам.


Для описания отношений возникающих при несостоятельности с уголовно-правовым элементом применяется выражение «злостное банкротство».


Отношения возникающие в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников регулируются целым комплексом норм материального и процессуального характера образующих специфический институт гражданского и торгового права- несостоятельность.


Первые законы регулировавшие вопросы несостоятельности относятся к середине 21 века. Законодатель того времени видел свою задачу в превентивном воздействии на торговый оборот устанавливая жесткие нормы уголовного характера.


Однако как показывает практика даже самые жесткие санкции налагаемые на несостоятельных должников не могли предотвратить новых банкротств более того должники опасаясь уголовного наказания продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредиторов.


Постепенно увеличивалось количество норм гражданско-правового характера законодательство становилось все более «цивильным» существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.


Уже в первой половине 20 века основной целью законодательства было прежде всего обращение имущества банкротов наличные деньги для распределения их между кредиторами а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженности и предоставление ему возможности начать все сначала без обязательств и долгов возникших из-за коммерческой неудачи.

В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием предоставления отсрочки и рассрочки платежа.


На пути к достижению этих главных целей современное законодательство используя в разных странах различные юридико-технические приемы решает ряд практически важных вопросов: 1)охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника;


2)охрана интересов одних от недобросовестных действий других кредиторов;


3)охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.


Несостоятельность является одним из немногих институтов гражданского права в регулировании которого законодательные органы всех стран сыграли решающую роль и в настоящее время проявляют чрезвычайную активность.

В США правовое регулирование вопросов несостоятельности отнесено к компетенции конгресса. В xx веке законодательство США о несостоятельности имело в своей основе Федеральный закон 1898 года в который вносилось очень много поправок что в конечном счете привело к нарушению его структуры.

Наиболее серьезные изменения в закон 1898 года были внесены в 1938 году. В 1970 году была начата подготовка к реформе законодательства о несостоятельности. Эта работа была завершена принятием нового закона № 95-598-Bankrupcy Act приведшего к полной реформе ранее действовавшего законодательства.

Новый закон вступил в силу с 1 октября 1979 г. Закон 1979 года обладает сложной структурой и предусматривает множественность процессуальных возможностей урегулирования проблемы неплатежеспособности в зависимости от круга субъектов. 1.


Кроме того в новом законе нашли отражение некоторые тенденции направленные на отход от традиционно сложившихся в англосаксонском праве категорий и сближение по некоторым вопросам с законодательством континентальной Европы. 2.


1.Институт несостоятельности начал развиваться в средние века прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства являлись физические лица занимающиеся торговлей. Когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения- торговые товарищества специальное законодательство начинает распространять свое действие и на юридических лиц торгового права прежде всего на акционерные общества.

До настоящего времени вопрос о круге субъектов в разных странах решается неодинаково.


В Германии субъектами конкурсного права могут быть любые лица (физические или юридические) независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса но «оказавшиеся неспособными платить долги».

Необходимо отметить что коммерсант может быть объявлен несостоятельным независимо от правовой формы

ведения предпринимательской деятельности и даже те


1.Степанов В.И. правовое регулирование несостоятельности в Германии США Англии Франции и России. 1998.

2.Васильев Е.А. Правовое регулирование несостоятельности и банкротов в гражданском и торговом праве капиталистических государств.М.1983 г. С.441

торговые товарищества которые по общему правилу не признаются правосубъектными подпадают под действие ГКУ (п.209)


Аналогично урегулирован вопрос и французским правом. Так закон №85-98 постановляет что процедура восстановления может быть применима к любому коммерсанту ремесленнику а также к любому юридическому лицу частного права.


2.В Англии закон о несостоятельности 1986 года распространяется на физические лица и компании зарегистрированные на основании законов о компаниях 1980 и 1985 годов за исключением страховых компаний правовое положение которых урегулировано законом о страховых компаниях 1982 года банков или иных банковских институтов создаваемых и функционирующих в соответствии с законом о банках 1979 года.


Среди субъектов в отношении которых действует английское законодательство о несостоятельности закон упоминает и так называемые « незарегистрированные компании».

Значение этого термина раскрыто в ст. 220 закона о несостоятельности 1986 года в соответствии с которой под незарегистрированной компанией понимается любой сберегательный банк действующий на условиях доверительной собственности любое товарищество независимо от характера собственности любая ассоциация за исключением железнодорожных компаний инкорпорированных на основании специального акта парламента а также компании зарегистрированные на основании закона об акционерных компаниях или законодательства относящегося к компаниям в Великобритании.


В США в результате проведенной в 1979 году реформы произошло расширение круга субъектов. Несостоятельными могут быть объявлены физические лица товарищества и корпорации.

Не подпадают под действие закона страховые и банковские корпорации строительные и кредитные учреждения и союзы. Для железнодорожных корпораций предусмотрена специальная процедура реорганизации.


Ныне действующий закон распространяется на муниципальные организации и другие организации которым законодательством штатов разрешается подвергнуться процедуре урегулирования долгов.


В настоящее время как известно экономика Кыргызской республики находится на начальной стадии становления рыночных отношений где появление неплатежеспособных предприятий (банкротов) неизбежно.

В связи с чем возникает необходимость дальнейшего развития законодательства о банкротстве и последующего его применения на практике.


Можно смело сказать что банкротство- это правовой процесс. Основная цель- ликвидация активов предприятия. Исторически во всех странах целями банкротства было не только финансовое наказание должника а реорганизация несостоятельного предприятия в иную организационно-правовую форму.


Когда коммерческое предприятие принимает решение о том что оно больше не может продолжать свою деятельность и оплачивать свои задолженности по финансовым выплатам оно может подать прошение о предоставлении защиты в соответствии с законодательством о банкротстве. После этого назначается поверенный который обязан действовать в интересах кредиторов.


Поверенный организует сбор всех денежных средств или иной собственности принадлежащей должнику справедливо и пропорционально распределяет их между всеми кредиторами имеющими схожий правовой статус.1.


Необходимо отметить что первые законы регулировавшие вопросы несостоятельности (16 век) в основном носили карательный характер и должники

подвергались мерам уголовного наказания. По мере развития и расширения коммерческой и торговой


1.Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность. /Рос.юрид.журнал. 1995.№3


практики увеличивалось количество норм гражданско-правового характера существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.


В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм направленных на сохранение предприятия- должника путем изменения системы управления предприятием предоставления отсрочки и рассрочки платежа.


С момента принятия судом ходатайства к производству до судебного объявления должника несостоятельным могут быть приведены в действие различные средства правовой защиты интересов кредиторов по существу направленные на охрану имущества. Весь этот комплекс включает нормы гражданского административного и уголовно-правового характера.


Законодательство о реорганизации/банкротстве дает предпринимателям честно заявляющим о своем банкротстве возможность реорганизовать свое производство и вновь обрести финансовую стабильность.


Наличие правовых основ для реорганизации предприятия стимулирует предпринимательскую деятельность позволяя инвестировать производство и смягчая наиболее болезненные результаты неудачи в ведении бизнеса.


Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о реорганизации/банкротстве или экономической реорганизации позволяет коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию обновить производство.


Реорганизация предприятия должна быть проведена а банкротство объявлена только в соответствии с законодательством предназначенным для того чтобы освобождая должника от его финансовых обстоятельств обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов.


При некоторых обстоятельствах разрешение споров и мировые соглашения без привлечения судебных органов могут оказаться более предпочтительным что предусмотрено Законом КР «О банкротстве».


Простая передача собственности соответствующим кредиторам планомерное и осмотрительное «свертывание дела» часто являются наиболее взвешенными и эффективными с точки зрения затрат вариантами прекращения деловых операций:


-неформальная договоренность или письменное соглашение между должником и его основными кредиторами;


-продажа предприятия новому владельцу и возможно пересмотр структуры его задолженности;


-новое «вложение» капитала обычно посредством инвестиций сопровождающееся возможным пересмотром финансовых обязательств;


-приобретение дополнительного оборотного капитала и полное или частичное удовлетворение требований кредиторов в соответствии с очередностью их интересов;


-передача имущества в пользу кредиторов.


Общие положения о банкротстве

В Соответствии со ст.3 Закона Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)" под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная судом или объявленная с согласия должника собранием кредиторов неплатежеспособность должника т.е. неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов по денежным обязательствам включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.


В законе практически не используется термин банкротство а используется термин несостоятельность.


Банкротству подлежат индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением некоммерческих предприятий и учреждений).


Как вытекает из определения а также как показывает анализ законодательства о банкротстве под процедуру банкротства подпадают только неплатежеспособные хозяйствующие субъекты.


Действующий закон не применяется к ликвидации платежеспособных юридических лиц а также к ликвидации юридического лица на основании того что оно занимается своей деятельностью без лицензии или занимается деятельностью запрещенной законодательством Кыргызской Республики а также к учреждениям и другим некоммерческим и другим некоммерческим организациям.


Но в принципе если говорить о практической стороне дела то в законе есть положение когда в отношении платежеспособного хозяйствующего субъекта с удовлетворительным состоянием активов но несвоевременно осуществляющего платежи по своим обязательствам по заявлению кредитора может быть возбуждена процедура банкротства.


Дело в том что в соответствии со ст.9.1 и 9.2. Закона для возбуждения процесса банкротства в отношении неплатежеспособного должника требуется наличие следующих минимальных размеров долга:


1) если требования к должнику одного или нескольких кредиторов в сумме составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;


2) если требование к должнику кредитора-физического лица включая индивидуального предпринимателя составляет не менее пяти минимальных размеров оплаты труда;


3) если требования к должнику-банку составляют не менее одного минимального размера оплаты труда независимо от того является ли кредитор физическим или юридическим лицом.


Данное положение введено по модели стран с развитой рыночной экономикой и является действенным механизмом воздействия на платежную дисциплину хозяйствующих субъектов.


Но на практике в связи с тем что согласно Постановлению правительства Кыргызской Республики от 18 июля 1994 года №521 "Об утверждении ставок государственной пошлины" с подаваемых в Арбитражный суд исковых заявлений о признании предприятий банкротами взимается государственная пошлина в размере 25-кратной минимальной заработной платы требования о взыскании больших сумм оформляются как иски о признании банкротом хозяйствующего субъекта то есть это законный способ уклонения от уплаты государственной пошлины.


Интересен тот факт что арбитражные суды буквально завалены делами о признании хозяйствующих субъектов банкротами при этом почти ни одного иска о взыскании задолженности возврата долга исключение составляют иски от государственных органов таких как Государственная налоговая инспекция при Министерстве Финансов КР которая освобождена от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством КР.


При этом поскольку в Законе о банкротстве четко определено что если имеется задолженность в указанном размере вне зависимости от состояния структуры баланса хозяйствующего субъекта субъект имеет право обратиться в Арбитражный суд о признании хозяйствующего субъекта несостоятельным и суд имеет права отказать в принятии искового заявления по мотиву уклонения от уплаты государственной пошлины.


Неплатежеспособность субъекта устанавливается судом или собранием кредиторов в зависимости от того кем осуществляется процедура банкротства-судом или без участия суда.


Согласно ст.9 Закона устанавливаются следующие критерии неплатежеспособности хозяйствующего субъекта:


-если при наступлении сроков платежа должник не удовлетворяет правомерные требования кредиторов по оплате долгов и выполнению других обязательств(за товары услуги и т.д.) в полном объеме;


-если при наступлении сроков платежа должник отказывается удовлетворить такие требования в полном объеме;


-если при наступлении сроков платежа должник неспособен удовлетворить такие требования в полном объеме;


-если сумма пассивов должника превышает сумму его активов так что структура баланса должника является неудовлетворительной.


Как было указано выше способность должника оплатить свои долги не имеет значения.


Основные определения и концепции

используемые в Законе Кыргызской

Республики «О банкротстве(несо-

стоятельности)» от 15.10.1997.

(в редакции З-на КР от 2.12.98).


Профессионалы прямо или косвенно принимающие участие в рассмотрении дела о реорганизации/ банкротстве должны хорошо понимать основы законодательства о реорганизации/банкротстве и тех процедур которые должны выполняться должником и кредиторами в ходе этого судебного процесса.


Исходной точкой для формирования «хорошего понимания» является понимание терминологии используемой в законах и непосредственно связанной с практикой реорганизаций и банкротств.


В законах о реорганизации и банкротстве вводятся важные новые термины содержание которых определяется самими нормативными актами и долгим использованием на практике другие же термины имеют значение отличающееся от принятого в судебной практике.


Эти термины и определения обеспечивают тот фундамент на котором каждый конкретный человек будет строить свое понимание или непонимание основных принципов проведения реорганизации/объявления банкротства.


Ниже приведен краткий перечень некоторых основных терминов и важных понятий имеющих непосредственное отношение к пониманию законов о реорганизации/банкротстве.


Администратор


Администратор- квалифицированный специалист назначаемый судом Национальным банком Кыргызской Республики либо собранием кредиторов который может выступать в качестве временного администратора консерватора внешнего управляющего и ответственен за проведение процесса банкротства должника.


Арбитражный управляющий/управляющий(опекун)


В наиболее общем понимании арбитражный управляющий является должностным лицом отвечающим за взыскание задолженностей и распределение собственности должника при ликвидации если это является необходимым.


Обычно арбитражный управляющий или управляющий (опекун) является администратором предприятия находящегося в процессе реорганизации по суду который при необходимости замещает предыдущее руководство предприятия.


Управляющий (опекун) имеет достаточно много полномочий и обладает значительной свободой действий но его деятельность всегда подотчетна кредиторам и в конечном итоге контролируется судом.


Начало процедуры специального администрирования- решение суда собрания кредиторов Национального банка КР о назначении специального администратора.


Начало процесса банкротства- решение суда Национального банка КР общего собрания кредиторов или должника о возбуждении либо объявлении производства о банкротстве.


При проведении процесса банкротства должника могут быть применены следующие процедуры:


-специальное администрирование которое может проводиться методом ликвидации или реструктуризации:

-санация;

-реабилитация;

-мировое соглашение;

-консервация (в отношении банков).

Кредитор.

Участник –физическое или юридическое лицо (включая Кыргызскую Республику в лице Фонда государственного имущества КР в отношении государственных предприятий и юридических лиц имеющих государственную долю; или иное вещественное право на его имущество.

Кредитор является лицом имеющим права на собст-

венность должника которые возникли в момент или каким-либо образом существовали до момента регистрации должником своего заявления о реорганизации/банкротстве в суде.

Кредитор –лицо включая кыргызских и иностранных юридических и физических лиц а также Кыргызскую Рес-

публику в лице уполномоченных органов которое имеет право требовать от должника исполнения его обязанности: передать имущество выполнить работу уплатить деньги и т.п.

Различают в целом «права кредитора на вступление во владение собственностью должника предложенной в качестве обеспечения» необеспеченные собственностью права и первоочередные права.

Должник.

Должник- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель считающиеся или признанные неплатежеспособными.

Должник является предприятием или коммерческим предприятием в отношении которого возбуждается дело в соответствии с законодательством о реорганизации/банкротстве.


Все физические лица партнерства и корпорации в отношении которых возбужден судебный процесс в соответствии с законом о реорганизации/банкротстве и никогда не именуются «банкротами».


Освобождение от обязательств.


Любое распоряжение суда изданное в процессе рассмотрения дела о реорганизации/банкротстве которое освобождает должника от выплаты сумм которые он остался должен указанным им кредиторам после того как было осуществлено соответствующее управление собственностью должника и либо (1) было достигнуто соглашение и проведена эффективная реорганизация и (2) проведено распределение собственности должника.


Лицо имеющее непосредственное отношение к делу.


(1)Если должник является физическим лицом в разряд «лиц непосредственно относящихся к делу» входят основной партнер должника партнерство в котором должник является директором должностным лицом или фактическим руководителем.


(2)Если должник является корпорацией в разряд «лиц имеющих непосредственное отношение к делу» обычно входят директор должностное лицо или фактический руководитель корпорации или основной партнер в партнерстве.


(3)Если должник является партнерством в этом случае в данный разряд входят основной партнер или фактический руководитель партнерства основной партнер должника.


К «лицам имеющим непосредственное отношение к делу»

Относятся руководитель дочернего предприятия урпавляющий или «фактический руководитель» должника.


Другими словами «лицом имеющим непосредственное отношение к должнику» является любое лицо которое имеет достаточно тесные отношения с должником так что его действия должны являться предметом более внимательного рассмотрения нежели действия тех кто не находится в столь тесных отношениях с должником.


Извещение и слушания.


Термин « извещение и слушания» означает что кредиторам и другим заинтересованным лицам определяемым с учетом обстоятельств каждого конкретного дела должно направляться извещение и предоставляться возможность посещения слушаний по делу если во время этих слушаний могут быть затронуты права и интересы этих лиц.


Законодательство не требует проведения слушаний по всем вопросам разной степени важности и инициатива направления запроса о проведении слушания после получения извещения о предполагаемой действии должника или третьей стороны часто принадлежит кредитору (кредиторам).


В то же время извещение кредиторов и всех других заинтересованных лиц о действиях которые планирует предпринять должник (например продажа имущества) является абсолютно неотъемлемым принципом функционирования справедливой и эффективной системы реорганизации/банкротства.


Предпочтительные выплаты в ущерб другим кредиторам.


Передача собственности должника или какой-либо доли собственности должника или выплата задолженности кредитору за счет непогашения долга совершенные должником в течение определенного срока (для лиц непосредственно относящихся к делу в течение одного года) непосредственно предшествовавших моменту регистрации должником заявления о реорганизации/банкротстве а также совершенные в период несостоятельности должника при условии что данная выплата дала в результате возможность кредитору получить большую процентную долю от задолженности чем другие кредиторы той же очереди.

Такие выплаты возмещаются арбитражным управляющим и автоматически направляются на увеличение собственности должника распределяемой между кредиторами.


Приоритетные требования.


Приоритетные требования- требования относящиеся к одной из категорий указанных в законодательстве о реорганизации/банкротстве в качестве требований удовлетворяемых в первую очередь начиная с расходов на управление собственностью должника и следующих в нисходящей последовательности.


Дело о реорганизации/банкротстве.


Термин используется обычно для описания судебного процесса и банкротств в случае если должник неспособен удовлетворить требования кредиторов или достигнуть с ними минимально удовлетворяющего стороны соглашения о выплате задолженностей и по другим финансовым вопросам без привлечения суда.


Балансы задолженностей/имущества должника.


Перечни задолженностей и имущества должника которые должны быть заполнены либо вместе с заявлением о реорганизации/банкротстве либо вскоре после ее регистрации.


Затраты процесса банкротства- необходимые затраты связанные с проведением процесса банкротства включающие в себя расходы на опубликование извещений о процедуре банкротства судебные расходы расходы специального администратора (временного администратора) вознаграждение специального администратора а также возможные расходы должника за тот период в течение которого специальный администратор счел нужным продолжать хозяйственную деятельность должника и иные расходы.


Активы- имущество в состав которого входят основные средства другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы) оборотные средства финансовые активы и дебиторская задолженность.


Пассивы- обязательства (за исключением субвенций дотаций собственных средств и других источников) состоящие из заемных и привлеченных средств включая кредиторскую задолженность.


Обязательные платежи- налоги сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды на условиях определяемых

законодательством КР.


Реабилитация-процедура применяемая в процессе банкротства с участием суда- в отношении индивидуального предпринимателя. Предусматривает восстановление платежеспособности должника.


Реабилитация-процедура применяемая в процессе банкротства в целях восстановления платежеспособности должника. Реабилитация проводится в судебном или внесудебном порядке в отношении должника-юридического лица и только в судебном порядке- в отношении должника- индивидуального предпринимателя.


Реструктуризация-метод процедуры специального администрирования который предусматривает создание одного нового или нескольких новых юридических лиц на базе активов должника для последующей продажи в интересах кредиторов и ликвидацию должника-юридического лица.


Санация-процедура применяемая в процессе банкротства предусматривающая хозяйственное оздоровление должника с применением мер финансового экономического или организационного характера. Предусматривает удовлетворение требований всех кредиторов в течение установленного настоящим Законом срока.


Мировое соглашение-процедура применяемая в процессе банкротства предусматривающее соглашение между должником и кредиторами об исполнении обязательств должника которое является обязательным для исполнения другими кредиторами после одобрения судом.


Начало процесса банкротства- момент принятия решения судом собранием кредиторов Национальным банком КР о признании (объявлении) должника банкротом и проведении процедуры специального администрирования с назначением специального администратора.


Специальное администрирование(СА)- процедура процесса банкротства применяемая в отношении должника. СА в отношении должника- юридического лица может проводиться в судебном или внесудебном порядке в отношении должника- индивидуального предпринимателя- только в судебном порядке.

Методами СА является ликвидация или реструктуризация юридического лица и банкротство индивидуального предпринимателя.

Предусматривает назначение специального администратора продажу(отчуждение) активов должника включенных в ликвидационную массу третьим лицам в интересах кредиторов и прекращение юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.


Процедуры применяемые в процессе банкротства.


Под процессом банкротства понимается регламентируемый Закон КР «О банкротстве» деятельность государства в лице уполномоченных органов судов специально назначенных в установленном законом порядке администраторов (временных администраторов специальных администраторов консерваторов внешних управляющих) кредиторов Национального банка КР имеющих целью удовлетворение требований кредиторов должника а также восстановление платежеспособности должника либо его деятельности.


Процесс банкротства является средством удовлетворения требований кредиторов неплатежеспособного должника.


После возбуждения процесса банкротства или в процессе банкротства должника могут применяться следующие процедуры: 1)санация 2)реабилитация 3)мировое соглашение 4)консервация(в отношении банков).

В результате проведения банкротства хозяйствующий субъект либо прекращает свою деятельность(то есть ликвидируется)либо происходит его реорганизация.


Как было уже выше отмечено предприятия попадают под процесс банкротства в большинстве случаев не в силу превышения пассивов над активами а в силу того что предприятия не в состоянии выплатить долги в срок. Их основная проблема заключается в тяжелом бремени долгов и недостаточной ликвидности средств.


1. Специальное администрирование


В процессе специального администрирования назначается специальный администратор отвечающий квалификационным требованиям установленным Законом а также имеющий лицензию на осуществление такой деятельности который занимается продажей (отчуждением) активов должника третьим лицам в интересах кредиторов и прекращением деятельности юридического лица или предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя.


Процедура спец. администрирования может проводиться с участием и без участия суда.

Все неправомерно отчужденные активы подлежат возврату путем признания сделок недействительными за исключением случаев добросовестного приобретателя.


Для обеспечения гарантий всех лиц от неправомерных действий со стороны должника администратор извещает государственный орган регистрации о том что в отношении данного лица возбуждена процедура специального администрирования кроме того вся исходящая документация от этого лица должна содержать сведения о том что в отношении него возбуждена данная процедура.


Именно на стадии возбуждения процедуры срабатывает защитный механизм процедуры банкротства в отношении должника который позволяет в рамках закона мобилизовать средства для производства расчетов с его должниками а позволяет добиться ровного обращения с кредиторами.


Этот механизм выражается в следующем:


-сроки погашения всех долговых обязательств должника считаются наступившими если они не наступили ранее;

-прекращается начисление неустойки (штрафа пени) и процентов по всем долговым обязательствам должника;

-неустойка и проценты начисленные на момент начала процедуры специального администрирования подлежат выплате в соответствии с установленной законодательством КР очередностью;

-сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

-совершение сделок связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам допускается исключительно в рамках установленных законом;


-действия направленные на исполнение судебных и иных

решений по погашению долгов должника и арест его активов а также на принудительное исполнение обязательств должника прекращаются;

-все требования имущественного характера могут быть предъявлены к должнику только в рамках процедуры специального администрирования.


Согласно ст.8 Закона администратором не могут быть назначены:


-кредитор дебитор сторона по сделке участник руководитель неплатежеспособного должника;

-лицо которое являлось участником или руководителем должника в течение года до начала процесса банкротства;

-близкий родственник лиц указанных выше;

-лицо работающее в органах государственной власти и управления (за исключением сотрудников государственного органа по делам о банкротстве и Нацбанка КР) местного самоуправления и в судебных органах КР.

-лицо в отношении которого имеется ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц;

-лицо имеющее непогашенную судимость.


Кроме того полномочия администратора могут быть ограничены судом который может обязать воздержаться от конкретных действий в отношении должника или его активов.


Основной задачей специального администрирования является охрана и отчуждение активов должника в интересах кредиторов и распределение средств в соответствии с установленной очередностью после удовлетворения обеспеченных залогом кредиторов и возмещения расходов процесса банкротства в связи с чем все полномочия по управлению активами переходят к нему и он становится единственным законным представителем должника однако ответственность по обязательствам несет должник.


В своей деятельности спец.администратор подотчетен суду и собранию кредиторов.


Специальный администратор прекращает свою деятельность после уведомления регистрирующего органа.

Специальное администрирование может осуществляться с участием так и без участия суда.


Специальное администрирование без участия суда


Процедура может быть возбуждена по решению кредиторов или участников должника (включая государственный орган по отношению к государственным предприятиям и предприятиям имеющим государственную долю) если по истечении семи календарных дней после вручения должнику в письменном виде просьбы добровольно начать процедуру специального администрирования он ее не начал.


Решение о возбуждении процедуры банкротства принимается участниками должника или кредиторами которым причитается 40 и более процентов от всей суммы долгов должника (за вычетом суммы долгов обеспеченного залогом кредитора).


В отношении банка дополнительно требуется согласие Национального банка КР.


Затем помещается объявление о решении возбуждения процедуры в республиканской и областной (местной) газете не менее 2 раз в каждой с периодичностью не менее чем в десять календарных дней.


Время дата и место проведения собрания кредиторов указываются в каждом объявлении.


Помимо этого всем известным кредиторам имеющим долг в размере 100 или более минимальных ставок заработной платы должны быть отправлены заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены под расписку письменные извещения.


Собрание кредиторов должно быть проведено не ранее чем через 14 календарных дней после опубликования последнего объявления и отправки последнего извещения.


На общем собрании кредиторов принимается решение о проведении процедуры специального администрирования должника без участия суда либо с участием суда.


Принципиально важно что в соответствии с новым законом кредитор а также должник не согласные с решением собрания кредиторов имеют право обжаловать это решение в суде в течение 7 календарных дней после получения соответствующего решения кредиторов.


На общем собрании кредиторов назначается специальный администратор который опубликовывает сообщение о своем назначении в республиканской и областной (или местной) газете не позднее 5 календарных дней после принятия решения собрания кредиторов.


Специальное администрирование с участием суда


Как правило все процессы банкротства проводятся с участием суда. Для дел о банкротстве установлена исключительная подсудность все они рассматриваются по месту нахождения(месту жительства) должника при этом дела о банкротстве не могут быть переданы судом на рассмотрение третейского суда.


Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень лиц имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом.


К ним относятся:

-кредитор (или группа кредиторов);

-участник должника либо уполномоченные государственные органы в отношении государственного предприятия;

-государственный орган по делам о банкротстве.


Суд рассматривает заявление и в случае если соблюдены все требования не позднее 3 календарных дней со дня поступления выносит определение о чем уведомляет заявителя и должника.


Законодательство четко регламентирует основания отказа в принятии заявления и устанавливает исчерпывающий перечень:


-должник не является неплатежеспособным;

-долг не отвечает установленным требованиям;

-лицо подающее заявление не имеет право подавать его в соответствии с законодательством.


При этом суд не вправе отклонить заявление о специальном администрировании поданное участниками должника или заявление кредиторов была возбуждена участникам должника.


Закон о банкротстве значительно сократил сроки рассмотрения дел сократив до одного месяца со дня принятия дела к производству при этом судья имеет право продлить его по мотивированному определению еще на 1 месяц.


При наличии бесспорных требований суд обязан вынести решение о признании должника банкротом и о начале процедуры специального администрирования должника в течение 7 календарных дней со дня вынесения определения судом о принятии заявления к рассмотрению и назначить специального администратора.


Решения или определения суда по делам о банкротстве вступают в законную силу с момента их принятия.


Действующее законодательство предоставляет суду право отсрочить принятие решения о начале специального администрирования должника если должник согласился удовлетворить требования заявителя в полном объеме после возбуждения производства по делу. В этом случае суд выносит определение о приостановлении производства по делу.


Доказательством наличия долга являются:


-решение суда об оплате должником своих долгов не исполнено или долги не оплачены до истечения назначенного судом срока;

-документ свидетельствующий о том что в течение 21 календарного дня со дня предъявления претензии заявителем должник не выплатил свой долг или не ответил на претензию;

-документ свидетельствующий о том что сумма активов

должника меньше суммы его пассивов;

-если заявитель может доказать неплатежеспособность должника иными способами;


В случае вынесения решения о проведении в отношении должника процедуры специального администрирования специальный администратор обязан опубликовать решение суда о признании должника банкротом и о своем назначении.


Суд может вынести решение о прекращении производства по делу о банкротстве в случаях:

-если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же сторонами в том же предмете и по тем же основаниям решение суда;

-если должник выступающий стороной по делу ликвидирован и исключен из государственного реестра;

-если заявитель (кредитор) отказался от заявления и отказ принят судом;

-если стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом;

-если должник восстановил платежеспособность в период процедуры специального администрирования.


В результате процедуры специального администрирования юридическое лицо либо ликвидируется либо происходит его реструктуризация.


Правовой процесс реорганизации и ликвидации предприятий связанных с банкротством.


Согласно Закона «О банкротстве» Кыргызской Республики в случае возникновения спора о факте неплатежеспособности предприятия кредитор заявивший иск обязан доказать суду:


-наличие у предприятия долга;

-неспособность предприятия рассчитаться с долгом или отказ от его выплаты.


Кредитор может доказать что предприятие отказывается или не способно выплатить свой долг в следующих случаях:


-если решение суда об оплате долгов не исполнено или долги не оплачены до истечения назначенного судом срока;

-если в течение установленного срока со дня предъявления претензии кредитором предприятие не выплатило свой долг;

-если кредитор убедил суд в том что сумма активов предприятия меньше чем сумма его пассивов.


Выбор времени для возбуждения дела о реорганизации либо банкротства является весьма важным вопросом по нескольким причинам.

При определенных обстоятельствах должник может

контролировать выбор срока для возбуждения дела о банкротстве. В других случаях выбор срока определяется действиями кредиторов и иных третьих лиц.

Во-первых начиная с даты регистрации или начала дела могут вступить в действие определенные механизмы защиты должника и его имущества такие как отсрочка исков возбужденных кредиторами по взысканию имущества должника.


В зависимости от содержания и характера предусмотренных законодательством мер защиты должника и его имущества возможна ситуация в которой должнику необходимо предпринять определенные действия для того чтобы дать ход делу о реорганизации сразу после того как кредиторы возбудили иски о взыскании имущества.


Например по Закону о банкротстве США отсрочка после начала судебного дела предоставляется автоматически и

действует в отношении широкого круга вопросов. В нее входит отсрочка исполнения исков кредиторов по займам с обеспечением в отношении наложения ареста и ликвидации имущества предоставленного в качестве обеспечения.


Во-вторых начиная с даты регистрации дела о реорганизации возможно разделение прав наложения ареста на имущество по претензиям предъявленным соответственно до и после регистрации дела которое может затрагивать порядок очередности их удовлетворения право на получение оплаты а также характер платежей по претензиям.


Выбор момента регистрации дела о реорганизации

обеспечивающего отнесение требований в разряд появившихся до а не после подачи ходатайства может повлиять на

возможность должника разработать план реорганизации.


В-третьих для успешной реорганизации важно до ее начала убедиться в том что должник заручился поддержкой определенных основных кредиторов.


Решающее значение имеет вступление в переговоры с этими основными группами еще до регистрации с целью получения поддержки заинтересованных сторон без нарушения конфиденциальности планов должника по реорганизации предприятия.


Эти переговоры часто проводятся как часть направленных на предотвращение банкротства совместных мероприятий осуществляемых сторонами осознавшими что формальное банкротство является близкой перспективой.

Группа осуществляющая реорганизацию обычно состоит из работников управляющего звена должника и определенных специалистов в области консультирования должников при проведении реорганизации.


Важно помнить что реорганизация является процедурой контролируемой судом что коренным образом меняет управление и методы принятия решений.

В процессе ведения дела о банкротстве специалисты (т.е. бухгалтеры и юристы) будут играть значительно большую роль по сравнению с ролью исполняемой ими вне ситуации банкротства.

Кроме того суд и кредиторы имеют право быть осведомленными об определенных действиях должника. Это увеличивает участие в принятии управленческих действий должника.


Наконец банкротство приводит к сдвигу центра тяжести деятельности работников управления с вверенных им обязательств по отношению к акционерам участникам на обязательства по отношению к кредиторам.

В ходе дела о банкротстве кредиторы имеют право на получение значительной части информации о компании которая обычно вне ситуации банкротства была бы им недоступна. Специалисты по вопросам банкротства играют основную роль при объяснении управляющим процедур связанных с банкротством чтобы уменьшить возникающие трудности.


Возможно возникновение необходимости реорганизации звена управления требований диктуемых процессом реорганизации.


Например чтобы уменьшить затраты или увеличить эффективность управления и доверие кредиторов некоторые административные работники могут быть уволены либо может потребоваться уменьшение их окладов.


Если процедура реорганизации предполагает уменьшение масштабов деятельности компании то потребуется направить дополнительные средства на координацию закрытия заводов или магазинов и сокращения рабочей силы.


В число специалистов нанимаемых должником или доверенным лицом по делу о банкротстве обычно входят бухгалтер юрист и в определенных случаях администратор кризисных ситуаций или консультант имеющий опыт реорганизации финансовой деятельности.

Выбор нужных специалистов важен для исхода дела поскольку они играют большую роль в процессе судебного контроля.

Роль бухгалтера за последние несколько лет резко возросла вследствие возросших требований по финансовой отчетности и понимания того что финансовая сторона деятельности должника является ключевым моментом в оценке перспектив реорганизации компании.


Очень важно обратить внимание в таком процессе на правильность ведения записей должника. Это подразумевает сбор и приведение в систему документов относящихся ко всем активам и пассивам должника подготовленных для регистрации банкротства в форме описей ведомостей финансовых отчетов.


К ним относятся сведения о передаче собственности характер деятельности должника характер судебных процессов имевших место до банкротства местонахождение

бухгалтерских книг записей и фондов.


Кроме того представители должника могут быть заслушаны на собраниях кредиторов на ранних этапах дела. От должника могут потребовать периодического представления отчетов о финансовой деятельности включая отчеты о доходах и убытках движении наличности и балансовые отчеты.


Чрезвычайно важно чтобы на всех этапах дела должник предоставляя кредиторам и суду точную достоверную полную информацию.

Невыполнение этого условия приведет по меньшей мере к утрате доверия кредиторов и суда и поэтому уменьшит вероятность утверждения плана реорганизации.


Это может также привести к отстранению должника от участия в процедуре реорганизации или к переходу дела в форму ликвидационной процедуры. Кроме того сокрытие активов или обман в связи с реорганизацией предприятия могут повлечь за собой уголовное преследование и штрафы.


Должник обязан разработать промежуточный план ведения коммерческой деятельности предлагающий решения по сокращению расходов и другим мерам по восстановлению платежеспособности предприятия.

План ведения коммерческой деятельности должен содержать финансовые перспективы и цели. Администрация и бухгалтерские работники обязаны тщательно контролировать выполнение плана.


Помимо работы с кредиторами имеющими обеспечение (залоговые обязательства) должнику необходимо начать переговоры с другими кредиторами и группами акционеров имеющими отношение к делу.

Наиболее эффективным способом взаимодействия должника с этими группами является создание небольшой группы представителей кредиторов или владельцев акций.


При определении членства в комитете учитываются как объем так и тип претензии. Комитет имеет право найма специалистов для оказания помощи в процессе реорганизации.

Согласно ст.14 Закона «О банкротстве» Кыргызской Республики собрание кредиторов вправе избрать комитет кредиторов в составе 3-7 человек.

До возбуждения дела должник мог заключить определенные контракты например договор об аренде определенной недвижимой собственности. Оценка прибыльности и необходимости таких договоров может быть важной частью составленного должником плана реорганизацию.

Кредиторы могут принять решения об отказе от контрактов или передаче аренды другой стороне принятие на себя должником обязательств по контракту после регистрации дела.

Разработка плана представляет собой эволюционный процесс требующий непрерывных корректировок основанных на изменяющихся на протяжении всего времени проведения реорганизации экономических финансовых и юридических факторах.

Финансовые прогнозы по деятельности должника после реорганизации определяют условия выплаты долга кредиторам в соответствии с планом реорганизации.

Исходные предпосылки финансовых прогнозов могут показать опираются ли прогнозы должника на имевшие место факты или на неизвестные обстоятельства которые могут появиться в будущем.

Должник должен сравнить финансовые прогнозы с результатами получаемыми в случае немедленной принудительной ликвидацией компании- должника.

Если сравнение финансовых прогнозов и результатов возможной ликвидации показывает что выплаты кредиторам будут больше в случае продолжения деятельности предприятия и если оценка обоих вариантов реалистична то такое сравнение является для должника ценным аргументом в пользу утверждения плана кредиторами.


Процедура утверждения плана реорганизации и последствия вызываемые его утверждением обычно определяются законодательно. Процесс утверждения плана имеет три основных аспекта.

Во-первых это характер и полнота предоставления информации которые требуются от должника необходимые для принятия обоснованного решения в отношении плана.

Предоставляемая информация должна включать в себя финансовые и деловые сведения относящиеся к периодам времени до и после регистрации дела о реорганизации.

Полная информация должна содержать также прогноз финансовых показателей на предполагаемый по плану период погашения долгов перед кредиторами.

Страницы: 1 2 3 4