В 1497 г. при правлении Ивана Ш был принят новый свод законов Российского государства – Судебник Ивана Ш . Он отражал усиление роли центральной власти в государстве. Вводилось ограничение права перехода крестьян от одного феодала к другому. Крестьяне могли перейти только за неделю до 26 ноября /Юрьев день/ и неделю после. За уход крестьянин должен был уплатить “пожилое” - плату, за годы прожитые на старом месте. Это первым шагом к установлению крепостного права в стране. В 1550 г. при правлении Ивана 1У был принят новый свод законов – Судебник Ивана 1У. Взяв за основы Судебник Ивана Ш, составители внесли изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян только в Юрьев день и была увеличена плата за “прожитое”, что еще более затрудняло переход. Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. В 1581 г. впервые были введены “заповедные лета” - годы, в которые запрещался переход даже в Юрьев день. В 80-90 г.г. ХУ1 в. все население было включено в специальные книги, и появилась возможность устанавливать, кому из феодалов принадлежит крестьянин. Тогда же был издан указ о запрете переходов крестьян, что означало установление крепостного права. В 1597 г. был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после 1592 г. ( после составления писцовых книг) должны были возвращаться прежнему владельцу. Был установлен срок сыска – 5 лет. В 1607 г. при правлении Василия Шуйского срок сыска беглеца устанавливался в 15 лет. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти хозяина. Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых холопов к их владельцам. В 1649 г. был созван Земский собор, который завершился принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Важнейшим разделом была глава “Суд о крестьянах” : вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. В разделе “ О посадских людях” говорилось об изменение в жизни города. Были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной казни запрещались переходы из одного посада в другой и даже женитьба на женщине из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.
Оброк
– принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся помещиком или государством. Барщина
– принудительный труд на помещичьей земле
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Образ народа в поэме
Образ народа в поэме. Мертвые души. Поэма Мертвые души в творчестве Н. В. Гоголя занимает особое место. Глобальный план. Гоголя показать всю. Россию в разрезе все ее пороки и недостатки.
Описание по картине И. Ижакевича Крепостных меняют на собак
С первого взгляда картина И. Ижакевича «Крепостных меняют на собак» поражает правдивость воссоздания художником тяжелой судьбы крестьян-крепостных. Ужасное явление отобразил художник: бесправных, униженных людей крепостники меняют на собак.
Образы помещиков в поэме Кому на Руси жить хорошо
Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
Казаки 2
Казаки Сочинение-рассказ Слово «казак» означает «свободный воин». Казаки были объединением воинов-крестьян. Они жили в южных степях России и Украины возле больших рек - Дона и Днепра.
Четвертное владение
— вид землевладения в Российской империи. Возникло из поместного. Владельцы этих земель — потомки дворян, служилых людей, получавших землю за службу.
Эксперименты по отмене крепостной зависимости
— случаи освобождения ограниченного количества крепостных крестьян от крепостной зависимости. Носили характер единичных экспериментов, проводимых до момента отмены крепостного права в 1861 г. Проводились с разрешения властей Российской империи по инициативе наиболее влиятельных землевладельцев.
Тотт, Клас
Введение 1 Начальный этап биографии 2 Дальнейшие этапы карьеры 3 Деятельность на посту лифляндского губернатора 3.1 Суть полицейских правил Введение
Общеземский привилей Казимира
Привиле́й 1447 года (Привилей Казимира) — законодательный акт (общеземский привилей) в Великом княжестве Литовском, изданный великим князем Казимиром IV в Вильне 2 мая 1447 года. Значительно расширил права и привилегии шляхты, а также положил начало юридическому оформлению зависимости крестьян от феодалов.
Холерные бунты Закарпатье
Эта статья о волнениях в Закарпатье; о волнениях в Российской империи см.: Холерный бунт. Холерные бунты — антикрепостнические выступления крестьян на Закарпатье в 1810—1815 годах и 1831 году, связанные с эпидемией холеры, голодом и действиями австрийских властей. По причинам, обстоятельствам и времени соотносятся с аналогичными волнениями в Российской империи.
Крестьянская реформа 1861 3
Государство и право в России во второй половине XIX Века. -период буржуазных реформ, которые положили начало превращению монархии феодальной в монархию буржуазную.
Заповедные лета
(от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 года одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг.
Восстание Кастуся Калиновского
Массовое участие в восстание приняла шляхта, которая добивалась возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г., что и было его причиной. Наиболее решительно настроенная часть шляхты связывала осуществление своих целей с подготовкой и проведением вооруженного восстания против самодержавия при поддержке крестьян.
Крестьянская война 2
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1670-1671 ГОДОВ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1670-1671 годов в России охватила Дон, Поволжье и Заволжье, связана с усилением закрепощения. Возглавлялясь С.Т.Разиным, В.Р.Усом, Ф.Шелудяком и др. Участвовали казаки, крепостные крестьяне, посадский люд, нерусские народы Поволжья (чуваши, мари, мордва, татары).
Указ о вольных хлебопашцах
Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных ) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей.
Вандейский мятеж
(фр. Guerre de Vendйe) — вооруженное антиправительственное выступление крестьян из западно-французского департамента Вандея под консервативными католико-монархическими лозунгами весной 1793 года. Одной из причин мятежа называют принудительный набор в революционную армию. В марте 1793 в городке Шоле молодежь расправилась с командиром местной национальной гвардии.
Гуня, Дмитрий Тимофеевич
Дмитрий Тимофеевич Гу́ня (гг. рождения и смерти неизвестны, 1-я пол. XVII в.) — один из руководителей борьбы украинских крестьян и казаков против польской власти в 30-х гг. XVII в.
Крестьяне-дарственники
— бывшие крепостные крестьяне в России получившие в результате Крестьянской реформы 1861 года дарственные наделы. Такие наделы размером не менее 1/4 высшего надела для данной местности, предусмотренного по Положениям 19 февраля, предоставлялись крестьянам безвозмездно по соглашению с помещиками.
Дворцовые крестьяне
— феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12—15 вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.
Восстание Мухи
Восстание под предводительством Мухи — одно из крупнейших восстаний XV века среди украинских и молдавских крестьян. Началось в 1490 году в Молдавии и скоро охватило Галицию и Буковину. Повстанцы нападали на имения феодалов, преимущественно польской шляхты, забирали лошадей, оружие, изгоняли и убивали шляхту.
Временнообязанные крестьяне
Временнообязанные крестьяне — категория («разряд») бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.
Монастырские крестьяне
Монастырские крестьяне — категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года Монастырские крестьяне, например, должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хозяйственные работы.
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Кайминасы
Кайминасы — класс несвободных крестьян в Литве до перехода до крепостного права. Кайминасом становился бывший военнопленный, который арендовал землю у представителя благородного сословия[1]. Также кайминасом мог стать крестьянин, потерявший землю из-за долгов или по какой-либо другой причине[2].
Культурная революция в сельской местности
Ричард Баум смог составить интересную хронологию того, каким образом Великая пролетарская культурная революция развивалась в сельской местности. Он исследовал окончательное пространственное распределение движения. Его документальное свидетельство показало, что большая часть городков коммун и сел, которая испытала перевороты, лежала относительно близко к крупным городам, железнодорожным линиям, главным дорогам или портам, и что, вообще, чем ближе она к ним располагалась, тем ранее она испытала беспорядки Культурной революции.
Народы Прибалтики XVI-XVII вв.
Реферат по истории На тему: Народы Прибалтики XVI-XVIIвв. Данилов Евгений 8 ” ” класса Политическая карта Прибалтики после окончания Ливонской войны стала не менее пёстрой, чем она была до этих событий. Речь Посполитная захватила в своё владение северную часть Латвии (к северу от реки Даугавы) и южную Эстонию, которая в период Левонской войны была занята русскими войсками.
Курс "История Отечества"
Предмет изучения курса "История отечества", периоды в Истории Руси, цель курса "История отечества".
Вилочное восстание
Вилочное восстание — крестьянское восстание в феврале-марте 1920 г., в Закамье, преимущественно на территории Уфимской губернии; было направлено в первую очередь против продотрядов. Название связано с тем, что считалось, что главным оружием повстанцев были вилы и топоры. В эмигрантской литературе встречается название восстание «Черного орла и земледельца» (по названию эсеровской организации, участвовавшей в руководстве восстанием (Ильин-Шаховский, К.
Жакерия
Жакерия (Jacquerie), восстание французских крестьян в 1358.
Образы помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.