Арте́ль — в России добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности, часто с участием в общих доходах и общей ответственностью на основе круговой поруки.
Артели строились на договоре, обычно устном (иногда в большой артели при выполнении длительных и сложных работ — на письменном), содержавшем условия деятельности и обязательства её членов. Артель состояла, как правило, из близких: по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям. Первоначально артели возникали на основе общинных, земляческих, родственных и национальных связей, со временем, особенно с развитием рыночной экономики, эти связи расширялись. Управление артелью осуществлял староста (он же рядчик, подрядчик, батырь, кормщик, атаман, усредник и пр.), которого выбирали на общем собрании из числа наиболее энергичных, знающих и опытных членов артели. Кроме того, артелью избирались один или двое помощников старосты, иногда для контроля за ним — особые «наблюдатели».
Артели создавались для выполнения как разовых, временных (сезонных), так и постоянных видов работ. По характеру работ артели были сельскохозяйственные, промысловые, торговые, строительные, сферы «услужения», биржевые, творческие (артели писателей, художников, артистов) и др.
Артели известны с древности, в документах (духовных и договорных грамотах князей) XIV века названы охотничьи, рыболовные, «сокольничьи» артели. С развитием товарно-денежных отношений и мелкого товарного хозяйства увеличилась число артелей, разнообразилась их деятельность. В документах XVII века говорится об артелях каменщиков, плотников, кузнецов, извозчиков, «ярыжных» (бурлаков и судорабочих), «кортомщиков» (арендаторов земли). В XVIII—XIX вв. складывалась и усиливалась территориальная специализация артелей. На севере и востоке преобладали промыслово-охотничьи артели (рыболовецкие, «тюленьи», «моржовые», звероловов), в Восточной Сибири и на Урале — приисковые по добыче золота, солепромышленные, каменоломные, по изготовлению древесного угля, разработке горных рудников, в центре Европейской России — артели плотников, каменщиков, маляров, валяльщиков, шерстобитов, иконописцев, офеней (мелких торговцев вразнос), камнетёсов, рогожников, шорников, на Волге — бурлацкие, коноводные, крючников, барочников (строителей мелких судов), в Заволжье — артели чабанов, пастухов, «гуртовых» (прогонщиков скота), сельхозрабочих, землекопов, на Украине — «чумацкие валки» (перевозчиков товаров), «забродческие ватаги» (рыболовов), в портах — артели лодочников, «биндюжников» (грузчиков) и пр.
С развитием торговли и промышленности артели стали обслуживать их нужды. В крупных городах существовали артели в сфере услуг для населения — извозчиков, портных, башмачников, посыльных, грузчиков и пр. Ряд железных дорог были построены с преимущественным применением труда строительных артелей. В 1860—70-х гг. получили распространение производственные и творческие артели интеллигенции (например, «Артель художников» и «Артель переводчиц»). В конце XIX века переписи Москвы и Петербурга зафиксировали артели счетоводов, электромехаников, инженеров, бухгалтеров, а также женские артели — продавцов, кассиров, золотошвеек и пр. Иногда в артелях практиковался наём рабочей силы, коллективным нанимателем становилась вся артель.
Иногда артели трансформировались в кооперативные товарищества, члены которых уже не были заняты совместным трудом, но организовывали совместный бизнес в сфере сбыта, транспортивки, закупки сырья, использования инструмента и машин и т. д. В 1866 г. кооперативный деятель Н. В. Верещагин создал одну из первых подобных артелей — сыроваренную в селе Отроковичи Тверской губернии. К концу XIX века число «кооперативных» артелей сократилось в связи с созданием широкой сети магазинов, складов и прокатных пунктов сельхозмашин. С 1880-х гг. возникали маслодельные артели, которые широко распространились в Западной Сибири, Прибалтике, Вологодской губернии. К концу XIX века в России насчитывалось свыше 3 тыс. маслодельных артелей, в том числе 2 тыс. в Сибири. В 1906—07 из хозяйств с одной коровой участвовали в маслодельных артелях 30 % дворов, с двумя коровами — 69 %, с 10 и более — 96 %.
В советское время до середины 60х годов колхозы именовались сельскохозяйственными артелями. В промышленности и сфере услуг существовали промысловые артели.
В 70-80-е годы XX века единственным разрешённым видом артелей были старательские артели по добыче золота. Крупнейшее российское предприятие по добыче золота — АО «Полюс Золото» — выросло из артели.
Источник: ru./wiki/Артель
Другие работы по теме:
Предприятие "Вятский сувенир" - родитель нолинской матрешки
Изучение истории возникновения и развития предприятия "Вятский сувенир". Становление современной нолинской матрешки. Размеры и особенности финансовой поддержки предприятия за счет областной целевой программы поддержки и развития предпринимательства.
Астафьев в. п. - царь-рыба астафьева
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки.
Самосохранение руководителя
Умение разбираться в людях и опираться на здравый смысл – главное качество хорошего руководителя. Чувство самосохранения защищает его от сладких грёз и духовных песнопений про новую миссию менеджера.
Запечатлённый ангел
Автор: Лесков Николай. На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».
Толстой Разговор с прохожим
Лев Николаевич Толстой Разговор с прохожим Толстой Лев Николаевич Разговор с прохожим Л.Н.Толстой РАЗГОВОР С ПРОХОЖИМ Вышел рано. На душе хорошо, радостно. Чудное утро, солнце только вышло из‑за деревьев, роса блестит и на траве, и на деревьях. Все мило, и все милы. Так хорошо, что умирать не хочется.
Толстой Пора опомниться
Лев Николаевич Толстой Пора опомниться ! Толстой Лев Николаевич Пора опомниться ! Л.Н.Толстой ПОРА ОПОМНИТЬСЯ! Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство, и, несмотря на это, с каждым годом все больше и больше распространяется употребление спиртных напитков и происходящее от него пьянство.
Жостовская роспись
Text Graphics Жостовская Роспись Graphics Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине. В 1825 художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Иркутские "Третьяковки"
Ученый мир Иркутска встречал хлебом-солью знаменитых людей со всех концов земного шара. Первая в Сибири картинная галерея В.П. Сукачева. Картины Пескова, Яковлева, Айвазовского, Маковского, Трутовского.
Городецкая роспись
История возникновения и развития ремесел села Городец. Особенности росписи как искусства оформления плоских поверхностей, его самобытность, расцвет, упадок и возрождение. Функциональное назначение городецких изделий, традиционные мотивы и образы.
Ростовская финифть
Шеренков Роман Николаевич Реферат по ИЗО Раздел "Народные промыслы" Тема "Ростовская финифть". Ростовская эмаль. В конце 18 века в одном из монастырей Ростова была организована небольшая мастерская. Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникой исполнения: Тарасов, Буров, Всесвятский, Архаров.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Крамской И.Н.
Художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель критического реализма.
Великоустюжская чернь
Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.
Холуйская миниатюра
Работа в отрыве от конкретной вещи оказала существенное воздействие и на пути развития стиля холуйской миниатюры. Она уводила живописцев Холуя от решения декоративных задач, неизбежно толкая на путь подражания станковой живописи.
Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино.
Кадомская вышивка
Россия, которая при Петре буквально ворвалась на европейский рынок, по мнению государя, не могла позволить себе такой роскоши: ввозить из-за границ все необходимое - от пушек до "розоватых брабантских манжет".
Николай Лесков. Запечатлённый ангел
На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях.
Лепарский, Станислав Романович
Введение 1 Военная служба 2 В Сибири 3 Память 5 Источники Лепарский, Станислав Романович Введение Станислав Романович Лепарский (1754—1837) — русский генерал, комендант Нерчинских рудников.
Некрасов, Всеволод Николаевич
Введение 1 Биография 2 Книги 3 Признание Список литературы Введение Все́волод Никола́евич Некра́сов (24 марта 1934, Москва — 15 мая 2009, Москва) — русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров «второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма».
Русская артельность
Известно, какую благотворную роль в отечественной истории, приращении могущества Государства Российского сыграли община, артель. Пагубные последствия уничтожения общины предвидели великие мыслители России.
Раскол и старообрядчество
Церковная реформа и борьба с ней. Духовный потенциал старообрядчества.. Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.
Характеристика с. Петропавловка
План: 1. Время и причины возникновения 2. Особенности развития в дореволюционный и послереволюционный периоды 3. Значение в хозяйстве области 4. Какие изменения произошли с социальной жизни села
Теория и история кооперативного движения 2
Теория и история кооперативного движения. Предмет и основные понятия названной дисциплины. Виды кооперативов и их признаки. Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов. Каждый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация- кооперация участников.
Писемский А.Ф.
Прозаик. Родился 11 марта (23 н.с.) в селе Раменье Костромской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы провел в Ветлуге, где его отец, подполковник в отставке, служил городничим.