Россия, которая при Петре буквально ворвалась на европейский рынок, по мнению государя, не могла позволить себе такой роскоши: ввозить из-за границ все необходимое - от пушек до "розоватых брабантских манжет". Уже тогда было замечено, что такой российский импорт способен стать причиной разорения землепашества и едва ли не заводов и мануфактур Империи. Петр тенденцию уловил, опасность почувствовал и издал указ (благо, что в те времена царские указы в отличие от нынешних президентских безропотно выполнялись). Как пушки научились отливать сами и парусину ткать в Хамовниках, так и кружева было приказано плести не хуже венецианских в Кадоме.
Через моря и реки, собрав и бережно уложив в дорожную котомку иголки, нитки да кружева, несколько монахинь добрались из Венеции в Кадом. Ознакомились не без удивления с красотами местной Швейцарии и приступили к делу. Стали обучать местных женщин, так не похожих на итальянок, - синеглазых да круглолицых, плести иглой сказочные узоры.
Такова легенда о возникновении кадомского вениза - уникальной игольчатой вышивки белым по белому, только в названии которой угадывается имя далекой столицы дожей - Венеции. Почему выбор пал именно на Кадом - уже тогда затерянную в лесах глубинку да место царевой ссылки еще со времен Ивана Грозного, об этом легенда умалчивает. Может, подвернулся государю под горячую руку кто-то из местных дворян, кого царь то ли наказал, то ли облагодетельствовал новым госзаказом. А может, перехватил у Петра Алексеевича выгодный государев заказ разворотливый местный купчишко. Об этом нам остается только гадать.
Но вениз порожден потребностями российского рынка. Поощрение полезных, новых видов производства, промыслов и товаров было составной частью господствовавшей тогда в Европе экономической концепции меркантилизма. Вениз начал развиваться почти три века назад как кустарный промысел, таковым и оставался до самой революции. Даже когда в XVIII в. крепостничество, государственное регулирование пронизали всю российскую промышленность, промыслы продолжали жить по законам капиталистического рынка. Именно из них выросло производство ивановских ситцев, павловопосадских шалей и кузнецовского фарфора. Кадомский вениз из этой же породы.
Советская власть кустарничества не терпела. В 1927 г. 25 вышивальщиц объединили в промыслово-кооперативную артель "Пробуждение", ставшую со временем просто швейной фабрикой. Через 30 лет продукция предприятия была представлена на международной выставке в "кружевной Мекке" - Брюсселе и в Монреале. К тому времени кружево перестало быть основной продукцией "Пробуждения". В то же примерно время ушла навсегда из жизни другая вышивка - филейная. Расшивали тогда ею шторы, салфетки, покрывала она и дамские перчатки. Мы уже и представить себе не можем, какими они были, и с трудом припоминаем, как называются кружевные дамские перчатки без пальцев. Оказывается, митенками. Они вновь недавно вошли в моду. Только в Кадоме их давно уже не выпускают: забыли, как это делается. Отказались от них по одной простой причине - дорого, изделия не находили сбыта. Продукция кадомских мастериц всегда была предназначена для людей обеспеченных, относилась к предметам роскоши. И никак не хотела приспосабливаться к неприхотливому советскому быту. Надобность в кружевных изделиях, выполненных в технике вениза, надолго отпала. Только музеи изредка закупали изделия кадомских вышивальщиц, да делались заказы для выставок народного творчества.
К концу 70-х годов опомнились наконец и занялись возрождением вениза. К этому времени он на русской почве разительно изменился. Уже не "гуляка праздный" венецианец. Земля рязанская, знаменитая своей уникальной яркой, многокрасочной вышивкой, такой традиции не знала. Российские крестьянки никогда не украшали свои сарафаны и рубахи венизом, как, впрочем, и ростовским золотым шитьем. В этом уникальность судьбы вениза - народного промысла, родившегося в Новое время. Русские вышивальщицы выдумали белошвейные узоры на снежной белизне полотна, внесли в орнамент российские мотивы, обогатили технику игольчатой вышивки, имитирующей плетеное кружево. И все же вениз нетрадиционен. И возродить его удалось только потому, что были живы еще вышивальщицы, знавшие, как творить это чудо на полотне, остались в музеях да старинных сундуках вещи, вышитые венизом.
Работы кадомских мастериц пользуются неизменным успехом. Скатерти, панно, салфетки, полотенца и другие изделия неоднократно демонстрировались на международных и российских выставках и отмечались наградами.
Другие работы по теме:
Вышивка крестом
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Творческий проект по технологии «Вышивка крестом» Выполнила
Шкатулка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Уканская средняя общеобразовательная школа Ярского района Удмуртской Республики Творческий проект
Вышивка гладью
Ученицы 8 класса Шостак Кристины Руководитель: Шостак Н.П. Содержание: Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и её формулировка.
Вышивка крестом 2
Ученицы 6В класса МОУ СОШ № 99 Шестаковой Анны Учитель Николаева И.Б Творческий проект Вышивка Челябинск 2010 Введение Обоснование возникшей проблемы
Котик - круглый животик
МОУ « Тавровская средняя общеобразовательная школа Белгородского района » Творческий проект « Котик - круглый животик » Выполнила : Ученица 8 «Б» класса
Оберег
Наши древние предки обожествляли природу и верили в существования добрых и злых сил в ней. Стараясь защититься от зла, люди создали для себя целую систему оберегов. Что это такое? Берегиня, обереги - это давние добрые символы. С их помощью народ сохранил свою родословную память, историю, культуру. По давним представлениям предков, мир состоял из трех частей: небесная часть с божествами, которые жили на ней, а также светилами - солнцем, месяцем и звездами; земная - с человеком и землей, на которой она жила; подземная - с духами зла, смертью, душами умерших родственников.
Украинская вышивка
Вступление Украинская народная вышивка является одним из наиболее распространённых и доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде замечательных разнообразных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.
Азербайджанская вышивка
Техника и композиция азербайджанских вышивок своими корнями уходят в глубокую древность и являются доказательством преемственности культуры народа.
Прямой крой в народном костюме
Содержание: Прямой крой в народном костюме. Схема кроя крестьянской рубахи. 3.Виды покроя и декоративного оформления народных рубах. 4. Схема кроя женской рубахи с прямыми поликами.
Пояс в русском народном костюме
Среди различных видов прикладного искусства нашей страны изготовление поясов занимает одно из главнейших мест []. Такие изделия различались по ценности материала, по искусству его обработки и по художественности выполнения. Это искусство постоянно совершенствовалось в тонкости выработки, в красоте окраски и декорировании.
Народная вышивка русского Севера
Издавна вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а этот цвет в народном представлении связан с Солнцем, дарующим тепло и свет, которые так необходимы людям, живущим в трудных климатических условиях.
Украинская вышивка: от древности до современности
Традиция украшать одежду и предметы быта вышивкой в Украине насчитывает столетия. Древние летописи и результаты археологических раскопок говорят о том, что вышивали на территории современной Украины еще с тех времен, когда она не была единым государством
Изготовления картин, вышитых крестом
Основы изготовления картин, вышитых крестом. История возникновения картин, вышитых крестом. Генезис орнаментов в картинах, вышитых крестом. Цветовая гамма вышитых картин. Изготовление картины. Выбор изделия. Экономическое обоснование эффективности.
Вышитые работы как вещь культуры
Вышивание – одно из первых проявлений декоративного искусства. Техники вышивания как уникальный носитель национального своеобразия народа. Световые и цветовые проводники. Фетишизация носителей и ее обратное действие. Анализ символики вышитого рушника.
Искусство русской народной вышивки
Понятие оберегов у языческих славян как предметов и явлений природы, составляющих основу их верований. Пошив с магическими предосторожностями рубахи, непосредствен прилегавшей к телу. Язык русской народной вышивки. Виды традиционного мастерства.
История одежды: редингот
В последние годы мода не раз обращалась к прошлому. Возникал, например, интерес к стилю 20-х, 30-х или 50-х годов. Но есть формы, которые существуют в истории костюма довольно долго, так как интерес к ним то усиливается, то ослабевает.
А. Яшин. Вологодская свадьба
Невесту Галю почти невозможно разглядеть — так она носится по дому: много работы. В деревне она считалась одной из лучших невест. Достоинства её — недородной, нерослой, несильной — в том, что она из очень работящего рода.
Нижнее бельё
План Введение 1 История 1.1 Древний мир и античность 1.2 Средневековье 1.3 Возрождение 1.4 XVIII и XIX века 1.5 XX век Список литературы Введение Нижнее бельё — общее название интимных предметов одежды, надеваемых на голое тело под верхнюю одежду.
Архангельск
Архангельск основан в 1584 году по Указу Ивана Грозного. С начала XVII века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России.
Карачаевцы
Коренное население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи.
Салехард
Салехард - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа, член Союза исторических городов России. Находится в 2436 км к северу от Тюмени.
Карелы
Карелы, народ в России. Численность - 124,9 тыс. чел. Коренное население Карелии.
Марийцы
Cамоназвание мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Даргинцы
Даргинцы (самоназвание даргон - даргонти или литературное дарган - дарганти; собирательно, народ - дарго) - один из крупных народов Республики Дагестан, часть его коренного населения.
Кубачинцы
Кубачинцы (самоназв.: угбуган, угбуганти, уг`буг), народ в России, жители поселка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 чел.); живут также в городах Кавказа и Средней Азии.
Цахуры
Цахуры, народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность - 20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.