Живописное искусство Германии

Рефераты по архитектуре » Живописное искусство Германии

Живописное искусство Германии

С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были

вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное

направление и в условиях реакции многие художники становятся на прими-

ренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение

прогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явления романтического искус-

ства проявились в области портрета и пейзажа.

Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа

Отто Рунге ( 1777-1810) работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу

гамбургских романтиков-литераторов сам видный теоретик живописи

уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний автор

трактата "Цветовой круг" Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к

построению сложных надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико-

-музыкальной поэме в цикле композиций "Четыре времени суток" но

действительно живые образы создал обратившись непосредственно к натуре.

В "Автопортрете" (1805) поэтическое восприятие действительности

сочетается с зоркостью взгляда аналитика со строгим и точным

мастерством рисунка.

С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж на фоне

которого представлены старики-родители художника около которых при-

мостились их внуки -"Портрет родителей"(1806 Гамбург Кунстхалле) .

Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков резким контра-

стом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети глядящие на мир широ-

кооткрытыми глазами. Свое уважение перед человеком озабоченность за

егосудьбу восхищение перед богатством и красотой родной природы пере-

дает Рунге в этом свое произведение.

Природа стала главным объектомом изображения Каспара Давида Фридриха

(1774-1840) чья деятельность протекала главным образом в Дрездоне . В

своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение перед величием при-

роды а также переживание полные мрачного раздумья пессимизма. Излюб-

ленные мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады которые он

пишет в различное время дня любуясь их плавными очертаниями игрой

света переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо

восходящего солнца они подчас утрачивают свое материальность превра-

щаясь в подобие миражей -"Горный пейзаж".

В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого рарода про-

тив наполеоновского завоевание -"Могила Арминия"(1813) и растущая реак-

ция сковывающая творческие силы нации -"Гибель "Надежды" во льдах"

(1822 обе - Гамбург Кунстхалле).Человек в пейзажах Фридриха-маленькая

одинокая фигура затеренная в необъятных просторах холодного необжитого

мира или пассивный наблюдатель созерцащий туманные дали уносящийся в

мечту -"Двое созерцающие луну"(1812-1820 Дрезден Картинная галерея).

Более радосным настроением отличаются картины природы родного Фрид-

риху селения. Поэтично залитые солнцем "Луга Грейфсвальдом"(1820-18309

Гамбург Кунстхалле) напоминающие чудесные описания природы у писателей

и поэтов-романтиков.

Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произ-

ведениям немецкого искусства середины 19 в.

Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа

Менцеля (1815-1905) сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика

с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов Менцель

стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Мен-

целя-живописца проявились в картинах и этюдах написанных непосредст-

венно с натуры в широкой свободной манере: "Комната с балконом"(1845)

"Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847 обе-Берлин Национальная гале-

рея) где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод.В 1840г.

он предпринял громадный труд по иллюстрированию "Истории Фридриха Вели-

кого" Ф. Куглера создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дере-

ве) лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших

немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привле-

кает достоверность в обрисовке исторической обстановки костюмов умение

схватить характерное. И все же художник как и историк не избежал черт

идеализации в характеристике Фридриха представленного в виде справедли-

вого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель обращается и в живо-

писи. Самая живая из цикла картин посвященных Фридриху 2 -"Круглый стол

в Сан-Суси" (1850 не сохранилась). Художник рисует изысканное общество

окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый

французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца сво-

бодно сгруппированы вокруг стола собравшиеся и все же черты однообразно

описательной манеры присутствуют и здесь.

Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства

укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый

интерес к современности во всем разнообразии проявлений.В его искусстве

находят отражение события революции 1848г. Он пишет "Почести погибшим в

Мартовские дни" (1848 Гамбург Кунстхалле) обнаруживая свои демократи-

ческие настроения сочувствия жертвам восстания.Он создает "Железопрока-

тный завод"(1875 Берлин Национальная галерея) одну из первых в запад-

ноевропейской живописи картин жизни рабочего класса индустриального

труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех заво-

да станки и освещенных пламенем печи рабочих условия их тяжелого из-

нурительного труда. Тут же в цехе примостившись за листом железа зака-

нчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость жи-

вописи не снижают громадного значения этого произведения показывающего

коллективный труд индустриальных рабочих своеобразную мощь и красоту

машин.

Многочисленные подготовительные рисунки к картинам сделанные с нату-

ры характеризуют Менцеля как одного из самых крупных со времен Дюрера

рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей костю-

мов обстановки и живые наброски людей пейзажей интерьеров исполнен-

ные углем и карандашом пером и кистью.

Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии.

Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его "одним из самых

великих художников". Однако творчеству Менцеля присущи черты ограничен-

ности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его истори-

ческих полотен за которыми подчас стушевывается главное а прославление

реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии выдвигающейся среди кингло-

мерата немецких государств.

После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и образования Герман-

ской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в строне разве-

ртываются большие строительные работы. Офицеальное искусство прословля-

ющее монархию идет по пути все большего отхода от действительности в

мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в

труднех условиях нарастающей реакции.

Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает

Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда проблеме све-

товоздушной среды и пространства приводит его к созданию картины :"маль-

чик савояр"(1869 Ленинград Эрмитаж) "Общество за столом"(1870 - 1873

Кельн Музей). Далекие от социальной заостренности они правдиво изобра-

жают крестьян баварских деревушек привлекая серебристой тональной живо-

писью. В позних своих работах Лейбль переходит к импрессионистической

манере живописи распространяющейся в Германии.