Церковь Троицы "в Никитниках"
Дата создания: 1634 г. - 1651 г.
Местонахождение: Москва
Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика
Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты Мученика "на Глинищах" (уцелевшая при пожаре местная икона "Никита Воин с житием" 1579 г. была перенесена Г. Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный придел которой был посвящен Никите Мученику). Храм был возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904 г. в подклете центрального четверика был устроен придел во имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654) хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда называли церковью Грузинской Богоматери.
Церковь Троицы "в Никитниках" типичный памятник второй четверти XVII в. Это бесстолпный, пятикупольный храм на высоком подклете (центральная глава световая). По традиции с северо-востока и юго-востока к основному четверику примыкают два придела (значительно больший северный имеет трапезную, как и главный храм). Шатровая колокольня (в связи с размерами участка и местоположением церкви относительно улицы, куда она выходит южным фасадом) отнесена в северо-западный угол и соединена с трапезными крытой галереей-папертью. Все эти части храма образуют очень живописную асимметричную группу, напоминающую хоромы древнерусского деревянного зодчества.
Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в., что такие "хоромные" крыльца стали пристраивать и к более древним памятникам. Близость форм декора крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон южного фасада и внутренних порталов церкви к декору кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все элементы этого сложного комплекса храма были отстроены одновременно. Завершенная в 1634 г. церковь, находившаяся при усадьбе Г. Никитникова, по-видимому, имела вход со стороны двора (входной западный портал восходит к северному порталу Благовещенского собора Кремля , но без его декора, и, вероятно, был отделан до внутренних порталов северного и южного приделов, украшенных пышной белокаменной резьбой, иначе трудно объяснить его скромные формы).
Южный придел, который был родовой усыпальницей Никитниковых, сообщался только с храмом и также не имел входа со стороны улицы, хотя и выходил на нее своими фасадами. В дальнейшем церковь была "выведена" на улицу тогда, надо думать, и были сооружены шатровое крыльцо, галерея, возможно, трапезная северного придела и усилена пышность декора южного, ставшего теперь главным фасада за счет двух сложно скомпонованных резных наличников. Произошло это уже после 1636 г., то есть после постройки Теремного дворца, знакомство с формами которого обнаруживают все эти нововведения. К 1652 г. переделки должны были быть завершены, так как в этом году уже приступили к росписи стен (кроме того, в духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23 сентября 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и написать иконы для иконостаса, следовательно, сама церковь к этому времени уже была полностью отстроена).
Богатое декоративное убранство фасадов церкви, приделов и колокольни представляет соединение старых и новых форм: ярусы кокошников уживаются с развитым антаблементом и сдвоенными полуколонками, подчеркивающими поэтажное членение; в чрезвычайно разнообразных обрамлениях окон сосуществуют традиционные формы полуколонок с кокошниками, фронтончатые наличники и "хоромные" наличники с пышным растительным орнаментом; в белокаменный декор вводятся цветные изразцы. Хорошо сохранившаяся роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как предполагают, ее авторами были те же мастера Я. Казанец, И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668 гг.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского собора). Росписи обнаруживают знакомство их создателей с гравюрами Библии Пискатора, изданной в Амстердаме в 1650 г. Стенопись церкви Троицы "в Никитниках", многоцветная, свободная от канонов, насыщенная бытовыми деталями, стала образцом для росписей церквей второй половины XVII - начала XVIII в. ряда городов Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды. Особого внимания заслуживает роспись придела Иоанна Богослова на тему Апокалипсиса, отличающаяся бурной динамикой, страстной патетикой и драматизмом. Среди икон местного ряда следует отметить образ "Богоматери Владимирской" ("Древо государства Московского") С. Ушакова и "Благовещение с акафистом" (1659) письма Я. Казанца, С. Ушакова и Г. Кондратьева.
Другие работы по теме:
Архитектурный диктант
При изучении темы Знаки препинания очень важно иметь в своем распоряжении тексты, которые обеспечивали бы достаточный уровень сложности, охватывая максимальное количество случаев включения оборотов в структуру предложения.
Церковь Симеона и Анны
Цйрковь Симео́на и А́нны (официальное название — церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) — действующая православная церковь в Санкт-Петербурге, находящаяся на углу улицы Белинского и Моховой улицы, памятник архитектуры, один из старейших храмов Санкт-Петербурга.
День Святой Троицы
День Свято́й Тро́ицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Икона святой троицы рублев
«Троица» — икона Святой Троицы , написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ, чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Усадьба Троицкое
В Троицком сохранился ансамбль из двух церквей: деревянной Троицкой церкви, переосвящённой в 1999 г. во имя прп. Сергия Радонежского и Троицкой каменной.
Усадьба Ельдигино
Усадьба Ельдигино расположенно севернее Пушкино есть два основных пути, через пос. Зеленоградский или Алёшино, что рядом с "малым бетонным кольцом" [А107]. Этот, малоизвестный до не давних пор уголок Подмосковья имеет интересное прошлое.
Церковь Святой Троицы в Ивашево
На 43 версте от Москвы по Владимирскому тракту с древних времен стояло поселение Федотово, числившееся за Андреем Клешниным и Борисом Хохловым. В 1618 г . оно было пожаловано князю Григорию Борятинскому, сыну опричника Ивана Грозного.
Зарядье
Зарядье – один из крупнейших уголков Москвы, находящийся в южной части Китай-города. Это место получило такое название, потому что расположено за торговыми рядами.
Храмы Живоначальной Троицы в Москве
Почитание Святой Троицы в Русской земле началось со святой равноапостольной княгини Ольги, воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.
Идеальный образ святого в русской литературе
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Монастырь Святой Троицы под Овчаром
Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе
Церковь Ризположения
В северо-западном углу площади, укрывшись за Грановитой палатой и громадой Успенского собора, стоит небольшая однокупольная изящная церковь. Первое упоминание о ней относится к середине XV столетия.
1785 год
— невисокосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События 1 января — начала выходить газета «Таймс» (под названием «The Daily Universal Register»).
Капелла часовня
Капе́лла (от лат. capella уменьшительное от лат. сарра) — тип католического храма, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня для молитв какого-либо знатного семейства.
Витославлицы
Введение 1 История села 2 Создание музея 3 Галерея музейных зданий Список литературы Введение Витосла́влицы — Новгородский музей народного деревянного зодчества, расположенный около Юрьева монастыря в нескольких километрах от Великого Новгорода, на южном берегу озера Мячино.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Русское узорочье
Введение 1 История 2 Основные характеристики 2.1 Композиция 2.2 Кровли 2.3 Крыльцо 3 Декор 4 Примеры Список литературы Введение Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Конфликты в храме Гроба Господня
Конфликты на территории храма Гроба Господня возникают по причине того, что его помещения, включая алтари и почитаемые святыни, разделены между следующими христианскими церквями:
Бомон-ле-Роже
Бомон-ле-Роже (фр. Beaumont-le-Roger) — коммуна во Франции, расположенная в департаменте Эр в Верхней Нормандии. История Первоначально Бомон-ле-Роже — сеньория, входившая в состав герцогства Нормандия. В 1008 году она была передана жене герцога Ричарда II Юдит Бретонской, которая подарила её аббатству Берне.
Мемориальная церковь Мартина Лютера Берлин
План Введение 1 История церкви 1.1 В Третьем рейхе 1.2 Послевоенный период 2 Архитектура 3 Интерьер Список литературы Введение Мемориальная церковь Мартина Лютера (нем. Martin-Luther-Gedдchtniskirche) — лютеранская церковь в южном Берлине. Первоначально заложенная как приходская, в 30-е годы церковь стала одним из центров немецких христиан, что нашло отражение в оформлении здания.
Кельтская церковь
План Введение 1 История 2 Особенности Введение Кельтская церковь — общее название для христианской церковной организации Ирландии, Британии, Уэльса, Шотландии и Бретани, бытовавшей во второй половине первого тысячелетия — начале второго тысячелетия нашей эры.
Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея
Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов). Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов.
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Архангельск 3
Архитектура, достопримечательности Город вытянут вдоль набережной Северной Двины. С 1794 город начал застраиваться по регулярному плану, включившему ранее построенные каменные здания в систему нового городского пространства с широкими улицами, параллельными набережной. Современный Архангельск заново отстроенный по проекту 1950 город-порт, сохранивший основую сеть улиц, но с увеличением до 40 км протяжённости вдоль Северной Двины.