...Где рос кипарис, где тюльпаны цвели,
Амир Хосров Дехлеви, «Восемь райских садов»
В течение всего исторического периода развития Китая прослеживается близкое культурное сходство с Японией. Японцы были ошеломлены силой китайской культуры. Все китайские формы: администрация, обычаи, архитектура, живопись, скульптура и ландшафтное садоводство – были умышленно скопированы японской аристократией и духовенством.
САДОВОЕ ИСКУССТВО
— уникальное явление, представляющее тщательно разработанную философско-эстетическую систему осмысления Природы
как универсальной модели мироздания.
Благодаря этому любой китайский сад — будь то средневековый храмовый или современный декоративный — содержит в той или иной степени отзвук Абсолюта
. Вода, камни, деревья, кусты, мхи, цветы, травы являются для устроителя сада не просто материалом, а частицами Вселенной, обладающими сокровенной значимостью.
Впервые слово «нива» (сад) встречается как обозначение пустого пространства, предназначенного для поклонения богам. Согласно синтоизму, весь мир, окружающий человека, населен множеством божеств, обитающих в огромных камнях, старых деревьях, горах, водопадах, озерах, колодцах. Почитались не только сами объекты, но и пространство вокруг них. Особое отношение к пространству станет основополагающим принципом в китайских садах.
Сады, как и другие виды искусства, развивались в соответствии с ходом времени и изменениями в обществе. Но всегда в них главными элементами были вода и камни. Вода является символом отрицательной, женской, темной, мягкой силы инь, а камни — светлой, мужской, положительной, твердой силы ян. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему дуалистическому представлению, являются основой существования мира.
В культуре сложились три характерных типа китайского сада: холмистые, ровные и чайные
.
С середины I тысячелетия под влиянием буддизма сады стали символическим выражением буддийской Вселенной. Центром ее считалась гора, которую в саду обозначал небольшой холм посреди пруда, повторявшего священное озеро Мунэцуноти. Камни в пруду изображали девять островов и восемь морей буддийского космогонического мифа.
Свойственное китайской культуре тяготение к лаконичности способствовало сокращению и садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы инь-ян, но реальную воду символически заменили песок и гравий.
Для того чтобы успокоить ум, человек обращается к медитации. «Сядем в тишине и погрузимся в созерцание сада камней
...»
И тогда, человек может увидеть вместо площадки с камнями бескрайнюю водную гладь с выступающими пиками гор или их же, возвышающихся над пеленой облаков... «Сосредоточившись на неподвижном, ощущаешь движение высших ритмов».
Культура создала еще один замечательный вариант сада — чайный. Сад, расположенный перед входом, а точнее, ведущий к входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо. Эстетика сада в данном случае целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии, базирующимися на принципах простоты, скромности, естественности, неброского очарования... Этот ритуал приобрел здесь особое значение, возникли особые элементы: извилистые, поросшие мхом, выложенные камнем или другим материалом, дорожки, а также сделанные из камня светильники, ставшие впоследствии одним из символов китайского сада.
Известна история о великом мастере чайной церемонии Сэн-но Рикю (XVI в.) и его сыне. Рикю поручил сыну убрать сад. Тот добросовестно подмел там, вымыл фонари, камни дорожки, но отец каждый раз говорил, что убрано еще несовершенно. Когда сын уже не знал, что делать, Рикю подошел к алевшему осенней листвой клену и тряхнул его. Яркие звездочки кленовых листьев придали всему саду одухотворенную поэтичность.
Для китайского сада характерна эстетика детали, доведенной до совершенства. Его основные элементы: изогнутый или лежащий прямо над водой мостик, беседки, павильоны с красными крышами, камни, извилистые дорожки и, конечно же, неповторимый ассортимент растений. Здесь культура сада, как японская, так и китайская очень похожи, сливаются в одну, тем не менее, у японцев прослеживается более «естественный» подход к его созданию.
Пожалуй, японский же сад можно сравнить только с японской икэбаной, когда своим искусством мастер заставляет задуматься, остановиться, на мгновенье потерять отсчет времени. А цветы мастер ставит так, что они выглядят абсолютно естественными.
Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно всем элементам сада, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.
Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плачущие ивы, олицетворяющие животворящее начало ян. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные: внимание наблюдателя привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.
Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший в Китае титул "царя цветов", поскольку он считался чистым воплощением начала ян
.
Пассивное начало инь
в цветочном царстве было представлено хризантемой, символом покоя и долголетия.
Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира.
В современном искусстве фэн-шуй считается, что недавно спланированные и предназначенные для продажи садовые участки лишены благотворной энергии ци
. Если участок лишен растительности, он открыт всем ветрам, которые разгоняют ци
, не позволяя ей накапливаться. Вечнозеленые растения, символизирующие благородство и долголетие, традиционно считаются лучшими для накопления ци
. В общем и целом, наиболее благоприятными с точки зрения фэн-шуй являются многолетние растения с пышной листвой, регулярно цветущие и плодоносящие.
В Китае идеальным человеком считается тот, кто находится в согласии с природой, стремится к покою, к тишине, простоте. «Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».
Япония много взяла из китайской философии и религии: конфуцианство, даоизм, буддизм. Изречение: «Не делай другому того, чего ты не желаешь себе» – принадлежит Конфуцию.
В китайской культуре дом и сад – это единое целое, олицетворяющее единство внешнего мира с внутренним. Дом в Китае — не просто дом, а прообраз Неба. Сад — отражение рая. А поскольку мудрые китайцы говорили, что рай безыскусен, в организации сада особенно ценилась естественность — способность выявить и усилить изначальные свойства вещей, «дать завершение небесной природе». Поэтому в Китае растения не подстригали и не выравнивали, как в английских садах, – пусть растет, как растет. Этот принцип восходил к более глобальному — принципу сохранения равновесия и гармонии. Асимметрию сада дополняла архитектура, подчиненная, в отличие от растений, строгим законам геометрии.
Внутреннее убранство дома тоже не было случайным. Тяжелые предметы мебели занимали строго определенное место, причем их устанавливали симметрично — попарно или в виде тройных композиций. Например, как бы разделенный на две половинки шкаф, стол с двумя стульями по бокам, курительница с двумя вазами. Курительнице придавалось особое значение. Ее рекомендовалось несколько раз в день переносить с места на место, чтобы символизируемый священным предметом покой сочетался с подвижностью. По словам мудреца, расположение предметов должно создавать впечатление «живой изменчивости». И тогда «бесчувственные вещи пробудят чувство». Поэтому в китайском интерьере такое важное место занимают ширмы, которые постоянно переставляются с места на место и преображают помещение.
Затем – инкрустация и роспись, вышивка. Шкафы и комоды, спинки стульев, крышки шкатулок должны быть украшены изображениями пейзажей. На столах, подносах, в цветочных вазах, где росли карликовые деревья, лежали камни. И подушки, подушки, подушки, расшитые различными узорами… Чем больше, тем лучше.
В каждом китайском доме обязательно имелось множество ароматных палочек на все случаи жизни. «С их помощью в часы уединенной беседы о премудростях древних очищаешь сердце и водворяешь безмятежность в душе; читая ночью при свете фонаря, прогоняешь дрему и тревоги; ведя доверительный разговор, укрепляешься в своих чувствах и поверяешь свои сокровенные думы».
Важный элемент архитектуры и оформления традиционного китайского дома — украшение дверей и окон. Дверные проемы обязательно должны быть широкими и находиться друг напротив друга. Часто встречались двери причудливой формы — в виде круга или, например, восьмиугольника. Круглые («лунные») двери символизировали совершенство бытия и напоминали о том, что «возвращение в Небо» есть обычный переход из одного состояния в другое.
Китайские сады
— поистине пространство для стихий и воображения, своеобразные окна в иную реальность. В то же время они остаются садами, в которых человек может любоваться бесконечной красотой Природы.
Другие работы по теме:
Дао
Дао (китайский) Путь. Закон мироздания. Высший нравственный принцип. Абсолют. Неперсонифицируемое начало, проявляющееся как гармоничная самоорганизация мира.
«Сан-Го-Чжи»
«Сан-Го-Чжи» (История трех царств, 220—277) — исторический роман, занимавший и частью продолжающий занимать в китайской литературе место, близкое к «Илиаде» Гомера. Посвящен эпохе троецарствия.
Синьциннянь
Синьциннянь (Новая молодежь) — китайский журнал, игравший выдающуюся роль в китайском культурном и революционном движении в течение 10 лет (1915—1926).
Союзный договор между Российской империей и Китаем 1896
Союзный договор между Российской империей и Китаем (точнее, маньчжурской империей Цин, частью которой тогда был Китай) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.
Ли Цзычэн
(кит. 李自成, пиньинь Lĭ Zмchйng; 3 октября 1605—1645) — предводитель крестьянской войны в северном Китае, которая привела к свержению китайской династии Мин.
Ли Гун
Не следует путать с Гун Ли — китайской актрисой. Ли Гун (кит. трад. 李塨, упр. 李塨, пиньинь Lǐ Gōng) (14 мая 1659, Лисянь, Чжили, Династия Цин — 14 февраля 1733, Лисянь, Чжили, Династия Цин) — китайский философ, ученик Янь Юаня (кит. 顏元). Вместе со своим учителем основал философскую школу Янь-Ли.
Намвьет
Наньюэго Намвьет (вьетн. Nam Việt, в китайской традиции 南越国 Наньюэ , «Южное Юэ») — древнее царство на территории северного Вьетнама и китайских провинций Гуандун и Гуанси. Основным источником по его истории является хроника «Ши цзи» Сыма Цяня.
Второй кризис Тайваньского пролива
— конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп, Кинмен (кит. 金门, Jīnmйn, Цзиньмень; англ. Kinmen, Quemoy) и Мацу (кит. 马祖, Mǎzǔ, Мацзу; англ. Matsu) в Тайваньском проливе. Обе островные группы расположены у берегов материковой провинции Фуцзянь, но контролируются Тайванем.
Китайский погром в Благовещенске
Массовое убийство китайцев в Благовещенске произошло летом 1900 года. С 1898 г. Китай был охвачен восстанием ихэтуаней, убивавших европейцев и требовавших возврата к «традиционной» китайской культуре. Действия восставших, однако, ограничивались территорией собственно Китая; в то же время, отношение между многочисленными китайскими мигрантами, обитавшими в России вдоль китайской границы, и местным населением оставались довольно мирными.
Тумуская катастрофа
Тумуская катастрофа (кит. 土木之變, пиньинь Tŭmщ zhī bмan) — конфликт между Монголией и китайской Империей Мин, в результате которой монголо-ойратскими войсками был захвачен в плен император Чжу Цичжэнь. Считается одним из крупнейших военных поражений Империи Мин.
Музей новейшей китайской истории
занимает здание бывшего президентского дворца в Нанкине. Со времён династии Мин здесь находилась резиденция наместников провинций Анхой, Цзянсу, Цзянси. В 1853-64 гг. она была расширена для размещения покоев лидера восстания тайпинов Хун Сюцюаня. После взятия Нанкина цинскими войсками дворец был снесён, и на его месте построена новая резиденция наместников.
Соглашение Хэ Умэдзу
(кит. 何梅协定; яп. 梅津・何応欽協定) — тайный договор между Японской империей и Китайской республикой, заключённый 10 июня 1935 года, незадолго до начала Второй японо-китайской войны.
Небесный мандат
(天命, Tiānmмng) - одно из центральных понятий традиционной китайской политической культуры, используемое как источник легитимации правящей династии. Широко известен начиная с эпохи Чжоу, 11 в. до н.э. Примерно через сто лет (правление Му Вана, 976-922) в Чжоу получает широкое распространение термин "Сын Неба" (天子), используемый по отношению к правящему представителю дома-держателя Мандата.
Передача Макао КНР
Передача Макао Китаю (официально «передача Португальской республикой суверенитета над Макао Китайской Народной республике»; 20 декабря 1999 г.) ознаменовала конец Португальской колониальной империи. Макао стал вторым особым административным регионом Китая в рамках политики Одна страна - две системы, грантированной до 2049 г.
Передача Гонконга КНР
(официально «передача суверенитета над Гонконгом Китайской Народной республике»; 1 июля 1997 г.) стало частью деколонизационного процесса в Великобритании. Британский Гонконг перестал существовать. Гонконг стал первым административным регионом Китая в рамках политики Одна страна - две системы, гарантированной до 2047 г.
Китайская историография
— совокупность исследований в области истории Китая. Имперский период Китай — страна непрерывной культурной традиции. Начиная с древности профессиональные чиновники фиксировали на гадальных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках, шелковых свитках и на бумаге различную информацию. Это летописание являлось важной составной частью духовной жизни Китая.
Миф, Павел Александрович
Павел Александрович Миф (настоящие имя и фамилия — Михаил Александрович Фортус, 3 августа 1901 — 10 сентября 1939) — российский революционер, историк и экономист. Профессор и ректор КУТК, участник Китайской революции.
Юань Шикай
Введение 1 Начало военной карьеры 2 Возвышение 3 Падение «Императора» Введение Юань Шикай (кит. 袁世凯, пиньинь Yuбn Shмkǎi) (16 сентября, 1859, Хэнань — 6 июня, 1916) — китайский военный лидер и политический деятель эпохи заката династии Цин и Китайской Республики.
Хабаровский протокол
1929 — соглашение между СССР и Китаем о ликвидации конфликта на КВЖД, подписанное 22 декабря 1929 года. 10 июля 1929 года китайские войска захватили КВЖД, арестовав свыше 200 советских служащих дороги, 35 из которых депортировали в СССР, что привело к резкому ухудшению отношений между двумя странами. 17 июля 1929 года правительство СССР объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем, в ноябре 1929 года Особая Краснознамённая Дальневосточная армия провела стремительную операцию по освобождению КВЖД. 22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили подписи под Хабаровским протоколом, согласно которому на КВЖД было восстановлено статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.
Сикан провинция
Сика́н (кит. 西康省, пиньинь Xīkāng shěng) — существовавшая в середине XX века провинция в юго-западной части Китайской Республики, на территории тибетской области Кам. Занимала площадь 451521 кмІ с населением ок. 1748,5 тыс. чел. (1955). Административный центр — г.
Лушаньский пленум
(тж. Лушаньская конференция, Восьмой Пленум ЦК КПК) 1959 - поворотное событие в истории Китайской Коммунистической Партии. Также как кампания "Ста Цветов" положила конец интеллектуальной оппозиции КПК, Лушаньский Пленум обозначил дальнейшую невозможность существования политических разногласий в рядах партийного руководства.
Гадательные кости
Гадательные кости (кит. 甲骨, пиньинь jiǎgǔ) — типичные для Шан (XIV—XI вв. до н. э.) артефакты из кости животных или черепашьего панциря, которые жрецы-гадатели в присутствии правителя обмакивали в жертвенную кровь и накаляли на огне до раскалывания. Гадание осуществлялось по форме образовавшихся трещин.
Квантунская область
План Введение 1 Период японского управления 2 Период советского управления 3 Управляющие Квантунской областью Список литературы Введение Квантунская область — историческая область в южной Маньчжурии, восточнее Шаньхайгуаньского прохода, на оконечности Ляодунского полуострова.
Жуйцзинь
Городской уезд Жуйцзинь 瑞金 Жуйцзинь (кит. трад. 瑞金, упр. 瑞金, пиньинь Ruмjīn) — городской уезд в составе городского округа Ганьчжоу на юго-востоке китайской провинции Цзянси.
Министерство государственной безопасности КНР
План Введение 1 История 2 Организационная структура 3 Руководители Введение Министерство государственной безопасности КНР (кит. 國家安全部, пиньинь Guуānbщ) — служба внутренней и внешней разведки Китайской Народной Республики.
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Временное правительство Северный Китай
Временное правительство Китайской республики (кит. 中華民國臨時政府, Zhōnghuб Mнnguу Lнnshн Zhиngfǔ, или яп. Chūka Minkoku Rinji Seifu) — марионеточное прояпонское правительство, созданное японцами на оккупированной ими территории Северного Китая во время Японо-китайской войны.
Конфуций
(Кун-цзы) (55-479 гг. до нашей эры) – это китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысяч лет. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-вана и Неба как источника магической силы «дэ», благодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал «Поднебесную» (общество).
Хэ Лун
(кит. 贺龙, 22 марта 1896 — 8 июня 1969), китайский военный деятель, маршал НОАК. Биография Родился в провинции Хунань в семье, принадлежавшей к этнической группе Туцзя. В период Китайской революции 1925—1927 гг. командовал 15-ой отдельной дивизией, затем 20-м корпусом Народно-революционной армии, прославился в Хэнаньской операции НРА против фэнтянских войск в мае 1927 г.
Хай Жуй
(кит. 海瑞, пиньинь Hăi Ruм) (23 января 1514 — 13 ноября 1587) — китайский чиновник династии Мин. Вошел в историю как образец неподкупности и нравственной силы. Имя Хай Жуя получило дополнительную известность благодаря пьесе У Ханя «Разжалование Хай Жуя», разгромную критику которой считают началом китайской Культурной Революции.
Агнесс Смедли
Смедли Агнес (Agnes Smedly) — американская революционная писательница. Р. в фермерской семье. С 14 лет начала работать учительницей. Во время империалистической войны С., находясь в Нью-Йорке, сотрудничала в социалистической прессе.