Итак, мы рассматриваем выбор темы сочинения как оценку возможности смоделировать исследование в рамках этой темы. Важнейшее условие успеха на письменном экзамене - сформировать "скелет" сочинения в первый час работы над ним. Нельзя садиться за вступительную часть сочинения, не представляя себе, хотя бы в общих чертах, всего хода исследования.
Выбирая тему, не поленись сделать следующие шаги:
1. Оцени знание и понимание текста произведения, рассмотреть которое требует формулировка темы сочинения.
2. Оцени возможность определить круг вопросов, которые послужат основой для исследования в рамках заявленной темы (поворот темы).
3. Оцени возможность выделить из этих вопросов главный (проблема для исследования).
4. Оцени возможность сформулировать ожидаемые выводы и обобщения (рабочая версия исследования).
5. Оцени возможность найти в тексте произведения те авторские сигналы, которые дадут возможность подтвердить (опровергнуть) рабочую версию исследования (владение литературоведческим инструментарием).
Советую составить небольшие памятки по творчеству наиболее известных писателей. Зная общие законы, ты без труда применишь их в любой конкретной ситуации.
Пример памятки по творчеству писателя
Памятка по работе с литературоведческими понятиями
Допустим, ты хочешь выбрать на экзамене тему сочинения «Анализ роли эпизода «Первый сон Раскольникова» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»». Тогда твой черновик на этапе выбора темы сочинения может выглядеть примерно так:
Шаг Возможные записи в черновике
Оцени возможность определить круг вопросов, которые послужат основой для исследования в рамках заявленной темы (поворот темы). Какие значение имеют сны для раскрытия характеров героев литературных произведений?
Что происходит с Раскольниковым до этого эпизода?
Что происходит с Раскольниковым после этого эпизода?
Вызывает ли этот эпизод ассоциации с другими эпизодами романа?
Какова роль эпизода в понимании образа Раскольникова, в отношении к нему автора произведения?
Оцени возможность выделить из этих вопросов главный (проблема для исследования). Какова роль эпизода в понимании образа Раскольникова, в отношении к нему автора произведения?
Оцени возможность сформулировать ожидаемые выводы и обобщения (рабочая версия исследования). Наверное, эпизод сна вносит ясность в вопрос движущих сил личности героя, еще раз показывает, что сущность героя определяют два начала: праведное и преступное.
Возможно, эпизод подсказывает читателю, какое из этих начал в Раскольникове сильнее.
Оцени возможность найти в тексте произведения те авторские сигналы, которые дадут возможность подтвердить (опровергнуть) рабочую версию исследования (владение литературоведческим инструментарием). Пространственные ориентиры (кабак – церковь) – противопоставление.
Звуковые сигналы (церковь – тишина, кабак – отвратительные звуки) – противопоставление.
Возраст Раскольникова во сне (7 лет – соединение двух символических чисел: 3 (божественное совершенство) и 4 (мировой порядок).
Цветовые сигналы (красный цвет в описании Миколки; красная кровь).
Раскольников-мальчик и Миколка – противопоставление.
Два внутренних монолога героя как обрамление эпизода: до сна – решение об убийстве принято; после сна – отказ от решения об убийстве. Вновь противопоставление.
Наверное, такая концентрация противопоставлений не случайна, с ее помощью автор задает систему координат, в которой будет разворачиваться противоборство двух начал в личности Раскольникова. При этом начало праведное оказывается сильнее и естественнее.
Если тебе удалось составить такой «скелет» будущего сочинения, можешь смело приступать к следующему этапу – моделированию исследования, наверняка у тебя это получится.
В.К. Мяэотс
Другие работы по теме:
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества.
Йост, Мишель
Введение 1 Биография 2 Сочинения Йоста 3 Источники Введение Мише́ль Йост (Йос) (фр. Michel Yost; 1754, Париж — 5 июля 1786, там же) — французский кларнетист, композитор и педагог, основоположник французской школы исполнительства на кларнете.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Мой характер
Автор: Сочинения на свободную тему Поскольку я увлекаюсь психологией, мне очень интересно познавать характер других людей, не только меня. Также я умею определять характер по цвету глаз, ведь по глазам человека узнать можно всё.
Портрет моей сестры сочинение-описание
Автор: Сочинения на свободную тему Недавно у меня появилась сестричка Настя, ей 3 месяца. Она очень маленькая и звонкоголосая. На голове у нее вместо волос еще легкий пушок, поэтому она похожа на цыпленка. Глаза у нее огромные, темные, когда смотришь в них, кажется, что падаешь в их глубину. Брови она часто хмурит, они у нее редкие и светлые, а ресницы огромные, упругие,.
Кем я хочу стать 2
Кем я хочу стать? Автор: Сочинения на свободную тему На Земле много разных профессий, но самая занимательная и необычная — палеонтолог. Ходят по земле с инструментами, маленькими метелочками и кисточками люди и отыскивают места обитания удивительных животных динозавров, живших миллионы лет назад.
В чем заключается счастье сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему Наверное, нельзя дать однозначного определения счастью, так же, как и любви. Самое короткое из них прозвучало в кинофильме "Доживем до понедельника": "счастье — это когда тебя понимают".
Первый снег художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Осень постепенно отдает свои права зиме. Утром уже очень холодно, кое-где появляется первый иней. Днем солнце старается прогреть воздух, но, наверное, ему уже не хватает сил. Во всем ощущается морозное дыхание зимы.
Пушок художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Пушок — это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.
Стихотворение Книги-наши друзья
Стихотворение "Книги-наши друзья" Автор: Сочинения на свободную тему Все задают себе вопрос, Кто просто шутит, кто всерьез: “Зачем нам книги на Земле?
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Моя любимая игрушка 2
Моя любимая игрушка Автор: Сочинения на свободную тему Моя любимая игрушка. Каких только игрушек у меня не было в раннем детстве. Но вместе со мной росли и мои привязанности к игрушкам.
Осень художественное описание
Автор: Сочинения на свободную тему Клены оделись в багрянец. Они стоят, задумавшись, на опушке, словно грустят о том, что пришел октябрь. Иногда тихонько роняют свои резные листья. Внезапный порыв ветра безжалостно срывает осеннюю красу с грустных кленов.
Выбор жизненного пути мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути.Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.
Описание внешности человека
Автор: Сочинения на свободную тему Я люблю вглядываться в лица людей и стараться понять, о чем они думают, чем занимаются. Конечно, точно я узнать не могу, что они думают.
Описание внешности человека 3
Описание внешности человека Автор: Сочинения на свободную тему Я хочу написать о моем товарище Борисе, которого знаю более десяти лет. Мы с ним ходили в одну группу детского сада, а теперь учимся в одном классе.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Праздник масленицы
Автор: Сочинения на свободную тему За время учёбы в школе было много памятного и интересного, но мне больше всего запомнился последний праздник масленицы, который проходил в актовом зале нашей школы.
Самый памятный день лета
Автор: Сочинения на свободную тему За это лето я побывала в разных городах и даже странах! Но больше всего мне понравилось на юге в Турции. Этот шум моря и отблеск воды на солнце...Горячий песок,голубое небо...Привкус солёной воды во рту...И маленькие бычки которые аккуратно касаются твоих ног...
Что сказала мама
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды во время каникул, перед уходом на работу, мама попросила нас с братом убраться в квартире. Мы позавтракали, посмотрели телевизор. Мне позвонили друзья, и мы пошли гулять на улицу. Я катался на велосипеде, потом мы играли в футбол. После обеда гонял на роликах.
Субботний вечер у нас дома
Автор: Сочинения на свободную тему После пятидневной трудовой недели наступают выходные. За эти дни хочется отдохнуть так, чтобы следующую неделю трудиться с полной отдачей тех сил, которые набрали мы за выходные.
Описание трудового процесса
Автор: Сочинения на свободную тему Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Пословица Я очень люблю наблюдать, как шьет моя мама. Она аккуратно складывает половинки ткани, сметывает их вручную, а потом сшивает на швейной машине. Строчка получается ровная, без зигзагов и отклонений. Потом мама берет утюг и отпаривает шов.
Кинотеатр моего города
Автор: Сочинения на свободную тему Кинотеатр "Центральный"-старейший из ныне действующих кинотеатров Калуги.Кинотеатр неоднократно обновлялся.Расположен кинотеатр "Центральный"в самом центре города.
Описание помещения
Автор: Сочинения на свободную тему Мне нравится наш кабинет обслуживающего труда. В нем нас обучают шить и вязать, готовить вкусные вещи и плести украшения из бисера. Кабинет большой и светлый, на окнах висят кружевные занавески, вдоль окон стоят швейные машины, на которых мы строчим, когда учительница учит нас шить.
Что значит жить по законам чести
Автор: Сочинения на свободную тему Честь – это моральные качества, достойные уважения. Жить по законам чести – это значит быть совестливым, благородным, мужественным, честным, надёжным. Это значит иметь достоинство, уметь дружить.
Строцци, Барбара
Введение 1 Биография и творчество 2 Сочинения Введение Барбара Строцци (итал. Barbara Strozzi, иначе итал. Barbara Valle, крещ. 6 августа 1619, Венеция — 11 ноября 1677, Падуя) — итальянская певица (сопрано), прозванная «Виртуознейшей» (итал. Virtuosissima), композитор эпохи барокко.
Круселль, Бернхард Хенрик
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Основные сочинения 4 Библиография Введение Бе́рнхард Хе́нрик Кру́селль (швед. Bernhard Henrik Crusell; 15 октября 1775, Нистад, Швеция, ныне Уусикаупунки, Финляндия — 28 июля 1838, Стокгольм) — финско-шведский композитор, кларнетист и переводчик.
Иоганн Рюйсбрук
Введение 1 Биография 2 Учение 3 Сочинения 4 Наследие 5 Публикации на русском языке 6 Библиография Введение Иоганн Рюйсбрук или Ян ван Рёйсбрук, прозв. Удивительный или Восхитительный (нидерл. Jan van Ruysbroek; 1293—1381) — фламандский мистик.
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Зосима иеромонах
Зосима — иеродиакон и позже иеромонах, путешественник на Святую Землю (Палестину), автор сочинения: «Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима», или «Хождение инока Зосима».
Славин, Морис
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Эссе 4 Публикации Введение Морис Славин (1913, Киев — 2006) — американский историк. 1. Биография Родился в Киеве, на Украине. Жил и преподавал в Огайо, США. Ученый Национального университета Янгстауна, специалист в области истории Франции, работы по истории Французской революции.
Нарбони, Моше
Моше́ бен Иеошу́а Нарбо́ни , известный также как Видаль Биасом , (год рождения неизвестен, Перпиньян, Франция — 1362?) — средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида. Главным местом обитания была Нарбонна, отсюда прозвание Нарбони.