Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт
– выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений –
стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий
зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки
собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи
– ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический
герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй
строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь
появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев
поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой
чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное,
недоступное пониманию человека.
Лирический
сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это
мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что
их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит
их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота
«без муки, без страданья».
Природные
стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё
движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью
ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут
ели» и так далее.
Образы
Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут
очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».
«Фантазия»
пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом
дожде»; даже сны – ясные и светлые.
«Фантазии»,
как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков
создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие
ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и
повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют,
внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья,
дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто
прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это –
это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобы
подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и
тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение
начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное
восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез
– тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и
сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые
изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как
червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе –
риторические вопросы.
Общее
впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение
лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию»,
получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной
выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта coolsoch/
Другие работы по теме:
Основные настроения поэзии Константина Бальмонта
Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники "Горящие здания" (1900 г.) и "Будем как Солнце" (1902 г.) вместе с книгой "Только любовь" (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта.
Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д. Бальмонта, поэта, переводчика, эссеиста, большого мастера русской литературы. Его современник А. Блок, отдавший в молодости дань символизму, сказал о нем удивительные слова: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну».
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта Я не знаю мудрости
Автор: Бальмонт К. Стихотворение К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Краткий анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта
Краткий анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: "оклеветанный молвой", "жажда мести", "поникнув гордой головой", "восстал... против мнений света", "свободный, смелый дар", "дивный гений", "торжественный венок".
Анализ стихотворения Пушкина Деревня 2
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. Кроме взволнованного, негодующего описания ужасов крепостного права и выражения горячей надежды на освобождение крестьян по приказу царской власти, эти стихи содержат в себе спор, полемику молодого Пушкина с его учителями в области поэзии – Карамзиным, Батюшковым, Жуковским.
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака Во всем мне хочется дойти до самой сути
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» Б.Л.Пастернак – крупнейший поэт ХХ века, лауреат Нобелевской премии. В тяжелые для Пастернака шестидесятые годы он написал одно из замечательных стихотворений – «Во всем мне хочется дойти до самой сути», которое заставило меня о многом задуматься.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения А.С. Пушкина Памятник
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Памятник" Автор: Пушкин А.С. За год до своей смерти, как бы подведя итог своей поэтической деятельности, А.С.Пушкин пишет "Памятник". По своей теме и построению оно близко к одноименному стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве образца оду древнегреческого поэта Горация.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Анализ стихотворения Е. Баратынского Весна, весна Как воздух чист
Анализ стихотворения Е. Баратынского "Весна, весна! Как воздух чист!" Автор: Баратынский Е.А. Передо мною стихотворение Е. Баратынского « Весна, весна! Как воздух чист!». Это произведение написано одним из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.
Бальмонт: общая характеристика лирики
В историю русской литературы поэт вошел как один из виднейших представителей первого символистского поколения - так называемого "старшего символизма".
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
О поэтике Константина Бальмонта
Бальмонту суждено было стать одним из значительных представителей нового символического искусства в России. Однако у него была своя позиция понимания символизма как поэзии, которая помимо конкретного смысла имеет содержание скрытое.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова Смерть поэта
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения - конфликт поэта и толпы.
Краткий анализ стихотворения К Чаадаеву
Краткий анализ стихотворения "К Чаадаеву" Автор: Пушкин А.С. Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит в стихотворении «К Чаадаеву». Написанное в форме дружеского послания, оно отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени.
Анализ стихотворения Брюсова Конь Блед
Автор: Брюсов В.Я. Читая стихотворения Брюсова «Конь Блед», написанное в 1903-1904 годах, чувствуешь что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.
Анализ стихотворения Пушкина Деревня
Анализ стихотворения Пушкина "Деревня" Автор: Пушкин А.С. В стихотворении «Деревня» Пушкин выступает против крепостного права. Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму противопоставления.
Анализ стихотворения И.А. БУнина Забытый фонтан
Анализ стихотворения И.А. БУнина " Забытый фонтан" Автор: Бунин И.А. Стихотворение И.Бунина "Забытый фонтан", написанное в 1902 году подтверждает кредо поэта, выраженное им в словах:"Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного".
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Бальмонт Константин Дмитриевич
Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности к. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. М. А. Волошин назвал юбилеем "молодой" русской литературы.
Бальмонт К.Д.
Константин Бальмонт - русский поэт, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские и отроческие годы прошли в родной усадьбе.