"Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал... надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой... И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! ...мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти ... сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается ... и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!"" — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый.
Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем "молодой" русской литературы: "Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь".
К. Д. Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. "В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют", — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием "народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина". В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. "Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона", — заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию.
Литературный дебют — сборник "Стихотворения" (Ярославль, 1890) — не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов — "Под северным небом", "В безбрежности", "Тишина". Уныло-романтическая тональность этих книг — поэзия "печали, угнетения, сумерек" — хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались "блистательной отделкой стиха", обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким "гениальным виртуозом формы", показал, "что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку". Отдельные стихотворения, такие как "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Камыши", были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные "бальмонтистами".
В сборниках "Горящие здания", "Будем как Солнце", "Только любовь", вышедших в 1900 — 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел "путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да", которое он мучительно тщетно искал всю жизнь".
В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и "царит над русской литературой". Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как "моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности". Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия — все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение.
Поэтический метод Бальмонта — импровизация, "импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений". Они, полагал Брюсов, "властно берут" душу поэта "и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас ... И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?"
Бальмонт считал, что заслуга "новой поэзии" в умении "говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие"; в "символическом" произведении он видел "два содержания": "скрытую отвлеченность и очевидную красоту".
Уже со сборника "Литургия красоты" (1905) критика констатирует признаки очевидного "спада" в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять "свои образы, свои приемы, свои мысли". Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь "что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства" (В. Я. Брюсов).
На революцию 1905 — 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник "Песни мстителя". В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские "распевцы" (сборники "Жар-птица", "Зеленый вертоград"), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий ("Белый Зодчий", "Зарево зорь"). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство.
В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым "переодеваниям" поэт — то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд — впервые пишет о себе:
"Я русский, я русый, я рыжий". Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках "Марево", "Мое — Ей", "В раздвинутой дали", "Северное сияние" и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.
Другие работы по теме:
Победоносцев Константин Петрович
Победоносцев Константин Петрович - правовед, политический деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода /1880-1905/. Использовал идеи славянофилов, Карлейля, Ле Пле для защиты самодержавия.
Кавелин Константин Дмитриевич
Кавелин Константин Дмитриевич- историк, правовед, философ. Представитель либерализма, критик социалистических теорий, рассматривал неравенство как естественный закон общества. Сторонник позитивизма, полемизировавший со славянофилами.
Биография Циолковского
В селе Ижевское Рязанской губернии в семье лесничего 140 лет назад родился Константин Эдуардович Циолковский. Прославился он, как известно, изобретениями в области аэро- и ракетодинамики, теорией самолета и дирижабля. Циолковского по праву считают основоположником современной космонавтики. Планы и проекты ученого-самоучки имели невероятный, поистине космический размах (принесший ему при жизни репутацию прожектера), а его чертежи легли в основу проектирования современных космических аппаратов.
Брынковяну, Константин
Константин Брынковяну (Constantin Brвncoveanu; 1654 — 26 августа 1714) — великий логофет, а с 1688 г. и господарь Валахии, перенёсший столицу в Бухарест и развернувший широкую строительную деятельность в своих владениях. Построенные им дворец Могошая и несколько монастырей (в том числе Хорезу) выполнены в т. н. брынковянском стиле.
Аполлос Байбаков
Аполлос (Байбаков) 5 июня 1788 — 26 октября 1798Предшественник:Феоктист (Мочульский)Преемник:Досифей (Ильин)26 октября 1798 — 14 мая 1801Предшественник:Вениамин (Краснопевков-Румовский)Преемник:Евлампий (Введенский) Имя при рождении:Андрей Дмитриевич БайбатковРождение:1737 год(1737)
Прочее - Основные мотивы лирики к. д. бальмонта
Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник. Так помни, чтоб в словах твоих был Бог. К. Бальмонт Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт необычайный, завораживающий красотой и мелодией стиха, влекущий в поднебесье. Сам облик поэта навевает воспоминание о рыцарской эпохе.
Основные настроения поэзии Константина Бальмонта
Поэзия К.Д. Бальмонта вобрала в себя как традиции XIX в., так и новые веяния XX в. Смена настроения в его творчестве произошла на рубеже столетий. В его новых стихах не осталось ни следа прежней безнадежности и уныния, они преисполнены радости, напора буйных сил. Сборники "Горящие здания" (1900 г.) и "Будем как Солнце" (1902 г.) вместе с книгой "Только любовь" (1903 г.) считаются наиболее характерными и лучшими в литературном наследии Бальмонта.
Анализ стихотворения К.Д.Бальмонта Я не знаю мудрости
Автор: Бальмонт К. Стихотворение К.Д.Бальмонта «Я не знаю мудрости» написано в 1902 году. Оно входит в сборник «Только любовь» (1903 год), который наряду с другими книгами («Горящие здания», «Будем как солнце») упрочил авторитет К.Д.Бальмонта как одного из ведущих поэтов символистского направления.
Биография Константина Дмитриевича Бальмонта
Константин Дмитриевич Бальмонт. Родился в июне 1867 г. в небогатой семье. Отец – земский деятель. Мать – дочь генерала, известная в Шуе и её окрестностях помещица. Страстная любительница искусства, она оказала большое влияние на сына, во многом определив направление его литературных интересов. Первые 10 лет прошли в деревне, в небольшой усадьбе отца.
Константин Бальмонт биография
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы.
Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения.
Анненков, Константин Никанорович
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Константин Никанорович Анненков (1843 - 1910) — российский юрист[1] и земский деятель, из дворян Анненковых Льговского уезда Курской губернии.
Острожский, Константин Иванович
Введение 1 Биография Список литературы Острожский, Константин Иванович Введение Константи́н Ива́нович Остро́жский (1460—11 сентября 1530, Туров) — князь, староста брацлавский и винницкий, виленский каштелян, воевода трокский, великий гетман Литовский с 1497. Глава рода Острожских, православный.
Председатели Совета Министров СССР
План Введение 1 Председатели Совета министров СССР 2 Первые заместители председателя Совета министров СССР 3 Заместители Председателя Совета Министров СССР
Арменопул, Константин
Константин Арменопул Гарменопул [1] (1320 — ок. 1385) — византийский юрист, который занимал в городе Салоники одну из высших судебных должностей в Византийской империи.
Желтухины дворянские роды
Желтухины (дворянские роды) — русские дворянские роды. Третьяк Иванович Желтухин был сыном боярина из города Коломне (1571). Фёдор Фёдорович был при Екатерине II правителем Казанского, Тобольского и Вятского наместничеств, а при Павле I — сенатором. Его сын Пётр, генерал-лейтенант, был киевским генерал-губернатором и председателем молдавского дивана (умер в 1829).
Амбразанцев, Николай Дмитриевич
Амбразанцев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Амбразанцев (Амбразадзиев, Амбросадзе) (1754—1814) — генерал-лейтенант, генерал-инспектор артиллерии
Скарятин, Николай Дмитриевич
Николай Дмитриевич Скарятин — военный моряк, участник обороны Севастополя. Биография В 1843 году выпущен гардемарином из Морского кадетского корпуса, плавал в Балтийском море и произведён в мичманы в Черноморский флот.
Ростовский, Андрей Дмитриевич
Князь Андрей Дмитриевич Ростовский (ум. 1550-1551) — боярин и воевода на службе у Московских князей Василия III и Ивана Грозного. Рюрикович в XX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его дед Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его отец Дмитрий Владимирович, дядя Александр Владимирович и брат Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Иван Ворёнок
(5 января 1611, Калуга — 16 июля 1614, Москва) — малолетний сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол, а противники называли
Гей, Константин Вениаминович
Константи́н Вениами́нович Гей (1896 — 25 февраля 1939) — советский политический деятель.[1] Биография Член РСДРП(б) с 1916 года. Один из руководителей установления советской власти во Пскове. В 1917—1918 председатель Военно-революционного комитета Псковской губернии, а затем — председатель губернского исполнительного комитета.
Арсеньев, Николай Дмитриевич
Арсеньев, Николай Дмитриевич Николай Дмитриевич Арсеньев (1739—1796) — генерал-майор, герой штурма Измаила. Биография Николай Дмитриевич Арсеньев родился в 1739 году, а уже в 1760 году стал служить в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого в 1769 году перешёл волонтером в армию, действовавшую в русско-турецкой кампании 1768—1774 годов.
Варакин, Василий Дмитриевич
Василий Дмитриевич Варакин (ок. 1883 — 1921) — рабочий-революционер. Биография Родился около 1883 года в семье крестьянина деревни Понево Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Рабочий фабрики Корзинкиных (Ярославская Большая мануфактура).
Константин II царь Картли
Константин II (груз. კონსტანტინე) (ум. 1505), Царь Картли 1478—1505, внук царя Александра I Великого. Последний царь единого Грузинского государства.
Constantine Cotsiolis
Константин Кочолис /Constantine Cotsiolis/ - греческий гитарист, родился в 1957 году. В одиннадцатилетнем возрасте дал свой первый сольный концерт в афинском зале “Парнассос”.
Воробьев К.Д.
Воробьев Константин Дмитриевич (1919 - 1975), прозаик. Родился 24 сентября в селе Нижний Реутец Курской области. Прожил трудное детство, на себе испытав голод начала 1930-х.
Бальмонт К.Д.
Константин Бальмонт - русский поэт, переводчик. Родился в деревне Гумнищи Владимирской губернии в дворянской семье. Детские и отроческие годы прошли в родной усадьбе.