Малышева М. С.
Стихотворения И.А. Чернухина, иллюстрирующие события Великой Отечественной войны, занимают центральное место в ряду патриотической лирики поэта. «Военная тема пронизывает все творчество Чернухина. Он не воевал. <…> Но он мечтал о фронте, мечтал о подвиге во славу Родины и народа, и мечта эта закономерно перелилась в форму художественного произведения» [1, с.10] Поэт изображает сцены военных действий, героические подвиги народа в борьбе с фашистами. Особый акцент делается на топонимике его стихотворений, в центре которых, как правило, образ «малой родины». Наиболее выразительным в военной лирике И.А. Чернухина является образ Белгорода.
Стихотворение «Белгород. 5 августа 1943 года» представляет собой зарисовку дня, когда Белгород был освобожден от фашистов. Город показан в руинах, разрушенный: «Разбит и растерзан до бурой щебенки / Свинцом и кинжальным огнем окрещен, / В завалах кирпичных, осколках, воронках / Чужими мундирами пахнет еще / И приторной гарью…» [2, с.258]. И.А. Чернухин очень живо, чувственно изображает состояние Белгорода в те минуты, подчеркивает, что прошедший столько испытаний город, становится святым местом: «Свинцом и кинжальным огнем окрещен» [2, с.258].
В первом четверостишье раскрывается насыщенная система изобразительно–выразительных средств и приемов, используемых И.А. Чернухиным для передачи эмоций, чувств и состояний Белгорода и его жителей в первые минуты после освобождения города от гитлеровских оккупантов: это и эпитеты («кинжальный огонь», «приторная гарь»), и метафоры («свинцом и кинжальным огнем окрещен»), и прием инверсии («в завалах кирпичных»).
В разрушенном практически до основания городе, несмотря на то, что бой уже утих, еще остались его следы: «На перекрестке, / Уставивший в жаркое небо глаза, / Пришелец лежит, белобрысый, громоздкий, / Берлинец, убитый в бою за вокзал» [2, с.258]. Поэт упоминает о судьбе убитого фашиста, о том, что у него тоже есть мать, Родина, но за вероломное вторжение в пределы чужой страны, за принесенное разрушение, смерть и горе он не достоин иной участи: «Он больше уже не вернется на Шпрее / В свой чистенький домик, где старая мать. / Его бы отсюда убрать поскорее, / Да руки никто не желает марать» [2, с.258]. Но рядом со смертью есть и жизнь. Город начинает подниматься из руин: «Дымятся руины. / Из грязных подвалов / Плетется гуськом уцелевший народ. / Осталось в живых в этом городе мало, / А тот, кто остался, – он еле идет» [2, с.258].
И.А. Чернухин очень выразительно передает состояние жителей освобожденного Белгорода: «Вот женщина в жалких лохмотьях седая / Слепыми глазами глядит на солдат / И тихо смеется, и стонет, рыдая, / И радостно шепчет: / – Он все–таки взят!..» [2, с.258]. Образ жительницы города создается им при помощи эпитетов («в жалких лохмотьях», «радостно шепчет»), а также прямой речи («– Он все–таки взят!..»). Изображая эмоции белгородцев, поэт использует в стихотворении диалог. Так, описывая последние бои на окраине Белгорода, где был убит генерал Апанасенко, он прибегает к этому приему: «Гремит еще бой на окраине южной, / Но реет над городом алый кумач. / – Его выносить из машины не нужно, / Пока не появятся сестры и врач. / Машина гвардейцами сплошь опоясана. / В сторонку! Нельзя!.. / А толпа все растет. / – Ну что там?.. / – Убит генерал Апанасенко. / – Потише, товарищи! Доктор идет» [2, с.259].
Пейзаж также выполняет композиционную и смысловую функции в стихотворении. Городу и окрестностям необходим дождь, символизирующий долгожданное освобождение, начало новой жизни: «Приносят с Донца августовские ветры / И запах полыни, и запах дождя. / Как долго он не был – живому на горе. / Природа печалится, еле жива, / Пылят меловые горячие горы. / Пожухла на редких деревьях листва. / Дождя бы… / На зелень, на земь воспаленную, / На потных людей, на усталых солдат, / Чтоб стало вокруг все, как прежде, зеленым, / И город пропах бы цветами, как сад» [2, с.259].
Интересна система изобразительно–выразительных средств, использованных И.А. Чернухиным в приведенном отрывке стихотворения. Олицетворения («приносят с Донца августовские ветры», «природа печалится») приобретают в него метафорическое значение: это не только состояние природы, но и состояние Белгорода, его жителей. Эпитеты почти осязаемо передают обстановку, царящую в городе и его окрестностях («меловые горячие горы»). Очень интересен стилистический вариант «земь воспаленная», где помимо олицетворения и эпитета «воспаленная» поэт использует прием инверсии, а также употребляет устаревшее слово – архаизм «земь». Также И.А. Чернухин использует сравнение («И город пропах бы цветами, как сад»), отождествляющее надежду на возрождение города.
Война изменила Белгород до неузнаваемости: «Дождя бы… / На эти руины квартировы, / В которых с великим трудом узнаешь / Буденного улицу, / Улицу Кирова, – / Кварталы щебенки, развалины сплошь» [2, с.259]. Приведенное четверостишье может свидетельствовать об использовании И.А. Чернухиным кольцевой композиции («разбит и растерзан до бурой щебенки» – «кварталы щебенки, развалины сплошь»).
Финальные строки стихотворения утверждают веру поэта в возрождение Белгорода: «Старушка застыла. Глядит в изумленьи, / Как ладит мальчишка на крайнем дому / Табличку, гласящую: / «Улица Ленина», / И громко читает себе самому» [2, с.260]. Город разрушен, ему предстоит долгий путь к возрождению, но Белгород не сломлен, не побежден, а значит, у него есть будущее.
В приведенном четверостишье интересны стилистические употребления поэтом форм «в изумленьи» вместо «в изумлении» и «на крайнем дому» вместо «на крайнем доме». И.А. Чернухин прибегает к стилистическим вариантам для усиления эмоционального фона стихотворения, сближения поэзии с народным духом.
Спорным остается вопрос и об образе лирического героя стихотворения. Кто он: сам автор, житель Белгорода или же солдат Красной армии? Можно ли сказать, что он участник изображаемых событий? Или это просто наблюдатель?
Поэт передает эмоции, впечатления лирического героя столь живо и чувственно, что практически не остается сомнений: он является очевидцем страшных военных событий. Определить возраст лирического героя также проблематично. Зарисовка дня освобождения Белгорода дается И.А. Чернухиным с детской непосредственностью, но одновременно и с глубоко трагическим переживанием за судьбу родного города, за его будущее.
Кроме того, в стихотворении центральным является не образ лирического героя, а образ Белгорода, который вбирает в себя остальных героев стихотворения: убитого фашистского солдата, женщину «в жалких лохмотьях», солдат, жителей города, старушку, мальчика и самого лирического героя.
Таким образом, можно говорить об оригинальности данного стихотворения в ряду патриотической лирики И.А. Чернухина. «Белгород. 5 августа 1943 года» по праву может считаться не только лучшим образцом военно–патриотической лирики, посвященной событиям Великой Отечественной войны, но и патриотическим гимном поэта.
Список литературы
1. Малкин Л. Поэзия и жизнь / Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы. – Белгород: Отчий край, 2003. – 444 с. – С. 5 – 14.
2. Чернухин И.А. Город надежды: книга стихов. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2006. – 320 с.
3. Чернухин И.А. Стихотворения. Баллады. Поэмы. – Белгород: Отчий край, 2003. – 444 с.
Другие работы по теме:
Дедушка Мазай и зайцы
В этом замечательном стихотворении Н. А. Некрасова воспевается душевная щедрость таких людей, как дедушка Мазай. Оно написано в форме доверительного рассказа поэта, страстного охотника, о своём друге, тоже охотнике — старом Мазае.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
Стихотворение Лермонтова Листок
Стихотворение написано в последний год жизни поэта — 1841. Образ гонимого бурей листка появился в европейской литературе в конце 18 века и стал символом судьбы политического изгнанника. М.Ю. Лермонтов в своем стихотворении продолжил эту тему. Оторванный «от ветки родимой» листок у поэта также является символом человека, вынужденного искать себе пристанище.
Тема памяти в лирике Твардовского
Тема памяти о погибших в Великой Отечественной войне защитниках родины занимает в лирике Твардовского одно из центральных мест. Она возникает еще задолго до окончания войны. Так, например, в 1943 году поэт вспоминает о бойце-парнишке, убитом в Финляндии в 1940 году. Потрясенный видом по-детски маленького мертвого тела на льду, Твардовский настолько близко воспринимает пережитую трагедию, что ему кажется, что он сам вполне мог бы стать тем убитым парнишкой:
Прославление настоящих человеческих качеств в стихотворении Бернса Честная бедность
Известный шотландский поэт Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина. Он хорошо знал, как живется бедным, поэтому и писал об этом. Поэт имел возможность сравнивать жизнь бедных и жизнь богатых. В стихотворении «Честная бедность» Бернс показывает, что достоинство, ум, благородство не даются человеку вместе с титулом и богатством.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям
» Блока Автор: Блок А.А. У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств.
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Анализ стихотворения Рылеева Я ль буду в роковое время
Анализ стихотворения Рылеева "Я ль буду в роковое время" Автор: Рылеев К.Ф. В стихотворении «Я ль буду в роковое время…» поэт обнажил иную общественную коллизию. Здесь идет речь о том, что «юноши», отгородившиеся от активного участия в борьбе, лишают себя возможности понять «предназначение века», остаются вне истории и обречены на позор и презрение потомков.
Анализ стихотворения И.А. Бунина Ещё и холоден и сыр...
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Ещё и холоден и сыр..." Автор: Бунин И.А. Стихотворение "Ещё и холоден и сыр..." написано Буниным в 1901 году. Оно относится к раннему этапу творчества писателя. В стихотворении мы видим февраль, конец зимы: "Ещё и холоден и сыр Февральский воздух...".
Анализ стихотворения Бунина «Змея»
В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
Изображение города в лирике Некрасова
Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания.
Курская битва
К весне 1943 года на полях сражений наступило затишье. Обе воюющие стороны готовились к летней кампании. Германия, проведя тотальную мобилизацию, сосредоточила к лету 1943 г. на советско-германском фронте более 230 дивизий.
Аникеев, Серафим Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёрские роли 2.2 Актёр озвучания мультфильмов 3 Признание и награды Введение Аникеев Серафим Михайлович (7 марта 1904, Воронеж — 26 августа 1962, Москва) — советский артист оперетты, директор Московского театра оперетты (1943—1946), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), народный артист РСФСР (1959).
Готтберг, Курт фон
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Курт фон Готтберг (нем. Curt von Gottberg; 11 февраля 1896(18960211) — 31 мая 1945) — государственный и военный деятель нацистской Германии. Обергруппенфюрер СС и генерал войск СС и полиции (30 июня 1944).
Список президентов Сирии
Введение 1 Главы правительства Сирии, 1918—1920 2 Короли Сирии, 1920 3 Руководители французского мандата, 1922—1936 4 Президенты Сирии, 1936 — наши дни
Операция Коттедж
План Введение 1 Предыстория 2 Операция 3 Итоги Список литературы Операция «Коттедж» Введение Операция «Коттедж» — операция армии США по освобождению острова Киска от японских войск в ходе Тихоокеанской кампании во время Второй мировой войны. Проходила с 15 по 24 августа 1943 года.
Великая Отечественная Война.
Великая Отечественная Война. Период коренного перелома. (19 ноября 1942 г. – конец 1943 г.) Коренной перелом = переход от обороны к стратегическому наступлению.
История Великой Отечественной войны
В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных пери-ода: 22 июня 1941 года - 18 ноября 1942 года - начальный период вой-ны. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводитькрупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советскиевойска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборанительные вра-жения за Смоленск, Киев, Ленинград.
Ахмед, Таджуддин
Таджуддин Ахмед родился (23 июля 1925 года, умер 3 ноября 1975 года) — первый премьер-министр Бангладеш (в 1971—1972 годах), соратник Муджибур Рахмана.
Битва на Курской дуге
Text Итоги Курской битвы Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. После окончания сражения на Курской дуге германское командование утратило возможность проводить стратегические наступательные операции.
История Великой Отечественной войны
В истории Великой Отечественной войны выделяется три основных пери-ода: 22 июня 1941 года - 18 ноября 1942 года - начальный период вой-ны. Стратегическая инициатива, т.е. возможность планировать и проводитькрупномасштабные наступательные операции, принадлежала вермахту. Советскиевойска оставили Белоруссию, Прибалтику, Украину и вели оборанительные вра-жения за Смоленск, Киев, Ленинград.
History Of Animation Essay Research Paper Not
History Of Animation Essay, Research Paper Not many Disney shorts have been released recently. I think their entertainment and historical value is to be better appreciated by being released on video and DVD. Here is a list of video/DVD release ideas that I propose:
President Roosevelt Essay Research Paper In 1943
President Roosevelt Essay, Research Paper In 1943 President Roosevelt suggested that Indochina come under the control of four powers after the war, proposing that the eventual independence of the Indo-chinese might follow in twenty to thirty years time. No one knew whether the policy would require American troops, but America was firm on the fact that independence could not be taken by the Vietnamese, but would be granted to the Vietnamese by the Great Powers at their convenience.
Белгород
Центр Белгородской области расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Северский Донец, в 695 км к югу от Москвы.
Симонов К.М.
Поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.