Вы,
русские, крепко любите Шолохова,
но
все же полностью не можете
представить,
кем он является
для
всего человечества...
Жан
Катала
Когда
мне было восемь лет, я побывала в станице Вешенской, родине нашего великого
писателя-реалиста Михаила Шолохова. До сих пор не могу забыть красоту донской
степи, которую так ярко описал он в своих произведениях, величавое течение
реки, особый говор жителей Верхнего Дона. Позднее, когда я читала “Тихий Дон”,
“Донские рассказы”, мне казалось, что все это я уже знала и видела, так
реалистически правдивы книги нашего великого земляка.
О
реализме “Тихого Дона”, “Судьбы человека” говорили много, мне же хочется в
своем сочинении остановиться на незаконченном произведении М. Шолохова “Они
сражались за Родину”, в котором писатель остался верен своему главному
творческому принципу — “говорить с читателем честно, говорить людям правду...”.
По
времени книга охватывает небольшой период — всего несколько недель лета 1942
года, но, я думаю, по глубине описания фронтовых будней она занимает одно из
главных мест в военной прозе сороковых годов.
Прежде
всего мы видим прекрасное знание автором атрибутов войны: оружия, военной
техники, тактики боевых действий, звуков и запахов. Сколько образной
выразительности в любой батальной сцене: “С левой стороны танка поднялся
прорезанный косым бледным пламенем широкий столб земли, словно неведомая
огромная птица взмахнула вдруг черным крылом”.
Большим
достоинством прозы Шолохова является лаконизм. Каждая фраза, каждое слово у
него наполнены глубоким смыслом. Вот он пишет, что немецкие танки шли,
“осторожно минуя бугорки сурчиных нор”. Чего бояться танкистам, для которых ямы
и траншеи не преграда? И, лишь вдумавшись, мы поймем: “норы” могут оказаться
минами.
А
как точен Шолохов в описании солдатского быта! Окоп, пахнущий не только
“влажной глиной и полынью”, но “и ременной кожей амуниции..., мужским потом и
махоркой”, трупы врагов, которые в жару не очень приятно пахнут, — все это дает
яркую картину жизни на войне рядового солдата.
Основная
тема книги закреплена уже в ее названии: перед нами русские люди, отстаивающие
свое Отечество. Главные герои — три бойца Красной Армии: рабочий Лопахин,
крестьянин Звягинцев, интеллигент Стрельцов. Шолохов создал типические образы в
типических обстоятельствах войны. Каждому герою он дает свой характер, свое
лицо, но все они дополняют друг друга.
Вот
Звягинцев на краю поля подбирает обгорелый колос пшеницы, подносит его к лицу
и, словно обращаясь к живому собеседнику, говорит: “Милый ты мой, до чего же ты
прокоптился”. И не нужно ничего больше добавлять: видно, как соскучился этот
человек по тому, что оставил в мирной жизни, как больно ему видеть разоренное и
развороченное хлебное поле, поле, дающее жизнь.
А
вспомним сцену операции, когда Звягинцеву разрезают на раненой ноге совсем новый
сапог. Как неистово протестует бывший крестьянин, сколько оскорблений выливает
он на усталого хирурга, самое страшное из которых — “враг народа”. И вновь
перед нами встает то время, когда ничего не было страшнее этих слов.
Шолохов
удивительно глубоко проник в психологию русского солдата, точно сумев передать
переход человека из сферы мира в сферу войны: “Давным-давно прошло то время,
когда Звягинцеву, тогда еще молодому и неопытному солдату, непременно хотелось
взглянуть в лицо убитого им врага, сейчас он равнодушно смотрел на
распростертого неподалеку танкиста, сраженного его пулей...”.
Совершая
героические поступки, воюя за родину, герои Шолохова остаются живыми людьми,
которым свойствен естественный страх смерти. Именно в главах романа “Они
сражались за Родину” прозвучали пронзительные строки о хрупкости человеческой
жизни, ее незащищенности перед суровым и беспощадным временем. Их произнес с
несвойственной ему серьезностью весельчак Лопа-хин в разговоре с Николаем
Стрельцовым: “Воюем-то мы вместе, а умирать будем порознь, и смерть у каждого
своя”.
Русскому
человеку во все времена, в любых условиях было присуще чувство юмора. В книге
Шолохова, как и в жизни, трагическое соседствует с комическим. Вспомним диалоги
Лопахина и Копытовского, “шпильки”, отпускаемые в адрес повара Лисиченко,
сомнительные “комплименты”, которыми друзья награждают Некрасова. Шутки могут
быть и соленые, и грубоватые, но они служат правдивому изображению русского
солдата, о котором поэт А. Твардовский писал:
Святой
и грешный
Русский
чудо-человек,
Проходят
годы, появляются новые книги, но творчество М. Шолохова, признанного классика
русской литературы XX века, остается тем образцом реалистического мастерства,
на который равняются новые поколения писателей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта coolsoch/
Другие работы по теме:
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Вклад Белинского в развитие русской литературы
В.Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Стихотворение Фета Это утро, радость эта
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми.
Родина анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.
Повесть Карамзина Наталья, дочь боярская
Во второй половине 70-х годов XVIII века возникает и к концу века развивается в русской литературе новое направление — сентиментализм. Сентиментализм был общеевропейским направлением в искусстве и литературе, но в каждой стране он имел своеобразные черты. Писатели-сентименталисты в центре изображения поставили повседневную жизнь простого человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения.
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. А.С.Грибоедов. Горе от ума.
Автор: Грибоедов А.С. Термин “антитеза” произошел от греческого слова и означает — противоположение. Это стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении образов и понятий. Для писателей девятнадцатого века был существенен сам факт смены одних антитез другими, знаменующий сдвиг в сознании писателя, хотя смысловая контрастность не устраняется: “К добру и злу постыдно равнодушны”, “И ненавидим мы, и любим мы случайно” (“Дума” М Лермонтова).
Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” является едва ли не величайшим произведением первой половины XIX века. Этот роман — одно из самых любимых, современных и в то же время сложнейших произведений русской литературы. На примере Онегина, Ленского Пушкин исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века.
Лесков Н. С. Левша
Санкт-Петербург Школа№254 класс Быстров Женя Проверила: Преподаватель Бельская Л. М. Оценка-5 баллов. ЛЕВША Лесков Н. С. Левша-это собирательный образ загадочной русской души. Бедный рабочий, в старой незалатанной одежде, с удивительным достоинством разговаривает с императором и его чиновниками.
Значение сатиры Салтыкова-Щедрина
Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической жизни второй половины XIX века. Значение его сатирических произведений для истории России огромно.
Автор Слова о полку Игореве.
Автор "Слова о полку Игореве". Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" посвящено походу против половцев в 1185 году.Оно глубоко связано с народной культурой,с народными обычаями и языком.
Особенности эпических произведений
Автор: Разное В каждом из литературных родов (эпос, лирика, драма) различна природа художественного образа, каждый из них использует свои, именно ему свойственные средства создания образа. «От лирического образа, сосредоточенного на изображении лишь отдельного переживания, — отмечает проф. Л.
Скульптура XIX века в России
В начале 19 века русская скульптура, отразившая подъём национального самосознания, развивавшаяся под влиянием освободительных патриотических идей русских просветителей, приобретает мировое значение. Портретные бюсты Шубина.
Саврасов А.К.
Русский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов.
Атлантический тупик
План Введение 1 Общая характеристика 2 Распространение 3 Образ жизни 4 Изображения Список литературы Введение Атлантический ту́пик[1] (Fratercula arctica) — птица семейства чистиковых.
Корнелиус, Роберт Хинниезер
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Ро́берт Хинние́зер Корне́лиус (англ. Robert Hinnieser Cornelius; 1809, Филадельфия, Пенсильвания, США — 1893, Филадельфия, Пенсильвания, США) — американский пионер фотографии, автор первого в истории реалистического снимка человека (одновременно — первого в истории фотографического автопортрета).
ПА Кропоткин Биография и библиография произведений
БИБЛИОГРАФИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ П.А.КРОПОТКИНА Анархия, ее философия и идеал. М.,1906. Великая французская революция 1789-1793 гг. М., 1979. В русских и французских тюрьмах (пер. с англ. В.Батуринского). Под редакцией автора. СПб.: Знание,1906.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Рене Магритт
Магритт, Рене (Magritte, Rene) (1898–1967), бельгийский художник, один из видных сюрреалистов. В своих картинах он воссоздавал мир фантазии и сновидений.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".