Шпаргалка по Логике 4

Рефераты по логике » Шпаргалка по Логике 4

Логика (греч. – слово понятие разум суждение) – это наука о формах и законах правильного мышления. Изучает интеллектуальную систему человеческого организма. Продукт мышления – мысль является идеальной. Получение знаний о мире – познание (логическая адаптация). Чувственное познание – непосредственное взаимодействие человека с внешним миром. Абстрактное мышление – логическое познание мира опосредованное чувствами и протекающее в разных формах: понятие суждение умозаключение. Итогом простейшей формы мысли является понятие оно идеальный продукт предполагает знания о предмете. Оно результат логического анализа  образу.


2.

Мышление невозможно без языка (существенное связанное с научным анализом причины оформляется в понятийной словесно-логической форме). Язык – средство материализации мышления (оно идеально). (АйКю). Длительный процесс образования языка – многообразие и сложность (синонимы омонимы). Язык – знаковая система обеспечивающая знаковую и коммуникативную функцию мышления. В искусственном языке каждому слову придано одно единственное значение. Формализация простых высказываний привела к созданию исчисления высказываний. Сложные высказывания образуются из простых при помощи логических связок. (суждение в математической логике принято называть высказыванием). Логика предикатов (кванторная логика) является расширением лоники высказываний за счет двух кванторных символов ( ) – кванторы всеобщности существования соответствующие словам «все» «некоторые» естественного языка.


3.

Основные этапы развития логики: Аристотель (дедуктивная логика «Органон» 4 вен до н.э. основный законы правильного мышления) Ф.Бэкон (1561 – 1626) («Новый органон» – манифест индуктивной логики появление И.Л. ⇒ время экспериментов) Гегель (1770 – 1831) (диалектическая логика познание мира с точки зрения динамики текучести познее ее применение было расширено) Дж. Буль (1815 – 1864) (математическая логика логика по предмету и математика по методу обсуждение проблем о возможной формализации мышления и его практического приложения). Последний этап – не классическая логика.


4.

Логика – наука исследующая механизм интеллектуальной деятельности человека и имеющая целью получение истинного знания об окружающем мире. В связи с этой гносеологической установкой она оперирует понятиями «правильного мышления» и «истинного значения». Правильное мышление основано на логике. Именно она умело подобранная в соответствии с предметом рассмотрения делает мысли адекватными реальности.


5.

Понятие является мысленным отображением в сознании человека общих существенных признаков предметов. Предпосылкой образования понятий выступает способность нашего мышления сравнивать предметы между собой по различным признакам. (образование – анализ сравнение синтез абстрагирование обобщение). Функции – коммуникативная познавательная экспрессивная. Значение понятий – во всех сферах деятельности… (скудная лексика неправильное толкование пословиц неумение правильно выражать в речи родовидовые отношения…)


6.

Структура=содержание (качественный пар.) + объем (количественный пар.). Содержание – совокупность существенных признаков в данном понятии как отличительных так и общих. Объем – совокупность предметов мысли обладающих одним содержанием (одними и теми же отличительными признаками). Виды понятий: по содержанию –конкретные и абстрактные абсолютные и относительные положительные и отрицательные по объему – нулевые единичные общие. Отношение между понятиями: по содержанию – сравнимые (тождественные или равнозначные сходные или однородные подчиненные) и несравнимые по объему – совместимые (совпадать пересекаться включатся) и несовместимые (контрадикторные ( А не-А) контрарные (А Б…(С)) соподчиненные)


7.

Обобщение – переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом за счет уменьшения его содержания.


8.

Определение понятий – логическая операция по средствам которой указываются существенные признаки входящие в содержание понятия. Функции определения – образовательная (расширение интеллекта) эвристическая (определения является главным способом формирования языка науки – для освоения области требуются новые понятия). По структуре – явные (Dfd = Dfn прямые указания на признаки предмета – родовитые и генетические) и неявные (описание сравнение характеристика). Правила и ошибки явного определения: соразмерное (расширенное зауженное) не должно содержать круга должно быть явным (неизвестное через неизвестное) не должно быть только отрицательным. Также есть еще – остенсивные (образные) вербальные (словесные определения) а так же реальные и номинальные.


9.

Деление – логическая операция раскрывающая объем понятия. Структура деления: делимое – исходное понятие объем которого необходимо установить основание деления – признак по которому производится деление (напр. часы – по марке стоимости…). Правила и ошибки деления: деление должно быть соразмерным (неполное или избыточное деление) деление должно производится по одному основанию (подмена признака) непрерывным и последовательным (скачок в делении) результаты деления должны исключать друг друга (нечеткое деление – результаты пересекаются). Виды классификации – деление по видоизменению признака (напр. – людей по возрасту расе) дихотомическое (на 2 признака (А не А )).


10.

Законы мышления определяют главные критерии правильности мышления (законы формальной логики устанавливают правила рассуждения). 4-ре закона: закон тождеств (подмена понятия – отсутствие логической культуры омонимичность языка) непротиворечия (противоречивость рассуждений из лжи следует все что угодно) исключенного третьего (непоследовательность в рассуждении – надо установить что ложно а что истинно) закон достаточного основания (бездоказательное рассуждение).


11.

Суждение – это образованная из понятий при помощи связки более сложная форма мысли в которой что-либо утверждается или отрицается и поэтому является истинным либо ложным. Отличие суждения от понятия: суждение невозможно без понятий (это связь понятий) иная структура (понятие – содержание и объем суждение – субъект связка предикат) суждение имеет логическое значение (истинно или ложно). Выражение: в языке представлено предложением но не каждое предложение – суждение «Суждение – смысл предложения». Структура – термины суждения (субъект (подлежащее) предикат (логическое сказуемое)) логическая связка (отношение между С и П). Виды суждений: /простые и сложные/ (качество: категорические (С есть П) суждения отношений (Х подобен У и т.д.) модальные (оценивают достоверность) – аподиктические (С необходимо есть П) ассерторические (С действительно есть П) проблематические (С возможно есть П)); Виды простых категорических суждений: по качеству (утвердительные и отрицательные) по количеству (единичное частное общее).


12.

Между сравнимыми категорическими суждениями – 4 вида логических отношений: подчинение противоречие (контрадикторность) противоположность (контрарность) подпротивоположность (субконтрарность). Отношение между А и I Е и О – подчинение (А и Е – подчиняющие): если истинно А – то истинно I… Е и I А и О – противоречие (О истинно – А ложно (и наоборот)) .


13.

Сложное суждение – сужд. состоящее из простых суждений связанных между собой логическими союзами. От них и образуются. Отрицание(┐) конъюнкция дизъюнкция (слабая сильная) импликация () эквивалентность().


14.

Логико-философская классика античности в лице Сократа Платона и Аристотеля придерживалась интерпретации диалога как вопросно-ответного поиска истины в котором участвуют по крайней мере 2 собеседника (один из которых задает вопросы –«руководит диалогом»). Раздел современной логики занимающийся анализом вопросно-ответной практики – Эротетическая логика. При определении вопроса – 2 подхода: лингвистический (вопрос – обращение требующее ответа) и компьютерный (вопрос – запрос об информации). Вопрос – особая форма мысли (не является суждением). Традиционно вопрос выражается вопросительным предложением (но вопр. пред. не всегда – вопрос (риторический вопросы)) но иногда не вопросительным (экзаменационный/приглашение побуждение призыв запрещение…). Правильный / неправильный вопрос: (известные – когда зачем почему о ком; не известн. – кто что какой сколько). Правильность зависит от содержания соответствию предпосылке (неправильные – паралогическими (некомпетентность) и софистическими (провокационные)). Функции вопроса – контролирующая систематизирующая. критическая психологическая (привлечение внимания). Виды вопросов – по полноте (узловые и наводящие) по значимости (главные и второстепенные) по составу (простые и сложные) по уровню (интеллекта) (простые и сложные) по конкретности (открытые (общие) закрытые (конкретные)). Ответ – это суждение или высказывание субъектом которого является смысловое понятие предпосылки вопроса. Правильный ответ – по содержанию ясный понятный истинный; по форме – достаточный исчерпывающий краткий.


15.

Умозаключение – форма мышления посредством которой из одного и более суждений выводится новое суждение. (Логическая операция по получению нового знания) Истинность умозаключения зависит от истинности исходных суждений и от правильности их связывания между собой (истинность и правильность мышления). Ошибки – ложность посылок неправильность вывода. Умозаключение состоит из посылок (исходных суждений) и вывода (нового суждения). Виды умозаключений – по числу посылок (непосредственные (1 пос.) и опосредованные) по направленности логического вывода (дедуктивные индуктивные(Ч–О) традуктивные(Ч–Ч)) по качеству вывода (достоверные вероятные).


16.

ПКС – дедуктивное опосредованное умозаключение состоящее из двух суждений имеющих субъектно-предикатную форму и заключения. (3 категорических суждения). ПКС состоит из трех терминов – больший (Р – понятие совпадающее с предикатом заключения. Посылка в которую он входит называется большей) средний и меньший. ПКС – это умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину. Логическим обоснованием правильности вывода ПКС является аксиома силлогизма (это то положение которое кладется в основу данной формы вывода и устанавливает два отношения между понятиями силлогизма: по содержанию (признак признака – признак предмета) по объему (то что утверждается относительно всех – утверждается относительно каждого в отдельности)). Правила ПКС: Правила терминов: всех терминов (должно быть 3) среднего термина (он должен быть распределен где-нибудь) крайних терминов (термин не распределенный в посылке не может быть распределен в заключении). Правила посылок: из 2 частных посылок заключение сделать нельзя если одна из посылок частная – то заключение – частное из 2 отрицательных посылок заключение сделать нельзя если одна из посылок – отрицательна то и заключение – отрицательно.


17.

Ф называются четыре разновидности силлогизма в зависимости от положения среднего термина в посылках. 1-я (М–Р S–М). Модус – разновидности силлогизма различающиеся качеством и колличеством посылок (всего правильных – 19 модусов). 1-я фигура (Barbara Celarent Darii Ferio) вторая фигура (Cesare Camestres Festino Baroco). Правила фигур силлогизма: правила 1 фигуры – большая посылка – суждение общее меньшая посылка – суждение утвердительное; 2 фигуры – большая посылка – суждение общее меньшая посылка – суждение отрицательное.


18.

Энтимема (сокращенный сиологизм) – один из элементов структуры ПКС не выражен явно а лишь подразумевается. Э – 3 вида: с пропушенной – большей посылкой меньшей заключением. Ошибки – ложное суждение заключение. Полисиллогизм (сложный силлогизм) – несколько связанных по смыслу простых силлогизмов в которых заключение предшествующего становится посылкой последующего. (Если заключение просиллогизма берется в качестве большей посылки то такой силлогизм называется прогрессивным. (меньшей – регрессивный)). Сорит (сокращенный полисиллогизм) – пропущенны заключения простых силлогизмов (бывает прогрессивным и ренгессивным). Эпихейрема (сложносокращенный силлогизм) – обе посылки – энтимемы в которых могут быть пропущенны как посылки так и заключение.


19.

Условный силлогизм – в составе его есть условное суждение (если А то В). (чисто условный (похож на 4ю фигуру (но в ней М – понятие а тут – суждение) ⇒ (p⇒q q⇒r p⇒r) условно-категорический (одна из посылок – условное суждение другая – категорическое ⇒ модус поненс толленс (отрицающий модус) – достоверные модусы // правдоподобные модусы ⇒ “от отрицания основания к отрицанию следствия” ⇒”вероятно” + толленс (о ⇔ с) “от утверждения основания к утверждению следствия” ⇒ “вероятно” + поненс(о ⇔ с)).


20.

Разделительный – силлогизм в составе которого есть разделительное (дизъюктивное) суждение. а) Если обе посылки и заключение – разделительные суждения то такое умозаключение называется чисто разделительным силлогизмом (А есть В или С С есть Д или Е А есть В или Д или Е). б) разделительно-категорический (большая посылка – разделительное суждение) ⇒ имеет 2 правильных модуса: понендо-толленс (утвержд.-отриц.) ⇒ (С есть А либо Б; С есть А; след. С не-есть Б) толлендо-поненс («––» С не-есть А след. С есть Б).


21.

Условно-разделительный – силлогизм в составе которого есть условное (если А то Б) и разделительное (или) суждение. Если в разделительной посылке анализируются две альтернативы то такой У-РС называется дилеммой (в меньшей посылке – 2 варианта). Дилемма: конструктивная /заключение – утвердительное/ (простая (из разных оснований вытекает одно следствие) – если А то С если Б то С; А или Б; С // сложная – если А то С если Б то Д; А или Б; С или Д) деструктивная (простая (из разные следствия вытекают из одного основания в большей условной посылке) и сложная).


22.

Не дедуктивные выводы – логическая форма обобщения человеческого опыта. (предмет мысли – класс объектов исследуемых с целью выявления и обобщения их общих признаков). Индуктивные умозаключения – определенный метод научного исследования и теоретического обобщения эмпирического опыта (наблюдений экспериментов). В силу незавершенности человеческого опыта и нерегистрируемости класса предметов выступающих объектом индуктивного анализа индуктивные выводы относятся к числу вероятностных умозаключений. Виды ИУ: по объему (полная – проверка всех элементов класса неполная) по степени вероятности (популярная – перечисление фактов по случайному признаку – вывод о принадлежности признака всему классу научная – отбор существенных признаков класса осуществляется через установление причинно следственных связей (методы сходства различия сходства и различия сопутствующих изменений остатков)).


23.

(методы научной индукции и виды умозаключений) Метод сходства – устанавливается сходная причина для появления одного и того же признака у разных явлений. Метод различия – на основании сравнения только в двух случаях (когда данный признак возникает и не возникает). Метод сходства и различия – сравниваются 2 группы (в одной выявляются сходства а в другой – различия). Метод сопутствующих изменений – устанавливается причинная связь между изменением обстоятельств и изменением признака возникающего при данных обстоятельствах. Метод остатков – причина интересующего признака устанавливается через исключение случаев когда данный признак не возникает. Оставшееся обстоятельство считается причиной появления признака.


24.

Поспешное обобщение («Разбитое зеркало – к несчастью» «т1-2 т2-2 т3-2… ⇒т-2») ошибка ложного основания (в качестве посылки – ложное суждение неверные цитаты искаженная статистика «интернат»⇒«интернет») ошибка ложной причины (после этого – значит по причине этого).


25.

(рассуждение от частного к частному) – традуктивное умозаключение в котором на основании сходства предметов в одних признаках заключается об их сходстве в других признаках (М обладает А В С Р S обладает А В С ⇒ S обладает Р). Аналогия предметов признаки предметов (дом – большой муравейник) Структурная аналогия структурные признаки (печень по своей структуре напоминает губку) Функциональная ан. принципы действия (кровообращение – инфраструктура общества). Ошибка – поспешная аналог.


26.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны. Доказательство – (в широком смысле: любой способ обоснования истинности какого-либо утверждения / в узком – логическая операция обоснования истинности к-л/у при помощи других утверждения истинность которых уже доказана( опосредованное док-во)) док-во=тезис+аргументы+демонстрация. Тезис – то что нужно доказать. Аргументы (основания или посылки) – это истинные суждения которые используются для доказания тезиса. (есть корректные и некорректные). Демонстрация (форма доказательства) – способ логической связи аргумента и тезиса док-ва. (2 вида – прямое – тезис необходимо следует из аргументов (модус поненс и модус Барбара) косвенное – истинность тезиса установлена через антитезу (закон противоречия запрещает одновременную истинность утверждения и отрицания – м. толленс)). Опровержение – логическая операция по установлению ложности тезиса. (прямое – обоснование ложности тезиса и истинности антитезиса (доп. А – ист.) косвенное – доказательство истинности антитезиса (доп. не А – ист.)) Ошибки – парадокс (одновременная истинность противоречивых положений) абсурд (противоречие самому себе).


27.

Опровержение – логическая операция по установлению ложности тезиса. Задача опровержения – установить ложность выдвинутого положения или его недоказанность (обосновать его ложность). Структура опровержения: тезис (то что опровергаем) аргументы (при помощи чего опровергаем) форма опровержения (логическ. способ связи арг. и опр.): прямое (если А то Б не-Б следовательно не-А) – связано с косвенным док-вом; косвенное – док-во истинности антитеза (если не А то Б; не-Б; следов. А).


29.

Абсурд – внутреннее противоречивое высказывание. Нарушает закон противоречия и побуждает к признанию истинным утверждение и отрицание.


30.

Ошибки бывают содержательными и формальными. Содержательные указывают на несоответствие мысли в той или иной ее форме реальной действительности а формальные – на нарушение законов и правил образования мысли.

Страницы: 1 2