Курс лекций по международному праву

Рефераты по международному публичному праву » Курс лекций по международному праву

Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА


1. Понятие сущность и функции международного права.

2. Источники и процесс международного правотворчества.

3. Основные международно-правовые принципы и другие структурообразующие элементы системы международного права.

1. Существуют две правовые системы - внутригосударственная и междуна­родная. Термин “международное право” сложился исторически. В средние века когда возникла идея создания права регулировавшего отношения между госу­дарствами юристы обратились к авторитету римского права которое однако не знало подобного понятия. В нем имелось понятие “jus gentium” (право наро­дов) к которому относили нормы регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима а также нормы общие для многих стран. В дальнейшем название было модифицировано - “jus inter gentes” (“право между народами” или “международное право”).

Международное право - это особая правовая система регулирующая меж­дународные отношения его субъектов посредством юридических норм созда­ваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением формы характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Субъект международного права - это самостоятельное образование кото­рое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву участвовать в создании и реализации его норм. К субъектам международного публичного права относятся государства нации и народы борющиеся за свое освобождение государство-по­добные образования международные учреждения.

Объектом данной отрасли права является регулирование системы между­народных отношений которые выступают как совокупность экономических по­литических идеологических правовых дипломатических военных и иных связей между государствами основными социальными экономическими и обществен­ными движениями действующими на международной арене т.е. между народами в широком смысле этого слова.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосу­дарственным правом заключаются в том что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм - обя­зательных для субъектов правил поведения выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы - отрасли - подотрасли - инсти­туты - нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и опре­деления но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой по­нятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различ­ных аспектах. Во-первых две правовые системы различаются по объекту регу­лирования поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с учас­тием международных аспектов только “в том числе” отдавая приоритет внут­ренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых если субъектами внутригосударственного права являются фи­зические и юридические лица органы государства то субъектами международ­ного права - главным образом образования имеющие публичный характер на международной арене (государства нации и народы государствоподобные об­разования и т.д.).

В-третьих внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона то во второй предпочтительнее обычаи и дого­воры.

В-четвертых различен механизм нормотворчества в двух этих правовых си­стемах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного ор­гана нормы международного права создаются самими субъектами международ­ного права прежде всего государствами путем соглашения сущностью которого яв­ляется согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими сло­вами если внутригосударственные нормы создаются “сверху вниз” то междуна­родно-правовые нормы - “горизонтально”.

В-пятых в отличие от локальных норм национального права харак­тер ко­торых находится в зависимости от социальной природы данного госу­дарства нормы международного права имеют в основном общедемократический харак­тер.

В-шестых поскольку в межгосударственной системе не существует судеб­ных и исполнительных органов идентичных существующим в государствах функцио­нирование международного права и прежде всего его применения суще­ственно отличаются от функционирования и применения внутригосударствен­ного права.

Содержание и сущность международного публичного права раскрывается также в сравнении его с международным частным правом. МПП и МЧП разли­чаются прежде всего по субъектам объектам источникам методам регулирова­ния форме ответственности и сфере действия. Так например если субъектами МПП выступают прежде всего государства и т.п. то субъектами МЧП - физиче­ские и юридические лица; если в качестве объекта МПП служит целый комплекс международных отношений в различных областях прежде всего межгосудар­ственного (публичного) взаимодействия то объектом МЧП являются частнопра­вовые отношения с иностранным элементом; если к источникам МПП относятся прежде всего международный договор и международный обычай то источни­ками МЧП служат национальное законодательство международные договоры торговые обычаи и т.д.; если МПП регулирует общественные отношения и вы­рабатывает нормы путем согласования воль государств то МЧП в качестве основного метода регулирования избирает преодоление коллизий; если основной формой ответственности в МПП является международно-правовая ответствен­ность то в МЧП - гражданско-правовая ответственность; если МПП - глобаль­ная система права то МЧП - национальная (в каждом государствен свое МЧП).

Однако МПП и МЧП находятся в постоянном взаимодействии которое проявляется в том что обе правовые системы имеют однородную направлен­ность (регулируют международные отношения) и покоятся на общих началах (прежде всего благодаря преломлению основных принципов МПП в доктрине МЧП). Таким образом МПП выступает по отношению к МЧП как правовая среда способствующая развитию норм последней. МЧП - является не самостоя­тельной правовой системой а комплексным образованием включающим в себя как международно-правовые так и внутригосударственные нормы регулирую­щие более-менее однородные отношения.

Функции МПП - это основные направления его воздействия на социаль­ную среду определяемые его общественным назначением. По своим внешним признакам они делятся на две группы: социально-политические и юридические функции. К первой группе суть которой заключается в упрочении существующей системы международных отношений относятся:

* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов противоречащих его целям и принципам (предотвращение кон­фликтов запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

* информационно-воспитательная функция смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств в просве­щении относительно возможностей использования права в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно каса­тельно государств недавно вставших на путь интеграции в мировое сообще­ство).

Во вторую группу функций МПП суть которой составляет правовое регу­лирование межгосударственных отношений вошли:

* координирующая функция поскольку нормы МПП устанавливают обще­приемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений госу­дарств;

* регулирующая функция которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил без которых невозможны их совместное существо­вание и общение;

* обеспечительная функция содержание которой состоит в том что МПП имеет нормы побуждающие государства следовать определенным правилам по­ведения;

* охранительная функция заключающаяся в наличии у МПП механизмов которые защищают законные права и интересы государств (при этом не су­ществует надгосударственных механизмов принуждения в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного пра­вопорядка).

Необходимым качеством МПП является юридически обязательная сила. При создании нормы МПП в результате соглашения имеется два основных ас­пекта правотворчества: первый - относительно содержания собственно нормы второй - о придании ей юридически обязательной силы (зачастую согласившись о содержании нормы государства договариваются о придании ей не юриди­ческой а политической силы что уже не влечет международно-правового харак­тера. Соглашение государств придает обязательную силу и всему МПП в целом что находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по международному праву (принцип pacta sunt servanda - договоры должны со­блюдаться).

Свобода воли соглашения государств не означают произвола. Они детер­минированы условиями существования государств. Признание за МПП обяза­тельной силы определяется потребностями жизни мирового сообщества и корен­ными интересами государств. МПП ограничивает свободу действий государств но не его суверенитет. Более того оно дает ему все большие гарантии. Оно раз­граничивает сферы действия суверенитета государств регулирует взаимодей­ствие суверенных властей тем самым устраняя возможность “наложения и кол­лизий суверенитетов”. МПП расширяет возможности суверенной власти благо­даря чему последняя приобретает возможность и способность юридически регу­лировать международные отношения увеличивая тем самым степень своего по­литического влияния на мировое развитие. Таким образом принимая на себя международно-правовые обязательства государство расширяет возможности осуществления своих суверенных прав иначе оно бы их не принимало.

МПП находясь в ряду других механизмов регулирования международных отношений (политика идеология мораль) имеет с ними весьма сложные взаимо­связи. Внешняя политика - это стратегия международной деятельности госу­дарства ею определяется расстановка всего арсенала средств воздействия на окружающую среду в состав которого входит и международное право. МПП от­крывает перед политикой дополнительные возможности предоставляя в ее рас­поряжение чисто юридические средства. Что касается дипломатии то она яв­ляется важнейшим инструментом создания норм международного права. В то же время МПП не является результатом какой-то определенной политики пред­ставляет собой самостоятельное социальное явление и более того ограничивает политику общеприемлемыми рамками. Так в Уставе СНГ среди основных прин­ципов содержится и такой как “верховенство международного права в межгосу­дарственных отношениях” (ст.3).

Идеология и международное право суть явления взаимосвязанные. Они оба относятся к нормативным явлениям. Политика и право служат важнейшими средствами реализации идеологических концепций. В свою очередь политика и право нуждаются в идеологии для обеспечения себе социальной поддержки а также теоретического осмысливания стоящих перед ними задач. Идеология воз­действует на международное право как через политику так и непосредственно. Она включает в себя политические правовые моральные философские идеи принципы установки. В состав идеологии входят и международно-правовое со­знание которому принадлежит важная роль в функционировании международ­ного права. Так например в период “холодной войны” у определенной части западных юристов-международников существовала устойчивая точка зрения согласно которой в силу коренных различий в идеологии соглашения между со­циалистическими и капиталистическими государствами невозможны. Достаточно вспомнить весьма показательный идеологический постулат президента США Р.Рейгана относительно того что СССР - это “империя зла”. “Взаимностью” впрочем платили и советские правоведы. Крайней точкой зрения пожалуй яв­ляются утверждения А.Гитлера: “...Договоры могут заключаться лишь между контрагентами стоящими на одной и той же мировоззренческой платформе”.

В свою очередь МПП оказывает влияние на идеологию своими целями принципами нормами а также практикой их реализации. Кроме того МПП рег­ламентирует и содержание идеологической деятельности на международной арене. Запрещена пропаганда способная создать или усилить угрозу миру или нарушение мира. Поставлена вне закона нацистская идеология расизм и т.п. В настоящее время звучат слова о “деидеологизации” международных отношений и права. Под этим следует понимать устранение из международных споров о преимуществе той или иной социальной системы а также приемов идеологи­ческой войны. Что касается борьбы идей то она остается и служит фактором дальнейшего развития мирового развития.

Постоянное взаимодействие существует также между международной об­щечеловеческой моралью и международным правом. Нередко моральные нормы превращаются в нормы МПП или точнее в МПП возникают нормы соответ­ствующие нормам общечеловеческой морали. Так например преступления про­тив мира и человечности длительное время осуждались лишь моральными нор­мами. Однако после первой мировой войны они постепенно превратились в принципы МПП окончательно оформившись после второй мировой войны. “В сущности весь Устав ООН этот важнейший документ международного права основан на некоторых простых законах нравственности и справедливости... Нельзя недооценивать того факта что дух современного международного права выражает вековые чаяния народов”.1 Показательным является также тот факт что фундаментальный принцип международного права - принцип добросо­вестного соблюдения обязательств - является одновременно ключевым принци­пом международной морали международного “кодекса джентльменского пове­дения” государства.

В настоящее время роль международного права возрастает так как миро­вое сообщество находится в состоянии очередной трансформации после ликви­дации послевоенной биполярной модели международного развития. С одной стороны усиливаются процессы регионализации межгосударственных отноше­ний; с другой стороны развивается общемировое информационное простран­ство которое все больше объединяет мировое сообщество; с третьей стороны нарастают новые противоречия в отношениях между крупнейшими державами которые приводят к возникновению новых форм сотрудничества и переделу по­литического влияния; с четвертой стороны постепенно ослабляется роль между­народных механизмов по поддержанию которые в целом успешно работали в период “холодной войны” (ООН КБСЕ и т.д.) и так далее. В этих условиях меж­дународное право может выступить инструментом поддержания порядка в миро­вом сообществе обеспечить преемственность между позитивными достижениями в международном сотрудничестве XX века и грядущей моделью международных отношений века XXI. Именно поэтому Генеральная Ассамблея ООН на 60-м пле­нарном заседании 17 ноября 1989 г. приняла резолюцию 44/23 о провозглашении 90-х гг. XX в. Десятилетием международного права.


2. Если социальным содержанием международного права является согла­сованная воля субъектов то его юридическим содержанием - правило поведения. Правило поведения есть юридическое содержание понятие нормы. Норма меж­дународного права - это правило поведения которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязатель­ного. Таким образом международное право существует в форме норм. Процесс совершенствования системы международного публичного права означает про­цесс нормотворчества в основе которого лежит соглашение субъектов являю­щееся единственным способом создания норм. Конечным результатом нор­мотворчества является возникновение источника международного права. Источ­ником международного права принято считать форму выражения его нормы и соответственно - форму нормотворчества.

Несмотря на различие теоретических концепций относительно источников международного права по этому вопросу существует соглашение участниками которого является большинство государств мира. Это - Статут Международного суда ст.38 которого сформулированная еще после первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия гласит: “Суд который обязан решать переданные ему споры на основании международного права применяет:

а). международные конвенции как общие так и специальные устанавли­вающие правила определенно признанные спорящими государствами;

б). международный обычай как доказательство всеобщей практики признанной в качестве правовой нормы;

в). общие принципы права признанные цивилизованными нациями;

г). с оговоркой указанной в статье 59 судебные решения и доктрины наи­более квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм”.

Тем не менее приходится признать что источники сформулированы до­вольно туманно поэтому необходимо их более четко классифицировать. Все ис­точники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.

В первую группу вошли международный обычай и международный дого­вор ко второй относятся решения международных организаций внутригосудар­ственное законодательство судебные решения доктрины ученых в области международного права.

Международный обычай - сложившееся в международной практике пра­вило поведения за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Статут Международного Суда ООН (пп. “b” п.1 ст.38) определил обычай как доказательство “общей практики при­нятой в качестве правовой нормы”.

В современном МПП существует два вида обычных норм. Первый тради­ционный представляет собой сложившееся в практике неписаное правило за ко­торым признается юридическая сила. При этом практика должна быть доста­точно определенной единообразной и продолжительной чтобы из нее можно было вывести общее правило. Правда с развитием систем информатизации тре­бование длительности практики теряет свое былое значение из-за возросшей интенсивности употребления становящейся обычной нормой отдельного прояв­ления практики.

Второй новый вид обычной нормы представляет собой нормы созда­ваемые не длительной практикой а признанием в качестве таковых правил со­держащихся в нескольких или даже в одном акте. Данные нормы сначала форму­лируются либо в договорах либо в резолюциях международных организаций и конференций а в дальнейшем за ними признается статус норм общего междуна­родного права. Примером в частности могут служить резолюции Генеральной Ассамблеи ООН или Заключительный акт СБСЕ. Важное значение в определе­нии практики в становлении обычных норм принадлежит Международному Суду ООН. Акты международных организаций являющиеся выражением согла­сованных позиций нескольких государств не только формируют и фиксируют но также толкуют и проводят в жизнь обычные нормы.

Совокупность обычных норм обеих видов принято называть общим меж­дународным правом которое является ядром всей международно-правовой си­стемы поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права в данном случае основную роль играет в настоящее время протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения значит госу­дарство согласно с ним и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 17