Конопацкая Е.А., аспирант,
ТГГПУ, г.Казань
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА ОТ РУКОВОДИТЕЛЯ
Проблема формирования личности лидерства в условиях образовательно-воспитательного пространства вуза занимает далеко не последнее место. Одна из граней этой проблемы – взаимодействие и взаимоотношения лидера с учебным и педагогическим коллективом. Дальнейшая жизнь потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием его профессионального успеха. В современном мире от него требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. Взаимоотношения с ученическим коллективом займут не последнее место в жизни педагога.
Крайне важно сделать терминологические уточнения и развести понятия "лидер" и "руководитель". Часто даже в профессиональной литературе авторы смешивают понятия "лидер" и "руководитель", употребляя их через запятую как синонимы. Так поступать некорректно, поскольку лидерство и управление - явления, различающиеся по целому ряду оснований. В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина, в английском языке «лидер» употребляется в обоих случаях.
Первое отличие - это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих ее структурирование. Назначение руководителя чаще всего происходит извне, например, с более высокого уровня управления, и новый руководитель вообще может не принадлежать к данной группе людей.
Второе важное отличие касается способов осуществления лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят неформальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются письменно в приказы, что, впрочем, не означает, что их исполнение не обязательно для членов группы. Иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время руководитель обязан официально оформлять свои распоряжения.
Третье отличие связано со сферами влияния лидеров и руководителей. Как правило, граница влияния лидера проходит не только в физическом, но и в ментальном пространствах. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это нисколько не снижает влияния на него распоряжений его формального начальника.
Три указанных отличия можно подытожить с помощью различения понятий "формальный" и "неформальный" аспекты группы. Каждая реально взаимодействующая группа имеет формальную и неформальную структуры, которые могут совпадать или не совпадать. Для каждой из названных структур есть лицо или лица, осуществляющие координирующие функции, являющиеся своего рода "цементом", удерживающим других людей в составе группы. Для формальной структуры таковым является руководитель, а для неформальной - лидер.
Наиболее простой для рассмотрения случай, когда формальная и неформальная структуры совпадают. В этом случае можно говорить о руководителе-лидере. Быть таким человеком - большая удача и для него, и для членов подобной группы. Такой руководитель-лидер обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов группы. Для выполнения его указаний нет нужды использовать официальные санкции, группа гораздо более управляема [3].
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако порой, лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.
Список литературы:
1. Виноградова Е.Г. Мотивация - залог успеха / Е. Виноградова. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - N 7. - С. 62-63.
2. Лансберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия./ М. Лансберг. – М.: Феникс. – 2000. – 224 с.
3. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие / Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия "Библиотека журнала "Управление персоналом"). — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001. — 464 с.
4. Парыгин Б. Я. Основы социально-психологической теории./ Б. Парыгин. – М.: 1971. – 370-371 с.
Другие работы по теме:
Теория черт лидера
«Лидер - ведущий; тот, кто способен увлекать за собой; тот, кто генерирует и проводит решения, затрагивающие интересы и определяющие условия жизни другого человека, и этот другой готов принимать их и следовать за ними».
Типы лидеров и их функции
Критерии типологизации лидеров. Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.
Можно ли воспитать лидера и как это сделать?
Прежде чем взяться за этот труд, попробуйте ответить самим себе на вопросы, предложенные психологом Верой Брофман: Почему я хочу это сделать? А хочет ли мой ребенок становиться лидером? Какие качества я хочу в нем развивать и как я это буду делать?
С чего начинается харизма
Проявление харизмы осуществляется по алгоритму. Для его запуска она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией и восприниматься другими людьми.
Творческое мышление 2
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Харизма 2
«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников». Власть харизматического лидера основана на эмоциональном и безусловном доверии людей к нему (М. Вебер).
Навыки руководителя
(лидера) Принцип подбора руководителя. Среди специалистов в сфере управления существуют несколько точек зрения на принципы подбора руководителей. Различие подходов основано на особенностях ответа различных специалистов на вопрос: «Хорошие руководители рождаются или они могут быть воспитаны (обучены)?» По этому признаку можно выделить три основных подхода к принципам выбора руководителя:
Политический лидер
Понятие лидерства и характеристика его основных форм, исследующихся в современной психологии. Изучение проблем лидерства от древнего Вавилона до сегодняшних дней. Теории появления политического лидера. Типология и описание политического лидера в России.
Содержание
Теоретические и методологические основы политического менеджмента
Менеджер – профессиональный руководитель
Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны.
Руководитель и его роли
2.1.2. . Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя.
Модель ситуационного лидерства
Чем определяется стиль лидерства? Может быть, характером лидера, его убеждениями, его культурой? Нет. Стиль лидерства, как это ни парадоксально, не должен зависеть от лидера, а определяется лидируемым, вернее, уровнем его зрелости. Секрет успешного руководства состоит в том, чтобы стиль лидерства всегда соответствовал уровню зрелости работников.
Стили лидерства
Отличительные черты между стилями лидерства и стилями руководства. Эксперимент по проблеме стиля лидерства, выполненным под руководством Левина, Липпита и Уайта в школе "групповой динамики". Стили лидерства по схеме Б.Д. Парыгина и Л.И. Уманского.
Лидерство и его сущность
Лидер и руководитель. Лидерство – это процесс влияния на индивидуумов или групп лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим фактором в системе управления организационным управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации их совместной деятельности.
Лидерские качества
Анализ исследований лидерских качеств с точки зрения ситуационного подхода Р. Стогдилла. Проблемы лидерства в трудах российских ученых. Характеристика основных качеств лидера. Исследования черт личности лидера (Аллигер, Де Вадер Лорд, Киркпатрик и Лок).
Альфонсо Кано
Введение 1 Биография 1.1 Детство, юность, студенческие годы 1.2 Деятельность в FARC 1.3 Деятельность в качестве лидера FARC Список литературы Введение
О Коннелл-стрит
Монумент О’Коннелла, именем которого названа улица. О’Коннелл-стрит (ирл. Srбid Uн Chonaill, англ. O'Connell Street) — важнейшая транспортная артерия Дублина. Одна из самых широких улиц в Европе. Ее ширина в южной части — 49 метров, в северной — 46 метров; длина — около 500 метров. Первоначально она называлась Дроэда-стрит, затем — Сэквилл-стрит, а после 1924 года ей было дано имя Дэниэла О’Коннелла, национального лидера Ирландии в начале XIX века.
Музей новейшей китайской истории
занимает здание бывшего президентского дворца в Нанкине. Со времён династии Мин здесь находилась резиденция наместников провинций Анхой, Цзянсу, Цзянси. В 1853-64 гг. она была расширена для размещения покоев лидера восстания тайпинов Хун Сюцюаня. После взятия Нанкина цинскими войсками дворец был снесён, и на его месте построена новая резиденция наместников.
Лидер
(от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидер оппозиции в кнессете
Лидер оппозиции в кнессете — важная должность в парламентской системе власти Израиля. Лидер оппозиции — лицо, стоящее во главе крупнейшей оппозиционной партии в кнессете. Права и обязанности главы оппозиции регламентируются 8 параграфом Основного закона о кнессете от 1958 года. До 2000 года должность лидера оппозиции носила неофициальный характер.
Рыба-присоска
Рыба-присоска Научная классификация Латинское название Lepadogaster lepadogaster (Bonnaterre, 1788) Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе
Анисимова Домна Анисимовна
Поэтесса по прозвищу Слепая Доманя. Дочь пономаря, в четырехлетнем возрасте она заболела оспой и почти ослепла. Это отдалило ее от детей: она полюбила уединение и рассказы стариков о былом, а также богослужения.
Шишков В.Я.
Русский советский писатель. Главная тема творчества настоящее и прошлое Сибири.
Шан-И Чжу
Шан-И Чжу (Shun-I Chu), тайваньский предприниматель и ученый, основатель и президент фирмы ZyXEL Communications Corporation, мирового лидера в производстве модемов.
Барретт Крейг
Барретт Крейг (Barrett Craig R.) (р. 29 августа 1939, Сан-Франциско, шт. Калифорния), американский ученый и предприниматель, глава корпорации Intel - мирового лидера в области микропроцессорных технологий.
Ба Мо
Ба Мо (1893–1977), премьер-министр Мьянмы (Бирмы).