Йозеф Гайдн

Рефераты по музыке » Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн

(1732—1809)

Австрийский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил у школьного учителя и регента И. М. Франка в Хайнбурге. В 1740—49 пел в хоре собора св. Стефана в Вене совершенствовался в игре на клавире скрипке органе. В 1753— 56 работал аккомпаниатором у итальянского композитора и вокального педагога Н. Порпоры изучал основы композиции. В 1759—61 дирижёр капеллы у чешского графа Морцина в имении Лукавице (близ Пльзеня) где написал первые симфонии ; в 1761—90 капельмейстер князей Эстерхази : до 1766 в Айзенштадте затем в их резиденции (Эстерхаза) где создал большинство произведений . Годы 1791—92 и 1794—95 Гайдн провёл в Лондоне . В 1792 в Вене учеником Гайдна был Л. Бетховен.

Последние годы Гайдн жил в Вене. Почётный доктор Оксфордского университета (1791) член Шведской королевской музыкальной академии (1798) почётный гражданин г. Вена (1804) почётный член Музыкального общества г. Лайбах (ныне Любляна 1804) филармонического общества в Петербурге (1808).

Гайдн — представитель венской клиссической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония соната концерт для инструмента с оркестром квартет) форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл) принципов развития (мотивно-тематическая разработка) состава оркестра (так называемый двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус многогранность содержания стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов. Гайдн опирался на достижения австрийских немецких итальянских французских чешских мастеров. В традициях венского бытового музицирования созданы многие дивертисменты и струнные трио которые одновременно явились основой для кристаллизации классического жанра струнного квартета у Гайдна . Творчество Гайдна отличает широта фольклорных связей .

Квартеты и симфонии 50—60-х гг. ещё близки бытовым сюитным жанрам. В произведениях начала 70-х гг. заметны лирико-драматические тенденции в чём сказались влияние К. Ф. Э. Баха и творческая близость Гайдна литературному течению «Буря и натиск» (Траурная симфония Прощальная симфония квартеты 1771—72 и др.). Переломными для его творчества явились так называемые Русские квартеты (1781; посвященные великому князю Павлу ) ; в них оформился классический инструментальный стиль который достиг расцвета в «Парижских» (1785—86) и «Лондонских» (1791—95) симфониях. К концу 1790—началу 1800-х гг. относятся лучшие вокально-симфонические произведения Гайдна среди них — оратории «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). В Рорау (близ Вены) в 1959 открыт музей Гайдна.

Друзья мои если кому и охота дальше читать то я сразу предупреждаю что у Гайдна было много сочинений (вот позавтракает он к примеру и пойдет писать новую симфонию :)

Сочинения:

оперы-24 оперы в том числе:

зингшпиль
-Хромой бес (Der krumme Teufel либретто И. Ф. Курц- Бернардон по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux" 1751? поставлена 1752 "Кернтнертортеатр" Вена; под названием Новый хромой бес - Der neue krumme Teufel пост 1758 там же);

оперы-сериа-
Ацис и Галатея (либретто Дж. Б. Мильявакка 1762 поставлена 1763 Эйзенштадт) Необитаемый остров (L'lsola disabitata либретто П. Метастазио поставлена 1779 Эстерхаза) Армида (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо 1783 поставлена 1784) Душа философа (L'Anima del filosofo либретто К. Ф. Бадини 1791 поставлена 1951 Флоренция);

оперы-буффа- -
Певица (La Canterina 1766 поставлена 1767 Эстерхаза; возобновлена в 1939 под названием Die kleine Sangerin Билефельд) Аптекарь (Lo Speziale либретто К. Гольдони поставлена 1768 там же) Рыбачки (Le Pescatrici либретто К. Гольдони 1769 поставлена 1770 там же) Обманутая неверность (L'Infedelta delusa поставлена 1773 там же) Непредвиденная встреча (L'Incontro improviso либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура поставлена 1775 там же) Лунный мир (II Mondo della luna либретто К. Гольдони поставлена 1777 там же) Истинное постоянство (La Vera costanza 1776 поставлена 1779 там же) Вознагражденная верность (La Fedelta premiata по пьесе "L'Infedelta fedde" Лорeнци поставлена 1780 там же);

героико-комическая- опера-
Роланд-паладин (Orlando Раladino либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто поставлена 1782 Эстерхаза);

немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
Филемон и Бавкида (исполнена 1773 Эстерхаза; позже - зингшпиль) Совет богов (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde пролог к "Филемону и Бавкиде" исполнена 1773 Эстерхаза) Наказанная жажда мести или Сгоревший дом (Die bestrafte Rachgier oder Das abgebrannte Haus 1773) В канун субботы (Herebschabbas 1773) Покинутая Дидона (Didone ahbandonata либретто И. фон Пауэрсбаха исполнено 1777 Эстерхаза) Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil либретто И. фон Пауэрсбаха исполнена 1777);

для хора и голосов с оркестром-

оратории-
Возвращение Товия (El Ritorno di Tobia текст Дж. Г. Боккерини 1774-1775) Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе текст И. Фриберта переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна 1794; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена около 1796) Сотворение мира (Die Schopfung текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона 1798) Времена года (Die Jahreszeiten текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна 1801);

14 месс в том числе:
малая месса (Missa brevis F-dur около 1750) большая органная месса Es-dur (1766) месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai G-dur 1772) месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae c-moll между 1769 и 1773) малая органная месса (В-dur 1778) Мариацелльская месса (Mariazellermesse C-dur 1782) месса с литаврами или Месса времён войны (Paukenmesse C-dur 1796) месса с темой "Свят свят" (Heiligmesse B-dur 1796) Нельсон-месса (Nelson-Messe d-moll 1798) месса Тереза (Theresienmesse B-dur 1799) месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse B-dur 1801) месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse B-dur 1802);

кантаты в том числе-
Рукоплескание (Applausus 1768);

кроме того-
2-Те Deum Stabat Mater 2 - Salve regina Ave regina 2 Offertorio мотет и др. духовные произведения;

разные хоровые произведения в том числе-
Избрание капельмейстера (Die Erwahlung eines Kapellmeisters для солистов хора и оркестра около 1790) Буря (The Storm для солистов хора и оркестра 1792) Хор датчан (Chor der Danen 1796); сольные кантаты и арии для голоса с оркестром-
Его больше нет с нами (на смерть короля Фридриха II 1786) 22 арии;

для оркестра-

104 симфонии в том числе-
№ 6 Утро (Le Matin D-dur 1761) № 7 Полдень (Le Midi C-dur 1761) № 8 Вечер и буря (Le Soir е la tempesta G-dur 1761) № 22 Философ (Der Philosoph Es-dur 1764) № 26 Стенания (Lamentatione d-moll около 1765) № 30 Аллилуйя (Alleluja C-dur 1765) № 31 С наигрышем рога или На тяге (Mit dem Hornsignal oder Auf dem Anstand D-dur 1765) № 43 Меркурий (Es-dur до 1772) № 44 Траурная симфония (Trauer symphonie e-moll до 1772) № 45 Прощальная симфония (Abschiedssymphonie называется также - Симфония при свечах fis-moll 1772) № 48 Мария Тереза (C-dur 1773?) № 49 Страдание (La Passione f-moll 1768) № 53 Величественная (L'Imperiale D-dur около 1775) № 55 Школьный наставник (Der Schulmeister Es-dur 1774) № 59 Пламя (Feuersymphonie A-dur до 1769) № 60 Рассеянный (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto" C-dur не ранее 1775) № 63 Рокселана (La Roxelane C-dur 1777?) № 69 Лаудон (Laudon C-dur 1778-79) № 73 Охота (La Chasse D-dur 1781) № 82 Медведь (L'Ours C-dur 1786) № 83 Курица (La Poule g-moll 1785) № 85 Королева (La Reine de France B-dur 1785-86) № 92 Оксфордская (Oxford G-dur 1788?) № 94 С ударом литавр или Сюрприз (Mit dem Paukenschlag The Surprise G-dur 1791) № 100 Военная (Die Militarsymphonie G-dur 1794) № 101 Часы (Die Uhr A-dur 1794) № 103 С тремоло литавр (Mit dem Paukenwirbel Es-dur 1795) № 104 Соломон (D-dur 1795);

кроме того симфонии-
B-dur (около 1760) B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1 № 5 1754 или 1762) симфония-концерт для скрипки виолончели гобоя фагота и оркестра (B-dur ор. 84 1792) 16 увертюр в том числе к 11-и операм 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur) пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт 2 гобоев 2 фаготов 4 валторн 2 труб ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе Испания 1785 переложение для струн. квартета - ор. 51 1787; в ораторию-около 1796);

танцы-
свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей в том числе венгерский национальный марш; концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром-
35 концертов в том числе 2 для клавира 4 для скрипки 4 для виолончели 3 для валторны 2 для баритона (смычкового) по одному - для контрабаса флейты трубы 2 баритонов 2 валторн 5 для 2-колёсных лир 13 дивертисментов с клавиром;

для ансамбля инструментов -
47 дивертисментов для разного состава инструментов в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов Детская симфония; 83 струн квартета для 2 скрипки альта и виолончели в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice D-dur 1772) 6 русских (Die russischen Quartet-ten ор. 33 называются также Девичьи - Jungfernquartette № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett C-dur 1781) 6 прусских (Die preussischen Quartetten ор. 50 № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett D-dur 1787) Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze op. 51 переложение одноимённого пассиона для оркестра 1787) Жаворонок (Lerchenquartett D-dur ор. 64 1790) Всадник (Reiterquartett c-moll op. 74 № 3 1793) 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise B-dur около 1797) Неоконченный (op. 103 B-dur 1803);

для 3 инструментов- трио -
41 трио для клавира скрипки (или флейты) и виолончели 21 трио для 2 скрипки и виолончели 126 трио для баритона (смычкового) альта (скрипки) и виолончели 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов;

для 2 инструментов-
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без 6 дуэтов для скрипки и альта;

для фортепиано в 2 руки-
52 сонаты для фортепиано 12 пьес для фортепиано в том числе анданте с вариациями (t-moll 1793) ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur до 1768) 6 лёгких вариаций (C-dur 1790) 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта 24 немецких танца 5 контрдансов 8 в цыганском стиле 1 кадриль и 1 английский танец);

для фортепиано в 4 руки -
2 пьесы в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare) 32 пьесы для музыкальной шкатулки;

для голоса и голосов с сопровождением фортепиано-
13 ансамблей в том числе: 9 квартетов (1799) и 4 терцета (1796) 4 дуэта (1796-1800) 47 песен для голоса с фортепиано;

55 канонов и рондо;

обработки шотландских ирландских и валлийских песен
для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка виолончель и фортепиано всего около 439 песен в том числе: 150 шотл песен изданных У. Непиром 1792-1794; 187 шотландских ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса В. Скотта и др. изд. Томпсоном впервые в 1802; 65 разных песен изданных У. Уайтом 1804 и 1807 кроме того 26 неопубликованных. народных песен указанных Гайдном в перечне сочинений);

музыка к спектаклям-

к итальянским комедиям: Удивительная маркиза (La Marchesa Nespola) Вдова (La Vedova) Врач (II Dottore) Craнарепло (все соч. в 1762 поставлена в Эйзенштадте 1762);

к пьесам: Пожар (Die Feuerbrunst 1774) Рассеянный (Der Zerstreute по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра поставлена 1774 Пресбург) Альфред или Король-патриот (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла 1796);

отдельные арии Гайдна включены в оперы других композиторов -
"Школа ревнивых" Сапьери (1780 Эстерхаза) "Ифигения в Тавриде" Траэтты (1786 Вена) "Редкое дело" Солера (1786 Вена) "L'amor artigiano" Гасмана