Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей

Остальные рефераты » Актуальные вопросы государственного контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей

Аннотация

Данная дипломная работа посвящена деятельности антимонопольных органов в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В ней рассмотрена система федеральных и местных органов управления занимающихся контролем соблюдения законодательства о защите прав потребителей их задачи и полномочия; дан обзор работы антимонопольных органов по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей и судебной защиты потребителей; проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей антимонопольного управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; выявлены актуальные проблемы государственного контроля в сфере защиты прав потребителей; представлены выводы и предложения по их решению.

Содержание :

Введение.. 4

1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей.. 6

1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. 6

1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей. 14

2. Работа антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей 21

2.1. Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей. 21

2.2. Защита прав потребителей антимонопольными органами в суде. 29

3. Актуальные проблемы деятельности территориальных антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей (на примере ТУ МАП по СПб) 37

3.1. Приоритетные направления работы в рамках реализации Закона и вопросы судебной защиты потребителей. 37

3.2. Проблемы контроля соблюдения законодательства в отдельных секторах потребительского рынка и потребительская пропаганда. 43

Заключение.. 53

Список литературы: 56

Введение

Создание в России действенной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики. Позитивные тенденции в экономике способствуют формированию качественной номенклатуры потребительского рынка существенно влияют на расширение потребительского спроса населения и выдвигают новые задачи перед системой государственной и общественной защиты прав потребителей.

Опыт рыночного развития российской экономики доказал необходимость сохранения государственного контроля в вопросах организации защиты прав потребителей.

Права потребителей защищаются органами государства на которые возложены обязанности контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение этого законодательства. К таким органам относится министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России.

Цель данной дипломной работы определить направления по повышению эффективности деятельности антимонопольных органов (их территориальных управлений) в области контроля соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии с целью выдвигаются следующие задачи:

- определить роль федеральных и муниципальных органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;

- проанализировать работу антимонопольных органов в сфере защиты прав потребителей и рассмотреть основные проблемы возникающие в ходе работы по контролю соблюдения законодательства и в процессе судебной защиты прав потребителей;

- на примере Территориального Управления Министерства по антимонопольной политике по Санкт-Петербургу рассмотреть деятельность отдела по защите прав потребителей;

- выявить приоритетные направления деятельности отдела и рассмотреть практику судебной защиты прав потребителей;

- определить основные вопросы с которыми сталкивается отдел по защите прав потребителей в процессе своей деятельности.

Дипломная работа состоит из введения содержательной части заключения и библиографии.

1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей

1.1. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей.

Государство формирует федеральную систему антимонопольных органов в целях осуществления определенного вида государственной деятельности – проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции предупреждению ограничению и пресечению монополистической деятельности недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Необходимость этого прямо вытекает из Конституции РФ содержащей обязательство государства по поддержке конкуренции недопущении и пресечении любой деятельности нарушающей базовые принципы (единство экономического пространства свобода предпринимательской деятельности и перемещения товаров услуг и финансовых средств и т.д.)[14 с. 85-93 144-189].

В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия (в нее входят Министр МАП России его заместители руководители управлений и отделов ведущие ученые и специалисты) а также управления отделы и департаменты (например Юридический департамент).

Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:

1) организационно-созидательные

2) контрольно-предупредительные

3) репрессивные

Этими задачами являются:

1) предупреждение ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

3) осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей о государственной поддержке предпринимательства о рекламе а также в пределах своих полномочий законодательства Российской Федерации о естественных монополиях и о товарных биржах;

4) проведение государственной политики направленной на поддержку предпринимательства в том числе малого и среднего содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики Российской Федерации государственное регулирование межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;

5) государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки услуги транспортных терминалов портов и аэропортов).

Каждый орган государственной власти выполняя возложенные на него задачи должен действовать в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. (Функции и полномочия МАП РФ предоставлены в Приложении 1 ). Поэтому осуществление МАП России своих задач и функций также требует наделения его определенным кругом полномочий составляющих его компетенцию:

1) В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

· обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей о рекламе о государственной поддержке предпринимательства о товарных биржах о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;

· дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов регулирующих отношения в области антимонопольной политики рекламной деятельности защиты прав потребителей деятельности субъектов естественных монополий поддержки предпринимательства а также принимает участие в их подготовке;

· рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей о государственной поддержке предпринимательства о рекламе о товарных биржах о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства Российской Федерации;

· дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;

· разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);

· формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

· осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций) ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;

Согласно главе 4 Закона «О защите прав потребителей» (в послед. редакции от 30 декабря 2001 г.) государственная защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров работ и услуг[1]. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) федеральный орган по стандартизации метрологии и сертификации (Госстандарт России) федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор) федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ а также иные федеральные органы исполнительной власти[23].

В соответствии со ст. 40 Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):

· осуществляют государственный контроль за соблюдением законов иных правовых актов регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

· направляет предписания изготовителям (исполнителям продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ) на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы но не установлены и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе услуге);

· направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

· направляет в органы прокуратуры другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

· вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

· вправе обращать в суд арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

· только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе по запросам отдельных граждан юридических лиц индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения таких лиц которые применяют законодательство о защите прав потребителей и являются обязательными для них.

Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа). В отношении порядка рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения законных предписаний действует следующий нормативно-правовой акт - Положение о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов РФ регулирующих отношения в области защиты прав потребителей утвержденное приказом ГКАП РФ от 4 апреля 1996г. № 42.

Согласно ст. 42 Закона контроль за безопасностью товаров (работ услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции) как:

1.федеральный орган по стандартизации метрологии и сертификации (Госстандарт России);

2.федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);

3.федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);

4.Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.

Общие задачи стоящие перед вышеуказанными органами определяют и единство их компетенции. Закон предоставляет им следующие полномочия:

· осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ услуг);

· направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ услуг) требований о снятии с производства таких товаров (работ услуг) прекращение выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ оказания услуг) прекращение продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ) на которые должны быть установлены сроки годности но не установлены а также требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах услугах) об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей;

· предъявлять иски в суды арбитражные суды к изготовителям (исполнителям продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ услуг). Примерный перечень случаев нарушения требований по безопасности для устранения которых указанные органы вправе направлять предписания об их устранении содержится в Приказе ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. № 90.

Выше указанные органы контролирующие безопасность товаров (работ услуг) в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.

П. 2 ст. 43 Закона определяет санкции которые налагаются федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ услуг).

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ услуг) а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ услуг) возлагаются на федеральный орган по стандартизации метрологии и сертификации (п. 3 ст. 42 Закона).

Так согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления; формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов; определяет порядок сертификации товаров (работ услуг); принимает решения о применении международных (региональных) стандартов правил норм на территории РФ если иное не установлено международными договорами РФ; определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ услуг) подлежащих обязательной сертификации.

Процедура реализации Госстандартом своих полномочий установлена в Положение о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов Госстандартом за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации утвержденное постановлением Госстандарта РФ от 2 сентября 1997 г. № 293. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и учреждений осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. (с изменениями от 10 июля 2001 г.) предусматривает осуществление государственного экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:

· посещать предприятия учреждения организации независимо от их формы собственности и подчинения включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

· выдавать разрешения на право выброса сброса и размещения вредных веществ;

· устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

· назначать государственную экологическую экспертизу обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

· привлекать виновных лиц к административной ответственности направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

· принимать решения об ограничении приостановлении прекращении работы предприятий сооружений иных объектов и любой деятельности причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

1.2. Органы местного самоуправления в системе защиты прав потребителей.

Статьей 44 Закона предусмотрена защита прав потребителей органами местного самоуправления. Органы по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

- рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

- анализируют договоры заключаемые продавцами (изготовителями исполнителями) с потребителями для выяснения условий ущемляющих права потребителей;

- извещают федеральные органы исполнительной власти осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ услуг) при обнаружении товаров (работ услуг) ненадлежащего качества опасных для жизни здоровья имущества потребителя и окружающей среды;

- приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией или с просроченными сроками годности или без сроков годности если установление этих сроков обязательно;

- защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации которым назначается и руководитель этих органов.

Данные полномочия реализуются органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”[2].

МАП РФ были разработаны Методические рекомендации для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами включающими перечень мероприятий.

Страницы: 1 2 3 4 5