Реферат: Error: Reference source not found Вопросы вто - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Error: Reference source not found Вопросы вто

Остальные рефераты » Error: Reference source not found Вопросы вто

WIPO/ACE/3/15

ORIGINAL: английский

DATE: 11 мая 2006 г.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЖЕНЕВА

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

Третья сессия

Женева, 15-17 мая 2006 года

ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ и УСТОЙЧИВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИС*

Документ подготовлен доктором Фади Макки (Кантаб.)**,
Генеральным директором/Советником Премьер-министра Республики Ливан


Содержание


Введение.………………………………………………………………………………….3

I. Причины охраны интеллектуальной собственности Error: Reference source not found

1. Верховенство закона и миссия соответствующего учреждения Error: Reference source not found

2. Этика Error: Reference source not found

3. Репутация Error: Reference source not found

4. Защита потребителя Error: Reference source not found

5. Уменьшение поступлений Error: Reference source not found

6. Содействие инвестициям Error: Reference source not found

7. Протекционизм местной промышленности Error: Reference source not found

8. Вопросы ВТО Error: Reference source not found

9. Политическое выкручивание рук Error: Reference source not found

II. Принципы успешной политики защиты прав Error: Reference source not found

1. Принимайте решение на самом высоком уровне Error: Reference source not found

2. Формируйте и/или укрепляйте правовые рамки защиты прав…………………..7

3. Повышайте квалификацию и обучайте органы по защите прав ИС…………….8

4. Применяйте далеко идущую информационную стратегию Error: Reference source not found

5. Пропагандируйте принятые меры Error: Reference source not found

6. Концентрируйтесь на приоритетных областях Error: Reference source not found

7. Обговаривайте снижение цен для потребителей правообладателями ИС Error: Reference source not found

Заключительные замечания…………………………………………………………….10


ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ и УСТОЙЧИВОЙ СТРАТЕГИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ИС


ВВЕДЕНИЕ

Пиратство интеллектуальной собственности не является проблемой, с которой сталкиваются только лишь развивающиеся страны. Не является оно и той единственной проблемой, которая разделяет развитые и развивающиеся страны. Это глобальный вопрос первостепенного значения. С важностью мировой торговли и приходом современных технологий характер проблемы стал таким, что необходимо предпринимать изощренные меры, которые являются глобальными по масштабу и влиянию на общество в целом.1 В настоящее время пиратством охвачен каждый сектор экономики, включая музыку, компьютерные программы, предметы роскоши, игрушки, узлы автомобилей и авиатехники, продукты фармацевтики.


В этом процессе важным является всеобъемлющая полнота правовых рамок, однако недавний опыт некоторых стран указывает на особую роль образования и партнерства между различными участниками, владельцами интеллектуальной собственности, государственным сектором и получателями выгод.2


Цель данной работы - показать отношение участников процесса к защите прав интеллектуальной собственности, а также предложить руководящие принципы по осуществлению стратегии успеха в борьбе с пиратством в интеллектуальной собственности:


В первой части раскрыты причины охраны интеллектуальной собственности с точки зрения всех участников отношений. Эти причины не относятся в равной мере ко всем участникам. Каждая упоминаемая причина применима в большей или меньшей степени к одному или более участникам.


Вторая часть данного документа относится к принципам успешной и устойчивой стратегии по защите прав ИС. Она содержит отдельные примеры успешных операций по защите прав.


Несмотря на то, что в данной работе особое внимание привлечено к опыту Ливана в области пиратства ИС, уроки можно извлечь и в более широком контексте. В частности, успешный опыт Ливана в осознании важности ИС и образования в этой сфере, можно легко переносить и на другие области юрисдикции.


I. ПРИЧИНЫ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


Органы по защите прав (министерства, ведомства по ИС…) часто приводят целый ряд причин, скрывающихся за борьбой с пиратством в области ИС. В то время как эти причины в той или иной мере разнятся от страны к стране, ниже приведены некоторые из наиболее, на которые часто ссылаются:


- Верховенство закона и миссия соответствующего учреждения

Этика

Репутация

Защита потребителя

Уменьшение поступлений

Содействие инвестициям

Протекционизм местной промышленности

Вступление в ВТО

Политическое выкручивание рук


1. Верховенство закона и миссия соответствующего учреждения


Защита прав ИС зачастую поручается министерству по делам опеки. Обычно им является министерство экономики и торговли3, а также силовым ведомствам, таким как таможня, полиция, и, кроме того – судам вследствие их роли в рассмотрении дел о спорах, с одной стороны, и в принятии решений ex-officio о наложении ареста и уничтожении контрафактных товаров, с другой. От таких учреждений и органов требуется выполнение соответствующих законов о защите прав ИС. Поэтому вначале главным основанием защиты прав ИС обычно является само предназначение соответствующего учреждения, от которого требуется принятие таких мер. Доверие к такому учреждению и основные принципы верховенства закона требуют, чтобы действующие законы надлежащим образом выполнялись.


2. Этика

Хищение интеллектуальной собственности аналогично хищению любого другого вида собственности, такому, например, как кража денег или физического товара. В то время как к различным видам краж могут применяться разные санкции в зависимости от ценности украденного и характера хищения, а также от обстоятельств, сопровождавших данное событие, важнейшие характеристики акта хищения остаются такими же, а именно незаконное отчуждение или отчуждение без разрешения чего-либо от кого-либо. В поддержку правоприменительных мер политики часто приводят аргументы неэтичности пиратства.


3. Репутация

Говоря в целом, на репутацию часто влияет уровень пиратства в конкретной стране, с одной стороны, и степень желания этой страны принимать меры по защите прав против лиц, совершающих акты пиратства ИС. В частности, на свободу коммерческой деятельности отрицательным образом влияет слабость реализации защиты прав ИС. Хотя недостаточность защиты прав ИС или ее полное отсутствие не отражены в ежегодном отчете Мирового банка о деловой активности (Doing Business4), нет сомнений, что надлежащая защита прав ИС благоприятствует хорошей репутации в деловых кругах и должна включаться в последующие издания.


Кроме того, некоторые страны, особенно те, которые являются чистыми импортерами контрафактных товаров, в отличие от местных производителей такой продукции, не в восторге от перспективы стать «мусорной площадкой» для экспортеров контрафактных товаров и поэтому принимают политические решения с целью изменения такого положения.


4. Защита потребителя

Защита потребителя является важной причиной борьбы с пиратством. В этом отношении ключом проблемы является здоровье человека и основные права потребителя на безопасные продукты. Это относится к быстро перемещающимся потребительским товарам, автомобильным узлам, таким как тормоза и другие существенные компоненты, а также продукты фармацевтики. Пиратство в сфере такой продукции может вызвать негативный эффект у потребителей. Временами оно может иметь даже фатальные последствия. Одни из наиболее очевидных рисков, связанных с контрафактными товарами, относятся к последующим аллергическим реакциям, раздражениям кожи, ослаблению иммунной системы, болезням, отравлениям и возможной смерти.5


Несмотря на то, что здоровье человека является наиболее важным в борьбе с пиратством, защита потребителя не ограничивается только лишь одним здоровьем. Право потребителей знать, что они приобретают, является также основным элементом в проведении кампании против пиратства. Для этого имеются финансовые и другие причины. С финансовой точки зрения потребители платят определенную сумму денег за конкретный оригинальный продукт. Контрафактный товар, который продается в качестве оригинала, вне сомнения стоит дешевле из-за того, что он не прошел официальные каналы бизнеса, например, за него не платились роялти правообладателям ИС.6 С одной стороны, это незаконно обогащает пиратов, а с другой, чрезмерно опустошает кошельки потребителей.


Существуют вопросы, выходящие за рамки финансовых, такие как подлинное происхождение самого продукта и нематериальные ценности – культурные, этические и социальные, которые мог бы иметь подлинный продукт, такие как ручная работа, безопасность для окружающей среды, добросовестная маркировка, местная община. В таких случаях у покупателя имеются некие другие ожидания, нежели финансовые, которые не может дать контрафактный продукт.


5. Уменьшение поступлений

Уменьшение в результате пиратства поступлений можно проследить по двум основным направлениям: потери, связанные с таможенными процедурами, и потери НДС и других налогов. Каналы пиратской продукции зачастую являются нелегальными, поскольку для реализации используется контрабанда и другие незаконные приемы для ее импортного, экспортного и локального распространения. Кроме того, как это делается, например, в Ливане, контрафакторы не регистрируют своих работников в национальном фонде социального страхования, что означает помимо всего прочего, что медицинское и другое страхование возлагается непосредственно на правительство, а не на неофициального работодателя, что приводит еще к большему давлению на правительственный бюджет, увеличивая расходы правительства.


6. Содействие инвестициям


Многонациональные корпорации, которые не имеют возможности зарегистрировать и/или получить надлежащую охрану своих прав на интеллектуальную собственность, дважды подумают, прежде чем будут инвестировать в какой-то определенной стране. Конечно, случаются инвестиции, которые придают большую важность интеллектуальной собственности, чем другие. Сектор ICT является наиболее характерным, где надлежащая охрана интеллектуальной собственности очень существенна для создания благоприятных условий инвестициям. Однако развитие всех секторов экономики, основанных на знаниях, зависит от должной защиты прав интеллектуальной собственности.


7. Протекционизм местной промышленности

Разрабатывая стратегию защиты прав ИС, политики часто подчеркивают важность местной промышленности. Особенно это относится к странам со сравнительно развитой промышленностью и услугами, в которых интенсивно используется ИС. И хотя смысл этого аргумента «политически некорректен», он все-таки срабатывает. Особенно это справедливо там, где делается ссылка на национальную историю успеха (авторы этих историй, другие службы и сами изготовленные товары, которые зависят от охраны ИС).


8. Вопросы ВТО

В ВТО рассматриваются вопросы применения более жестких мер по защите прав ИС. Это одинаково справедливо как для стран-членов ВТО, так и для тех, кто еще только пытается к ней присоединиться. В последнем случае это ощущается в большей степени, поскольку защита прав ИС в течение разумного периода времени часто является неписанным условием до того, как подписывается протокол о присоединении. До присоединения страны, перед тем как одобрить условия ее присоединения, члены ВТО имеют возможность отслеживать всю серьезность мер присоединяющейся страны по защите прав ИС. Наблюдение за статусом ИС в присоединяющейся стране позволяет членам ВТО точно оценить ситуацию и рекомендовать принятие специальных мер до ее вступления либо внесение необходимых изменений в ее законодательство. На самом деле самые последние присоединения сопровождались условиями, в которых содержались элементы «ТРИПС-плюс».7


9. Политическое выкручивание рук

В наши дни не является чем-то необычным ссылаться на ИС в политических двусторонних или многосторонних отношениях. В двусторонних отношениях при условии надлежащих уровней защиты прав ИС основным является обеспечение финансовой помощи или даже освобождение от выплаты долга.8


Для осуществления наиболее агрессивных мер по защите своих прав интеллектуальной собственности за рубежом некоторые развитые страны и, прежде всего США, применяют также методы угроз отмены торговых преференций, являющихся частью Общей системы преференций (GSP).9 Это зачастую используется в публикации ежегодного обзора “Special 301”, в котором подробно рассматриваются адекватность и эффективность охраны интеллектуальной собственности в большом числе стран.10


II. ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ

Постоянные и успешные действия по защите прав ИС зависят от множества факторов. Некоторые из них имеют отношение к соответствию правовым и институциональным установкам. Другие – к коммуникациям и стратегии по установлению широких связей с общественностью. Ниже приводится набор принципов, которые могут рассматриваться в качестве предпосылок для успешной и устойчивой стратегии защиты прав ИС:11


- Принимайте решение на самом высоком уровне - Формируйте и/или укрепляйте правовые рамки защиты прав - Повышайте квалификацию и обучайте органы по защите прав ИС

- Применяйте далеко идущую информационную стратегию

- Пропагандируйте принятые меры

- Концентрируйтесь на приоритетных областях

- Обговаривайте снижение цен для потребителей правообладателями ИС


1. Принимайте решение на самом высоком уровне

Политическое решение о борьбе с пиратством должно приниматься на самом высоком исполнительном уровне страны. Существует несколько путей принятия такого решения. Первый путь – это включение принципов защиты прав ИС в стратегию правительства, которая обычно является основой для придания уверенности. Выбор терминологии является весьма существенным для подачи сигнала всем участникам. Выраженные в суровом тоне формулировки вероятнее всего дадут им надежду.


Как только принимается решение, оно должно быть надежным образом неоднократно доведено до сведения всех ответственных силовых ведомств, чтобы заверить участников о серьезности намерений, особенно если решение о борьбе с пиратством принимается после длительного периода слабой защиты прав. Это весьма важно в свете встречающегося в некоторых странах отношения в том плане, что контрафакция не является серьезным нарушением.12


2. Формируйте и/или укрепляйте правовые рамки защиты прав

Правовые рамки в отношении вопросов пиратства должны быть полноценными, современными и эффективными. Силовые органы должны иметь необходимые юридические полномочия по вопросам пиратства. Не существует никакой «единственной» правовой модели. В некоторых правовых системах ведомства интеллектуальной собственности имеют большие полномочия, издавая приказы об уничтожении контрафактной продукции после ее ареста. В других - таможенные органы имеют право, например, договариваться с импортером контрафактной продукции о передаче импортером права собственности на товар таможне взамен обусловленного наказания. В третьих все еще допускается внесение изменений в признанный нарушающим права товарный знак, и в этом случае можно получить согласие на выпуск товаров с измененным товарным знаком в свободное обращение без применения мер наказания, но с отнесением расходов, связанных с изменением знака, на счет нарушителя, что является мерой, которая не представляет собой реальное сдерживание.


В любом случае не существует одной единственной правовой модели защиты прав ИС. Какая бы модель не использовалась, она должна иметь правовой баланс между различными органами по защите прав ИС, а именно, таможнями, ведомствами интеллектуальной собственности и судами. Она должна представлять собой соответствующее средство сдерживания для «потенциальных пиратов» путем больших штрафов и даже в определенных случаях приговоров о тюремном заключении.


3. Повышайте квалификацию и обучайте органы по защите прав ИС


Сотрудники ведомств интеллектуальной собственности, судов и работники таможни должны проходить надлежащее и постоянное повышение квалификации по вопросам ИС. Недостатки в образовании занимающихся этим делом работников в отношении вопросов ИС могут привести к неправильной интерпретации законов. Если такая неправильная интерпретация законов постоянно повторяется, у правообладателей ИС исчезнет охота жаловаться на нарушения, поскольку у них будет утеряно доверие к системе.13


4. Применяйте далеко идущую информационную стратегию


Несмотря на увеличение количества стран, принимающих законы об ИС в основном как часть обязательств по соглашению ТРИПС, масштабы пиратства продолжают расти. Нужен новый подход с долгосрочной перспективой, построенный на обучении на ранней стадии, который повышает осознанность потребителей и создает государственно-частное партнерство, являющееся существенным компонентом этого нового подхода.


Существуют три основных типа игроков, для которых направлена кампания по ИС:

молодые студенты

потребители и домашние хозяйки

частный сектор.


Студенты должны понимать теоретические и этические аспекты охраны ИС. Они являются нейтральными получателями продуктов ИС. В будущем они смогут стать либо чистыми потребителями продуктов, содержащих компоненты ИС, владельцем которой является третья сторона, либо самими правообладателями ИС. Они также смогут стать как теми, так и другими одновременно.


На ранней стадии им должны быть разъяснены самым понятным языком с использованием примеров из реальной жизни все выгоды охраны.14 В общих чертах им также следует знать о рисках и опасностях, связанных с контрафактными товарами. Недавно ведомство интеллектуальной собственности Ливана в сотрудничестве с ВОИС проводило информационную кампанию в школах (средние классы), совпавшую по времени с международным днем ИС.15 Несколько специалистов ведомства интеллектуальной собственности посетило ряд школ по всему Ливану с целью проведения дискуссий среди учеников по практическим вопросам ИС. Реакция школьников была весьма положительной. В кампании использовались и распространялись по школам брошюры ВОИС с комиксами.


Потребители, как граждане страны, должны знать о своих правах. Они также должны знать в деталях о выгодах, связанных с охраной ИС. В то же время они должны знать достаточно подробно и о рисках и об опасностях, связанных с контрафактными продуктами.


Частные фирмы, использующие охрану ИС, должны, прежде всего, понимать, что охрана ИС – это не улица с односторонним движением, когда правительство защищает их права и сдерживает пиратство. Они должны знать, что отвечают за успех любой стратегии по защите прав ИС и что они играют свою роль в создании осведомленности общества и что они, в конце концов, являются партнерами по процессу. В этом отношении очень полезным является высказывание жалоб правообладателями ИС. Таким путем они будут играть роль в поиске сотрудниками силовых структур пиратской продукции, особенно в развивающихся странах ввиду малой численности кадров. Кроме того, это создает доверие к рейдам, по крайней мере, на начальной стадии, демонстрируя, что они проводятся не по усмотрению органов, занимающихся защитой прав, а вследствие полученных жалоб.


5. Пропагандируйте принятые меры


Огласка мер по защите прав является мощным сдерживающим средством, поскольку в будущем торговцы контрафактным товаром подумают дважды. Придание огласке должно включать и уничтожение контрафактных продуктов, и высокие штрафы, и даже приговоры судов к тюремному заключению. Информация должна даваться регулярно на веб-сайтах силовых ведомств, таких как суды, ведомства по интеллектуальной собственности и таможни.


6. Концентрируйтесь на приоритетных областях

Проведение большой кампании по защите прав ИС является долгосрочным процессом. Что более важно, оно требует мобилизации большого количества сотрудников силовых ведомств. В любом случае сотрудники рассеяны в небольших количествах по объектам, из-за чего трудно добиться ощутимых результатов. Поэтому очень важно на ранней стадии сконцентрироваться на отдельных приоритетных секторах, где, например, процветает пиратство. Как только история успеха отражена в документе и опубликована, могут выбираться другие сектора. На более поздней стадии после первого раунда контрольных рейдов, другие рейды могут осуществляться уже произвольно.


При выборе приоритетных секторов важным является установление источника пиратства как процентное отношение импортных товаров к товарам, произведенным в стране. В случае Ливана оказалось, что когда правительство начало кампанию по ИС, большинство контрафактной продукции являлось импортом. Поскольку 80% контрафактных товаров были импортными, а 20% произведены в стране, стало очевидным, что принятие таможенных пограничных мер является делом исключительной важности. Хотя это было и политически неправильным, был применен де-факто лозунг «Сначала импортное». Парадоксально, но это превратило инициативу в политически защитимую и устойчивую в долгосрочном плане, так как подобная мера предоставила местным производителям контрафактных товаров своего рода льготный период. В любом случае такое решение не может быть формальным, поскольку оно узаконивает дискриминацию импортной продукции по сравнению с произведенной на месте.


7. Обговаривайте снижение цен для потребителей правообладателями ИС

Наталкиваясь на жалобы относительно высоких цен на продукты ИС, их правообладатели часто приводят аргументы, что разгул пиратства делает невозможным проявление инициатив по снижению цен из-за связанного с этим ущерба. Однако как только согласована всеобъемлющая стратегия по защите прав с ее показателями, правообладателям ИС открывается возможность выходить с инициативами по снижению цен на продукты ИС в среднесрочном плане. Это сократит ценовой разрыв между подлинными и пиратскими товарами и процесс будет более приемлемым для потребителей.


После непрерывного периода строгих мер по защите прав и рейдов компания Микрософт, например, согласилась делать студентам пакетные предложения на компьютерные программы по номинальным ценам.16 Она также согласилась на легализацию всех интернет-кафе взамен на ежегодное вознаграждение в размере 295 долларов США. Эта единовременная выплата делается из расчета 10 персональных компьютеров на каждое интернет-кафе с дополнительной платой за каждый компьютер сверх этого количества. Только одна эта акция снизит уровень на компьютерные программы с приблизительно 75% (один из самых высоких в регионе) до среднего 60-процентного уровня.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Очевидно, что наличие юридических рамок защиты прав само по себе еще не является гарантией эффективности. Для этого нам необходимо осуществить принципы, о которых идет речь в данном документе, и которые являются предпосылками успешной и устойчивой стратегии по защите прав ИС.


В заключение существует еще одна проблема, требующая отдельного внимания со стороны политиков, частного сектора и соответствующих международных организации, в частности, Всемирной организации интеллектуальной собственности. Этой проблемой является инициатива по снижению цен, которая была бы частью улучшения всей стратегии по защите прав. ВОИС является подходящим местом для реализации такой инициативы или, по крайней мере, ее проведения под эгидой этой организации. На данной стадии ВОИС могла бы сделать две вещи. Во-первых, ВОИС могла бы организовать или выступить спонсором международной конференции, на которой представители основных секторов ИС могли бы сидеть вместе с представителями правительств и обсуждать такие инициативы. Во-вторых, ВОИС могла бы также создать рабочие группы для выработки показателей выполнения для каждой сферы защиты прав ИС. Она могла бы также рекомендовать снижение цен, которые связаны с сокращением масштабов пиратства.


Имеется возможность дать старт этой глобальной инициативе особенно в то время, когда общая социальная ответственность набирает обороты и когда можно наблюдать улучшение осведомленности в вопросах ИС в целом и осознание тех выгод, которые может принести национальной экономике стран повышение уровня охраны.17


[Конец документа]


* Взгляды и мнения, представленные в данном документе, являются точкой зрения автора, которая необязательно совпадает с точкой зрения Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) или ее государств-членов.


** Взгляды автора не обязательно отражают официальную точку зрения Ливана.


1 Последние цифры характеризуют пиратство в размере около 7% мировой торговли. Для большей информации по данному вопросу см. Камил Идрис, Интеллектуальная собственность: мощный инструмент экономического роста, ВОИС стр. 299-334. См. также PriceWaterhouseCoopers, Контрафакция и контрабанда в Ливане: источник, влияние и предлагаемые решения (декабрь 2003 г.).Counterfeit and Smuggling in Lebanon: Source, Impact and Suggested Solutions (December 2003).

2 См., например, Европейская комиссия, Стратегия по защите прав интеллектуальной собственности в третьих странах, (2005/C 129/03).

3 Это может отличаться от страны к стране. В некоторых случаях во главе защиты прав ИС стоит министерство культуры.

4 См. Doing Business in 2005 – Удаляя препятствия росту, Мировой банк (2005 г.).

5 См. PriceWaterhouseCoopers, Контрафакция и контрабанда в Ливане: Источник, влияние и предлагаемые решения (декабрь 2003 г.), особенно стр. 20-21.

6 Существуют случаи, когда контрафактный продукт и продается как контрафактный, а потому не создает путаницы в отношении подлинной природы самого продукта.

7 См., например, условия присоединения Иордании, Омана и Саудовской Аравии, которым пришлось дать согласие на применение некоторых аспектов ТРИПС-плюс.

8 В подтверждении этому во время недавнего визита ливанского премьер-министра в Белый дом накануне Первой Бейрутской донорской конференции президент США Джордж Буш указал ливанской делегации на важность улучшения защиты прав ИС в Ливане.

9 Для большей информации см., например, доклад IIPA по практике защиты прав ИС в некоторых странах, опубликованный в ежегодном обзоре GSP Country Eligibility Practices Review, 66 Fed. Reg. 19278 (13 апреля 2001 г.).

10 Например, в обзоре за 2004 год рассматривается практика 85 стран в части соответствия и эффективности защиты прав ИС. См. ежегодный обзор USTR, Special 301 (2004 г.).

11 Для информации по другим стратегиям защиты прав ИС см. Европейская комиссия, Стратегия защиты прав интеллектуальной собственности в третьих странах, (2005/C 129/03).

12 Камиль Идрис, Интеллектуальная собственность: мощный инструмент экономического роста, ВОИС, стр. 309.

13 Например, суды, отказывающие в предоставлении охраны владельцу авторского права только лишь на том основании, что последний не зарегистрировал его в ведомстве ИС.

14 В качестве прекрасного упрощенного объяснения прав ИС см. комиксы ВОИС по патентам, товарным знакам и авторскому праву

15 мaрт-апрель 2005 года.

16 Близко к 90% скидке.

17 См. E. Энтони Вейн, помощник секретаря по экономическим и торговым вопросам, свидетельские показания перед Комитетом по делам ассигнований Палаты представителей, Подкомитет по торговым, правовым, государственным, судебным вопросам и относящимся к ним учреждениям Лудун, Вирджиния (23 апреля 2002 г.).