МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Частное учреждение образования «БИП – институт правоведения»
Д О К Л А Д
по дисциплине «История политических и правовых учений»
на тему: «Политико-правовые учения в Древней Греции – ранний период»
Подготовила:
студентка 3 курса
юридического факультета
Борисевич Анна
Минск, 2011
Государственность в Древней Греции возникает в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения.
Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом социальной дифференциации населения и усилением борьбы между различными слоями общества – родовой знатью и обнищавшими общинниками, богатыми и бедными, свободными и рабами.
В этих условиях повсеместно в древнегреческих полисах развертьгвается ожесточенная борьба за власть, которая находит свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из соответствующих форм правления – аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, «лучших»), олигархии (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т.е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).
В результате этой борьбы к VI–V вв. до н.э. в разных полисах более или менее прочно устанавливается и развивается соответствующая форма правления, в частности демократия в Афинах и Абдерах, олигархия в Фивах и Мегарах, близкая к аристократии (с пережитками царского и военно-лагерного правления) в Спарте и т.д. Нередко в тех или иных полисах (характерный пример – Сиракузы в V в. до н.э.) на более или менее длительное время устанавливалась тирания.
Эти процессы нашли свое отражение и теоретическое осмысление в политических и правовых учениях Древней Греции.
В истории возникновения и развития древнегреческой политико-правовой мысли более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (IX–VI вв. до н.э.) связан со временем возникновения древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно – знаменитых «семи мудрецов») и формируется философский подход к проблемам государства и права (Пифагор и пифагорейцы, Гераклит).
Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н.э.)
Древние мифы уже отчасти в орфической поэзии, а затем все более отчетливо в поэмах Гомера и Гесиода теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между самими богами, но и в их отношениях к людям, во всем порядке, формах и правилах земной общественной жизни.
В русле такой интерпретации сложилось влиятельное и воспринятое также многими последующими древнегреческими мыслителями представление о том, что утверждение начал справедливости, законности и полисной жизни связано с установлением власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом.
Так, в поэмах Гомера, Зевс в нравственно-правовой плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд.
Справедливость выступает у Гомера в качестве основы и принципа сложившегося обычая, обычного права;
Представляет интерес и то обстоятельство, что причитающаяся каждому (богу или человеку) по справедливости и обычаю честь передается Гомером с помощью слова тиме. У каждого (бога или героя) своя честь (тиме) и, следовательно, свое индивидуальное право-притязание.
Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода «Теогония» и «Труды и дни». Боги в его толковании выступают как олицетворение различных нравственно-правовых принципов и сил.
Так, по «Теогонии» Гесиода, от брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются две дочери-богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно-божественную справедливость и карает неправду. Эвномия же обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства.
В поэме «Труды и дни» Гесиод, отстаивая идеалы патриархального (догосударственного) строя, освещает смену пяти «веков» в жизни людей: «золотого», «серебряного», «медного» веков, века «полубогов-героев» и, наконец, современного ему «железного века». Люди «золотого века» жили счастливо, не зная ни трудов, ни забот. Непокорных богам людей «серебряного века» уничтожил Зевс. Воинственные люди «медного века» сами уничтожили себя во взаимных распрях. В злых войнах и кровавых битвах погиб и благородный род полубогов-героев «четвертого века”.
В мрачных красках рисует Гесиод жизнь людей последнего, «железного века», где проявляется тяжкий труд людей этого поколения, на господство зла и насилия в человеческих отношениях, порчу нравов, отсутствие правды, подмену права силой и кулаком.
Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве так называемых семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон.
Мудрецы настойчиво подчеркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Некоторые из них, будучи правителями или законодателями, приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, согласно Бианту, Хилону, Питтаку, Солону и другим древнегреческим мудрецам, существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.
К числу «семи мудрецов» относилсяи Солон. Солон произвел отмену частных и государственных долгов. В соответствии с различием в имущественном положении афинского населения он разделил его на четыре класса. Представителям первых трех классов был, по законодательству Солона, открыт доступ ко всем государственным должностям, феты могли участвовать лишь в народном собрании и судах.
Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. В своих элегиях Солон открыто признавал нежелание потворствовать чрезмерным притязаниям одной из сторон в ущерб другой.
Государство, по Солону, нуждается прежде всего в законном порядке: беззаконие и междуусобица – наибольшее зло, порядок и закон – самое большое добро для полиса.
С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах в VI– V вв. до н.э. выступили Пифагор, пифагорейцы, Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» – умственной и нравственной элиты.
Заметное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита. Политико-правовые воззрения Гераклита тесно связаны с его общефилософскими положениями. Хотя мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако большинство людей не понимают всеобщего логоса, которому необходимо следовать. Исходя из этого, Гераклит различает мудрых и неразумных, лучших и худших.
Социально-политическое неравенство оправдывается им также как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы.
Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу.
Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. «Один для меня, – говорил он, – десять тысяч, если он – наилучший».
Другие работы по теме:
Философия Древней Греции 5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Тема Доклада: Философия Древней Греции
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Политические учения античности
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм).
Политические идеи древнего востока
Государство и право Политические идеи древнего востока Реферат РГГУ 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Щука Леонида Глебова
Как известно, басня зародилась еще в древней Греции. С тех пор и доныне этот жанр является чрезвычайно популярным. Гением отечественной басни является Леонид Глебов. Большое количество его басен имеет оригинальные сюжеты. Кроме того, он творчески перенес на национальную почву большое количество известных сюжетов басен, наполнив их народными обидами, характерами, деталями.
Культура Античной Греции
Содержание Стр. Введение 2 1. Основные этапы становления и развития культуры античной Греции 2. Характерные черты культуры античной цивилизации Греции 3. Достижения и ценности культуры цивилизации Античной Греции Введение 1 Основные этапы становления и развития культуры античной Греции
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Стилос
Введение 1 История 2 В наше время Список литературы Введение Стилос (по воску) (стило, от др.-греч. στῦλος — столб, колонна, писчая трость, грифель) — в Древней Греции бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском.
Древнегреческий календарь 2
Древнегреческий календарь В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных.
История Греции 2
Содержание 1 Доисторическая Греция 2 Догреческая эгейская цивилизация (ранний и средний период) 3 Микенская цивилизация 4 Греческие темные века 5 Древняя Греция: 776 г. до н. э. — 323 г. до н. э
Геометрический стиль
Введение 1 Обзор геометрической вазописи 1.1 Протогеометрический период 1.2 Ранний геометрический период 1.3 Средний геометрический период 1.4 Поздний геометрический период
Антиковедение
Антикове́дение — наука о древней Греции и Риме. В континентальной Европе известна также под названием «классическая филология», но так как многие относили филологию преимущественно к изучению языков и литературы, термин «классическая филология» приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности», объединявшая различные аспекты изучения древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права.
Премьер-министр Греции
Введение 1 Избрание и назначение 2 История Список литературы Введение Премьер-министр Греции (греч. Πρωθυπουργός της Ελλάδος), официально: Премьер-министр Греческой Республики (греч. Πρωθυπουργός της Ελληνικής Δημοκρατίας) — глава правительства Греческой Республики и лидер кабинета Греции.
День Охи
(греч. Επέτειος του «'Οχι») — годовщина «Нет». Отмечается 28 октября как государственный праздник в Греции, и на Кипре. Также отмечается в греческих общинах по всему миру как напоминание об отклонении ультиматума, предъявленного Италией греческому диктатору (правившему с 4 августа 1936 года по 29 января 1941) Иоаннису Метаксасу 28 октября 1940 года.
Конституция Греции
Запрос «» перенаправляется сюда; Конституция Греции 1975 (греч. Σύνταγμα) - действующая Конституция Греческой республики, принятая пятый созыв Греческого парламента. Вступила в действие в 1975 году, дважды пересматривалась - 1986 и 2001 года. Конституционная история Греции началась в период Греческой национально-освободительной войны за независимость, в ходе которой первые были приняты три революционных греческие конституции.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Народно-освободительный фронт Македония
План Введение 1 Вступление 1.1 Оккупация Греции 1.2 СНОФ 2 НОФ 2.1 Формирование НОФ-а 2.2 Первые акции 2.3 Соединение НОФ-а с Демократической Армии 3 Гражданская Война в Греции
Олимпийские игры 5
Олимпийские игры (греч. Olэmpia) Древнейшие и наиболее популярные в Древней Греции общегреческие празднества и состязания. Устраивались в честь бога Зевса, согласно традиции, с 776 до н. э. в Олимпии 1 раз в 4 года. На время объявлялся обязательный для всех греков «священный мир», в это время в Греции не велось военных действий и дороги в Олимпию были безопасны.
Парламент Греции
Парламент Греции Парламент Греции (греч. Βουλή των Ελλήνων, дословно Воля эллинов) — однопалатный законодательный орган (парламент) Греции, включающий 300 депутатов, избираемых на срок в четыре года.
Четвёртая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Четвёртая Священная война Введение Четвёртая Священная война (338 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции IV в. до н. э., ставший поводом к завоеванию Греции Македонией.
Вторая Священная война
План Введение 1 Причины войны 2 Ход боевых действий 3 Итоги войны Вторая Священная война Введение Вторая Священная война (448 до н. э.) — вооружённый конфликт в Древней Греции V в. до н. э., являвшийся одним из проявлений конфронтации между Афинами и Спартой во время Малой Пелопоннесской войны.
Кочов, Стоян
Стоян Кочов (макед. Стојан Кочов, род. 25 декабря 1930) — македонский историк и публицист. Биография С 1946 по 1949 годы воевал в рядах Демократической армии Греции во время гражданской войны в стране, тогда же принимал участие в деятельности Народно-освободительного фронта — союзной ДАГ партизанской организации этнических македонцев в Греции.
Государство и граждане
Text Text Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функцией и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Греция 2
Греческий полуостров, находящийся на юго-востоке Европы, занимает площадь 131.944 кв. км. Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах. Граничит с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией. Омывается: Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем.