Ощущение
Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, – познавательные процессы. Познание человек осуществляет в первую очередь через ощущение, восприятие, мышление, воображение. Сопровождают эти процессы, «обслуживают» их, внимание и память. У человека практический весь процесс познания происходит с использованием языка и с помощью речи.
Ощущение и восприятие представляют собой первый уровень познания. Их единство заключается в том, что они являются «чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе ее воздействия на органы чувств» (Рубинштейн С.Л., с.451). Генетически ощущение первично, но одновременно точность ощущения определяется влиянием на него восприятия. Так, выделение одного качества из ряда других – это обобщение. Однако даже ощущение какого-либо цвета предполагает, что мы осознаем его место в спектре, его отношение к другим цвета и т.п.
Ощущения – простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Поэтому в ощущении отражаются, в первую очередь, свойства пространства и локализации отражаемых объектов действительности. Как эквивалент термину «ощущение» в психологической литературе используется термин «сенсорика».
Ощущения являются предметом изучения двух наук – психологии и философии. Теория познания (специальный раздел философии) интересуется вопросом о том, насколько адекватно ощущения передают информацию о внешнем мире, т.е. ее волнует вопрос об истине. Психология занимается проблемой роли ощущений в сознании индивида, хотя и психология не снимает вопроса об истинности картины реального мира, получаемой с помощью ощущения. Его решение тесно связано с изучением психофизиологических характеристик ощущений, т.е. влияния рецепторов, через которые приходит к нам первичная информация о мире, на психический образ. Так в 19 в. И.Мюллер выдвинул идею, согласно которой ощущения зависят не от природы раздражителя, действующего на орган чувств, а от того органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения. Он при этом опирался на факты парадоксального реагирования органа чувств, на неадекватный раздражитель (при ударе у нас «небо в звездах»). Поэтому ощущение он определял как субъективное состояние сознание, представляющее собой в отношении света выражение специфической энергии сетчатки. Да, действительно, существуют и иллюзии, и галлюцинации, и обманы чувств. Но именно то, что человек отличает их от других, объективных, адекватных действительностей результатов деятельности органов чувств, служит доказательством, что ощущения представляют собой образ реального мира. Критерием адекватности или неадекватности ощущений служит «практика, контролирующая объективность наших ощущений, как субъективного образа объективного мира» (Рубинштейн С.Л., с.454).
Наличие зависимости ощущений не только от внешнего мира, но и от особенностей работы органов чувств изучается особым разделом психологической науки, так называемой «психофизикой».
Другие работы по теме:
Соціонічні відносини
Характеристика соціонічних відносин. Уміння визначати соціонічні типи. Характеристика відносин спілкування між людьми. Інформаційний метаболізм як процес сприйняття й селекції психікою відомостей про навколишній світ і процеси, що протікають у ньому.
Трудовые процессы
Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.
Соматическая гимнастика
Осанка человека. Большое значение в жизнедеятельности человека имеет хорошая осанка- Скелет — каркас и опора всех мягких тканей и органов нашего тела. При плохой осанке он деформируется, нагрузка на суставы, связки и мышцы распределяется неправильно, отчего страдает вся опорно-двигательная система.
Сенсорные слова
В соответствии с типом сенсорного восприятия человека выделяют три группы сенсорно окрашенных слов.
Жизненный стиль субъектов правовых отношений
Содержится анализ концепций жизненного стиля в работах отечественных и зарубежных психологов. Отмечены основные направления исследования правового поведения, раскрыта роль индивидуального фактора в правовой деятельности.
К проблеме способностей
Способности как индивидуально-психологические особенности личности представляют собой условия продуктивного выполнения деятельности (учебной, трудовой). Способный человек быстрее овладевает знаниями, умениями, профессией.
Субъектный подход к изучению личности
Сложность изучения личности определяется не только многогранностью ее феноменологии, но прежде всего тем, что в отличие от других явлений реальности личности входит мир не только как объект, но и как субъект.
Психология поведения (П.Жане)
Психология поведения – общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане. Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности.
Освоение деятельности
Структура деятельности: мотив, способы и приемы, цели и результат. Внутренняя и внешняя деятельность. Основные виды сложных навыков: двигательные; перцептивные; интеллектуальные. Этапы формирования навыка. Виды деятельности, осуществляемой человеком.
Исследование тестовой методики: методика Кейрси
Опросник Кейрси как методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Четыре шкалы опросника: экстраверты, интраверты, здравомыслящие и интуитивы. Индивидуальные свойства темперамента и их влияние на здоровье человека.
Соционические типы
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Теория деятельности
Знак и знаковое опосредствование. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности формирования произвольных движений. Развитие психики ребенка при активном взаимодействии ребенка с окружающим миром. Учебная деятельность и развивающее обучение.
Понятие интеллекта
Определение, структура, теории интеллекта. Интеллектуальный потенциал личности. Оценка интеллекта. Теоретическая и практическая значимость знаний о природе интеллектуальных способностей человека. Структурный подход к интеллекту как к категории сознания.
Психология делового общения, его структура
Сущность, функции и специфика делового общения. Понятие, типология и эффекты перцептивных барьеров, их влияние на дальнейших ход переговоров. Описание основных психологических механизмов восприятия бизнес-партнера: идентификации, рефлексии и эмпатии.
Психолого-типологические подходы к комплектации команды
Обзор психических функций личности: экстраверсия - интроверсия, ощущения, способ принятия решений, результат. Варианты диагностики психотипа в групповой форме. Соционика, как направление об информационном метаболизме психики и соционной природе человека.
Основные модели психологической коррекции
Понятие психокоррекции, ее отличие от психотерапии. Специфика общей, типовой и индивидуальной моделей коррекции, их взаимозависимость. Описание блоков психокоррекционного комплекса. Выбор формы и режима проведения занятий, подбор и комплектация групп.
Профессия учителя, как я ее понимаю
Автор: Сочинения на свободную тему Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту платят непослушанием
Тактическая подготовленность спортсмена
В современном спорте, когда встречаются равные по силам соперники и часто победитель определяется с минимальным преимуществом, тактические умения спортсменов становятся особенно актуальными. В спортивных играх и единоборствах, где существует непосредственный контакт между соперниками, тактическое мастерство имеет решающее значение для победы.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.