(3. XI. 1801, Катания, Сицилия - 23. IX. 1835, Пюто, близ Парижа)
Сын Розарио Беллини, руководителя капеллы и учителя музыки в аристократических семействах города, Винченцо закончил Неаполитанскую консерваторию "Сан-Себастьяно", став её стипендиатом (его учителями были Фурно, Тритто, Цингарелли). В консерватории он знакомится с Меркаданте (своим будущим большим другом) и Флоримо (своим будущим биографом). В 1825 году по окончании курса представляет оперу "Адельсон и Сальвини". Не сходившая со сцены в течение года, опера понравилась Россини. В 1827 году в миланском театре "Ла Скала" успех ожидал оперу Беллини "Пират". В 1828 году в Генуе композитор знакомится с Джудиттой Канту из Турина: их связь будет длиться до 1833 года. Прославленного композитора окружает большое число поклонниц, среди которых Джудитта Гризи и Джудитта Паста, его великие исполнительницы. В Лондоне вновь с успехом были поставлены "Сомнамбула" и "Норма" с участием Малибран. В Париже композитора поддерживает Россини, который даёт ему множество советов во время сочинения оперы "Пуритане", принятой необычайно восторженно в 1835 году.
Оперы: Адельсон и Сальвини (1825, 1826-27), Бьянка и Джернандо (1826, под названием Бьянка и Фернандо; 1828), Пират (1827), Чужестранка (1829), Заира (1829), Капулетти и Монтекки (1830), Сомнамбула (1831), Норма (1831), Беатриче ди Тенда (1833), Пуритане (1835).
С самого начала Беллини сумел почувствовать то, что составляет его особую оригинальность: ученический опыт "Адельсон и Сальвини" дал не только радость первого успеха, но и возможность использовать многие страницы оперы в последующих музыкальных драмах ("Бьянка и Фернандо", "Пират", "Чужестранка", "Капулетти и Монтекки"). В опере "Бьянка и Фернандо" (имя героя было изменено на Джердандо, чтобы не оскорблять короля из династии Бурбонов) стиль, ещё находящийся под влиянием Россини, уже смог обеспечить разнообразное сочетание слова и музыки, их нежное, чистое и непринуждённое согласие, которым отмечены и удачные речетативы. Широкое дыхание арий, конструктивная основа многих сцен однотипной структуры (например, финала первого действия), усиливающих по мере вступления голосов мелодическое напряжение, свидетельствовали о подлинном вдохновении, уже могучем и способном одушевить музыкальную ткань.
В "Пирате" музыкальный язык становится глубже. Написанная на основе романтической трагедии Мэтьюрина, известного представителя "литературы ужасов", опера была поставлена с триумфом и укрепила реформаторские тенденции Беллини, проявившиеся в отказе от сухого речетатива с арией, которая была полностью или в значительной мере освобождена от обычной орнаментики и разнообразно разветвлялась, изображая безумие героини Имоджены, так что даже вокализы были подчинены требованиям изображения страдания. Наряду с партией сопрано, начинающей ряд знаменитых "безумных арий", следует отметить и другое важное достижение этой оперы: рождение героя-тенора (в его роли выступал Джованни Баттиста Рубини), честного, красивого, несчастного, мужественного и загадочного. Как пишет Франческо Пастура, страстный поклонник и исследователь творчества композитора, "Беллини принялся за сочинение музыки оперы с усердием человека, который знает, что от его работы зависит его будущее. Несомненно, что с этого времени он начал действовать по системе, о которой поведал впоследствии своему другу из Палермо Агостино Галло. Композитор заучивал стихи наизусть и, запершись в своей комнате, громко декламировал их, "стараясь перевоплотиться в персонажа, который произносит эти слова". Декламируя, Беллини внимательно слушал себя; различные изменения интонации постепенно превращались в музыкальные ноты..." После убедительного успеха "Пирата", обогащённый опытом и сильный не только своим мастерством, но и мастерством либреттиста - Романи, внёсшим свой вклад в либретто, Беллини представил в Генуе переделку "Бьянки и Фернандо" и подписал новый контракт с "Ла Скала"; прежде чем ознакомиться с новым либретто, он записал некоторые мотивы в надежде затем "эффектно" развить их в опере. На сей раз выбор пал на роман Прево д'Арленкура "Чужестранка", переделанный Дж. К. Козенцей в драму, которая была поставлена в 1827 году.
Опера Беллини, поставленная на сцене знаменитого миланского театра, была принята с восторгом, показалась выше "Пирата" и вызвала длительную полемику по вопросу о драматической музыке, напевной декламации или декламационном пении в их отношении к традиционной структуре, державшейся на более чистых формах. Критик газеты "Альгемайне музикалише цайтунг" увидел в "Чужестранке" тонко воссозданную немецкую атмосферу, и это наблюдение подтверждает современная критика, подчёркивая близость оперы романтизму "Вольного стрелка": эта близость проявляется и в загадочности главной героини, и в изображении связи человека с природой, и в использовании мотивов-реминисценций, служащих намерению композитора "сделать сюжетную нить всегда ощутимой и последовательной" (Липпман). Акцентированное произнесение слогов при широком дыхании порождает ариозные формы, отдельные номера растворяются в диалогических мелодиях, создающих непрерывный поток, "до чрезмерности мелодическую" последовательность (Камби). В целом есть что-то экспериментальное, нордическое, позднеклассическое, близкое по "тону к офорту, отливающему медью и серебром" (Тинтори).
После успехов опер "Капулетти и Монтекки", "Сомнамбула" и "Норма", несомненный провал ожидал в 1833 году оперу "Беатриче ди Тенда" по трагедии кремонского романтика К. Т. Фореса. Отметим по меньшей мере две причины неудачи: поспешность в работе и очень мрачный сюжет. Беллини обвинил либреттиста Романи, который в ответ обрушился с упрёками на композитора, что привело к разрыву между ними. Опера, между тем, не заслуживала такого возмущения, так как обладает немалыми достоинствами. Ансамбли и хоры отличаются великолепной фактурой, а сольные партии - обычной красотой рисунка. В какой-то мере она подготавливает следующую оперу - "Пуритане", помимо того что является одним из наиболее ярких предвосхищений стиля Верди.
В заключении приведём слова Бруно Кальи - они относятся к "Сомнамбуле", но значение их гораздо шире и приложимо ко всему творчеству композитора: "Беллини мечтал стать преемником Россини и не скрывал этого в своих письмах. Но он осознавал, как трудно приблизиться к сложной и развитой форме произведений позднего Россини. Гораздо более искушённый, чем принято его представлять, Беллини уже во время встречи с Россини в 1829 году увидел всю разделяющую их дистанцию и написал: "Я буду впредь сочинять самостоятельно, основываясь на здравом смысле, так как в пылу юности достаточно экспериментировал". Эта непростая фраза всё же ясно говорит об отказе от изысканности Россини ради так называемого "здравого смысла", то есть большей простоты формы".
Другие работы по теме:
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Борреманс, Виллем
Виллем (или Гульельмо Борреманс (Антверпен, 1672 — Палермо, 1744) — южнонидерландский (фламандский) художник эпохи барокко, в основном работавший в Южной Италии (Неаполитанском королевстве и на Сицилии).
Творчество Тициана
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский живописец эпохи Возрождения.
Галилео Галилей 5
Галиле?о Галиле?й родился 15 февраля 1564 года - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики.
Братья Дженна
(итал. La Famiglia Genna), (англ. Genna crime family) — этническая преступная группировка, действовавшая в Чикаго во времена «Сухого закона», состоявшая из шести братьев-сицилийцев: Анжело («Кровавый Анжело»), Антонио, Майк («Дьявол»), Питер, Сэм, Винченцо («Джим»). Кроме того, в банду входили их родственники и земляки, родом из деревни Марсалло на Сицилии.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Пинелли, Джан Винченцо
Введение 1 Биография 2 В памяти Список литературы Введение Джан Винченцо Пинелли (итал. Gian Vincenzo Pinelli, 1535—1601) — итальянский гуманист, известный как учёный и наставник Галилея, находившийся благодаря своему кругу общения и переписки в центре европейского сообщества virtuosi. В число его друзей и корреспондентов входили Тассо, Бароний и Мануцио, святой Карло Борромео и его кузен кардинал Федерико Борромео и многие другие известные учёные того времени.
Беллини, Винченцо
Введение 1 Биография 2 Оперы Список литературы Введение Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (итал. Vincenzo Salvatore Carmelo Francesco Bellini; 3 ноября 1801(18011103), Катания, Сицилия — 23 сентября 1835, Пюто, близ Парижа) — итальянский композитор.
Мария-Тереза Габсбург-Тешинская
(нем. Maria Theresia Isabella, Erzherzogin von Цsterreich; 31 июля 1816(18160731) — 8 августа 1867) — дочь герцога Тешенского Карла Людвига Австрийского и Генриетты Нассау-Вейльбургской (1797—1829). Супруга короля Обеих Сицилий Фердинандо II. Была второй женой монарха, который вступил с ней в брак после смерти первой супруги Марии Кристины.
Соколов, Пётр Алексеевич антрепренёр
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Актёр 2.2 Режиссёр 2.2.1 Екатеринбургский Городской театр Список литературы Введение Пётр Алексеевич Соколов (? — ок. 1865) — российский антрепренёр, театральный актёр и режиссёр театра. Организатор первой театральной труппы на Урале.
Доницетти, Гаэтано
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Основные оперы Список литературы Введение Доменико Гаэтано Мариа Доницетти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия — 8 апреля 1848) — итальянский композитор.
Фердинанд II король Обеих Сицилий
Фердинанд II (итал. Ferdinando II; 12 января 1810, Палермо — 22 мая 1859, Казерта) — король Обеих Сицилий в 1830—1859, из династии Бурбонов. С 1825 — герцог калабрийский, после ухода австрийских войск в 1827 из королевства — главнокомандующий армией Обеих Сицилий.
Искусство Венеции
Венеция в эпоху Возрождения была особым культурным и художественным миром. В богатой торговой республике, владычице морских путей на Восток, многое определяли византийские традиции, проникали сюда и влияния мусульманской культуры. Здесь долго сохранялись четыре средневекового искусства, лишь со второй половины XVв. отчётливо проявляется новый дух раннего Возрождения.
Малибран, Мария
Введение 1 Биография 2 Известность и признание Введение Мария Малибран (исп. Marнa Malibrбn, собственное имя исп. Marнa Felicia Garcнa Sitches, взяла фамилию мужа, 24 марта 1808, Париж — 23 сентября 1836, Манчестер) — испанская певица (колоратурное меццо-сопрано), легенда мирового оперного искусства.
Titian
’s Altarpieces In The Church Of The Frari, Venice Essay, Research Paper Titian?s Pesaro and Assunta. Altarpieces in the church of the Frari, Venice. What was the importance of these two altarpieces for the development of painting in Venice, both from a stylistic and iconographic point of view?
Titian And His Masters Essay Research Paper
Titian, or Tiziano Vecellio was a notorious Venetian painter of the High Renaissance who s talent achieved worldly success and had direct influence on various painters who later attempted to imitate his technique. Titian was born in Pieve di Cadore in Italy towards the end of the 15th century. Evidence regarding the actual date of Titian s birth is contradictory and inconclusive (Hope 11).
Titian Essay Research Paper TitianNo one knows
Titian Essay, Research Paper Titian No one knows exactly when the Italian artist, Tiziano Vecellio, was born. Over the centuries, there has been a great deal of confusion concerning the date, due to a misprint in his biography by sixteenth century art historian, Girgio Vasari. Vasari recorded the date as 1480, but the progress of Tiziano Vecellio?s work, as well as other documented sources, announce his date of birth to be sometime between 1488 and 1490. (Magill 2310) The place of his birth was Pieve de Cadore, in the Alps north of Venice.
The Use Of The VChip Essay Research
Paper The Use of the V-chip: Insightful Tool or Blatant Censorship? Recently, there has been widespread debate over the use of a new form of technology that may be coming to a television set near you in the very near future. In fact, some say this new technology, known as the V-chip (the V stands for violence ) may finally filter out the trash programming that infests the average television set and reaches millions of impressionable children each and every day.
The Importance Of Art Essay Research Paper
The Importance of Art Throughout the ages art has played a crucial role in life. Art is universal and because art is everywhere, we experience it on a daily basis. From the houses we live in (architecture) to the movies we see (theatre) to the books that we read (literature). Even in ancient culture art has played a crucial role.
Get In Essay Research Paper Click Here
Get In Essay, Research Paper Click Here If YOU Have Friends! Can’t find the paper you need? Try Collegiate Care Comparing Casablanca to 1984 Charlie Parker at Storyville
Comparison Of Raphael
’s And Bellini’s Paintings Of The Madonna And Child Essay, Research Paper The subject matter of Madonna and Child was a very popular one for artists of the sixteenth century. Raphael, and Giovanni Bellini both painted numerous versions of the Madonna and Child. While both of the artists viewed the subject as a religious and highly emotional expression, their portrayal of many other aspects differed greatly.
The Progressive Movement Essay Research Paper Tom
The Progressive Movement Essay, Research Paper Tom Bellini History The Progressive Movement In 1905 American Social reformers began to call themselves Progressives. The philosophy of progressivism welcomed innovations and reforms in government to alleviate ills of society and wanted people to have more control over the government.
Italian Renaissance Art Essay Research Paper Italian
Italian Renaissance Art Essay, Research Paper Italian Renaissance By: “Roy” The Italian renaissance was as the name implies the rebirth of painting. This does not imply that all the advances of painting came from this period but that the masters learned to combine new and old. The list of artist who contributed to the advancement in painting during the renaissance is as diverse as the paintings.
Albrecht Durer Essay Research Paper Albrecht Durer
Albrecht Durer Essay, Research Paper Albrecht Durer was born in Nurembourg in May 21, 1471. His father, Albrecht Durer was a goldsmith, he had come from Germany to Nurembourg in 1455 and married Barbara
My Mediocracy
– On Love, Life And High School Essay, Research Paper I was sitting laughing. This was my graduation, but I was not giggling for any reason like the friends I would miss or the remembrance of good times past, I was just laughing my ass off. People had been telling their children about this occasion for years, they described it as a huge thing, ?the turning of a page?, they said or ?the birth of your adult life.? Bullshit, I thought.
Винченцо Галилей
Винченцо Галилей / Vincentio Galilei /, (родился ок. 1520г. в м.Санта-Мария близ Флоренции - ум. в 1591г. во Флоренции) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, лютнист, скрипач (отец знаменитого учёного-астронома Галилео Галилея).
Веронезе
Веронезе, Паоло (Veronese, Paolo) (1528-1588), итальянский художник, представитель венецианской школы; родился в 1528 в Вероне.
Паваротти, Лучано
Паваротти, Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо.
Евгений Колобов
Евгений Владимирович Колобов (1946–2003) - русский оперный дирижер. По окончании хорового училища при Ленинградской капелле имени М.Глинки и Уральской консерватории Евгений Колобов работал главным режиссером в театре оперы и балета Екатеринбурга.