Казахская финансово-экономическая академия (г.Семей)
ПЕРСПЕКТИВЫ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
механизм
накопление пенсия система
Одним из достижений реформирования пенсионной системы
республики является вовлечение каждого работающего члена общества в процесс
финансирования своей будущей пенсии и пополнения внутренних сбережений
государства в виде пенсионных накоплений.
Пенсионные выплаты осуществляются фондами из пенсионного резерва,
состоящего из уплаченных пенсионных взносов и полученного от их инвестирования
дохода.
На сегодняшний день пенсионная система Казахстана включает следующие
структуры: накопительные пенсионные фонды (до 2003 г. они делились на
государственный и негосударственные); организации, осуществляющие инвестиционное
управление пенсионными активами; банки-кастодианы; агентства по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых организаций; налоговые органы; ассоциация
фондов и другие организации, необходимые для обеспечения нормального
функционирования этой системы [1, 26].
Пенсионным фондам право самостоятельно инвестировать пенсионные средства.
Однако пенсионные фонды не вправе оказывать на инвестиционный процесс
какого-либо воздействия, так как вся ответственность за конечный результат
инвестирования лежит именно на ООИУПА. В 2008 г. низкая доходность
накопительной пенсионной системы сохранялась. По состоянию на начало 2007 г.
количество вкладчиков пенсионных фондов на обязательной основе составило около
7 млн. человек, на добровольной – 30,2 тыс. и добровольно профессиональной –
2,8 тыс. человек. В течение
первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены в государственные
ценные бумаги, а именно: еврооблигации – 15,53%, в кратко-, средне- и
долгосрочные ценные бумаги Министерства финансов – 81,78%, ноты Национального
банка – 2%, и лишь 0,38% пенсионных средств инвестированы в негосударственные
ценные бумаги, а незначительная часть – всего 0,29% - составили депозиты в
банках второго уровня (в соответствии с таблицей 1).
Если в начале реформы она составляла
только 0,38%, то на начало 2005 г. возросла до 22,51% и к началу 2008 г. уже
занимала 31,64% инвестиционного портфеля.
Таблица 1 - Динамика структуры пенсионных
фондов РК
|
01.01.
2005г.
|
01.01.
2006г.
|
01.01.
2007г
|
01.01.
2008г
|
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) |
60,81 |
48,75 |
53,64 |
53,55 |
Негосударственные ценные бумаги |
23,82 |
28,18 |
29,90 |
31,64 |
Депозиты в банках II уровня |
8,66 |
8,86 |
6,89 |
10,90 |
Ценные бумаги международных
финансовых организаций (ЦБМФО) |
3,65 |
6,50 |
2,93 |
1,25 |
Негосударственные ценные бумаги
иностранных эмитентов (НЦБИЭ) |
3,06 |
3,99 |
4,24 |
1,78 |
Ценные бумаги иностранных
государств (ЦБИГ) |
|
3,72 |
2,40 |
0,14 |
Заметно изменилась структура портфеля
по видам валют. Следует отметить, что в первые годы реформирования пенсионной
системы доходность от инвестирования пенсионных средств в финансовые
инструменты перекрывала инфляцию и позволяла увеличивать накопления вкладчиков.
В 2007 г. средневзвешенный коэффициент реального дохода по пенсионным средствам
частных пенсионных фондов Казахстана сложился на уровне минус 0,34%. В 2008 г.
этот показатель также был отрицательным (-3,2%) и только лишь два фонда вышли с
положительными результатами [2, 42]. Наибольшую сумму пенсионных накоплений
имеют три фонда: НПФ «Народного банка Казахстана», ГНПФ и «Улар-Умит». Размер
их активов составляет от 85,7 до 121,2 млрд. тенге, на их долю приходится
21,84, 25,04 и 17,7% соответственно от общей суммы пенсионных накоплений всех
фондов.
Для пенсионных фондов весьма актуален
стратегический, долгосрочный аспект инвестирования, что отражается другим
направлением данной модели – диверсификацией по срокам вложений. Обобщая
информацию о разрешенных объектах для диверсификации пенсионных активов,
схематично изобразим на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема диверсификации инвестиций НПФ
В стране не получила развития схема
«свопового» депозита. Появление этих ценных бумаг в портфелях участников рынка
является необходимой предпосылкой активных операций на вторичном рынке [3,42].
При текущем состоянии, когда более
90% всей эмиссии ценных бумаг находится у одного-трех операторов, внутренний
рынок развиваться не будет. Кроме экономических выгод, наиболее значимо то, что
фонд оптимизирует часть своего портфеля долгосрочных ценных бумаг, превращая их
в высокодоходный инструмент, с помощью которого в дальнейшем появляется
возможность регулировать процессы формирования процентных ставок на рынке с
учетом интересов эмитента.
Предлагаемая структура совокупного
инвестиционного портфеля НПФ позволяет снизить довольно высокий уровень рисков
за счет пересмотра норм диверсификации по следующим направлениям:
-
вложение
пенсионных средств в долгосрочные инвестиционные проекты, которые
предусматривают участие банков второго уровня на консолидированной основе; снижение
доли государственного заимствования по мере макроэкономической стабилизации и
уменьшения бюджетного дефицита; внедрение новых инструментов инвестирования в
человеческий капитал; увеличение удельного веса инвестиций в ипотечные
облигации; запрещение инвестирования пенсионных средств в иностранные
государственные и корпоративные ценные бумаги и бумаги международных
финансовых учреждений на ближайшие годы [3,89].
Действующая в настоящее время
регулятивная база позволяет казахстанским пенсионным фондам размещать депозиты
в банках, при этом банки самостоятельно распоряжаются этими денежными
средствами.
Исходя из ключевых особенностей инвестиции пенсионных вложений можно
предложить следующую схему диверсификации портфеля пенсионных фондов в сферу
человеческого капитала (рисунок 2). Нами выделены три направления инвестиции
пенсионных активов в сферу человеческого капитала. Как следует из
представленной схемы, НПФ могут вкладывать денежные средства через
государственные социальные программы путем приобретения ценных бумаг, и/или
через банковскую сферу.
Рисунок 2 – Схема диверсификации инвестиций пенсионных фондов в сферу
человеческого капитала
При инвестировании вложений в
человеческий капитал накопительным пенсионным фондам следует учитывать, что
наиболее надежными, доходными и ликвидными являются инвестиции в образование.
Список использованной литературы
1. Даулетбаков Г.Б. Учет, актуарное оценивание и
анализ в негосударственных накопительных пенсионных фондах. Алматы, 2007 - 26
с.
2. ИАФР «Ирбис» // Рынок ценных бумаг Казахстана,
№8. - 2008. - С.42.
3. Тулепбаев К. Казахская модель пенсионного
обеспечения населения. Алматы, 2006. - 342 с.
Другие работы по теме:
Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан
Кодекс чести государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих) Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности и морально-этическому облику государственных служащих.
Коэффициенты демографической нагрузки
Коэффициенты демографической нагрузки это соотношение численности лиц в нетрудоспособном возрасте (лица пенсионного возрасти или еще не вступили в трудоспособный возраст) к численности населения в трудоспособном возрасте.
Международные инвестиций
Международные инвeстиции :: Новости СНГ и Балтии :: Новости Казахстана Казахстан и Китай объединит инвестиционный фонд? 23 февраля 2011г. 19:06 Новости Казахстана, Астана. Казахстан и Китай создадут общий инвестиционный фонд с капиталом 1 миллиард долларов.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан
5.4 Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан В соответствии с нормами Конституции, Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19.06.95г. регулируются вопросы правового положения граждан других государств на территории республики.
Бумажные деньги
1 вопрос. Бумажные деньги, закономерности их обращения. Бумажные деньги — представители действительных денег. Исторически они появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. Объективная возможность обращения этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником товаров.
Накопительная пенсионная система в Кыргызской Республики
Накопительная пенсионная система в Кыргызской Республики. После развала Советского Союза пенсионная система Кыргызстана работала во многом по инерции. В условиях кардинальных политических и экономических реформ, проблемы пенсионного обеспечения явно не были приоритетными в повестке дня. А сейчас политическое и экономическое состояние нашей республики стабильно, запускаются все новые программы улучшающие жизнь граждан.
Государственный долг Республики Казахстан
В соответствии со статьей 201 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года: Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и непогашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.
Пенсионная реформа
Пенсионный фонд Российской Федерации как один из важнейших социальных институтов страны. Социально значимые функции Пенсионного фонда. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы. Порядок входа в систему механизма софинансирования.
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Законотворческий процесс в Республики Казахстан
Введение. Законотворчество – это сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого, должно появляться новое, по замыслу его автора, правообразование. Главное звено в законотворчестве – принятие законодательным органом законопроекта.
Мой первый Президент
Казахстан - независимо развитая страна, которая состоялась полноправной ответственной и уважаемой в мировом сообществе. Эта страна достойно выдержала экзамены на зрелость, которых за эти годы было немало. И наша страна растет на глазах и преображается, удивляя и влюбляя в себя всех, кто ее хотя бы однажды увидит.
Пенсионная реформа в России 2002
Введение 1 Два источника пенсии 2 Предпосылки 3 Правовое обеспечение 4 Распределительная система 5 Схема формирования с 2002 по 2010 годы 6 Распоряжение накопительной частью
Исполнительный Совет Французской Республики
Введение 1 Состав 2 Избрание 3 Компетенция 4 История Введение Исполнительный Совет Французской Республики (фр. Conseil exйcutif) — орган исполнительной власти Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой Национальным Конвентом в 1793.
Административно-территориальная реформа в Казахстане 1997
Административно-территориальная реформа в Казахстане (22 апреля 1997 г.) прошла по инициативе президента РК Назарбаева. Закон "О мерах по оптимизации административно-территориальной устройства Республики Казахстан" привёл к следующ. изменениям: Талды-Курганская область вошла в состав Алматинской с центром в г.
Столица Республики Казахстан
— город Астана. Ежегодно 6 июля в Казахстане отмечается День столицы. Первой столицей Казахстана ([[Алашская автономия}|Алашской автономии]]) в 1917−1920 был город Семипалатинск, переименованный в это время в город Алаш-кала.
Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане
Тамгалы Сарыарка Объекты Всемирного наследия в Казахстане Республика Казахстан присоединилась к Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия 29 апреля 1994 года. В 1998 году Министерством, в установленном порядке, по каналам Национальной комиссии Республики Казахстан по делам ЮНЕСКО, было внесено Досье номинации на 10 памятников национального наследия, на рассмотрение в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Внешняя политика Казахстана
План Введение 1 Казахстан и международные организации 1.1 Казахстан и ООН 1.2 Казахстан и ОБСЕ 1.3 Казахстан и ШОС 1.4 Казахстан и ОИК 1.5 Казахстан и ОДКБ
Главное управление Французской Республики
План Введение 1 История 2 Состав 3 Назначение Введение Главное управление Французской Республики (administration gйnйrale de la Rйpublique) – высший административный орган Французской Республики по Конституции Французской Республики, принятой в 1793 году.
Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану
План Введение 1 История 2 Причины 2.1 Географические 2.2 Демографические Список литературы Введение Перенос столицы Казахстана из Алма-Аты в Астану (10 декабря 1997 г.) — третий по счёту перенос столицы в Казахстане. В отличие от предыдущих, данный перенос был инициирован властями самой республики.
Поляки в Казахстане
План Введение 1 История 1.1 Переселенцы конца XIX — начала XX веков 1.2 Депортация поляков после 1945 2 Расселение 4 Источники Введение Поляки в Казахстане — одна из национальных общин республики Казахстан. Часть мировой польской диаспоры, именуемой Полония. Перепись населения Казахстана 1999 года показала наличие в стране 40 тыс. польских жителей (0,3 % населения республики).
Мусаев, Альнур Альжапарович
(4 января 1954г.р.) Биография Родился в селе Луговое Луговского района Джамбулской области. Среднее образование получил в г. Алма-Ате. В 1976 году окончил Казахский политехнический институт по специальности горный инженер.
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан
Конституционное право - одна из отраслей системы права Республики Казахстан. Отрасль права - это самостоятельная часть правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих определенным методом однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Нотариат 3
1. На какой срок может быть приостановлена действие лицензии нотариуса? И по каким причинам? Статья 10. Приостановление действия лицензии нотариуса
Система органов дознания и предварительного следствия
Предварительное следствие по уголовным делам. Органы дознания: ОВД, органы национальной безопасности, юстиции, таможенные органы, командиры пограничных и воинских частей, руководители дипломатических представительств. Задачи органов внутренних дел.