Экологический идеал как фактор повышения устойчивости социоприродной системы

Рефераты по экологии » Экологический идеал как фактор повышения устойчивости социоприродной системы

Васильева В.Н. к.ф.н. доцент кафедры социальной работы Новочеркасской государственной мелиоративной академии

Проблема экологической безопасности на вполне законных основаниях относится к разряду глобальных проблем современности. Глобальный характер этой проблемы обусловлен прежде всего ее общечеловеческими масштабами актуальностью для всех регионов независимо от уровня их развития ее влиянием на будущее человеческой цивилизации и взаимной связью со всеми другими глобальными проблемами а также ее хронологической глобальностью т.е. значимостью для всех времен и народов. Уже на самых ранних этапах своего существования люди сталкивались с конкретными экологическими проблемами регионального уровня и решали их. Из истории известно что выдающийся мыслитель эпохи античности Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) творчески решил проблему загрязнения воды в реке Селиунт разбавив грязные стоки в ней за счет воды из двух соседних речек. Имеется и множество других примеров успешного решения экологических проблем в прошлые эпохи.

На современном этапе масштабы и острота экологических проблем намного превышают былой уровень и масштабность этих проблем. Это объясняет некоторым образом почему в последние десятилетия так много говорят о приближающейся неотвратимости экологической катастрофы и опасности ее последствий для судьбы человечества.

Но увеличились не только масштабы и острота экологических сложностей. Современные возможности антропогенных воздействий на природу также намного превышают возможности людей доиндустриальной эпохи. Однако это не является залогом сохранения экологического баланса.

В чем же дело? Чем можно объяснить более высокие уровни приспособления человека к окружающей природе в прошлые времена?

Человеческие сообщества представляют собой целостные само-организующиеся системы которые включают в себя следующие компоненты: люди и их интеллектуальные материальные и природные ресурсы организационные формы их жизнедеятельности а также принципы системной взаимосвязи между элементами систе-мы.

Важным компонентом системообразующих принципов являются этические идеалы. Этический идеал - это некоторый ориентир аккумулирующий в себе общие типические черты личности являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Еще в мифах и сказаниях доисторических времен был создан идеал человека качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В процессе поступательного развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных философских концепциях для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени эпохой в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала.

Лейтмотивом античной философии была гармония души и тела высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. При этом отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.

Для философии средневековья совершенный человек - это по существу евангелический человек руководствующийся заповедями христианской морали. Идеалам философии Возрождения стала всесторонняя и гармо-ничная развитость человека. Этот идеал определялся прогрессивным характером эпохи Возрождения сменившей мрачное средневековье и был обусловлен общим пониманием того что такое человек в чем его назначение и сущность.

Этическим идеалом Нового времени стала сформулированная Д. Локком задача формирования крепкого телом и здорового духом благовоспитанного джентльмена стремящегося к приобретению знаний полезных для предпринимательской и торговой деятельно-сти.

А каков этический идеал нашего времени? Насколько он соот-ветствует реалиям нашей действительности порождаемых научно-технической революцией? Этический идеал нашего времени ориентированный в будущее как утверждают авторы большого числа этико-педагогических пуб-ликаций - это конечно же человек разумный и гуманный пытли-вый обладающий чувством прекрасного. Конечно же это должна быть целостная и всесторонне развитая личность воплощающая идеал гармонического единства сущностных качеств человека его духовного и физического совершенства.

Но насколько этот идеал связан с реальными проблемами нашего времени и нашего общества насколько он учитывает задачи стоящие перед человечеством и прежде всего те которые общезначимы?

К сожалению следует констатировать оторванность наших идеалов от практической жизни от ее насущных проблем.

Искусственное заимствование периодом застоя этического идеала эпохи Возрождения привело наше общество к деморализации и обострению всех социальных проблем включая и экологическую проблему которая в силу своего глобального характера преумножила масштабы имеющихся социальных трудностей.

В настоящее время процесс антропогенного воздействия на ок-ружающую среду становится во все большей мере негативным и в силу этого увеличиваются ответные нагрузки на социальные формы бытия. Интенсифицировался процесс опустынивания сельскохозяй-ственных земель что отрицательно сказывается на обеспечении на-селения продуктами питания. Ухудшение качества природной среды в комплексе с неполноценным питанием сказываются на состоянии здоровья людей. Загрязнение окружающей среды приводит к рас-пространению соматических и психических заболеваний росту сер-дечно-сосудистых онкологических инфекционных и других забо-леваний. Проблема здоровья органически взаимосвязана с уровнем работоспособности человека и следовательно оказывает влияние на развитие производства. Таким образом на проблеме экологии замы-кается решение очень многих социальных проблем.

Жизнедеятельность любого общества в большей или меньшей степени обеспечивается механизмами основанными на принципах самоорганизации и саморегуляции. Однако эти механизмы не всегда приемлемым образом удовлетворяют потребности общества. Поэтому возникает необходимость в их корректировке с целью достижения соответствия социальным реалиям.

До настоящего времени человек черпая из природы необходимые ресурсы редко задумывался о том какие связи в окружающей среде он нарушает и какие последствия это может иметь для окружающей среды и для него самого. Тяготы антропогенных влияний достаточно подробно освещены в литературе. Состояние экологической проблемы в современных условиях обусловливает необходи-мость разработки экологического системообразующего принципа с целью повышения устойчивости общеприродной системы. Наступило время преодоления принципа антропоцентризма и замены его принципом биоцентризма фундаментом которого предназначен служить экологический идеал предусматривающий понимание человеком своего места и назначения в природе.

Разработка экологического идеала будет стимулировать рассмотрение в качестве основного системообразующего принципа взаимодействия общества и природы требование необходимости оптимального соответствия среды и развития общества. В этом положении проявляется принцип в соответствии с которым тенденция возрастания власти человека над природой реализуется через подчинение природе и ее законам.