Шантарин В.Д.
ТюмГНГУ
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы природопользования и природообустройства приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают основы цивилизации, как минимум - четыре геосферы, в том числе биосферу, и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Природой в Сибири в двадцатом столетии меньше любовались, больше покоряли, наращивали могущество страны, решали с помощью сибирских природных ресурсов хозяйственные и стратегические задачи, а теперь подошли к рубежу, когда ни ждать, ни брать милостей от природы уже не приходится, а надо всем и каждому учиться жить с ней в ладу. Если правомерны понятия рациональное и нерациональное природопользование, то история индустриализации, создания территориально-промышленных комплексов, леспромхозов и химлесхозов, урбанизации, химизации, экстенсивного земледелия - дала достаточное количество примеров нерационального отношения человека к природе, ведущего к растрате и исчерпанию природных ресурсов, к оскудению страны.
Как подготовить будущего инженера-эколога к рациональному природопользованию и природообустройству? Научить не только ставить диагноз окружающей среде, но и непременно контролировать технологии различных сфер производства и потребления, чтобы жизнь продолжалась в гармонии с природой, - это, как нам кажется, основная задача университетского экологического образования.
Объекты природообустройства многообразны - от минерально-сырьевых ресурсных комплексов до агроэкосистем. Критерий различия природопользования и природообустройства: природопользование имеет потребительскую направленность, результат природообустройства - сохранность и совершенствование среды обитания и жизнедеятельности человека и всего живого на Земле. Природообустройство требует перехода от сиюминутного прагматизма к сбалансированным эколого-экономическим комплексам. Природообустройство опирается на знание законов самоорганизации и развития биосферы.
В программном курсе рассматривается великая спираль жизни, биохимические круговороты многих макро- и микроэлементов. Если мы хотим сохранить человеческую жизнь, то обязаны научиться не нарушать сложившийся в антропогенный период круговорот, заменить технологии, провоцирующие экологические конфликты.
Достаточно времени уделяется основам землеведения и ландшафтного проектирования с использованием в практической работе со студентами среднемасштабной картографической основы для районов Зауралья, Ханты-Мансийского Автономного Округа и сельхозрайонов Тюменской области. Крупномасштабная основа используется для г. Тюмени и природной зоны. Мы считаем необходимым решать вопросы природообустройства с помощью нормального картографо-информационного обеспечения.
Не менее важно знать основы климатологии, взаимосвязь климата, типов ландшафта и поведения геохимических элементов в различных ландшафтно-климатических условиях.
Особо рассматривается проблема промышленного бедленда, связанная с ТЭК, лесоповалом и лесоразведением, рыболовством и рыбоводством, водопользованием и водоотведением, автотранспортом. строительством промышленных и гражданских объектов, карьеров, железных дорог и автомагистралей, дачных кооперативов и агроэкосистем. Начальные звенья техногенных загрязнений в Западной Сибири - добывающие и поглощающие скважины, трубопроводы, установки подготовки нефти, газа и газоконденсата, факелы, нефтеперерабатывающее оборудование, автотранспорт. Нефтяные и газовые скважины, амбары-шлаконаполнители, соленые воды глубоких горизонтов, буровые сточные воды - вот далеко не полный перечень загрязнений, чрезвычайно вредных для биосферы, гидросферы и литосферы Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна.
На основе накопленного в мире и у нас опыта рассматриваются природосберегающие технологии, способы рекультивации ранее нарушенных земель, восстановления экосистем, системных платежей и штрафных санкций за нарушение экологического равновесия.
Свою задачу мы видим в том, чтобы воспитывать у студентов активную жизненную позицию и создать условия для формирования глубокого интереса к предмету и познавательной деятельности, реальных содержательных мотивов к учению. Специалисты с университетским образованием смогут в реальных условиях Сибири системно подходить к решению инженерных задач в нефтегазовой отрасли; приобрести опыт и знания; получить в руки инструмент эффективного разрешения проблемных ситуаций, складывающихся на производстве.
Другие работы по теме:
Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов
Р е ф е р а т на тему: Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов: опыт разработки и ведения. Несколько лет назад разговоры о комплексном территориальном кадастре природных ресурсов принимались с недоумением и раздражением почти всеми федеральными ведомствами. Признавалась только компетенция федеральных служб на их создание и ведение.
Методы управления качеством окружающей среды
Недостатки нормативно-правового обеспечения, комплексный подход к природопользованию и охране окружающей среды. Экологическая сертификация, страхование, аудирование и государственная экологическая экспертиза. Методы управления качеством окружающей среды.
Основы рационального природопользования 2
В конце XX века человечество осознало, что биосфера и ее составные части имеют пределы саморегуляции, самовосстановления, выше которых они могут деградировать необратимо. Вследствие этого дальнейшее устойчивое развитие человечества не может происходить вне сохранения биосферы. Так появилось понятие экологической безопасности
Промышленная экология и отходы основных производств
В преддверии XXI века, в условиях растущего в мире дефицита природных ресурсов, увеличения количества и масштабов техногенных аварий и катастроф, дальнейшие развитие мирового сообщества должно основываться на новых принципах.
О качествах человека и качестве образования
Опровергая миф о неизбежном и позитивном характере развития, ученые утверждают, что вопрос о будущем человечества является открытым, а история цивилизации зависит от качеств человека.
Социальные факторы юношеской сексуальности
Самые важные из них – религия, социальное происхождение и уровень образования. Более религиозные юноши и особенно девушки позже других вступают в сексуальные отношения и стараются увязать их сматримониальными намерениями. Однако их нравственные установки и реальное поведение сплошь и рядом не совпадают: молодые люди думают и говорят одно, апоступают иначе, нормы молодежной субкультуры перевешивают влияние родительской семьи и церкви.
Тема Кол-во страниц
Межъязыковая коммуникация и прагматический потенциал перевода рекламных текстов
Тема Кол-во страниц
Рекламные тексты: их функциональные особенности, языковые средства и классификация
Образование
В этом тексте публицист рассуждает над одной из самых сложных философских тем - образование. Основная проблема очерка автора заключается в значении роли образования в жизни каждого человека и объеме знаний, которые требуются той или иной личности.
Боливар, Симон
Введение 1 Ранние годы 2 Венесуэльская республика 3 Образование Колумбии 4 Освобождение Южной Америки 5 Распад колумбийской федерации 6 Боливариана
Галисия королевство
Королевство Галисия (галис. Reino de Galiza) — средневековое государственное образование на северо-западе Иберийского полуострова, в области Галисия. Возникло на землях римской Испании, разделенных между пришлыми германскими племенами аланов, свевов и вандалов в 409—411 годах.
Каниага
— государственное образование этнической подргуппы сонинке сосо, существовавшее на территории современного Мали в XII в. В период расцвета Ганы сосо были ее вассалами. Сосо начали захватывать близлежащие области после ослабления Ганы в начале XIII в., когда во главе этнической подгруппы встал, представитель клана диарисо, Диарра Канте [1], В 1203 г сосо захватили столицу Ганы — Кумби, которая была включена в состав государственного образования Каниага.
Ларше, Жерар
Введение 1 Биография 1.1 Образование 2 Политическая карьера 3 Почётные звания и награды 4 Семья Список литературы Введение Жера́р Ларше́ (фр. Gйrard Larcher, род. 14 сентября 1949, Флер, Орн) — французский политик, член консервативной партии «Союз за народное движение», с 1 октября 2008 года — председатель Сената Франции.
Макензен, Ганс Георг фон
Введение 1 Биография 2 Образование 3 Карьера в армии 4 Карьера в МИД Введение Ганс Георг фон Макензен (26 января 1883, Берлин, Германская империя — 28 сентября 1947, Констанц, Баден, ФРГ) — немецкий государственный деятель. Капитан (1919). Группенфюрер СС (1942).
Джей, Джон
Введение 1 Детство и образование 2 Война за независимость 3 Федералист 4 Верховный суд 5 Губернатор штата Нью-Йорк 6 Наследие Введение Джон Джей (англ. John Jay; 12 декабря 1745(17451212) — 17 мая 1829) — американский государственный деятель, один из отцов-основателей США, первый председатель Верховного суда США, дипломат, губернатор штата Нью-Йорк
Революция 1848 1849 годов в Германии
Революция 1848—1849 годов в Германии Революция 1848—1849 годов в Германии (нем. Deutsche Revolution von 1848/49) или Мартовская революция (нем. Mдrzrevolution) — революционные события, которые длились с марта 1848 до позднего лета 1849 в Германском союзе.
Словацкая социалистическая республика
План Введение 1 Образование 2 Трансформация Введение Словацкая социалистическая республика (словацк. Slovenskб socialistickб republika), ССР (SSR) — одна из двух федеративных республик ЧССР в 1969—1990. Её территория полностью соответствует современной Словакии.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
VII век
План Введение 1 События 2 Русь 3 Китай 4 Азия Введение Седьмой (VII) век длился с 601 по 700 годы по григорианскому календарю. 1. События Ок. 600 — 1200 — цивилизация Тиауанаку около озера Титикака.
Гайдуки личная охрана аристократии
Гайдуки — воины личной охраны местных правителей, аристократов. Придворные гайдуки — охрана русских царей. Упоминание придворных гайдуков как телохранителей встречается в России с XVII по XIX века. Гайдуки были вольнонаемными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях (коронациях, бракосочетаниях) в непосредственной близости от царственных особ.
Графство Португалия
Графство Португалия — наименование, которое носили два феодальных владения, существовавших в разное время в период с 868 по 1139 год на территории современной Португалии.
Средняя школа в последние десятилетия Российской империи
Cредняя школа в последние десятилетия Российской империи Успехи пореформенного развития среднего образования были несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны – около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и уездных центрах.
Создание техноприродных систем
Направление природообустройства на создание нового качества территории как окружающей среды. Понятия об управлении. Техногенные воздействия на геосистемы и нормы его воздействия на ландшафты. Основные положения проектирования техноприродных систем.
ЮБА (Iuba)
(Греческий историк и географ) Юба (Юба II Мавританский); Iuba, греч. Iobas, ок. 52 г. до н. э.-23 г. н. э. Греческий историк и географ. Сын Юбы I, царя Нумидии. Жил как заложник в Риме, где получил глубокое образование. Август пожаловал ему римское гражданство и посадил на нумидийский трон в 30 г. до н. э. Пятью годами позже вместо Нумидии, которая стала римской провинцией, он получил Мавританию.
Понятие фотосинтеза
Text 1 вариант 1 вариант Органические вещества Минеральное питание Почва Воздействие азотных удобрений Сроки внесения минеральных удобрений Graphics
Иоганн Себастьян Бах
Род Бахов славился потомственными музыкантами. За два столетия из семейства Бахов по Тюрингии расселилось множество органистов, композиторов, трубачей, скрипачей и капельмейстеров.
Торо
Торо (Thoreau, Henry David, 1817—1862) — американский писатель. Р. в семье бедного фермера. Несмотря на университетское образование, продолжал заниматься ремесленным трудом, стремясь увязать свою общественно-философскую теорию с жизненной практикой.