Иностранные инвестиции в нефтяной промышленности Азербайджанской Республики

Рефераты по экономике » Иностранные инвестиции в нефтяной промышленности Азербайджанской Республики

.

1. Введение

После провозглашения независимости в октябре 1991 года Азербайджан испытывает значительные трудности. Сокращение реального национального дохода в 19921994 годах по имеющимся оценкам составило 50 процентов в основном за счет разрыва традиционных торговых и финансовых связей после распада Советского Союза. Экономический ущерб и издержки связанные с военным конфликтом по поводу Нагорного Карабаха привели к углублению экономического кризиса и дальнейшему понижению уровня жизни населения. Около 20 процентов территории Азербайджана в настоящее время оккупировано иностранными силами а число беженцев покинувших места своего проживания в результате военных действий превысило миллион человек. В последнее время происходило дальнейшее ухудшение экономического положения Азербайджана в силу нарушения транспортного сообщения с зарубежными странами.

В стране сохраняются коренные макроэкономические диспропорции. Снижение объема производства сопровождалось высокими темпами инфляции: если в течение 1993 года потребительские цены росли в среднем на 2 процента в месяц то в 1994 году на 29 процентов. Хотя всякая инфляция частично отражает продолжающуюся либерализацию цен в конечном счете ее причиной являлась неадекватная финансовая политика. Начиная с 1991 года государственный бюджет ежегодно сводился со значительным дефицитом который финансировался Национальным Банком Азербайджана (НБА) за счет кредитной эмиссии. Кроме того значительные кредиты были выделены оказавшимся в сложной ситуации государственным предприятиям и сельскому хозяйству. Скорость роста номинальной заработной платы отстает от темпов инфляции причем в 19931994 годах средняя реальная заработная плата снизилась на две трети.

Продолжает ухудшаться как показатели внешней торговли Азербайджана так и общее положение с платежным балансом. Осложнения с межгосударственными платежами и нарушение работы транспортных путей проходящих через Грузию и Чечню привели к резкому сокращению объема внешней торговли. Только за 1993 год объем экспорта и импорта сократился более чем на 50 процентов а в 1994 году последовал новый спад в размере 34 процентов объема экспорта и 12 процентов импорта. Сальдо баланса торговли с Россией и другими государствами бывшего Советского Союза стало отрицательным. В то же время баланс торговли с другими странами в 1993 году был сведен с положительным сальдо в размере 35 миллионов долларов США. дальнейшее сокращение мощностей по добыче нефти и газа привело к тому что в 1994 году Азербайджан превратился в чистого импортера энергоносителей а переход к ценам мирового рынка в торговле энергоносителями между странами бывшего Советского Союза привел к ухудшению условий его внешней торговли. На счете текущих операций платежного баланса в 1993 году имелось отрицательное сальдо в размере 37 миллионов долларов США причем по всей видимости продолжалось бегство капитала. В конце 1994 года хотя в коммерческих банках и находились валютные резервы в сумме 125 миллионов долларов США что примерно равняется 8недельному объему импорта положение с платежным балансом оставалось исключительно сложным а официальные международные резервы по-прежнему находились на чрезвычайно низком уровне. Правительство Азербайджана пришло к выводу о том что попытки контролировать отток капитала и обеспечить наличие у государства иностранной валюты за счет жестких правил обязательной продажи валюты оказались неэффективными а связанное с этим использование множественных обменных курсов нарушает структуру стимулов для экспортеров.

Внутреннее и внешнее неравновесие в Азербайджане отражается в возрастающем падении доверия к национальной валюте манату который за 1994 год потерял 90 процентов своей стоимости по отношению к доллару США. На протяжении значительной части 1994 года остатки на банковских счетах могли обращаться в наличные товары или иностранную валюту лишь по курсу или ценам намного уступающим тем что действовали в отношении наличных манатов. В декабре 1994 года однако эта проблема была преодолена благодаря смягчению проблемы дефицита наличности. Темпы инфляции значительно превышают темпы роста денежной массы поскольку население проявляет растущее нежелание хранить свои средства в манатах а для операций внутри страны широко применяются доллары США.

В последнее время однако произошло два важнейших события которые улучшили перспективы развития экономики Азербайджана. Во-первых соглашение о прекращении огня действующее с мая 1994 года и достигнутый прогресс в направлении окончательного урегулирования конфликта по поводу Нагорного Карабаха позволили Правительству обращать все возрастающее внимание на меры экономической политики необходимые для преодоления экономических и финансовых трудностей Азербайджана. Во-вторых в сентябре 1994 года после нескольких лет сложных переговоров было подписано соглашение с международными нефтяными компаниями о разработке нефтяных месторождений в Каспийском море. Ожидается что эксплуатация этих месторождений в течение ближайших 15 лет потребует огромных капиталовложений в размере 7 5 млрд. долларов США в основном за счет иностранных источников предполагается что в среднесрочном плане это приведет к столь необходимому прекращению спада производства нефти в Азербайджане к росту его объема и к накоплению значительных экспортных поступлений от продажи данного вида сырья. Одна из главных задач ставящихся в ходе нынешних мер по стабилизации и реформам в Азербайджане состоит в создании основы для разумного использования нефтяных богатств с целью будущего развития страны.

Исходя из вышеизложенного целью написания данной работы является анализ двух взаимосвязанных проблем.

Первое экономическая политика Азербайджанского правительства направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в республике которая представляет собой зону повышенного риска для западных инвесторов.

Второе перспективы развития нефтяной отрасли как основы привлечения иностранных инвестиций и важного фактора скорейшего оздоровления национальной экономики.

Глава I. Краткий экономико-географический обзор Азербайджанской Республики

Азербайджан расположен на юго-востоке Кавказских гор. На севере он граничит с Российской Федерацией и Грузией на юге с Ираном и Турцией и на западе с Арменией. Площадь занимаемая им составляет 86 тыс. кв. км. В Азербайджан входит Нахичеванская автономная республика отделенная однако от остальной части страны территорией Армении.

Численность населения Азербайджана составляет 7 5 млн. человек (2 5% населения бывшего СССР) с ежегодным приростом в 1 4%. Более половины населения проживает в горах. В столице Азербайджана Баку являющимся главным портом Каспийского моря насчитывается 2 млн. жителей. Более 30% населения страны азербайджанцы а армяне и русские представляющие меньшинство населения составляют по 6%. Плотность населения достаточно высока (82 человека на 1 кв. км.).Население относительно молодое: доля лиц моложе 15 лет составляет 33%. для Азербайджана характерны хорошие показатели социальной статистики. Продолжительность жизни достигает 71 год среди женщин и 65 лет у мужчин. Грамотность взрослого населения составляет 90%. Практически все учащиеся имеют общее образование в объеме 10 классов. В начале века на страну приходилось 50% мирового производства нефти. После Октябрьской революции нефтяная промышленность продолжала развиваться высокими темпами и в период второй мировой войны на Азербайджан приходились почти все запасы нефти Советского Союза. После открытия новых месторождений на Урале и в Западной Сибири Азербайджан перестал быть центром советской нефтяной промышленности; к 1990 г. его доля в производстве нефти в СССР составляла лишь 2%. Кроме нефти Азербайджан располагает и другими природными ресурсами такими как природный газ свинец цинк железо и медные руды а также запасами разнообразных природных материалов используемых в строительстве например известняк и мрамор.

Азербайджан имеет давние традиции сельского хозяйства на которое как правило приходилось более 30% чистого материального продукта (ЧМП). В стране существует хорошая и диверсифицированная база для производства широкого ассортимента зерновых. Почвы достаточно плодородны за исключением окружающих Баку солончаков непригодных для возделывания. Страна лежит в девяти природно-климатических зонах начиная с засушливого климата в районе Баку и кончая субтропическим на крайнем юге. На Азербайджан приходится 1 4% общего объема производства пищевых продуктов бывшего СССР 8% производства хлопка 14% табака и 23% винограда.

Азербайджан обладает широкой промышленной базой. На индустриальный сектор приходится около 40% Чистого Материального Продукта (ЧМП) и более 20% всех рабочих мест. Его структура разнообразна: сюда входят черная и цветная металлургия производство нефтяного оборудования а также электротехническая химическая нефтехимическая легкая и аграрная промышленности. На долю тяжелой а также легкой и аграрной промышленности приходится соответственно 39% и 50% всего объема промышленного производства. Среднее предприятие насчитывает 430 работников что выше аналогичного показателя на Западе но ниже в сравнении с большинством остальных республик бывшего СССР.

Транспортный сектор также хорошо развит. Протяженность республиканских трасс составляет 29 тыс. км. (9.600 км магистральных и 15.400 км. вспомогательных трасс 4000 км городских дорог) а также около 50 тыс. км. местных дорог обслуживающих поселки колхозы и совхозы промышленные объекты и нефтяные предприятия. Сеть дорог охватывает большинство районов страны. Общая их плотность высока 0 9 км. на 1 кв. км. и 11 км. на тысячу жителей. Плотность дорог в Азербайджане таким образом примерно втрое выше чем на Украине и в Восточной Европе и почти вдвое ниже чем во Франции. Сеть железных дорог в основном обслуживает главные транспортные каналы страны. Она составляет 2120 км. железнодорожных путей (1280 км. из них электрифицировано а 820 км. имеют две колеи) локомотивный парк более 400 линейных локомотивов. Бакинский порт обладает развитыми техническими возможностями включая девять стоянок для смешанных грузов крупный железнодорожный терминал и комплексы для погрузки нефтепродуктов и строительных материалов. В стране имеется 4 основных аэропорта и парк из 30 самолетов. Наконец в азербайджанских гаванях стоят суда Каспийского морского пароходства имеющего широкую сеть клиентов в Иране Средней Азии и России а также флот насчитывающий порядка 70 кораблей общей грузоподъемностью 330 тыс. т.

Глава II. Экономическая политика правительства Азербайджанской Республики по созданию благоприятного инвестиционного климата и осуществлению структурных преобразований в экономике страны

1. Цель и стратегия экономической политики

Основной целью Правительства на период осуществления программы является быстрая стабилизация цен и ускорение процесса приватизации и структурной перестройки что позволит создать основы для устойчивого и сбалансированного экономического развития. Скорейшая стабилизация экономики и ликвидация имеющихся "перекосов" в структуре экономического стимулирования необходимы для того чтобы в полной мере воспользоваться благоприятными среднесрочными перспективами сложившимися благодаря ситуации в нефтедобывающей отрасли. При этом однако для перехода к рыночной экономике Азербайджану в ближайшее время потребуется значительная иностранная финансовая и техническая помощь.

Основными целями программы стабилизации и реформ являются:

" снижение месячных темпов инфляции таким образом чтобы к середине 1995 года они составляли менее 5% а к концу периода осуществления программы около 2%; восстановление устойчивой позиции Центрального Банка по платежному балансу и международным резервам; прекращение спада производства и снижения реальных доходов в течение 1995 года.

Соответственно направления экономической политики включают:

" ограничение роста чистых внутренних активов и объема резервных денег центрального банка в согласии с целевыми показателями по инфляции;

" ограничение финансирования государственного бюджета за счет внутренних источников в течение периода осуществления программы 2% БВП;

" дальнейшая либерализация системы внешней торговли и валютного регулирования переход к осуществлению комплекса мер по структурной перестройке предусматривающего реформу предприятий в том числе преобразование и ликвидацию нежизнеспособных производств наряду с ускорением приватизации; реформ в финансовом секторе а также укрепление сети социальной защиты и повышение ее адресности.

Правительство Азербайджана уже приняло следующие шаги в направлении осуществления:

" 10 марта 1995 года ликвидированы дифференцированные требования обязательной продажи иностранной валюты по курсу уступающему рыночному и таким образом введен единый обменный курс;

" 10 марта 1995 года упразднен валютный бюджет правительства а все официальные валютные активы и управление ими сосредоточены в НБА;

" с конца декабря 1994 года прекращено автоматическое предоставление овердрафтов Агропромбанку и Проминвестбанку;

" с 1 января 1995 года ставка рефинансирования НБА поднята до 17 5% в месяц;

" с 1 января 1995 года отменена система госзаказов а государственные закупки (по рыночным ценам) ограничиваются собственными потребностями Правительства;

" с 1 февраля 1995 года отменены субсидии на хлеб;

" 22 февраля 1995 года было достигнуто соглашение с руководством Туркменистана о переоформлении задолженностей за поставки газа в 1994 году с выплатой в течение четырех лет.

Кроме того в качестве предварительной меры планируется с 1 апреля 1995 года повысить цены на сырую нефть до 66 % мировых цен. В то же время цены на природный газ будут также повышены до уровня позволяющего покрыть расходы на его импорт из Туркменистана.

Правительство считает что предварительные меры позволят безотлагательно приступить к успешному осуществлению имеющейся программы стабилизации и реформ. В силу ожидаемого оживления инвестиционной деятельности при сохранении низкого уровня внутренних сбережений предполагается что за год осуществления программы на счете текущих операций платежного баланса будет иметься дефицит в размере 209 млн. долларов США или 9 7 % ВВП ( с учетом трансфертов). В то же время за счет увеличения объема иностранного финансирования положение с платежным балансом по всей видимости улучшится а объем официальных иностранных резервов возрастет по сравнению с его нынешним низким уровнем.

2. Политика в области цен и заработной платы

Одновременно с отменой субсидий на хлеб были увеличены размеры адресных компенсационных выплат беднейшим слоям населения. Правительство намерено повысить цены на сырую нефть и природный газ как для производителей так и для потребителей до уровня мировых цен к концу июня 1995 год. После проведения упомянутых мер процесс либерализации цен в основном завершится. Поскольку функционирование рыночной системы требует свободного ценообразования уже с 1 января 1995 года отменена система обязательных государственных заказов*).

*) По состоянию на конец 1994 года государственными заказами было охвачено производство хлопка нефти оборонной продукции товаров предназначенных для экспорта в соответствии с двусторонними торговыми соглашениями а также некоторых товаров связанных с осуществлением социальных программ.

Правительство намерено в кратчайшие сроки устранить сохраняющиеся препятствия на пути к свободному ценообразованию. С этой целью пересмотрен список оставшихся в силе непосредственных субсидий и в бюджете на 1995 год резко сократило их объем. Новый бюджет предусматривает также повышение цен на косвенно субсидируемые товары и услуги что позволит укрепить бюджет и повысить дело возмещения собственности государственных услуг (квартирной платы коммунальных услуг транспорта и т.д.). Регулирование цен будет распространяться только на естественные монополии (снабжение электроэнергией и газом центральное отопление квартирная плата водоснабжение и канализация а также общественный транспорт). В отношении других отраслей занимающих устойчивое монопольное или олигопольное положение на рынке Правительство намеревается внедрять рыночную дисциплину за счет либерализации внешней торговли быстрой приватизации и разукрупнения производственных объединений а также создания условий свободного доступа на эти рынки для конкурентов.

Правительство намерено по-прежнему воздерживаться от вмешательства в переговоры по заработной плате которые должны проходить на уровне отдельных предприятий. Тем не менее для сдерживания инфляционных ожиданий будет проводиться политика публикации полугодовых целевых показателей инфляции которые наряду с изменениями производительности каждого конкретного предприятия будут рекомендоваться к использованию в качестве опорных параметров при заключении коллективных договоров о заработной плате. Минимальную заработную плату которая была повышена до 4 тысяч манатов в месяц в октябре 1994 года и до 5 5 тысяч манатов в феврале 1995 года планируется довести до 6 тысяч манатов в июле 1995 года. Кроме того к июлю 1995 года намечается также пересмотреть существующую связь между размером минимальной заработной платы и другими уровнями заработной платы а также суммами социальных пособий.

3. Налогово-бюджетная политика и сеть социальной защиты

Правительство Азербайджана намеревается проводить жесткую налогово-бюджетную политику соответствующую поставленной задаче быстрой финансовой стабилизации. В связи с этим суммарный объем внутреннего банковского финансирования сектора государственного управления не будет превышать 220 7 млрд. манатов на конец марта 1995 года; 267 8 млрд. манатов на конец июня 1995 года 323 3 млрд. манатов на конец сентября 1995 года и 382 9 млрд. манатов на конец декабря 1995 года. Аналогичные лимиты вводятся и на использование иностранного финансирования. Совокупное использование иностранного финансирования (т.е. депонированного бонуса за подписание нефтяного контракта и манатового эквивалента средств фактически предоставленных Всемирным банком) не должно будет превысить 65 8 млрд. манатов на конец марта 1995 года 141 0 млрд. манатов на конец июня 1995 года 3011 1 млрд. манатов на конец сентября 1995 года и 496 8 млрд. манатов на конец декабря 1995 года.

Сокращение дефицита бюджета будет достигнуто за счет сочетания комплексных мер как по доходам так и по расходам. В области доходов Правительство предприняло административные меры для решения возникшей в последнее время проблемы снижения эффективности сбора налогов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6