Тема: Конкуренция
и монополия
Компьютерный набор студента группы 24-БО-09 Сафроняка Тимура
Николаевича
Рынок действует по объективным экономическим законам, среди
которых есть и закон конкуренции.
Конкуренция – это совокупность
связей и отношений между субъектами по поводу присвоения прибавочной стоимости,
присвоения прибыли, полученной в результате позитивных и некоторых негативных
сторон конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг.
Положительными (позитивными)
сторонами конкуренции являются:
1.
Развитие экономической системы через
борьбу всех со всеми: предпринимателями между собой, наемными работниками за
рабочие места, торговцами за привлечением покупателей, борьба между
покупателями за лучшие виды товаров, борьба внутри государства, и за пределами
– за своё влияние, за рынок товаров и услуг.
2.
Конкуренция заставляет снижать затраты
производства путём экономии ресурсов, роста производительности труда, улучшения
трудовой дисциплины.
3.
Конкуренция заставляет улучшать качество
продукции, её ассортимент, обслуживание продаваемого товара.
4.
Конкуренция побуждает снижать и
выравнивать цены, повышать прибыльность предпринимательской деятельности.
5.
Конкуренция обеспечивает перелив
капитала в погоне за прибылью из одной отросли в другую, позволять выравнивать
среднюю норму прибыли и активизируя структурную перестройку.
Негативными последствиями
конкуренции являются:
1.
Концентрация производства, приводящая к
монополиям.
2.
Кризисы перепроизводства товаров в
потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль.
3.
Конкуренция усиливает борьбу капиталов
за уменьшение затрат на производстве, в том числе путем снижения зарплат. А это
снижает платежеспособный спрос населения.
4.
Конкуренция среди работников ведет к
росту интенсивности труда, увеличивая армию безработных.
5.
Использование не честных методов
конкуренции большими предприятиями, производящими мелкие и средние
предпринимательства к разорению.
6.
Международная конкуренция ТНК ведется не
честными методами, путем подкупа и разорения национальных производителей.
7.
Не пользование рекламы или других видов
маркетинговой деятельности в борьбе за покупателя увеличивает расходы на
производство товаров, что ведет к увеличению цен на эти товары.
Соотношение между позитивными и негативными сторонами конкуренции
зависит от форм и методов конкурентной борьбы.
На первой стадии, времени зарождения капитализма существовала
свободная и честная конкуренция. Совершенная, свободная или честная конкуренция
означала свободный доступ на рынок продавцов и покупателей. Ни один продавец
или покупатель были в состоянии значительно повлиять на рыночную цену товара. И
такой вид конкуренции является наиболее благоприятным для оптимального
функционирования рыночного механизма.
Но с конца 19 – начала 20 веков время чистой (совершенной),
свободной конкуренции закончилось. Пришла, в результате появления монополий,
несовершенная конкуренция.
Причиной появлений монополий является промышленная революция 18-19
столетий, которая привела с одной стороны к появлению новых отраслей, а с
другой – способствовала быстрому росту производства.
Новые машины и механизмы, внедрявшиеся в производство, требуют
значительных капиталовложений. Происходит концентрация капитала и
производства. В одних руках сосредоточились большие деньги, дающие возможность
иметь большое производство. И наоборот, большое производство даёт большие
деньги. Возникли предприятия, сосредоточившие высокий уровень техники и
технологии, имеющие научные лаборатории, получающие патенты. В СНГ такие
патенты даются на 17 лет. А это означает: компания защищена от внутренней
конкуренции на этот срок.
Одновременно с концентрацией происходила централизация капитала
– объединение ранее самостоятельных капиталов. Капиталы объединились для
централизации производства за счет объединения нескольких ранее самостоятельных
предприятий.
Формы объединения: картель, синдикат,
трест, концерн, конгломерат.
Картель – объединение предприятий
одной отрасли. Участники сохраняют производственную и коммерческою
самостоятельность. Договариваются об объеме производства, цене, рынке сбыта.
Синдикат – объединение предприятий
одной отрасли. Участники теряют собственность на созданный продукт. Сбыт
проводит общая контора. Сегодня алмазный синдикат контролирует мировой рынок
необработанных алмазов
Трест – объединение предприятий
одной или нескольких отраслей. Теряют самостоятельность, а прибыль получают от
суммы вложенного капитала.
Концерн – объединение десятков и
сотен предприятий промышленности, транспорта, торговли, в котором (этом
объединении) главная фирма осуществляет финансовой контроль над участниками
картеля. В США 500 мощнейших монополей, из которых 90% - многоотраслевые концерны
и только 50% этих штатских корпораций выпускают однопрофильную продукцию.
С 1960 годов появились конгломераты – объединения,
поглотившие прибыльность предприятия разных отраслей. Американская телефонная
монополия "АТТ" стала скупать гостиницы, автопрокатные станции и
другие прибыльные объекты. В период кризисов конгломерат стремится избежать
резких колебаний рынка.
Появилось явление олигополия. От греческого олигос – мало,
немного. Это сговор (тайный) или открытый договор больших фирм, позволяющий добиться
на рынке господствующего положения и получать прибыли.
В период появления монополий производство сосредотачивалось в
руках тогда крупного капитала. В США 1% сосредоточил половину выпуска
продукции. Клиенты того периода производили 1 млн долларов продукции и больше.
Сегодня такие предприятия с продукцией 1 млн долларов относятся к категории
мелких предприятий.
Монополии применяют методы несовершенной конкуренции, ценовой
конкуренции, неценовой конкуренции, нечестной конкуренции.
Метод несовершенной конкуренции состоит
в установлении монопольно высоких цен и присвоении на этой основе монопольно
высоких прибылей.
Ценовая конкуренция – борьба
между конкурентами путем снижения цен. Применения демпинга.
Неценовая конкуренция – борьба,
основанная на одной и той же цене, но лучшего качества, ассортимента,
послепродажного обслуживания.
Нечестная конкуренция –
промышленный шпионский подкуп чиновников, тайные договоры, диверсии против
конкурентов, дезинформация покупателей, использование торговой марки.
Вывод: Рынок с момента возникновения до сегодняшнего дня основан на
конкуренции. Латинское слово concurrentia – борьба производителей за
производство и сбыт товаров. Имеет положительные и отрицательные последствия.
Честная, свободная конкуренция существовала до появления монополий. В
современном мире капитала монополии применяют методы несовершенной конкуренции,
ценовой конкуренции, неценовой и нечестной конкуренции.
Другие работы по теме:
Причины инфляции 3
Выделяют внутренние и внешние причины инфляции. Внутренние причины. К внутренним причинам относятся: а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства (тяжелой промышленности, особенно военного машиностроения);
Модель рынка чистой монополии
В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое.
Монополия и монополизм в экономике
Введение. В результате такого явления, как несовершенная конкуренция, появляется такая отрицательная черта экономики, как монополия. Монополия с греческого (mono) – один и (poleo) – продаю. Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика» относил монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние» Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство.
Монополитическая конкуренция
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, “чистому”, немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
по Экономической теории 3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра экономической теории КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Конкуренция и рынок, виды конкуренции
Конкуренция и рынок, виды конкуренции Говоря о элементах рыночного механизма надо иметь в виду, что потребитель и производитель должны иметь экономическую свободу.
Антимонопольная политика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербургский филиал РЕФЕРАТ ПО КУРСУ МИКРОЭКОНОМИКИ-1 НА ТЕМУ: «АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
Монополистическая конкуренция на конкретном примере
Семёновой Екатерины, ФК 1-7 Рынок монополистической конкуренции в России на конкретном примере. Рынок шампуней Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба эти термина.
Монополия рынка
Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Типы рыночных структур совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олиг
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Неоклассическая теория рынка
Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования. Формы несовершенной конкуренции.Теория монополистической конкуренции.
Монополия и конкуренция 4
Монопо́лия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли.
Основные конкуренции рынка
История, сущность механизма рыночных отношений. Два вида взаимоотношений субъектов рынка. Классификация конкурентности по основаниям, по масштабам развития. Характерные черты совершенной, монополистической конкуренции, олигополии, чистой монополии.
Моноплизм в экономике и его последствия
Монополия в экономике - экономическая структура, обладающая рыночной властью. Сущность и основные признаки монополизма. Монополия и конкуренция как противоречивое единство. Четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий в экономике.
Конкуренция и монополия
Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара и ее виды. Понятие монополии, ее разновидности, отрицательные стороны. Признаки и модели рынка несовершенной конкуренции. Антимонополистическая деятельность государства.
Законы монополистического рынка
Сущность монополистической конкуренции, ее характерные черты и отличительные признаки. Экономическое обоснование монополии, законы ее появления и развития на рынке, методы противодействия. Формирование цены на монопольном рынке, эластичность спроса.
Билеты по политэкономии с ответами
Неоклассическая теория рынка Альфреда Маршала (1842-1924). Совершенная конкуренция. Формы несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции.
Экономика организации
Утверждено на заседании Ученого Совета ЭФ Протокол № От 28.01.2003 г. Фонды контрольных заданий по курсу «Экономика организации» Вариант 2 Укажите правильный ответ:
Монополия
Конкурентная борьба, как и всякая борьба, заканчивается чьим-то поражением и чьей-то победой. Капитал более слабого капиталиста переходит к более сильному, и предложение капитала концентрируется в руках меньшего количества его собственников.
Конкуренция понятие и сущность 2
Конкуренция – (от лат. «Concurrentia» – столкновение, состязание) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями, в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Винная монополия
(казённая продажа питей) — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков. Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Северная Гренландская компания
План Введение 1 История 2 Организация 3 Деятельность Введение Северная Гренландская компания (также Северная Компания, Шпицбергенская компания, нидерл. Noordsche-Groenlandse Compagnie, нидерл. Noordse Compagnie, нидерл. Compagnie van Spitsbergen) — нидерландская компания, созданная в XVII веке для китобойного промысла.
Местное самоуправление в России 2
два уровня публичной власти ‑ государственной власть и муниципальная власть (местное самоуправление). Основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность.
Тест по Стратегическому управлению
Министерство образования и науки Украины Бердянский университет менеджмента и бизнеса Тесты по дисциплине: «Стратегическое управление» Выполнила: