Конкурентная борьба, как и всякая борьба, заканчивается чьим-то поражением и чьей-то победой. Капитал более слабого капиталиста переходит к более сильному, и предложение капитала концентрируется в руках меньшего количества его собственников. Соответственно, и спрос на рабочую силу концентрируется в их руках. Число покупателей рабочей силы сокращается, а число продавцов рабочей силы остается не только прежним, но и увеличивается в соответствии с приростом населения.
Каждый из читателей может представить себе эту ситуацию, и не только представить, но и почувствовать себя на месте покупателя рабочей силы, а чувства продавца рабочей силы всем нам знакомы. В западной экономической науке такая ситуация определена как "несовершенная конкуренция". Стало быть, по ихнему, "совершенная" конкуренция бывает тогда, когда число покупателей равно числу продавцов. Где, и когда такое было, и будет ли ещё, они скромно умалчивают, но сия "совершенная" ситьюэйшн рассматривается в ихней навуке вполне серьёзно. Читатель может себе представить эту "совершенную" конкуренцию, когда число покупателей рабочей силы, то бишь – капиталисттов, равно числу продавцов рабочей силы, то есть, наемных работников. Вот уж точно досужий вымысел, к которому западная экономическая навука ещё и призывает вернуться.
Пока кабинетные ученые строчат свои выдумки, конкурентная борьба продолжается, все больше капиталистов выходят из борьбы побежденными, и все меньше капиталистов остаются на рынке, сосредотачивая под свою волю предложение капитала и спрос на рабочую силу. И если нет каких-либо внешних факторов, сдерживающих концентрацию капитала, то на рынке остается один единственный собственник капитала. Каково его юридическое и физическое лицо – не имеет значения, здесь он собственник капитала. Таким образом, весь капитал, а значит весь спрос на рабочую силу концентрируется в руках одного собственника, и он получает возможность в своих интересах манипулировать спросом на рабочую силу, и всеми остальными показателями конъюнктуры рынка. А устремления собственника капитала нам известны. Следовательно, ничем не ограниченная конкуренция ведет к тому, что на рынке остается один собственник капитала, который становится обладателем исключительного права определять предложение капитала и спрос на рабочую силу. А значит, получает возможность исходя из своих интересов определять объем производства, номенклатуру и качество товаров, и т.д. единственный собственник на рынке может уже игнорировать объективные законы рынка, и стало быть, исходя из собственных интересов просто единолично назначать цену рабочей силы, и всего прочего. По всем признакам, этот обладатель исключительного права подходит под понятие и определение монополии. Заглянул в философский словарь 1983 года – монополии нет. Наши академики в своем учебнике тактично обходят определение монополии стороной, только в сетевой энциклопедии на KM.RU нашел общепринятое определение, которое говорит нам то же самое – исключительное право.
Классовая борьба
С установлением монополии, соответственно меняются и все рыночные показатели. Цена уже не определяется соотношением спроса и предложения, и потому становится монопольной ценой. И монополист, преследуя свою выгоду, естественно, уже назначает выгодную для себя цену рабочей силы. То есть – как можно ниже. Каким образом – прямым понижением зарплаты, или косвенно – повышением налогов и цен – неважно, главное, что цена рабочей силы оказывается ниже её стоимости. Продавцы рабочей силы несут убытки, и потому выступают с требованием повысить зарплату, восстановить эквивалентность обмена. Но словесные увещевания бесполезны – свою выгоду никто просто так не упустит, свои деньги, как и права, не дают, их берут. Ведь каждая сторона обмена – и монополист-капиталист, и наемные работники, имеют одинаковые права на свою выгоду. Исключительное право монополии на монопольную цену и монопольную прибыль вступает в столкновение с правом наемных работников на эквивалентный обмен. И как сказал Маркс, и что подтверждается практикой – при столкновении двух прав дело решается силой. Вот появилась в нашем анализе нелюбимая журналистами, писателями, публицистами, учеными, и прочими лакеями буржуазии, классовая борьба.
Другие работы по теме:
Причины инфляции 3
Выделяют внутренние и внешние причины инфляции. Внутренние причины. К внутренним причинам относятся: а) деформация экономики, проявляющаяся в значительном отставании отраслей, производящих предметы потребления, от отраслей, производящих средства производства (тяжелой промышленности, особенно военного машиностроения);
Концентрация капитала
Финансовая Олигархия - немногочисленная группа крупнейших и наиболее богатых монополистов, олицетворяющих господство финансового капитала. ВЫВОЗ КАПИТАЛА — экспорт капитала в другие страны государством, предприятиями, фирмами, частными лицами с целью более выгодного размещения, использования.
Модель рынка чистой монополии
В переводе с греческого языка термин «монополия» означает «одни продающий». В экономической теории есть два толкования этого термина – широкое и узкое.
Монополия и монополизм в экономике
Введение. В результате такого явления, как несовершенная конкуренция, появляется такая отрицательная черта экономики, как монополия. Монополия с греческого (mono) – один и (poleo) – продаю. Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика» относил монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние» Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство.
Антимонопольная политика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербургский филиал РЕФЕРАТ ПО КУРСУ МИКРОЭКОНОМИКИ-1 НА ТЕМУ: «АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
Монополия рынка
Монопо́лия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).
Типы рыночных структур совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олиг
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Конкуренция и монополия
Понятие и история возникновения конкуренции, ее положительные и негативные последствия. Концентрация и централизация капитала как основные причины появления монополий. Виды объединений предприятий - картели, синдикаты, тресты, концерны и конгломераты.
Неоклассическая теория рынка
Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования. Формы несовершенной конкуренции.Теория монополистической конкуренции.
Монополия и конкуренция 4
Монопо́лия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли.
Моноплизм в экономике и его последствия
Монополия в экономике - экономическая структура, обладающая рыночной властью. Сущность и основные признаки монополизма. Монополия и конкуренция как противоречивое единство. Четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий в экономике.
Конкуренция и монополия
Конкуренция как борьба за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара и ее виды. Понятие монополии, ее разновидности, отрицательные стороны. Признаки и модели рынка несовершенной конкуренции. Антимонополистическая деятельность государства.
Законы монополистического рынка
Сущность монополистической конкуренции, ее характерные черты и отличительные признаки. Экономическое обоснование монополии, законы ее появления и развития на рынке, методы противодействия. Формирование цены на монопольном рынке, эластичность спроса.
Билеты по политэкономии с ответами
Неоклассическая теория рынка Альфреда Маршала (1842-1924). Совершенная конкуренция. Формы несовершенной конкуренции. Теория монополистической конкуренции.
Экономика организации
Утверждено на заседании Ученого Совета ЭФ Протокол № От 28.01.2003 г. Фонды контрольных заданий по курсу «Экономика организации» Вариант 2 Укажите правильный ответ:
Пряности
Пряности – разнообразные части растений, обладающие специфическим устойчивым ароматом и разной степенью жгучести, – были, по-видимому, одними из первых веществ, которые человек начал добавлять к своей пище.
Винная монополия
(казённая продажа питей) — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков. Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Северная Гренландская компания
План Введение 1 История 2 Организация 3 Деятельность Введение Северная Гренландская компания (также Северная Компания, Шпицбергенская компания, нидерл. Noordsche-Groenlandse Compagnie, нидерл. Noordse Compagnie, нидерл. Compagnie van Spitsbergen) — нидерландская компания, созданная в XVII веке для китобойного промысла.
Шпаргалки по Истории
Англия в XIX в (экономика). 2-я промышленная революция в мире, конец XIX - начло ХХ вв. 2-я половина XIX в - начало ХХ в: Германия, Франция, США.
О монополии на водку в России
Когда в 1386 году генуэзские купцы впервые привозят виноградный спирт (аквавиту) в Москву, он становится известным при великокняжеском дворе, но не производит особого впечатления.
Местное самоуправление в России 2
два уровня публичной власти ‑ государственной власть и муниципальная власть (местное самоуправление). Основными признаками государственной власти являются публичность, суверенитет, монополия на нормотворчество, монополия на легальное использование принуждения, моноцентричность, территориальная ограниченность.
Тест по Стратегическому управлению
Министерство образования и науки Украины Бердянский университет менеджмента и бизнеса Тесты по дисциплине: «Стратегическое управление» Выполнила:
Георгины
Сначала их пробовали... есть. Европейцы именно так, «на зуб» и «на вкус», испытывали многие растения, обнаруженные ими в Новом Свете...