Агропромышленная интеграция

Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству » Агропромышленная интеграция

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Экономика и организация агропромышленных формирований»

Выполнил:

Студентка

экономического факультета

Специальность (код)

Зачетная книжка №

Проживающая по адресу:

Проверил:

_________________________________

1. Внешние и внутренние факторы деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов

Под факторами понимают условия причины и параметры оказывающие влияние на экономический процесс и его результат.

На деятельность производственного кооператива как хозяйствующего субъекта влияют различные факторы. Согласно сложившейся практике факторы принято делить на две основные группы — внешние и внутренние.

Внешние факторы носят объективный характер и выражают условия формирующиеся независимо от воли кооперативов. Это факторы свойственные управлению в целом и направленные на создание конкурентной среды и продовольственной независимости государства. Руководство кооператива должно учитывать действие этих факторов чтобы использовать их на благо организации.

Внутренние или субъективные факторы формируются по воле человека (участника кооператива) в целях достижения максимальных результатов сокращения себестоимости продукции и получения наибольшей прибыли. Как правило в кооперативном предприятии эти факторы направлены на повышение профессионализма и ответственности участников кооператива.

В составе внешних факторов выделяют государственно-правовые экономические научные и общественно-информационные внутренних — управленческие производственные социальные образовательные.

Государственно-правовые факторы характеризуют отношение административных структур всех уровней АПК к системе кооперации в целом и производственной в частности. Прежде всего это принятие законов и законодательных актов в отношении кооперации: Закона «О сельскохозяйственной кооперации» Закона «О производственных кооперативах» отдельных положений ГК РФ которые создают правовую базу для развития кооперативного сектора.

Однако эти нормативные документы имеют ряд недостатков в части демократизации управления участия в кооперативах ассоциированных членов и кооперативов в союзах. Эффективное развитие сектора производственной кооперации требует совершенствования нормативно-правовых актов предусматривающих правовое регулирование развития вертикальных структур управления и взаимодействие предприятий производственной кооперации на всех уровнях управления.

Экономические факторы определяют природу возникновения и развития кооперации в едином экономическом пространстве Российской Федерации. Они направлены на создание условий для приоритетного развития предприятий производственной кооперации напрямую зависят от обеспеченности их кредитными и налоговыми льготами финансовыми ресурсами и капиталом и выражаются в предоставлении кооперативным предприятиям и их союзам отдельным их участникам различных видов экономической помощи за счет средств госбюджета и различного рода государственных внебюджетных фондов.

К ним относятся:

субсидии и целевые субвенции на реализацию инвестиционных проектов (в первую очередь проектов технического перевооружения отраслей АПК);

дотации на возмещение убытков предприятий от производства нерентабельной продукции в которой заинтересовано общество;

установление предельных и льготных цен и тарифов на энергоносители для АПК на железнодорожные перевозки сельскохозяйственной продукции и т. п.

Экономические меры включают финансово-кредитную поддержку в виде налоговых и кредитных льгот возмездных и безвозмездных ассигнований на лизинг сельскохозяйственной техники и др.

Научные факторы — это участие экономической науки в становлении и развитии кооперации которое должно быть направлено в первую очередь на улучшение макроэкономической ситуации хозяйствования АПК создание стимулов для роста товарной продукции а также специальных разработок в области кооперативного движения.

Эффективному развитию сельскохозяйственных производственных кооперативов содействует объединение предприятий данной формы хозяйствования а также создание вертикальной структуры управления ими. Законодательно закреплено право объединения кооперативов в союзы (ассоциации) но научных разработок и практического опыта функционирования данных структур недостаточно. Основанные на принципах самостоятельности равноправия экономической заинтересованности союзы наиболее оптимально позволяют соблюдать интересы их участников и объединить в вертикальную структуру разобщенные единичные производственные кооперативы. Таким образом научные разработки должны быть направлены на решение этих и других вопросов.

Общественно-информационные факторы выражаются в пропаганде и развитии кооперативных идей на территории РФ которые должны дополнять мероприятия по созданию благоприятных условий развития кооперации. Учет этих факторов предполагает прежде всего создание на региональном уровне рыночной инфраструктуры по обеспечению правовой методической технологической юридической информацией охватывая все сферы АПК. Эффективное развитие кооперации в регионе и создание объектов инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе интеграции которая обеспечивает благоприятные правовые и социально-экономические условия для становления целостной кооперативной системы.

Приспособление производственного кооператива к жестким внешним условиям происходит путем переноса риска на плечи его работников. Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено совершенствованию внутренних факторов.

Управленческие факторы выражаются в демократичности управления кооперативом по принципу «один член — один голос». Такой подход дает право на участие в управлении каждому члену кооператива исключает вероятность злоупотребления властью повышает ответственность участников. Если производители не будут ощущать себя причастными к управлению кооперативом они не будут соблюдать правила и выполнять обязательства при этом экономическая эффективность кооперации снизится.

Кооперация осуществляется благодаря тому что человек или предприятие ведущие самостоятельное производство для защиты своих интересов и получения экономической выгоды объединяют свои действия с другими товаропроизводителями. Известно что совместные действия возникают только на основе общности интересов которые приводят отдельного товаропроизводителя к пониманию того что он должен иметь равные права и обязанности с такими же как он сам товаропроизводителями.

Производственные факторы — планирование вложений кооператива рациональное сочетание отраслей. Возникает много проблем обусловленных плохой координацией оперативной деятельности отдельных подразделений отсутствием четкого планирования. Рациональное и эффективное построение кооператива предполагает строительство его как товарного хозяйства.

Исходя из запросов рынка кооператив должен исключить из своего организационного плана все малодоходные отрасли производства в которых продукция производится с большими затратами. Должны остаться только те отрасли которые в условиях конкретного хозяйства и данной рыночной конъюнктуры дают наибольшую выгоду или технически незаменимы. Рыночная стратегия кооператива должна зависеть в основном от объема производимой продукции который в свою очередь зависит от развития товарных отраслей. Для ведения культурного сельского хозяйства необходимо соблюдение севооборота. Поэтому организация товарной части хозяйства должна быть дополнена организацией кормовой и потребительской частей. Установление соотношения трех этих величин и является главной задачей в построении плана хозяйства.

Социальные факторы и идея кооперации основаны на приоритете участников кооператива. В настоящее время как правило упускают из виду самую главную социальную силу — человека. Сельскохозяйственная кооперация является тем способом производства при котором человек может найти себе применение в социальной и экономической жизни.

Идея кооперации которую необходимо сделать достоянием всех заключается в том что если люди по одиночке не обладают большой силой то объединившись вместе они станут одной из величайших социальных и экономических сил в мире. Социальный прогресс требует огромных усилий и совершается очень медленно в результате того что отсутствует простое сотрудничество. Перемена общественного строя без смены мировоззрения также предопределяет провал социальных программ. Кооперативное движение которое является всеобщим и миролюбивым движением не основанным на борьбе одновременно служит социальному и нравственному воспитанию человечества. Оно помогает людям в материальном и воспитательном плане.

Образовательные факторы— подготовка переподготовка и повышение квалификации кадров для сельскохозяйственных кооперативов и их союзов. Необходимо расширять сеть учебно-деловых центров на базе которых возможно оказывать профессиональную поддержку кооперации организовывать работу на местах по формированию кооперативных хозяйственных структур.

Кроме того проведение всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров по вопросам сельскохозяйственной кооперации регулярное освещение данной проблемы в средствах массовой информации позволят усилить влияние образовательных факторов на процесс развития кооперации.

Развитие кооперации — одно из важных стратегических направлений реформы и преобразований происходящих в Российской Федерации. Мировой опыт свидетельствует что кооперация оказывает положительное воздействие на преодоление кризиса решение социальных проблем повышение результативности деятельности сельскохозяйственного производства и всего народного хозяйства. Высокая эффективность и оптимальность кооперативного хозяйства приобретают на современном этапе все более важное значение.

2. Зарубежный опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации и агропромышленной интеграции

Несмотря на то что кооперативное движение зародилось в Европе еще в XVII—XVIII вв. правительства многих стран преимущественно европейских вплоть до 70-х годов XIX в. использовали законодательные налоговые и административные меры для его сдерживания. Главной причиной было то что кооперативы особенно потребительские являлись крупными объединениями трудящихся а это пугало власть тем более что часть кооперативов начала широко пропагандировать идеи «кооперативного социализма».

Постепенно с развитием идей кооперации вовлечением в нее все большего количества населения в том числе сельского изменением понимания правительственными органами ее роли в развитии национальных экономик многие государства мира стали проводить последовательную политику расширения кооперативной деятельности. Это выражалось как в принятии базовых законодательных актов узаконивающих и упорядочивающих процессы правовой организации и функционирования кооперативных формирований так и в разработке и применении комплекса мер по созданию льготных условий их развития. Особенно это стало проявляться после Второй мировой войны. Была создана Организация Объединенных Наций (ООН) а в ее составе — занимающийся вопросами кооперации Экономический и социальный совет который в первых же своих резолюциях «Земельная реформа» (1951г.) и «Экономическое развитие менее развитых стран» (1954 г.) признал особо важную роль кооперации в развитии сельского хозяйства. Рассмотрим опыт правового обеспечения и государственной поддержки кооперации в разных регионах мира.

США. Показательно развитие кооперации в США особенно в кредитной сфере. В 1916 г. по инициативе Конгресса США была создана Система кредитования фермеров (FarmCreditSystem) для того чтобы обеспечить сельское хозяйство надежным источником кредита.

Система кредитования фермеров (СКФ) является частной собственностью входящих в нее банков и ассоциаций которые владеют ею на кооперативной основе. Члены СКФ — фермеры и их кооперативы — руководят ее деятельностью через выборный Совет директоров. СКФ состоит из 7 кооперативных банков (FarmCreditBanks) которые предоставляют фонды 232 локальным ассоциациям заемщиков. Последние в свою очередь размещают кредиты среди сельских клиентов и одного банка обслуживающего кредитные потребности сельскохозяйственных кооперативов (СоBank).

Локальные ассоциации занимаются как краткосрочным так и долгосрочным кредитованием. Перечисленные выше финансовые институты предлагают кредитные ресурсы сельскохозяйственным товаропроизводителям и их кооперативам во всех 50 штатах страны. СКФ обеспечивает более четверти всех кредитов используемых американскими фермерами и является основным источником кредитования покупки недвижимости и деятельности фермерских кооперативов. Деньги для займов СКФ получает под гарантии со стороны Федеральной корпорации по финансированию банков Системы кредитования фермеров (FederalFarmCreditBanksFundingCorporation). Займы СКФ подлежат страхованию Страховой корпорацией Системы кредитования фермеров (FarmCreditSystemInsuranceCorporation).

Правовую основу организации системы фермерского кредита в разное время составляли законы США: «О федеральных фермерских кредитах» (1916г.) «О сельскохозяйственном кредите» (1923 г.) «О сельскохозяйственном маркетинге» (1929 г.) «О фермерской ипотеке» (1933 г.) «О фермерском кредите» (1933 г.) «О фермерской ипотеке» (1934 г.) «О фермерском кредите» (1971 г.) «О сельскохозяйственном кредите» (1987 г.) «О реформе фермерской кредитной системы» (1996 г.). Правовые основы деятельности кредитных союзов определяет Закон США «О кредитных союзах» (1934 г.).

В целом на протяжении всей истории развития сельскохозяйственной кооперации в США государство оказывало существенную помощь кооперативному движению всегда участвовало и участвует в предоставлении специальных долгосрочных кредитов для системы кооперативного кредита. Так в 20-х годах государство выделило 9 млн долл. для начала работы федеральных земельных банков (долг был возвращен в 1932 г.); в 1933—1937 гг.— 189 млн долл. (возврат долга состоялся в 1947 г.). В 1983 г. перед кризисом долговые обязательства фермеров FarmCreditSystem составляли 86 млрд долл. но FarmCreditSystem ничего не должна была бюджету. В 1987 г. снова было выделено 4 млрд долл. для восстановления FarmCreditSystem после кризиса.

Кооперативы получали и получают от правительства налоговые льготы. В соответствии с федеральным законом о налогообложении уплата налога должна происходить на одном уровне — кооператива или его члена. Денежные средства вовлекаемые в кооперативный бизнес не становятся корпоративным доходом поэтому и не облагаются налогами. На их деятельность не распространяется антитрестовское законодательство которое ограничивает горизонтальное слияние т. е. процессы централизации и монополизации производства и капитала. Кооперативы в США вовлечены в процессы образовательной деятельности научных исследований поддержки фермеров представляют интересы своих членов в органах государственной власти.

В соответствии с законодательством США кооперативы могут быть коммерческими и некоммерческими организациями. Некоммерческие кооперативы поощряются правительством США путем проведения льготной налоговой и кредитной политики. Контроль за коммерческим или некоммерческим поведением кооперативов возложен на налоговые и финансовые инспекции. Если увеличивается доля чистой прибыли идущей на зарплату работников это ведет к увеличению налогообложения.

Европа. Правовой основой деятельности кооперативов в Европе являются специальные законы о кооперации регламентирующие статус кооперативной организации как добровольного объединения фермеров функционирующего на демократических началах. В различных странах эти правовые положения оформлены по-разному. Первые кооперативные законы в большинстве государств Западной Европы приняты во второй половине XIX в. ни один из них не был отменен. В XX в. в кооперативные законы введены поправки основной смысл которых состоял в расширении возможностей кооперации в условиях усиливающейся конкуренции и усложнения хозяйственных связей.

Германия. Деятельность кооперативов регламентируется законодательством о производственных и потребительских кооперативах. Всем кооперативам в том числе и сельскохозяйственным придан унифицированный правовой статус. Федеральное правительство в целях стимулирования развития кооперации предоставляет налоговые льготы материальную помощь. В фермерских кооперативах занимающихся производством переработкой сбытом сельскохозяйственной продукции снабжением и производственным обслуживанием фермерских хозяйств в облагаемые налогом суммы не входят экономические операции кооперативов с их членами. Наряду с прямой материальной помощью существенной поддержкой является косвенное поощрение кооперации. В последние годы усилились контакты высших государственных чиновников с представителями кооперативных предприятий стало практиковаться приглашение ведущих кооперативных работников в государственные органы страны.

Франция. В Законе «О кооперации» кооперативы определяются как общества основные цели которых — уменьшение себестоимости или продажной цены товаров и услуг улучшение качества товаров и обслуживания. В стране есть Министерство социальной экономики которое занимается созданием условий для развития кооперации но не вмешивается в оперативную хозяйственную деятельность кооперативов. Государство рассматривает кооперацию как третий (после государственного и частного) сектор экономики.

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляет крупнейшая кооперативная кредитная система «Креди Агриколь». Она обслуживает 75 % кредитных потребностей в сельской местности. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации осуществляется на основании специального кооперативного законодательства.

Помимо общего Закона «О кооперации» (1947 г.) закрепляющего основные кооперативные принципы разработано более 10 законов специально посвященных сельскохозяйственным кооперативам. Из них статус банковских кооперативов определен в законе Франции «О банковских кооперативах» (1982 г.). Все эти законы систематизированы и включены в Аграрный кодекс Франции в виде пяти книг.

Кроме того разработано специальное законодательство регулирующее деятельность касс взаимного сельскохозяйственного кредита — это законы Франции 1894 1898 и 1920 гг. На организацию касс сельскохозяйственного кредита распространяется Закон Франции «О банках» (1984 г.) определяющий специфику кооперативных кредитных учреждений отличающую их от иных банковских учреждений.

Законодательство Франции признает коммерческий характер деятельности кооперативов но в то же время ремесленные транспортные морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Законодательство также освобождает сбытовые снабженческие и обслуживающие кооперативы от налогов за исключением операций с не членами кооперативов. Сельскохозяйственные кооперативы освобождены от налога на застроенные и незастроенные земельные участки.

Кооперативы по совместному использованию техники искусственному осеменению скота а также зерновые кооперативы не платят налог на собственную деятельность в том числе связанную с созданием или увеличением капитала по операциям с третьими физическими и юридическими лицами (купля-продажа аренда и т.д.). Кооперативы по совместному использованию техники и искусственному осеменению скота освобождаются от налога на добавленную стоимость.

Италия. Правовую основу кооперации прежде всего составляет ст. 45 Конституции Итальянской Республики 1947 г. в которой сказано что Республика признает социальную функцию кооперации основанной на взаимопомощи и не преследующей целей спекуляции. Более подробно цели кооперации сформулированы в Гражданском кодексе Италии где предусмотрено что задача кооперации — это предоставление непосредственно ее членам благ услуг или места работы на более выгодных условиях чем это может сделать свободный рынок.

Итальянское законодательство различает общества ставящие целью получение прибыли и общества взаимопомощи к которым относятся кооперативы. Нормативные акты группируются в три блока: по управлению сельским хозяйством; лесоводческие и животноводческие; по транспортировке переработке продаже и услугам. Кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов в течение первых десяти лет.

Страницы: 1 2