Милиция в России

Курсовая работа по административному праву

«Милиция в России» 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Общие положения.. 4

2. Организация милиции в Российской Федерации.. 7

3. Криминальная милиция.. 9

3.1. Деятельность криминальной милиции.. 10

4. Милиция общественной безопасности.. 15

4.1. Деятельность милиции общественной безопасности. 17

5. Служба в милиции.. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

Список используемой литературы... 28

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Очень часто мы граждане России сталкиваемся в том или ином случае с сотрудниками ГИБДД патрульно-постовой службы паспортно-визовых подразделений подразделений уголовного розыска участковыми инспекторами и т.д.

Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел а точнее милиции.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» она являясь системой государственных органов исполнительной власти входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации

Роль милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и сво­бод граждан законных интересов юридических лиц и обществен­ных объединений охраны собственности и борьбы с преступ­ностью.

Кодексом об  административных правонарушениях Российской Федерации к компетенции органов внутренних дел (милиции) в связи с их  существенной ролью в общественных отношениях как правоохранительных органов обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность отнесены многие дела об административных правонарушениях.

Предлагаемая работа раскрывает вопросы связанные с милицией и ее деятельностью вообще и в административной сфере в частности. Как было  сказано выше актуальность данной темы не вызывает сомнений в связи с важными функциями выполняемыми органами милиции.

Итак для раскрытия выбранной темы «Милиция в России» необходимо раскрыть следующие вопросы:

Понятие и задачи милиции правовая основа ее деятельности

Виды деятельности милиции

Организационная структура и виды милиции

Служба в милиции и властные полномочия работников милиции.

Для названной темы использовалось законодательство Российской Федерации в частности Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.   Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" с изменениями и дополнениями прочие нормативные акты Российской Федерации.

1. Общие положения

Ми­лиция осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти призванных защищать жизнь здоровье права и свободы граждан собственность интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах установленных законодательством РФ[1].

Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации Законом от 18 апре­ля 1991 г. «О милиции» федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации международными договорами Российской Федерации конституциями уставами законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР действующими на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими нормативными актами Российской Федерации:

ü  Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации утвержденный Указом Президента Российской Федерации N 209от 12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2 декабря 1998 г.)

ü  Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)

ü  Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 "О подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 26 июля 2001 г.)

Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона «О милиции» являются:

Þ   обеспечение безопасности личности;

Þ   предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Þ   выявление и раскрытие преступлений;

Þ   охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

Þ   защита частной государственной муниципальной и иных форм собственности;

Þ   оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах установленных названным Законом.

Иные задачи на милицию могут быть возложены только названным Законом. Данный перечень проиллюстрирован в Приложении 1.

 

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина законности гуманизма гласности.

В соответствии с Конституцией РФ провозгласившей права и свободы чело­века высшей ценностью приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от пола расы национальности языка происхождения имущественного и должностного положения места жительства отношения к религии убеждений принадлежности к общественным объединениям а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам насилию другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Кроме того милиция не имеет права собирать хранить использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия за исключением случаев предусмотренных федеральным законом[2].

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Следует отметить что Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к компетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об административных правонарушениях.

В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливает что определенные должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того   ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административ­ных правонарушениях. Ранее аналогичные положения были предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел об административных правонарушениях предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ отнесенных к компетенции органов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.

 

2. Организация милиции в Российской Федерации

По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на крими­нальную милицию и милицию общественной безопасности (мест­ную милицию).

В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном воздушном и водном транспорте учебные заведения и подразделения для подготовки переподго­товки и повышения квалификации кадров милиции.

Сейчас в некоторых районах страны помимо криминальной ми­лиции и милиции общественной безопасности образованы подраз­деления экологической милиции и милиции нравов.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Þ    Министр внутренних дел РФ руководит деятельностью всей ми­лиции на территории Российской Федерации.

Þ    Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел начальники управлений (главных управлений) внутренних дел назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации с учетом мнения высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации.

Þ    Руководство милицией в районах городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

Þ    Руководство милицией на железнодорожном водном и воздушном транспорте в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке определяемом министром внутренних дел Российской Федерации[3].

Схема системы милиции и её подчиненности приведена в Приложении 3

Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов средств поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации[4].

Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения а участковым уполномоченным милиции - помещения для работы на обслуживаемых административных участках оборудованные мебелью оргтехникой и средствами связи.

Контроль за деятельностью милиции в соответствии со ст. 37 Закона «О милиции» в пределах полномочий определяемых законодательством Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации Федеральное Собрание Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом законодатель определяет что при осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры[5]

В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции» гражданин считающий что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав свобод и законных интересов вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции прокурору или в суд.

За противоправные действия или бездействие сотрудники милиции несут установленную законом ответственность. Кроме того вред причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции подлежит возмещению в порядке предусмотренном гражданским законодательством[6].

 

3. Криминальная милиция

 

Основными задачами криминальной милиции являются выявление предупреждение пресечение и раскрытие преступлений по делам о которых производство предварительного следствия обязательно организация и осуществление розыска лиц скрывающихся от органов дознания следствия и суда уклоняющихся от исполнения уголовного наказания без вести пропавших и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кроме того криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей[7] (см. Приложение 4) .

Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции» состав и численность криминальной милиции порядок создания реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925[8]. В соответствии с данным актом в криминальную милицию входят следующие подразделения:

Þ    уголовного розыска;

Þ    по борьбе с экономическими преступлениями;

Þ    по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

Þ    по борьбе с организованной преступностью в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования;

Þ    оперативно-поисковые;

Þ    специальных технических мероприятий;

Þ    собственной безопасности;

Þ    отряды милиции специального назначения.

Þ    Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Порядок создания реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции  устанавливается Положением о создании реорганизации и ликвидации подразделений криминальной милиции утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 26 июля 2001 г.)[9]

3.1. Деятельность криминальной милиции

Выполняя возложенные на нее задачи криминальная милиция в основном осуществляет оперативно-розыскную деятельность направленную на выявле­ние предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений розыск различных лиц а также криминалистические и экспертные исследования разно­го рода материальных объектов в целях получения доказательств по уголовному делу.

Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятель­ность: проверку заявлений и сообщений о преступлениях по которым обяза­тельно производство предварительного следствия производит дознание в виде неотложных следственных действий исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскных действий оказывает им помощь в проведе­нии следственных действий.

Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 утверждено «Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в соответствии с которым можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений[10].

 

ÖСотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия способствующие совершению преступлений принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц занимающихся приготовлением или покушением на преступление принимают к ним меры предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди несовершеннолетних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за лицами состоящими под административным надзором милиции а также осужденных к наказаниям не связанным с лишением свободы с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

 

ÖСотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики предварительное следствие по которым обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий способствующих совершению преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми инспекторами милиции сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций) действующих в сфере экономики.

 

ÖСотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:

Выявляют причины и условия способствующие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению.

Разрабатывают и осуществляют совместно с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел комплексные оперативно-профилактические мероприятия направленные на перекрытие каналов и источников незаконного поступления в оборот наркотических средств психотропных веществ и прекурсоров.

Выявляют лиц допускающих немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ принимают к ним предусмотренные законодательством меры с целью побуждения их к отказу от потребления указанных средств и веществ.

Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц занимающихся незаконным производством изготовлением хранением перевозкой и сбытом наркотических средств и психотропных веществ принимают меры к предупреждению данных преступлений.

Выявляют причины и условия способствующие поступлению в незаконный оборот лекарственных наркотикосодержащих препаратов психотропных и сильнодействующих веществ а также прекурсоров иных химических веществ и оборудования применяемого для изготовления наркотических средств и психотропных веществ и принимают в установленном порядке меры по их устранению.

ÖСледует также отметить основные функции такого подразделения криминальной милиции как Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола)

НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется:

ü  Конституцией Российской Федерации

ü  федеральными законами указами и распоряжениями Президента Российской Федерации

ü  постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации

ü  международными договорами Российской Федерации

ü  общепризнанными принципами и нормами международного права

ü  Уставом Интерпола

ü  обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола

ü  нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации

ü  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

ü  положением о Национальном центральном бюро Интерпола утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190[11]

В соответствии с п. 1 названного положения НЦБ Интерпола является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Главными задачами НЦБ Интерпола являются[12]:

ü обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

ü оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

ü наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью участниками которых является Российская Федерация.

В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции[13]:

© в установленном порядке принимает обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств (далее именуются - НЦБ Интерпола иностранных государств) запросы следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска ареста и выдачи лиц совершивших преступления а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности похищенных предметов и документов проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам находящимся в производстве этих органов;

© участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью;

© формирует банк данных о лицах организациях событиях предметах и документах связанных с преступлениями носящими международный характер;

© изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью разрабатывает предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации;

© издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и направляет его заинтересованным правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации;

© передает в необходимых случаях для опубликования в журналах бюллетенях сборниках и иных изданиях правоохранительных органов а также для распространения в средствах массовой информации сведения о лицах находящихся в международном розыске без вести пропавших об идентификации личности а также о розыске похищенных предметов и документов;

© осуществляет иные функции возложенные на НЦБ Интерпола.

Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе принципов законности уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина гуманизма взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола.

На сотрудников НЦБ Интерпола имеющих специальные звания в полном объеме распространяются правовые и социальные гарантии сотрудников милиции.

 

4. Милиция общественной безопасности

Милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации управлений (главных управлений) внутренних дел краев областей автономной области автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга Ленинградской области управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

В районах городах районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел[14].

Состав милиции общественной безопасности порядок создания реорганизации и ликвидации ее подразделений а также численность милиции общественной безопасности финансируемой за счет средств федерального бюджета определяются Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926[15].

В соответствии с данным положением в милицию общественной безопасности входят:

1) дежурные части. (Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего органа внутренних дел[16]);

2) участковые уполномоченные милиции;

3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

5) специальные приемники для содержания лиц арестованных в административном порядке;

6) приемники-распределители для лиц задержанных за бродяжничество и попрошайничество. (Действуют до создания центров социальной реабилитации для лиц задержанных за бродяжничество и попрошайничество в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1815[17]);

7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел. (Действуют до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей в Министерство здравоохранения Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 723[18]).

8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

9) отряды милиции особого назначения;

10) подразделения:

а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

б) дознания;

в) патрульно-постовой службы милиции;

г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью;

д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;

е) по делам несовершеннолетних;

ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства;

з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются:

ü  обеспечение безопасности личности общественной безопасности

ü  охрана собственности общественного порядка

ü  выявление предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений

ü  раскрытие преступлений по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно

ü  розыск отдельных категорий лиц установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей[19] (см. Приложение 5).

4.1. Деятельность милиции общественной безопасности.

На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности предусмотренные статьей 10 Закона РСФСР "О милиции" за исключением обязанностей отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.

Милиции общественной безопасности предоставлены права перечисленные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции" за исключением прав отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции криминальной милиции.

Милиция общественной безопасности наделена весомыми юри­дически властными полномочиями которые она обязана исполь­зовать без унижения достоинства человека. В их числе:

Ä  требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений;

Ä  проверять у них документы удостоверяющие личность;

Ä  вызывать их по делам и материалам находящимся в производстве милиции;

Ä  подвергать их приводу при совершении ими административных правонарушений;

Ä  возбуждать производст­во по делам об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

Ä  производить административное за­держание лиц совершивших административные правонаруше­ния включая военнослужащих;

Ä  входить беспрепятственно в жилые и иные помещения в том числе занимаемые предприятия­ми и организациями независимо от форм собственности;

Ä  производить блокирование участков местности при стихийных бедствиях катастрофах и авариях и т.д.

Необходимо также отметить права милиции общественной безопасности в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке предусмотренных статьями 12 - 15 Закона "О милиции".

© Оружие при­меняется для защиты граждан от нападения опасного для их жизни или здоровья отражения нападения на сотрудника мили­ции когда его жизнь или здоровье подвергается опасности осво­бождения заложников и т.д.

© Боевые приемы борьбы (самбо ка­ратэ) применяются для пресечения административных правона­рушений.

© Резиновые палки наручники слезоточивые газы во­дометы используются например для пресечения массовых бес­порядков и т.д.

© Оружие может применяться и для защиты граж­дан от нападения животных.

О каждом случае применения ору­жия в течение 24 часов представляется рапорт начальнику органа милиции.

Обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации определяются Положением утвержденным Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711[20] .

Обязанности и права вневедомственной охраны определяются Положением «О неведомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589[21]

Милиция общественной безопасности осуществляет админи­стративную деятельность в содержание которой входит:

«  выявле­ние обстоятельств способствующих совершению административ­ных правонарушений;

«  оказание помощи гражданам пострадав­шим от них и от несчастных случаев а также находящимся в бес­помощном либо ином состоянии опасном для здоровья и жизни;

«  принятие и регистрация информации об административных пра­вонарушениях и событиях угрожающих личной или обществен­ной безопасности;

«  осуществление по подведомственности произ­водства по делам об административных правонарушениях;

«  обеспе­чение правопорядка на улицах площадях в парках на транспорт­ных магистралях вокзалах в аэропортах и других общественных местах;

«  регулирование дорожного движения контроль за соблю­дением правил и нормативов его безопасности регистрация и учет автотранспортных средств а также выдача водительских удосто­верений;

«  выдача разрешений на приобретение хранение ношение и перевозку огнестрельного оружия боеприпасов к нему взрывча­тых материалов а также на открытие и деятельность объектов где они обращаются и контроль за соблюдением установленных в этой сфере правил;

«  охрана на основе договоров с собственниками при­надлежащего им имущества (например банков);

«  принятие неот­ложных мер при авариях катастрофах пожарах стихийных бед­ствиях по спасению людей оказанию им первой медицинской по­мощи а также по охране имущества оставшегося без присмотра;

«  контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы и регистрационного учета а также за соблюдением иностранными гражданами правил въезда пребывания и транзитного проезда;

«  обеспечение сохран­ности найденных и сданных в милицию вещей ценностей и друго­го имущества и т.д.

Кроме того милиция активно участвует:

«  в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений

«  в борьбе с терроризмом групповыми и массовыми нарушениями общественного порядка с неповинове­нием властям

«  в пресечении распространения радиоактивных ма­териалов

«  в организации порядка при проведении массовых шест­вий и демонстраций пикетирования

«  в проведении аварийно-спа­сательных и восстановительных работ

«  в борьбе с бродяжничест­вом проституцией.

Очевидно что тем самым милиция общественной безопасности обеспечивает как общественный порядок так и общественную без­опасность.

Отметим основные обязанности сотрудников различных подразделений милиции общественной безопасности по предупреждению преступлений указанные в вышеназванном «Наставлении о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»[22].

ÖУчастковые инспектора милиции:

Ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках.

Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий способствовавших совершению правонарушений и изложенных в рекомендациях направленных в их адрес.

Выявляют среди населения обслуживаемого участка лиц допускающих противоправное поведение организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ обеспечивают своевременное принятие к ним мер установленных законодательством Российской Федерации постановку таких лиц на профилактический учет в целях последующего контроля за их поведением.

Осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений квалифицируемых по статьям 115 116 117 119 150 151 213 части первой и второй 222 части первой и четвертой УК РФ в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья общественной безопасности и общественного порядка семьи и несовершеннолетних.

Участвуют во взаимодействии с сотрудниками паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений паспортно-регистрационных правил соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания указанных лиц на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения среди граждан соответствующей разъяснительной работы выступлений в средствах массовой информации.

 

ÖСотрудники подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних:

1. Выявляют причины и условия способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и в пределах своей компетенции принимают меры к их устранению.

2. Ежеквартально анализируют обобщают и направляют в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информации и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних их воспитания обучения досуговой и трудовой занятости наркологического и психиатрического лечения социальной защиты.

Выявляют:

ü  лиц вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий

ü  родителей (лиц их заменяющих) не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей

ü  работников образовательных воспитательных лечебных либо иных учреждений нарушающих права и интересы несовершеннолетних

и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выявляют несовершеннолетних находящихся в беспомощном либо ином состоянии опасном для их здоровья и жизни в соответствии с законодательством РФ оказывают им помощь при необходимости доставляют их в органы внутренних дел и в установленном порядке информируют о них заинтересованные государственные органы.

Осуществляют контроль за поведением несовершеннолетних правонарушителей поставленных на профилактический учет в органах внутренних дел с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений.

 

Ö Сотрудники патрульно-постовой службы милиции:

Проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений укрытия лиц склонных к совершению преступлений с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний.

Пресекают случаи распития гражданами спиртных напитков в общественных местах факты совершения ими мелкого хулиганства других нарушений общественного порядка.

Выявляют заблудившихся детей и подростков в том числе находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения передают их родителям или лицам их заменяющим в необходимых случаях доставляют таких лиц в подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних или в дежурную часть горрайоргана внутренних дел.

Выявляют и задерживают в ходе несения службы лиц занимающихся бродяжничеством попрошайничеством проституцией оказывают необходимую помощь гражданам находящимся в беспомощном состоянии опасном для их жизни и здоровья либо лицам находящимся в состоянии опьянения и не способным самостоятельно передвигаться.

 

Ö Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

Проверяют оружие подлежащее регистрации в органах внутренних дел боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения торговли экспонирования коллекционирования или уничтожения а также выявляют факты ненадлежащего хранения и перевозки взрывчатых материалов. Принимают к правонарушителям меры предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Осуществляют ежемесячный контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией владельцами гражданского служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия. Выявляют и устраняют причины неисполнения юридическими и физическими лицами требований Федерального закона "Об оружии" иных нормативных правовых актов изданных в его развитие.

Проводят не реже одного раза в квартал проверку деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности расположенных на территории обслуживания на предмет выявления фактов оказания услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в соответствующих органах лицензий; приема на работу в эти предприятия и службы граждан не отвечающих установленным требованиям а также иных нарушений уставной деятельности.

Обеспечивают ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности оружия и специальных средств порядком его приобретения и хранения в соответствии с установленными требованиями.

Взаимодействуют с сотрудниками подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений связанных с незаконным оборотом оружия боеприпасов и взрывчатых веществ а также в розыске похищенного и утраченного оружия.

Ö Сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения:

Осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими Правил дорожного движения принимают меры предупредительного воздействия в случаях попытки совершения с их стороны нарушений данных Правил.

Устанавливают в ходе выполнения служебных обязанностей автотранспортные средства с измененными или уничтоженными идентификационными номерами кузовов шасси двигателей поддельными правоустанавливающими документами либо государственными регистрационными знаками а также автотранспортные средства находящиеся в розыске.

Выявляют нарушения Правил дорожного движения иных нормативных правовых актов устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения и принимают меры к их устранению.

Выявляют условия способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения и вносят руководству органов и подразделений ГИБДД предложения по принятию мер по созданию условий дорожного движения направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

 

Ö Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:

Взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений пресечении посягательств на охраняемое имущество собственника.

§  Принимают меры к внедрению на охраняемых объектах средств охранной и пожарной сигнализации.

§  Осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности собственности граждан. Примером такой деятельности является публикация в газете «Биробиджанская неделя» статьи под названием «Памятка против домушника» в которой Отдел вневедомственной охраны при УВД ЕАО излагает правила сохранности квартир от краж и ограблений[23].

Страницы: 1 2