Реферат: Понятие муниципальной службы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Понятие муниципальной службы

Рефераты по государству и праву » Понятие муниципальной службы

Контрольная работа


По дисциплине «Муниципальное управление»


На тему «Муниципальная служба, её содержательные моменты и особенности»


Москва 2009

Содержание


1. Муниципальная служба………………………………………………….3

2. Классификация должностей. Должностное лицо…………………...5


Список использованной литературы.............................................9


Муниципальная служба


Согласно закону РФ «Об основах муниципальной службы» 8 января 1998г.:

Муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не является выборной.

Деятельность муниципальных служащих направлена на практическую реализацию задач местного самоуправления.

Основными задачами муниципальной службы являются:

обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

защита прав и законных интересов муниципального образования.

Функции муниципальной службы. Исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, одна из важнейших функций: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть, а отличия заключаются лишь в уровне осуществления публичной власти и некоторые другие особенностях.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Правовыми источниками муниципальной службы являются внешние формы выражения муниципального нормотворчества, то есть такие нормативно-правовые акты, исходящие со всех уровней, касающиеся регулирования деятельности муниципальной службы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума 8 января 1998 года приняла Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации”, который устанавливает правовые основы организации муниципальной службы в Российской Федерации и основы правового положения муниципальных служащих Российской Федерации.

2. Классификация должностей. Должностное лицо.


Классификация должностей согласно областному законодательству построена на разведении понятий “муниципальная должность” и “должность муниципальной службы”.

Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность муниципальной службы – штатная должность муниципальных органов с установленным кругом обязанностей, денежным содержанием и ответственностью за выполнение этих обязанностей. Штатное расписание должностей муниципальной службы устанавливается главой муниципального образования в соответствии со структурой, закрепленной в Уставе муниципального образования.

Эти должности классифицируются в рамках трех категорий: “А”, “Б”, “В”. Критерий разделения должностей на три категории — степень близости полномочий отдельных должностей к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.

Должности категории “А” (именуются муниципальными должностями) устанавливаются для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления. К муниципальным должностям относятся должности главы муниципального образования, выборного главы администрации поселка, сельсовета, поселения, депутата представительного органа, замещающего свою должность на постоянной основе. Также в категорию “А” входит должность депутата представительного органа, но о ней необходимо говорить отдельно, так как статус муниципального служащего несовместим с любым депутатским мандатом, — это правило не распространяется только на глав муниципальных образований.

Категории “Б” составляют должности муниципальной службы. В категории “Б” устанавливаются должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории “А”. К ним относятся должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта) главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципального образования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особым характером отношений между занимающими их служащими и главой муниципального образования: закон исходит из права главы назначать на эти должности нужных ему в силу каких-то обстоятельств людей.

Должности категории “В” устанавливаются для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления. Это все иные должности, не попадающие в категории “А” и “Б”. Делятся они на пять видов:

Высшие должности: заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации, глава администрации района в городе;

Главные должности: начальник управления, отдела, службы, председатель комитета, глава администрации поселка, сельсовета, поселения;

Ведущие должности: заместитель начальника управления, отдела, службы, заместитель председателя комитета, начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета, отдела, советник (консультант), пресс-секретарь;

Старшие должности: помощник, главный специалист, ведущий специалист;

Младшие должности: специалисты 1, 2 категории, просто специалисты.

Должности категории “В” отличаются от должностей категории “Б” еще и тем, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, или срочного трудового договора на срок не более 5 лет. В случае если договор был заключен на более длительный период, то он с юридической точки зрения считается бессрочным. Разрабатываемое в настоящие время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия:

1. Должностным лицом местного самоуправления является выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Функции должностного лица – главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Правовой статус должностного лица

Должностных лиц можно классифицировать:

По объему служебных полномочий на:

должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера

должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, то есть должностные лица органов местного самоуправления (главы администраций и руководители структурных подразделений администрации)

По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: руководителей и специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права.

По видам деятельности на:

должностных лиц органов представительной власти (органов местного самоуправления)

должностных лиц органов исполнительной власти (глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации и т.д.)

должностных лиц аппарата городского (районного) народного суда; служащих муниципальных хозяйственных субъектов и т.д.

С целью определения уровня профессиональной подготовки и уровня соответствия занимаемой должности, стимулирования профессионального роста, повышения ответственности и исполнительной дисциплины, проводится аттестация муниципальных служащих. Аттестация проводится не чаще 1 раза в 2 года, но не реже чем 1 раз в 4 года.

Для проведения аттестации формируется специальная комиссия. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. В случае неявки аттестуемого на аттестацию, она может быть проведена при его отсутствии. В результате аттестации аттестованному служащему даётся оценка соответствия занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии и о не соответствии. Результаты аттестации в недельный срок предоставляют руководителю местного самоуправления для принятия решения (повышение, присвоение разряда). В случае решения о несоответствии, аттестуемый проходит повышение квалификации, или о переводе его на другую должность муниципальной службы, если аттестуемый отказывается, руководитель принимает решение о его увольнении. Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.


Список использованной литературы


Муниципальный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов / Т.Г.Морозова, М.П.Победина, Г.Б.Поляк и др.; под ред. Проф. Т.Г.Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 263 с.

«Муниципальное управление» - лекции, С.М. Борзов

Махонин В.М. “Служба и служащий в РФ: правовое регулирование” 1997г.

Конституция Российской Федерации 1993г.

Федеральный Закон от 28.08.95 “Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации”.

Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в РФ” 8.01.1998г.