Реферат: ГИА обществознание 2009 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА обществознание 2009 спецификация

ЕГЭ » ГИА обществознание 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 г.
(в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по обществознанию
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы для проведения
государственной итоговой аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразователь-
ной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразователь- ных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяет: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по
обществознанию (приложение к Приказу Минобразования России «Об утвержде- нии временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образова-
ния. Основное общее образование. Обществознание (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по
содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим призна- ком для каждой части работы является форма заданий:
- часть 1 содержит задания с выбором ответа; - часть 2 содержит задания с кратким ответом; - часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4
варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выпол- ненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответст-
вующей записью в виде набора цифр (например, 215), записанных без пробелов. Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный от- вет записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Ответы на задания в третьей части работы формулируются и записываются
экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
2
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом
максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям работы
№ Части ра- Число Максималь- Тип заданий
боты заданий ный первич-
ный балл
1 Часть 1 20 20 Задания с выбором ответа
2 Часть 2 4 6 Задания с кратким ответом
3 Часть 3 6 13 Задания с развернутым ответом
Итого 30 39
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, прове- ряемым умениям и видам деятельности
В первой части работы представлены семь содержательных линий курса,
предусмотренных в нормативном документе 1998 г.: общество, человек, сфера духовной культуры, экономическая сфера жизни общества, социальные отноше- ния, сфера социального управления, право.Задания, представляющие эти линии, сгруппированыв пять блоков-модулей.Единым блоком-модулем представлены общество, человек и сфера духовной культуры, остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в ка- ждом варианте проверочной работы.
Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня ов-
ладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий второй и треть- ей частей, что в совокупности они представляют все блоки-модули.
В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит
шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов проверочных работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса. В экзаменационной ра- боте контролируются следующие умения:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты
социального объекта, элементы его описания;
2) определять понятие, социальное явление на основе его существенно-
го признака, предложенной характеристики;
3) распознавать понятия и их составляющие:соотносить видовые по-
нятия с родовым и исключать лишнее;
4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и разли-
чия;
3
5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных яв-
лений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых раз- личными социальными нормами;
6) осуществлять поиск социальной информации в различных источни-
ках;
7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зре-
ния общественных наук;
8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся со-
циальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и
понятия;
10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения по-
знавательных и практических задач, отражающих актуальные про- блемы жизни человека и общества;
11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по определенным про- блемам;
12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней: 15 заданий базового уровня (А1,
А2, А3, А4, А5, А7-А9, А11, А12, А14, А15, А17-А19) и 5 повышенного уровня (А6, А10, А13, А16, А20). Часть 2 содержит одно задание базового уровня (В3) и три задания повышенного уровня (В1, В2, В4). В части 3 работы представлены два задания базового уровня (С2, С3), два задания повышенного уровня (С1, С5) и 2 задания высокого уровня сложности (С4, С6).
Таблица 2
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
Процент максимального
первичного балла за задания
Максималь-
Уровень сложности Число данного уровня сложности
ный первич-
заданий заданий от максимального первич-
ный балл
ного балла за всю работу,
равного 39
Базовый 18 21 54%
Повышенный 10 13 33%
Высокий 2 5 13%
Итого 30 39 100%
6. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
4
7. Дополнительные материалы и оборудованиена экзамене по обществозна- нию не используются. 8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по общественным
дисциплинам. Использование единой инструкции по проведению экзамена по- зволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специ- альным образованием по данному предмету.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом) осуще-
ствляют специалисты в области общественных дисциплин. 9. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущен-
ным Министерством образования и науки Российской Федерации к использова- нию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (используемым в школах в последние два года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (
www.edu )в разделе «Документы министерства».
10. Изменения в экзаменационной работе 2009 г. по сравнению с 2008 г.
В целом структура экзаменационной работы осталась неизменной. Однако
анализ опроса организаторов и учителей предметников, участвовавших в апроба- ции КИМ для государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 г. (в новой форме), выявил ряд направ- лений совершенствования КИМ. В связи с этим были внесены следующие кор- рективы: 1.
В части 1 работы задания, относящиеся к содержательным линиям обще-
ство, человек, духовная культура были сгруппированы в один блок-модуль на позициях А1-А6.
2. В части 2 было удалено задание на выбор лишней позиции списка.
3. Изменен уровень трудности ряда заданий частей 2 и 3 экзаменационной
работы. 11. План экзаменационной работы 2009 года по обществознанию
Содержание экзаменационной работы 2009 года по обществознанию отра-
жено в плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении 1.
5
Приложение 1
План демонстрационного варианта экзаменационной работы 2009 года
по обществознанию
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В –
задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % выполнения 60%-
90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).
Обо- Проверяемые элементы содержания Коды Коды Уро- вень Макси- Пример-
значе- прове- прове- мальный ное вре-
ние ряемых элемен- ряемых слож- ности балл за выпол- мя вы-
задания умений полнения
в рабо- тов со- зада- нение задания
те держания ния задания (мин.)
1. А1 Общество как форма жизнедеятель- ности людей; взаимодействие обще- ства и природы; основные сферы об- щественной жизни, их взаимосвязь; традиционное индустриальное, по- стиндустриальное (информационное) общество. 1.1-1.4 1, 2, 5 Б 1 1-2
2. А2 Общество (задание на обращение к социальным реалиям). 1.1-1.4 10 Б 1 1-2
3. А3 Биологическое и социальное в чело- веке; личность; деятельность челове- ка и ее основные формы (труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; межличностные отноше- ния; общение, межличностные кон- фликты, их конструктивное разреше- ние. 1.5-1.19 1, 2, 5 Б 1 1-2
4. А4 Человек (задание на обращение к социальным реалиям). 1.5-1.9 10 Б 1 1-2
5. А5 Сфера духовной культуры и ее осо- бенности; наука в жизни современно- го общества; образование и его зна- чимость в условиях информационно- го общества; возможности получения общего и профессионального образо- вания в Российской Федерации; рели- гия, религиозные организации и объ- единения, их роль в жизни современ- ного общества; свобода совести; мо- раль; гуманизм; патриотизм, граж- данственность. 2.1 – 2.5 1, 2, 5 Б 1 1-2
6. А6 Общество, человек, сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений). 1.1-2.5 7 П 1 2-4
6
Предпринимательство; малое пред- принимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; зара- ботная плата и стимулирование тру- да; неравенство доходов и экономи- ческие меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции госу- дарства. 3.7-3.12 1, 2, 5 Б 1 1-2
Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям). 3.1 - 3.12 10 Б 1 1-2
Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений). 3.1– 3.12 7 П 1 2-4
Социальная структура общества; се- мья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его ре- шения; межнациональные отноше- ния. 4.1-4.6 1, 2, 5 Б 1 1-2
Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям). 4.1-4.6 10 Б 1 1-2
Социальная сфера (задание на анализ двух суждений). 4.1-4.6 7 П 1 2-4
Власть; роль политики в жизни обще- ства; понятие и признаки государст- ва; разделение властей; формы госу- дарства; политический режим; демо- кратия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; полити- ческие партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство. 5.1-5.10 1, 2, 5 Б 1 1-2
Сфера политики и социального управле- ния (задание на обращение к социальным реалиям). 5.1– 5.10 10 Б 1 1-2
Сфера политики и социального управле- ния (задание на анализ двух суждений). 5.1 –5.10 7 П 1 2-4
Конституция РФ; основы конститу- ционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государ- ственной власти РФ; правоохрани- тельные органы; судебная система; взаимоотношения органов государст- венной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституцион- ные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолет- них; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. 6.5-6.11 1, 2, 5 Б 1 1-2
Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолет- них; семейные правоотношения; пра- ва и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей. 6.3, 6.12- 6.14 10 Б 1 1-2
(задание на обращение к социальным реалиям).
Право (задание на анализ двух суждений). 6.1– 6.16 7 П 1 2-4
Различное содержание в разных вариан- тах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на сравнение). – 4 П 1 7-10
Различное содержание в разных вариан- тах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на выбор верных позиций из списка). – 6 П 2 7-10
Различное содержание в разных вариан- тах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на установление соответствия). – 8 Б 2 7-10
Различное содержание в разных вариан- тах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задание на установление правильной логической последователь- ности). - 8, 10 П 1 7-10
Различное содержание в разных вариан- тах: задание ориентировано на прове- ряемое умение (задания на анализ источ- – 6 П 2 20-25
– 6 Б 2 8-10
– 6 Б 2 8-10
28. С4 ников). 5, 9 В 3 15-20
29. С5 6, 10 П 2 8-10
30. С6 – 11,12 В 2 10-15
Всего заданий – 30, из них по типу заданий: А – 20,В – 4,С – 6; по уровню сложности: Б – 18, П – 10, В – 2. Общее время выполнения работы – 180 минут.
9