Реферат: ГИА история России 2009 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА история России 2009 спецификация

ЕГЭ » ГИА история России 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 г.
(в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по истории России
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы для проведения
государственной итоговой аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)
по ИСТОРИИ РОССИИ
1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразова- тельной подготовки по истории России выпускников IX классов общеобразова- тельных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Ре- зультаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профиль- ные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной
работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих
документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по
истории (приложение к Приказу Министерства образования России «Об утвер- ждении временных требований к обязательному минимуму основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236)
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образо-
вания по истории (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начально- го общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Работа охватывает содержание курса истории России с VIII в. до совре-
менности. Общее число заданий в работе – 33. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из че-
тырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. За выполнение каждого задания этой части выставляется 1 балл.
Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким
ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выпол- нение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла.
Часть 3 включает 6 заданий высокого уровня сложности. Задания этой
части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать ис- торические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев.
2
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части Количество Максимальный Уровень Тип заданий
работы заданий первичный балл сложности 1
Часть 1 20 20 Б С выбором ответа
Часть 2 7 11 П С кратким ответом
Часть 3 6 7 В С развернутым отве- том
Итого 33 38
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, прове- ряемым умениям и видам деятельности
Содержание материалов по истории России представлено в работе по
разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических ра- мок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII – XVIII вв., 2) XIX в., 3)1900–1945 гг., 4) 1945–2009 гг. При этом рассматриваются разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры.
Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории опреде-
лены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6-7 классах, т.е. за 2-3 года до экзамена. Соответственно по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий от- носятся к изучаемой в 9 классе истории XX – начала XXI вв.
Таблица 2
Распределение заданий по основным разделам
курса истории России
Число заданий
Разделы курса истории России
Часть 1 Часть 2 Часть 3
VIII – XVIII вв. 5 2
XIX в. 5 1
1900 – 1945 гг. 5 2
1945 – 1991 гг., 1992 – 2009 гг. 5 2
Комплекс заданий анализа ис- точника (относится к разным разделам курса) 4
Задания с развернутым ответом (относятся к разным разделам курса) 2
Итого: 20 7 6
1 Б – базовый уровень
П – повышенный уровень В – высокий уровень
3
В соответствии с названными выше нормативными документами в экза-
менационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подго- товки по истории учащихся основной школы: 1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией. 2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с факта- ми. 3. Работа с источниками:
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, лично-
стей, о которых идет речь)
3.2. Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых
событий, явлений с привлечением знаний из курса истории) 4. Объяснение, анализ исторических событий:
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов 4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий 4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений 4.4. Объяснение причин и следствий событий 4.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанно-
му признаку
Таблица 3
Распределение заданий демонстрационного варианта по умениям и видам
познавательной деятельности
Число заданий
Элементы подготовки
Часть 1 Часть 2 Часть 3
1.0. Знание дат, работа с хронологией 4 1 2.0. Знание фактов, работа с фактами 4 3.1. Поиск информации в источнике (оп- ределение дат, событий, личностей, о ко- торых идет речь)
3 2
3.2. Контекстный анализ источника (рас- крытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории) 4
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов 3
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий 1
4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений 1
4.4. Объяснение причин и следствий со- бытий 4
4.5. Систематизация, группировка фактов, 4 2
4
понятий, явлений по указанному признаку Итого: 20
7 6
5. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут).
6. Дополнительные материалы и оборудованиена экзамене по истории Рос- сии не используются.
7. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области гумани-
тарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами)
осуществляют специалисты-предметники.
8. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, вклю-
ченным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (
www.edu )в разделе «Документы министерства».
9. План экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы 2009 года по истории отражено в
плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении 1.
5
Приложение 1
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
по истории России
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором
ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал % вы-
полнения 60%-90%), П – повышенный (40%-60%), В – высокий (менее 40%).
Порядок следования заданий в КИМ может быть изменен в разных вари-
антах.
№ Обо- Проверяемое содержание - раздел курса Проверяемые виды Коды Уро- вень Макси- Примерное
зна- деятельности прове- мальный время
чение ряемых слож- ности балл за вы- выполне-
зада- умений полнение ния зада-
ния в зада- задания ния (мин.)
рабо- ния
те
1 А1 VIII-XVIII вв. Знание дат, работа с хроно- 1.0 Б 1 1-2
логией
2 А2 VIII-XVIII вв. Знание фактов, работа с 2.0 Б 1 1-2
фактами
3 A3 VIII-XVIII вв. Объяснение 4.1 Б 1 1-2
понятий, терминов
4 А4 VIII-XVIII вв. Объяснение причин и след- 4.4 Б 1 1-2
ствий событий
5 А5 VIII-XVIII вв. Поиск информации в 3.1 Б 1 1-2
источнике
6 А6 XIX в. Знание дат, работа с хроно- логией 1.0 Б 1 1-2
7 А7 XIX в. Знание фактов, работа с фактами 2.0 Б 1 1-2
8 А8 XIX в. Объяснение понятий, терминов 4.1 Б 1 1-2
9 А9 XIX в. Объяснение причин и след- ствий событий 4.4 Б 1 1-2
10 А10 XIX в. Поиск информации в 3.1 Б 1 1-2
источнике
11 А11 1900-1945 гг. Знание дат, работа с хроно- 1.0 Б 1 1-2
логией
12 А12 1900-1945 гг. Знание фактов, работа с 2.0 Б 1 1-2
фактами
13 А13 1900-1945 гг. Объяснение 4.1 Б 1 1-2
понятий, терминов
14 А14 1900-1945 гг. Объяснение причин и след- 4.4 Б 1 1-2
ствий событий
6
15 А15 1900-1945 гг. Поиск информации в 3.1 Б 1 1-2
источнике
16 А16 1945-1991 гг. Знание дат, работа с хроно- 1.0 Б 1 1-2
логией
17 А17 1945-1991 гг. Знание фактов, работа с 2.0 Б 1 1-2
фактами
18 А18 1945-1991 гг. Соотнесение единичных 4.2 Б 1 1-2
фактов и общих явлений;
указание характерных при-
знаков событий и явлений
19 А19 1992-2009 гг. Соотнесение единичных 4.2 Б 1 1-2
фактов и общих явлений;
указание характерных при-
знаков событий и явлений
20 А20 1992-2009 гг. Объяснение причин и след- 4.4 Б 1 1-2
ствий событий
21 В1 VIII-XVIII вв. Установление последова- 4.1 П 1 3-4
тельности событий
22 В2 VIII-XVIII вв. Систематизация фактов, 4.2 П 2 3-4
понятий
23 ВЗ XIX в. Группировка фактов 4.5 П 2 3-4
24 В4 XIX в. Поиск информации в 3.1 П 1 3-4
источнике
25 В5 1900-1945 гг. Группировка фактов 4.5 П 2 3-4
26 В6 1945-2009 гг. Поиск информации в 3.1 П 1 3-4
источнике
27 В7 1945-2009 гг. Систематизация фактов, 4.5 П 2 3-4
понятий
28 С1 VIII-XXI вв. Контекстный анализ источ- 3.2 В 1 5-6
ника
29 С2 VIII-XXI вв. Контекстный анализ источ- 3.2 В 1 5-6
ника
30 С3 VIII-XXI вв. Контекстный анализ источ- 3.2 В 1 5-6
ника
31 С4 VIII-XXI вв. Контекстный анализ источ- 3.2 В 1 5-6
ника
32 С5 VIII-XXI вв. Обобщенная характеристи- 4.5 В 2 5-7
ка, систематизация фактов по указанному признаку
33 С6 VIII-XXI вв. Обобщенная характеристи- 4.5 В 1 5-7
ка, систематизация фактов по указанному признаку
Всего заданий – 33, из них по типу заданий: с выбором – 20, с крат- ким ответом – 7, с развернутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 20, П – 7, В – 6. Общее время выполнения работы – 120 мин. 38
7