Точность
Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить, и ответить точно, таковы:
Что? - что случилось?
Кто? - из-за кого это случилось? Кто это сделал? Его возраст, облик, должность, полномочия, и все то, что имеет отношение к делу.
Где? - где это случилось?
Когда? - время и дата события…
Как? - как это случилось? Дайте объяснение случившемуся.
Почему? - почему это случилось?
Кроме того, надо обращать внимание на следующие моменты:
1. Всегда избавляйтесь от абстрактности и используйте конкретные детали.
Мы, репортеры, - те, кто обязан выслушивать расплывчатые общие фразы, проводить на их основе расследование и детально излагать то, что выяснили. Поэтому нежелательны статьи, лишенные конкретики. Ничего хорошего нет в журналистике, которая пишет о "криминальных структурах" и "официальных организациях", не называя их по имени. На посту редактора отдела новостей вы будете мгновенно распознавать такие статьи - достаточно будет мельком взглянуть на текст в поисках заглавных букв. Если их там немного, значит, статья носит чрезмерно общий характер. Значит, вам надо добавить в нее уточняющие, конкретные детали, упомянуть все имена, составить списки, расставить все точки над "i". Следует быть очень осторожными, занимаясь такими уточнениями в статье, но делать их необходимо. И еще: не стоит называть здание просто "высоким". Какой оно высоты? В метрах, пожалуйста, или в этажах.
2. Пользуйтесь известной шкалой.
Авторы статей нередко прибегают к словам типа "фактически", "сравнительно" и "очень" для обозначения шкалы ценностей. Но "очень" - это сколько? Будьте точны, пользуйтесь общепонятной шкалой оценок.
Существует ряд общеупотребительных фраз (настолько общеупотребительных, что они граничат с клише), которые передают мысли крайне расплывчато. Например, слова "дорогие вкусы" говорят о том, что эти вкусы - не из дешевых, и только. Что именно означает здесь слово "дорогие"? Читателя интересуют конкретные примеры - на что тратятся деньги, и желательно упомянуть название фирмы и цены. Точно так же, "быстрые автомобили", что это - "Порше", подержанный полицейский джип или "Феррари"? А что такое роскошь? Для разных людей ответы на эти вопросы будут различны. Сообщите читателям нечто, что будет значить одно и то же для всех них. То же самое следует сказать и об описании внешности. "Высокая, привлекательная женщина". А что это значит? Но если я напишу, что она блондинка шести футов ростом, мы все будем знать, о чем идет речь. "Она умна". Ничего не значащая фраза, если только не имеется в виду, что та, о ком идет речь, не полная дура. Но если я напишу, что у нее ученая степень в политологии, начинает проясняться что-то конкретное.
3. Избегайте эвфемизмов.
Эвфемизмы - это язык, с помощью которого люди прячутся от действительности. Например, они говорят, что кто-то "отходит", имея в виду его кончину, называют секс "близкими отношениями". Викторианская Англия обильно поставляла еще более абсурдные эвфемизмы: "нижняя одежда" - для обозначения трусов, "мужественность" означала пенис, "в природном виде" - то есть нагишом, "самое маленькое помещение в доме" скрывало уборную, а беременность становилась "интересным положением". Даже в наше время люди придумывают слова и выражения для описания вещей, о которых им неловко говорить, будь то смерть, секс или их переживания.
Журналистам не следует прибегать к эвфемизмам - разве что иронически. Но это не значит, что нужно излагать открытым текстом все подробности событий, связанных с сексом, убийствами и прочим. Большинство газет ориентированы на широкую читательскую аудиторию, а она включает людей с разной степенью чувствительности. Не следует писать ни для самых чувствительных жеманных особ, ни для кровожадных садомазохистов.
Описывая насильственную смерть - в результате ли убийства, на войне или в катастрофе, - решайте сами, насколько вы можете быть выразительны, не вызывая у читателей тошноту. Точность вовсе не должна отдавать патологией. Точность должна быть аккуратной в изложении, и описывать события следует с надлежащим количеством уместных подробностей, не ударяясь в бесчувственность. Для того чтобы сообщить какую-то известную вам жестокую подробность, у вас должна быть причина.
Наилучший эффект достигается использованием сдержанной, взвешенной лексики. Вот пример: Роберт Фиск из лондонской "The Times", описавший увиденное им во время расследования массовых убийств палестинцев в лагере для беженцев в Шатиле в сентябре 1982 года:
"Они были повсюду - в узких проулках, на задних дворах и в разрушенных комнатах, среди каменного крошева, на мусорных кучах. Убийцы - ополченцы-христиане, которые четырнадцать часов назад получили от Израиля разрешение "убрать территористов" из лагеря, только что ушли отсюда. В некоторых местах земля еще не просохла от крови. Насчитав сотню трупов, мы прекратили счет".
Через восемь абзацев Фиск прямо описывает увиденные им ужасы:
"То, что мы обнаружили в самом лагере на следующее утро, не поддавалось описанию, хотя, возможно, в романе или в медицинском отчете легче было бы передать увиденное.
Но подробности запечатлеть просто необходимо, ибо - раз дело произошло в Ливане - в течение ближайших нескольких недель картина переменится, поскольку ополчение, армии и правительства будут обвинять друг друга в жестокостях, совершенных по отношению к мирным палестинцам.
…В конце проулка справа от нас, не более полусотни ярдов от входа, лежала груда трупов.
Их было там больше десятка - молодые люди, чьи руки и ноги сплелись в предсмертной агонии. Все они были убиты выстрелом в упор в левый или правый висок. Пули сорвали кожу до уха и вошли в мозг. У иных по левой стороне горла тянулись яркие алые шрамы. Один из них был кастрирован. Глаза у всех были открыты, мухи еще не успели облепить их тела. Самому юному из убитых было лет двенадцать-тринадцать.
С другой стороны главной аллеи, пробравшись по тропке среди камней, мы нашли тела пятерых женщин и нескольких детей. Все женщины - средних лет, их тела кинуты на груду камней. Одна их них лежала на спине, одежда была порвана, из-за ее тела виднелась голова маленькой девочки - кудрявой, темноволосой, коротко стриженой. Ее глаза глядели прямо на нас, лицо было нахмурено. Она была мертва".
После этого в статье было еще одиннадцать абзацев. Ни в них, ни в первых тринадцати, нет ни единого оценочного, эмоционально окрашенного слова. Не сомневайтесь - причина не в том, что журналист ничего не почувствовал. Просто он знал: стоит позволить этим словам "заразить" текст, и эффект - а с ним и достоверность - статьи уменьшатся.
4. Секс.
В течение долгого времени газеты во всем мире пользовались лексикой женского монастыря для описания всего, хотя бы отдаленно связанного с сексом. Читателям приходилось не столько узнавать, сколько гадать, о чем же идет речь. Фразы наподобие "имела место близость" или "недостойное предложение" были не только лишены точности, но к тому же нередко оставляли у читателя ощущение, что все происшедшее было куда ужаснее, чем на самом деле. Больше всего злоупотребляли словом "тронуть", что однажды привело к появлению в одной газете следующего заголовка: "Девушка получила 65 ударов ножом, но осталась нетронутой".
Однако отказ от столь стыдливой лексики и замена ее на более ясную - еще не повод переходить на завуалированную порнографию. Детали надо указывать с целью пояснения, а не ради возбуждения. Вам также станет очевидно, что необходимость описывать события так, чтобы они пришлись по вкусу самой широкой массе читателей, часто порождает оригинальные и запоминающиеся описания. Вот вам пример с Беном Гечтом, американским журналистом, писавшим в 1920-х. Вот как закончил он статью об одном священнике, который регулярно занимался любовью с девушкой в подвале церкви - до тех пор, пока как-то раз не задел ногой газовый вентиль, открыв его, и не умер во время полового акта: "Помышляя лишь о любви, не обонял он иных ароматов, кроме райских, и душа его отлетела от тела, не желавшего разлучиться с прихожанкой".
Список литературы
Другие работы по теме:
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Рекомендации КАК НАПИСАТЬ ДИПЛОМ? в техническом ВУЗе
КАК НАПИСАТЬ ДИПЛОМ? в техническом ВУЗе (применимо для курсовых проектов) ПРЕДИСЛОВИЕ Как написать диплом? – Этот вопрос задает себе каждый, кто, проучившись несколько лет в ВУЗе и, сдав последнюю сессию, сталкивается с необходимостью писать диплом или диссертацию. Как это делается? – спрашивает он или она своего руководителя (если он конечно есть).
Bread
"Bread" являлись одной из наиболее популярных поп-групп начала 70-х годов. В то время ансамбль выпустил вереницу успешных мелодичных софт-роковых синглов, автором которых являлся клавишник и вокалист Дэвид Гейтс.
Foo Fighters
Группа была основана бывшим барабанщиком легендарной "Nirvana" Дэвидом Гролом. Еще в "нирвановский" период, будучи в тени Кобейна, Дэвид потихоньку писал собственный материал. Свое название новоиспеченная команда получила от жаргонного прозвища НЛО.
Что такое гепатит B?
Гепатит В (Hepatitis B) - широко распространенное инфекционное заболевание, вызываемое вирусом гепатита В; в клинически выраженных случаях характеризуется симптомами острого поражения печени и интоксикации.
Вейсе, Христиан Феликс
Христиан Феликс Вейсе (1726—1804) — немецкий поэт и писатель. Отец правоведа Христиана Эрнста, дед философа Христиана Германа. С 1745 года изучал филологию в Лейпциге; подружившись здесь с Лессингом, он начал писать для немецкого театра; первой его работой была «Die Matrone zu Ephesus». В 1750 году он получил место гофмейстера при графе фон Гейерсберге; в 1758 году издал свои «Scherzhafte Lieder», в 1760 году «Bibliothek der schцnen Wissenschaften and freien Kьnste» и в 1761 году «Amazonenlieder».
Гаррик, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Репертуар 3 Интересные факты Список литературы Введение Дэвид Гаррик (англ. David Garrick, 19 февраля 1717, Херефорд, Херефордшир — 20 января 1779, Лондон) — английский актер, драматург, директор театра Друри-Лейн.
Абрамиты
Абрами́ты — религиозное течение. Абрамиты или чешские деисты, — религиозное течение, образовавшееся в Богемии по обнародовании Иосифом II эдикта о веротерпимости.
Клятва дарения
Введение 1 Список подписавшихся Список литературы Введение Клятва дарения (англ. The Giving Pledge) — филантропическая кампания, начатая в июне 2010 года американскими миллиардерами Уорреном Баффеттом и Биллом Гейтсом.[1] Официальный сайт гласит, что «это попытка сподвигнуть самых богатых людей и их семьи пожертвовать большую часть их состояний на филантропию».
Кан, Дэвид
Дэвид Кан (англ. David Kahn) — американский историк, писатель и криптограф, автор фундаментального[1] труда по истории криптографии «Взломщики кодов», консультант Конгресса США по вопросам криптографии[2].
Кемп-Дэвид
Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган в е, 1986 Кемп-Дэвид (англ. Camp David) — загородная резиденция президента США. Неофициальное, но распространённое название
Юм, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Философия 3 Сочинения Введение Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Рисмен, Дэвид
Дэвид Рисмен (22 сентября 1909(19090922), Филадельфия, Пенсильвания - 10 мая 2002, Бингемтон, Нью-Йорк) — американский социолог и юрист. Рисмена назвали в честь отца Дэвидом. Рисмен старший был известным врачом и профессором Военно-медицинской школы Пенсильвании профессора университета Военно-медицинской школы Пенсильвании.
Энтони, Дэвид
Дэвид У. Антони , англ. David W. Anthony — американский археолог и антрополог. Куратор по вопросам антропологии в Хартвикском музее искусства и культуры им. Егера (Нью-Йорк). Специализируется в сравнительной археологии в сочетании со смежными дисциплинами (прежде всего лингвистикой и антропологией).
Берковиц, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Убийства 3 Арест 4 Приговор 5 В массовой культуре 5.1 В кино Список литературы Введение Дэвид Берковиц (англ. David Richard Berkowitz; настоящее имя — Ричард Дэвид Фалко (Richard David Falco; род. 1 июня 1953, Бруклин, Нью-Йорк, США), также известный, как Сын Сэма) — американский серийный убийца.
Дэвид Фаустино
(David Faustino; род. 3 марта 1974) - родился в Лос-Анжелесе, Калифорния. Карьеру актёра Дэвид начал ещё в младенчестве. Когда ему было три месяца, он участвовал в съёмках одного из американских сериалов.
Торо, Генри Дэвид
Введение 1 Биография 2.1 Произведения 3 О нём Введение Ге́нри Дэ́вид То́ро (англ. Henry David Thoreau, 12 июля 1817, Конкорд, штат Массачусетс, США — 6 мая 1862, там же) — американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель, аболиционист.
Клиффорд, Маргарет
План Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Маргарет Стэнли, графиня Дерби (англ. Margaret Stanley, Countess of Derby; 1540(1540) — 29 сентября 1596), урождённая леди Маргарет Клиффорд, единственная дочь Генри Клиффорда, 2-го графа Камберленда, и леди Элеоноры Брэндон, дочери Чарльза Брэндона, 1-го герцога Саффолка, и Марии Тюдор.
Жанен, Жюль Габриель
Жюль Габриель Жанен (фр. Jules Janin; 16 февраля 1804, Сент-Этьен, департамент Луара — 19 июня 1874, Париж) — французский писатель, критик и журналист, член Французской академии.
Каунда, Кеннет
Кеннет Дэвид Каунда , англ. Kenneth David Kaunda (род. 28 апреля 1924, Чинсали, Северная Родезия) — первый премьер-министр и президент Замбии. Биография
Боуи, Джеймс
Джим Боуи [1] ( [2][3], англ. James Bowie; 10 апреля 1796 — 6 марта 1836) — американский авантюрист, герой Техасской революции. Его фамилию выбрал своим псевдонимом музыкант Дэвид Боуи (точнее, Дэвид Боуи использовал в качестве псевдонима название ножа, который, в свою очередь, был назван по фамилии Джеймса Боуи).
Анстед, Дэвид Томас
План Введение 1 Биография 2 Избранная библиография Список литературы Введение Дэвид Томас Анстед (англ. David Thomas Ansted; 1814—1880) — известный английский учёный, геолог, горный инженер, публицист и педагог.
Бозоклар, Кутсийе
Кутсийе Бозоклар (тур. Kutsiye Bozoklar, 1953, Мерсин — 16 июля 2009, Анкара) — турецкая левая политическая деятельница, писательница, журналистка и поэт.
Хаффман, Дэвид
Дэвид Хаффман (англ. David Albert Huffman; 9 августа 1925(19250809), Альянс, Огайо — 7 октября 1999, Санта-Крус, Калифорния) — первопроходец в сфере теории информации.
Эффективность текста. Рекомендует Дэвид Рэндалл
В прошлом столетии и некоторое время в нынешнем журналистам в Великобритании и в Соединенных Штатах платили построчно. Эта система оплаты породила поколение журналистов, способных писать немалых размеров статьи ни о чем.
Паккард Дэвид
Паккард Дэвид (Packard David) (7 сентября 1912, Пуэбло, шт. Колорадо - 26 марта 1996, Стэнфорд, шт. Калифорния), американский инженер и предприниматель, соучредитель компании Hewlett-Packard.
Элизабет Гвинн Дэвид
Элизабет Гвинн Дэвид (26 декабря 1913 - 22 мая 1992) знаменитая кулинарная британская писательница середины XX века.
Джером Дэвид Сэлинджер
Американский прозаик, один из наиболее талантливых представителей "новой волны" писателей, пришедших в литературу после Второй мировой войны.
Диккенс Чарлз
Слава Диккенса прокатилась по Англии, потом по всей Европе и Америке непосредственно вслед за выходом его первых книг. В России произведения писателя имели большой успех с начала 40-х гг. 19-го в.
Корнилов Б.П.
Детские и юношеские годы прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семенов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьезно.
Вклад А.С. Пушкина в формирование русской литературы и русского языка
Сложно оценить . Это уже является неоспоримой истиной и подтверждено самыми разнообразными исследованиями. Русская литература и русский язык постоянно испытывали на себе влияние политической обстановки в стране. В зависимости от того, кто правил великой державой, начинали создаваться свои правила и нормы, говорящие о том, как надо писать или говорить, какая литература будет востребована, а какая попадет под запрет.