Михаил Меньшиков
Великая. Мудрейшая. Святая. Матерь народа русского (очерк)
На ранней заре русской истории, около тысячи лет тому назад, встречается имя женщины, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская, великая княгиня тогдашней Руси.
Имя О. находится как бы в истоке русской истории, оно связано с величайшими событиями в период зачатия Русь, именно с основанием первой династии, с утверждением у нас христианства и западной цивилизации. Всем известны многочисленные сказания об Ольге, занесенные в летопись и повторенные историками.
Полусказочный Рюрик и его сын Игорь были варягами, т.е. иноземцами на Руси, как и стоящий между ними их сородич Олег. Эта была порода скандинавских завоевателей, грабивших тогда и захвативших много земель в Европе. До Ольги династия Рюрика не была нам родной, а, наоборот, совершенно чужой, если верить в добровольное со стороны Новгорода призвание варяжских князей. Только в лице Ольги, прирожденной славянки,
варяжская династия ославянивается, делается единокровной со своим народом.
По свидетельству Иоанносвкой летописи, славянское имя Ольги было Прекраса, и лишь после брака ее с Игорем, Олег называет ее – может быть, в честь своего имени «Вольгой». До сих пор не установлено, какого, корня это имя, Ольга и Олег имеют созвучные скандинавские имена Хельга и Олаф. Но они напоминают и русские волшебно – народные с названия. «Вольга» и «Волх», имена богатырские, былинные, на память о которых навсегда начертана течение таких исторических рек как Волхов и Волга.
Когда и где родилась Ольга в точности неизвестно. В последнее время было сделано предположение, что родиной Ольги была болгарская Плиска или Плескувия, но народное предание называет Ольгу уроженкой села Выбутина (Лыбутина) в окрестностях русского Пскова. Легенда гласит, что Псков даже был основан ею. Записан трогательный рассказ о чуде, о небесных лучах, просиявших над местом будущего кремля Псковского и пророчество Ольги относительно будущей славы Пскова. Но история опровергает эту легенду. Несомненно, Псков древнее Ольги и существовал еще до пришествия варягов, однако легенда подтверждает то, что в Пскове существовал особый культ Ольги. Нестор говорит «И сани ея стоят в Плескове и до сего дня». Т.о. Псков избрали, как родину Ольги.
В чем же заключается историческое значение Ольги? Она праматерь нашего православия. Именно на ее мудрой голове корона впервые украсилась православным крестом. До Ольги было три более или менее смутного варяжского царствования; все три образуют эпоху не столько мирного управления, сколько постепенного завоевания огромной страны от Балтийского до Черного моря. В сущности, весь этот почти 100-й период от правления варягов до Игоря был не столько русской историей, столько варяжской – это была история их походов на Византию. Завоевание Руси было попутным. Оно было не целью, а лишь средством другого великого завоевания, захвата второго Рима.
Огромный напор с севера в центр тогдашней цивилизации прекратился лишь в веке Ольги. Она первая остановила варягов и внесла в варяжскую стихию, как славянка, начало более мирной и мягкой культуры. В лице Ольги варяжская национальность ломается и становится народно – русской. Ольга заканчивает варяжскую история на Руси и начинает русскую. Заканчивается княжеско-разбойнический период и начинается княжеско-богатырский.
В лице Ольги заканчивается тяжелое зачатие государственности – завоевание Руси варягами, начинаются времена народной независимости.
После смерти мужа Ольга унаследовала не государство. А захваченную варварами полудикую страну, где оседлый быт еще полон брожения и земледелие боролось со звероловством и кочевым скотоводством.
До Ольги варяжская государственность исчерпывалась двумя действиями: грабежем вне страны и грабежом внутри страны. Последствием такой системы явился древлянский мятеж и первое в нашей стране цареубийство. Ольга унаследовала крайне трудное положение дел: первый серьезный бунт, грозивший полним развалом еще не сросшемуся из племен государству. Осложнялся бунт тем, что он вспыхнул среди литовского или полу литовского населения.
Успех мятежа явился бы роковым соблазном для других недавно покоренных племен. Всем известно, с какой хитростью, и если верить легенде - даже жестокостью, Ольга подавила древлянский мятеж, тем она восстановила единодержавие, усмирила страсти и спасла от смерти погибавшее молодое государство.
Нас еще смущает ее слишком лютая месть. Но она тогда еще была язычной и исполняла религиозный тогдашний долг. Соловьев говорит, оправдывая Ольгу, что «обычай мести был охранительным обычаем, заменявшим правосудие, и тот, кто свято исполняет обязанности мести, является необходимым героем правды» и что «обязанность мести за род человеческий была тогда обязанностью религиозною, обязанностью благочестия». Месть считалась благородной, т.к. защищая нарушенные права убитого, мститель подвергает смертельной опасности собственную жизнь. Месть Ольги нельзя рассматривать как личную месть – это укрощение государственного мятежа. Погасив мятеж, Ольга начала борьбу с причиной вызвавшей мятеж, в вопиющими недостатками тогдашней государственности.
Чего не было до Ольги – это культурного устроения земли, бросив военные походы, Ольга принялась за мирные, чисто хозяйственные походы. Летопись отмечает, что в укрощении Древлянской земли Ольга ходила не как грабитель, а как управитель «и идет Вольга по Дерьвостей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и уроки, суть становища ее и ловища». Отдохнув после тяжелой войны всего лишь «лето едино» в следующем году идет Вольга Новугороду и устави по Месте посты и дани, и по Лузе оброки и дани»
Ольга ездила по огромной и дикой стране всюду, устраивая государственную и культурную организацию. Ее предшественники – варяги, как и все германцы, строили только замки: рубили города, как опорные пункты своей власти. До народного быта им, кроме взятия дани, не было дела. Ольга повела себя как первый государь Руси, она вспомнила о мирных – обязанностях власти. Она, говорим Карамзин: «Разделила Землю на погосты или волости».
Власть государственная в то время была путешествующего, так сказать амбулаторного типа. От ноября до апреля ежегодно князья отправлялись в «полюдье» – не только для сбора дани, но и для суда и расправы. Ольга учредила погосты, т.е. станции для угощения. Она же установила оброки, т.е. определила содержание дани.
Великая женщина сама училась, путешествуя, и во всю заставляла учиться других. Может быть этой наукой следует объяснить тот удивительный авторитет, который она приобрела у Игоревой дружины и мирного населения.
При Ольге не записано летописцем ни ропота войска, ни мятежей народных.
Укрепив единодержавие и придав стране, вид государственно-культурный, Ольга приступила к своему третьему подвигу – к введению христианства. Понимая, что религиозную совесть свободна, Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных, Она верила в могущество своего примера и знала, что добровольно принятая религия истинная. Святослав не крестился только из-за боязни насмешек со стороны дружины. Ольга представила великий перелом. Историки утверждают, что Ольга исповедовала Христианство в Киеве еще до крещения, вернувшись из Царьграда она нашла множество последователей, т.к. христианство в Киеве существовало еще до Аскольда и Дира, проникая к нам с греческой торговлей.
Вероятно, что Ольга вложила и в укрепление христианства ту же последовательную настойчивость, какую вложила в укрепление государства, и ту же организационную способность.
До самой смерти после принятия христианства (14 лет) Ольга продолжает проповедовать христианство.
Сын же Ольги сделался воином. Постоянно ходил на войну, бил вятичей, хазар, ясов и касогов, болгар и греков. Некоторые походы с не только прославили Русь, но и раздвинули ее просторы.
Ольга не дала расспадца еще слабой государственности, подавив восстания древлян, разделила Русь на волостей, явилась про матерью христианства на Руси. Без сомнения Ольга сделала все для блага и рассвета государства.
После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.
3
Другие работы по теме:
Валы и оси
Выполнила Ольга Кирюшина студенка Технического университета города Омска Сдавался Меркушевой Ольге Сергеевне кафедра маркетинга и предпринимательства как
Тургенев и. с. - Таинственная княгия р. в романе
Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении "Отцы и дети", да и в жизни самого автора.
Литературный герой ОЛЬГА МЕЩЕРСКАЯ
Ольга мещерская героиня рассказа И. А. Бунина Легкое дыхание. Рассказ основан на материале газетной хроники офицер застрелил гимназистку. В этом достаточно нерядовом происшествии. Бунин уловил образ абсолютно естественной alignjustifyольга мещерская героиня рассказа.
Шульгино, деревня
Шульгино принадлежит к числу древнейших подмосковных селений. Впервые оно упоминается в 1472 г., когда великая княгиня Мария Ярославна, вдова великого московского князя Василия Темного, отдала сельцо Шульгино с четырьмя деревнями и пятью пустошами Евсевию, игумену Савво-Сторожевекого монастыря.
Месть не имеет смысла
Сочинение-рассуждение Месть существовала издавна. Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта.
Любовь в романе Отцы и дети
Text Text Graphics Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Аркадий и Катя – земная любовь. Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота). Graphics
Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова по роману Гончарова Обломов
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам.
Образ Ольги в романе Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Полной противоположностью Татьяне является ее младшая сестра Ольга. Если детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, как лань летная, боязлива», то Ольга «всегда как утро весела, как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом.
Медведи
Автор: Гаршин Всеволод. В городе Бельске исправник собирается привести в исполнение указ о том, что цыгане должны застрелить своих медведей после 5 лет отсрочки. Весь город собирается на зрелище. Цыгане пытаются подкупить «высокоблагородие», но отменить указ не в его силах — всё, чем смог помочь исправник, это советом продать жир и шкуры убитых зверей аптекарю (жена брата казначея Ольга Павловна уже договорилась с аптекарем о покупке чудодейственной мази для «рощения волос»), мясо же приобрел купец Рогачев.
Княгиня Трубецкая в поэме Н.А.Некрасова Русские женщины
Автор: Некрасов Н.А. Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных и близких, несмотря на угрозы и препятствия со стороны властей.
Поэма Некрасова Княгиня Трубецкая
Автор: Некрасов Н.А. В поэме Некрасова “Княгиня Трубецкая” описывается встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором. Княжна, последовавшая за ссыльным мужем декабристом в Сибирь, встречается в Иркутске с губернатором, которому был дан приказ любыми средствами отговорить её от поездки на каторгу.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Радзивилл, Мария
Мария Радзивилл (урожд. Лупу; ? — 1660, Слуцк) — княгиня, вторая жена великого гетмана Литовского Януша Радзивилла. Дочь молдавского господаря Василия Лупу. Ее сестра Роксанда была замужем за сыном Богдана Хмельницкого Тимофеем. Оставаясь в отличие от католика-мужа, православной, построила в Кейданах церковь.
Великая ханьская справедливая армия
Введение 1 История 2 Участие в боевых действиях 2.1 Суйюаньская кампания (1936) 3 Источники Великая ханьская справедливая армия Введение Великая ханьская справедливая армия — коллаборационистская армия, подчиненная государству Мэнцзян. Упразднена в 1937 году.
X век
Введение 1 Основные события 2 Русь 3 Америка 4 Изобретения, открытия 5 Знаменитости Введение Десятый (X) век — последний век первого тысячелетия, длился с 901 по 1000 годы по григорианскому календарю.
Ольга Николаевна дочь Николая I
Введение 1 Биография 1.1 Обучение 1.2 Брачные планы 1.3 Брак 2 Жизнь в Вюртемберге Список литературы Введение Великая княжна Ольга Николаевна (11 сентября 1822, Санкт-Петербург — 30 октября 1892, Фридрихсхафен, Германия) — дочь императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, жена Карла I, короля Вюртембергского.
Долгорукова, Наталия Борисовна
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Ната́лия Бори́совна Долгору́кова (Долгорукая, Некта́рия; 17 (28) января 1714 — 3 (14) июля 1771, Киев) — княгиня, схимонахиня, дочь графа Б. П. Шереметева, жена И. А. Долгорукова, бабка И. М. Долгорукова.
Александра Фёдоровна жена Николая I
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Алекса́ндра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская, нем. Charlotte von PreuЯen; 13 июля 1798 года, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860 года, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, императрица российская.
Романовы с 1762
Введение 1 Поколенная роспись Гольштейн-Готторп-Романовых 2 1917 3 Романовы после 1917 3.1 Убитые 3.2 Выжившие 4 на 1 января 2011 года Введение Список представителей династии Гольштейн-Готторп-Романовых (или просто Романовых) — список лиц, принадлежавших к Российскому Императорскому дому после 1762 года (а также их ныне живущих потомков).
Объединение членов рода Романовых
Введение 1 История 2 Разделы ассоциации 3 Главы ассоциации 4 Нынешний состав комитета 5 Члены Объединения Рода Романовых Список литературы Введение Объединение членов рода Романовых — организация, объединяющая членов рода Романовых. Основана в 1979 году[1]. Глава ассоциации с 1989 года — князь Николай Романович Романов.
Великая Македония
Объединенная Македония (макед. Обединета Македонија) — популистская, панславянская, пан-балканская идея македонских радикалов-ирредентистов, как антагонизм идеи Великой Албании и Великой Сербии.
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон
Егерский великой княгини Екатерины Павловны батальон — пехотный батальон, сформированный в 1812 году из добровольцев в Тверской губернии. История После издания высочайшего манифеста от 6 июля 1812 года, призывающего все сословия и состояния к единодушному и «общему содействию против всех замыслов и покушений врага», во главе охваченного патриотическим энтузиазмом тверского дворянства и общества встала великая княгиня Екатерина Павловна.
Золотой век фильм, 2003
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Награды и номинации Введение «Золотой век» — российский кинофильм о событиях конца XVIII — начале XIX вв. в России, Англии и Франции.
Ольга
Ольга (христианское имя – Елена) (ок. 920–969) – великая княгиня киевская, правительница Киевской Руси (945–969), жена киевского великого князя Игоря, мать князя Святослава Игоревича, первая христианка среди киевских князей.
Династия Романовых или Осколки Империи
Более чем 300-летнее правление династии, начинавшееся Михаилом I закончилось Михаилом II, занимавший пятое по старшинству место в императорском доме, короноваться не успел. Право на российский трон принадлежало ему всего один мартовский день 1917 года.
Великая княгиня Ольга
Михаил Меньшиков Великая. Мудрейшая. Святая. Матерь народа русского (очерк) На ранней заре русской истории, около тысячи лет тому назад, встречается имя женщины, которую по справедливости можно назвать матерью нашей государственности. Это – Святая Ольга Российская, великая княгиня тогдашней Руси.
Княгиня Ольга
Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское.
Сестры Ананьины
Офицерские дочери, две сестры, Марья и Ольга, — первые актрисы на драматической сцене, о которых впервые упоминается в летописях русского театра.
Княгиня Ольга
Ольга (в крещении - Елена) (ум. 11.07.969 г.) - киевская княгиня, жена киевского князя Игоря, православная святая.