"Со временем (по расчислению
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно;
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
("Евгений Онегин", глава VII)
Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам, то есть перегонам, не кормя лошадей, так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков, а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.
На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога, а ямщик от "ям-чи", что означает проводник.
В XVI-ХVIII вв. количество ям, дорог, как и число ямщиков, стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть, первоначально связанная с ямской. Архангельск, Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.
По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной, так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями, через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".
В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту "во все знатные города". Таким образом, к 1723 году в России было 4 почтовых конторы, которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.
Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой - туда и обратно, два раза в неделю. Обыватели губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью - денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.
В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст пути, а в 1827 - по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года, "за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги, а с частных проезжающих, сверх того, за данную от станции повозку по 12 копеек, за подмазку колёс у собственных экипажей, у карет, колясок и бричек по 12 копеек, у кибитки и телеги - по 6 копеек, сало и деготь должны быть от проезжающих, которые обязаны давать на водку почтарям, но 6 копеек".
По закону, изданному 6-го июня 1808 года Александром I, "...путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления, и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы... Станционные смотрители, которые не имеют классных чинов, но находятся при своих местах, в ограждение своих обид пользуются 14 классом". Следует отметить, что Табель о рангах делила всех чиновников на классы, из которых самым низшим был четырнадцатый, то есть коллежский регистратор, вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями. Так, "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству, злонамеренный", то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим, благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию, то смотритель обязан приказать почтовому старосте, чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами".
Эти же инструкции накладывают на станционного смотрителя обязанности, которых и без того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде, чтобы всюду было чисто и опрятно, чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец, "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью, не позволяя себе ни малейшей грубости". В противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах, причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.
Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так, 30 сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы смотрителю лучше дышалось, во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так, письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день, во Псков - через 150 часов (690 верст!), при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4,26 гр.) отправления взималось: от Москвы до Пскова - по 8 копеек, до Новгорода - по 6, до Риги - по 10, до Берлина - по 25 коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд, овса - 12 коп. пуд и пр.). Таким образом, услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы.
Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году, а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г., как правило, почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.
В 1865 году была учреждена земская почта, которая обслуживала сельское население, и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах, где отсутствовали государственные почтовые отделения.
Другие работы по теме:
Международный сектор в аэропорту
Основные функциональные задачи деятельности международного сектора в аэропорту, который предназначен для обеспечения безопасности полетов и организации перевозок. Служба организации международных пассажирских перевозок (международный сектор) аэропорта.
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
работа
Г р а ф и к сдачи экзаменов и зачетов в межсессионный период на 2008-2009 уч. год для студентов заочного отделения МарГУ специальности «ИСТОРИЯ» Курс Наименование предмета
Ангар почта
Введение 1 Этимология 2 История и описание 3 В литературе Список литературы Введение Анга́ры (др.-греч. ἄγγαροι[1]) — конные курьеры в Персидской империи (Империи Ахеменидов), которые использовались в VI веке до н. э. для почтовой службы, получившей название ангарион.[2][3]
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Ангарион
Введение 1 История и описание 2 В литературе Список литературы style="page-break-before:always">1. История и описание Ксенофонт в своём произведении Киропедия приписывает устройство (ок. 540 до н. э.[3]) станций для верховых гонцов Киру, который этим путём обеспечил быструю и надёжную передачу своих повелений сатрапам в провинции и своевременное получение известий из всех окраин своего обширного царства.[4] Дальнейшее усовершенствование ангарион получил при Дарии I.[3]
Ямская гоньба
Введение 1 Происхождение названия 2 История Список литературы Введение Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
История почты и почтовых марок островов Гилберта и Эллис
Введение 1 Британский протекторат 2 Колониальный период 2.1 Основные выпуски 2.2 Острова Гилберта 2.3 Остров Рождества Список литературы Введение История почты и почтовых марок островов Гилберта и Эллис включает период, когда их территория находилась под протекторатом и колониальной зависимостью от Великобритании, до провозглашения независимости Кирибати в 1979 году.
История почты и почтовых марок Гавайев
Введение 1 Первые почтовые марки Список литературы История почты и почтовых марок Гавайев Введение История почты и почтовых марок Гавайев охватывает периоды, когда на Гавайских островах, архипелаге в центральной части Тихого океана, существовали самостоятельные государственные образования — Королевство Гавайи (до 1893), Временное правительство Гавайев (Provisional Government of Hawaii; 17 января 1893 — 4 июля 1894) и Республика Гавайи (1894—1898).
История почты и почтовых марок Гуама
Введение 1 Историческая справка 2 Выпуски почтовых марок 2.1 Территория США 2.2 Почта гвардии Гуама 2.3 Японская оккупация Введение История почты и почтовых марок Гуама — история обращения почтовых марок и история почты на тихоокеанском острове Гуам.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
История почты и почтовых марок Гонконга
Введение 1 Раннее развитие почты 2 Выпуски почтовых марок 2.1 Британская колония 2.1.1 Первые почтовые марки 2.1.2 Последующие эмиссии 2.2 Современный Гонконг
Пони-экспресс
Введение 1 История 2 Прочее Список литературы Введение «По́ни-экспре́сс» (англ. Pony Express, или Central Overland California and Pikes Peak Express Company) — небольшая американская курьерская компания XIX века, поддерживавшая конную почту в Северной Америке. Просуществовала около полутора лет (с апреля 1860 по октябрь 1861 года) и стала нарицательной из-за девиза «Почта должна быть доставлена любой ценой».
История почты и почтовых марок Далмации
Введение 1 Итальянская оккупация 2 Германская оккупация Список литературы Введение Почтовая марка спешной почты Италии с надпечаткой для использования в Далмации
Красный Синд
Введение 1 Описание 2 История 3 Филателистическая ценность Список литературы Красный Синд Введение «Красный Синд» — филателистическое название первой почтовой марки провинции Синд (Британская Индия) 1852 года. Первая марка на Азиатском континенте.
Индийская перевёртка почтовая марка
Введение 1 Описание 2 История 3 Филателистическая ценность Список литературы Индийская перевёртка (почтовая марка) Введение «Индийская перевёртка», или «Перевёрнутая голова», — филателистическое название одной из первых почтовых марок Британской Индии 1854 года (Ивер #5a; Скотт #6c).
ZIP-код
Введение 1 История 2 Современность Список литературы Введение ZIP-коды (англ. ZIP codes) — это система почтовых индексов, используемая Почтовой службой США с начала 1960-х годов.
Австрийская почта в Османской империи
План Введение 1 Ранняя история 2 Эмиссии почтовых марок 3 Цельные вещи 4 Закрытие почты Список литературы Австрийская почта в Османской империи Введение
Германская почта в Османской империи
План Введение 1 История 2 Выпуски почтовых марок 3 Список почтовых отделений Список литературы Германская почта в Османской империи Введение Германская почта в Османской империи — принадлежавшие Германии почтовые отделения, действовавшие в ряде городов Османской империи в период с 1870 года по 1914 год.
Криница ансамбль
План Введение 1 Состав ансамбля 2 История ансамбля 3 Спонсоры ансамбля 4 Источники Введение Криница (от русск. диал. крини́ца — у славянских народов значит чистый источник воды, родник, колодец - живая вода) — многозначное имя собственное.
Русская почта в Османской империи
План Введение 1 История 2 Выпуск почтовых марок 3 Почтовые штемпели Список литературы Русская почта в Османской империи Введение Русская почта в Османской империи — почтовая служба Российской империи, работавшая в разных городах Османской империи в период с XVIII века по сентябрь 1914 года. По оценкам Л.
Перенос столицы России из Петрограда в Москву
Перенос столицы России из Петрограда в Москву 12 марта 1918 года стал последним переносом столицы в истории современной России. Был инициирован новым большевистским правительством по ряду социальных и геополитических причин, тесно переплетённых друг с другом.
Велио Иван Осипович
Барон. Воспитывался в Императорском Александровском лицее. По окончании курса, в 1847 г., поступил на службу в Министерство иностранных дел и состоял секретарем при миссиях в Дрездене и Брюсселе.