История почты России

Рефераты по истории техники » История почты России

"Со временем (по расчислению

Философических таблиц

Лет чрез пятьсот) дороги верно

У нас изменятся безмерно;

Шоссе Россию здесь и тут

Соединив пересекут.

("Евгений Онегин" глава VII)

Возникновение на Руси первых почтовых служб относится еще к X веку. Уже тогда существовал повоз - особая повинность населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов. В XIII веке была организована специальная служба для пересылки письменных сообщений на сменных лошадях по гонам то есть перегонам не кормя лошадей так называемая ямская гоньба - самобытное русское учреждение. Населению для этой цели предписывалось содержать положенное число лошадей и ямщиков а места их поселения назывались ямами. Для пересылки же правительственных указов по городам и войскам пользовались особыми гонцами.

На развитие первых почтовых связей в России оказали свое влияние татары: сами слова "ям" и "ямщик" - татарского происхождения. "Ям" происходит от татарского "дзям" - дорога а ямщик от "ям-чи" что означает проводник.

В XVI-ХVIII вв. количество ям дорог как и число ямщиков стало быстро увеличиваться. В царствование Михаила Федоровича был основан ямской Приказ. Ведал им князь Пожарский. В него вошла и почтовая часть первоначально связанная с ямской. Архангельск Новгород и другие северные города были соединены "ямами" с Москвой. В ямщики шли охочие люди селившиеся отдельными слободами. Зачислялись они в разряд служилых людей.

По инициативе боярина А.Л. Ордына-Нащокина в 1667 году для пересылки государственных бумаг была образована первая почтовая служба. По своему характеру она была международной так как доставляла в Москву ведомости из-за границы. По указанию Ордын-Нащокина ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Ямщиков стали называть почтарями через левое плечо ямщик-почтарь надевал почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с "двоеглавым орлом".

В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте действовавшей поначалу только между Москвой и Воронежем. Только в 1719 году было повелено провести почту "во все знатные города". Таким образом к 1723 году в России было 4 почтовых конторы которыми заведовали немцы. Вскоре к ним прибавилось 7 почтовых станций в Финляндии.

Протяженность почтовых трактов в середине XVIII столетия уже доходила до 17-ти тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой - туда и обратно два раза в неделю. Обыватели губерний через которые проходили почтовые тракты были обложены почтовой повинностью - денежным сбором. К 1780 году в России было уже три почтамта: в Петербурге Риге и Москве.

В 1770 году вводится плата за прогоны всех проезжающих - по 12 копеек за 10 вёрст пути а в 1827 - по 10 копеек ассигнациями (около 2 5 копеек серебром) за одну лошадь на версту. По высочайше утвержденному положению 25 октября 1831 года "за провоз проезжающих почтосодержатель получает также обыкновенные прогонные деньги а с частных проезжающих сверх того за данную от станции повозку по 12 копеек за подмазку колёс у собственных экипажей у карет колясок и бричек по 12 копеек у кибитки и телеги - по 6 копеек сало и деготь должны быть от проезжающих которые обязаны давать на водку почтарям но 6 копеек".

По закону изданному 6-го июня 1808 года Александром I "...путешествующим строго запрещается чинить станционному смотрителю притеснения и оскорбления и почтарям побои. За все такие поступки взыскано будет по 100 рублей в пользу почтовой экономической суммы... Станционные смотрители которые не имеют классных чинов но находятся при своих местах в ограждение своих обид пользуются 14 классом". Следует отметить что Табель о рангах делила всех чиновников на классы из которых самым низшим был четырнадцатый то есть коллежский регистратор вошедший в эпиграф к повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Ряд предписаний наделяет смотрителей весьма ответственными полномочиями. Так "если между почтарями и извозчиками окажется человек преданный пьянству злонамеренный" то хозяин станции может сам заменить нерадивого другим благонадежным; "если почтарь окажется виновным в медленном возвращении на станцию то смотритель обязан приказать почтовому старосте чтобы он наказал того почтаря при нем и при собрании других почтарей розгами".

Эти же инструкции накладывают на станционного смотрителя обязанности которых и без того было хоть отбавляй: чтобы появлялся он всегда в форменной одежде чтобы всюду было чисто и опрятно чтобы никто не шумел и не кричал. Наконец "все правильные требования всякого проезжающего немедленно исполнять с кротостью и учтивостью не позволяя себе ни малейшей грубости". В противном случае "Правила для желающих принести жалобу в обидах причиненных на станции" предусматривают наказания самому смотрителю.

Среди правительственных законов о почтовых станциях встречались и курьезы. Так 30 сентября 1825 года был издан именной указ самого царя Александра I: "Чтобы смотрителю лучше дышалось во всех почтовых домах устроить в окошках форточки для впущения воздуха". В те годы скорость прохождения почты была невысокой. Так письмо из Москвы поступало в Ригу на девятый-одиннадцатый день во Псков - через 150 часов (690 верст!) при этом плата взыскивалась довольно высокая. С каждого золотника (4 26 гр.) отправления взималось: от Москвы до Пскова - по 8 копеек до Новгорода - по 6 до Риги - по 10 до Берлина - по 25 коп. Отправить письмо обычного (в нашем понимании) веса из Москвы в Ригу стоило около 40 копеек (при ценах того времени: сена - 8 копеек пуд овса - 12 коп. пуд и пр.). Таким образом услугами почты того времени могли пользоваться только довольно обеспеченные люди. 1837 год ознаменовал собою начало железнодорожных почтовых перевозок: впервые почта была доставлена из Петербурга в Царское Село по железной дороге. Россия стала одной из первых стран поставивших почту на рельсы.

Первые почтовые ящики появились в России в 1848 году а 10 декабря 1857 года была выпущена первая почтовая марка достоинством в десять копеек. Сюжеты рисунков русских марок до 1917 г. как правило почти не менялись: на них изображались герб Российской империи или царствующие особы.

В 1865 году была учреждена земская почта которая обслуживала сельское население и введены в обращение специальные земские почтовые марки. Земская почта являлась продолжением правительственной почты в местах где отсутствовали государственные почтовые отделения.