Так уж сложилось, что Франция – признанная законодательница мод в области одежды и парфюмерии, кухни и виноделия. Не будем оспаривать это утверждение. Напротив, дополним его размышлениями о посуде. И отметим, что история крупнейших производителей французской посуды странным образом переплелась с историей страны.
Фарфоровая лихорадка охватила Европу еще в начале XVIII века, когда многие пытались раскрыть секрет и наладить производство благородной посуды. И хотя секрет китайского чуда - глины каолин - был вскоре раскрыт, на пути производства «твердого» фарфора оставалась маленькая «загвоздка»: никак не удавалось найти месторождения этого самого каолина. Более того, сам алхимик Иоганн Фридрих Бетгер, открывший в 1709 году формулу твердого фарфора и месторождение каолина в окрестностях родного городка Мейсен, клятвенно утверждал, что нигде больше в Европе таких месторождений нет и быть не может. Расстроенные немецкие аристократы потянулись в Мейсен.
Но не таковы были аристократы французские. Отставание от Германии в чем-либо казалось им недопустимым и оскорбительным. Их кухня сформировалась при дворах королей, вершивших судьбами Европы, и такая кухня требовала достойного обрамления. Поэтому французы, долго не раздумывая, наладили выпуск «мягкого» (фриттового) фарфора, внешне напоминающего венецианское молочное стекло. Для структуры этой разновидности керамики характерны низкая жароустойчивость и зернистость, хорошо заметная на изломе. Сырье для нее представляет собой смесь стекловидных веществ (фритт), содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы, толченый алебастр, гипс и глину.
Для массового производства изделий из «мягкого» фарфора в Венсенне в 1745 году была открыта первая фарфоровая мануфактура, находившаяся в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Сей господин сумел заручиться поддержкой короля, всего лишь убедив его, что производство «божественного фарфора» - занятие, достойное монарха, и, соответственно, уговорив короля стать пайщиком компании. Представьте, такое сотрудничество оказалось очень выгодным для компании, поскольку посуду для «королевской мануфактуры французского фарфора» проектировал придворный ювелир Дюплесси, а роспись и золочение были отданы в управление близкого ко двору талантливого мастера Башелье. В те годы наиболее модными красками считались подглазурная синяя и надглазурная бирюзового цвета, им господин Башелье и уделял основное внимание.
В 1756 году мануфактуру переводят в Севр, подальше от Парижа, где с началом Семилетней войны начались и народные бунты. В Севре из того же мягкого фарфора выпускаются изделия с декором, улучшающимся из года в год: обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, табакерки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей, швейные баночки, корпусы для часов, вазы и подсвечники.
И тут произошло то, что почти сразу стало легендой. 15 августа 1769 года (день, в который родился Наполеон) некая мадам, жена аптекаря из городка Лимож, отправилась на реку стирать белье. Видимо, дела у аптекаря шли не ахти, поскольку женщина при стирке пользовалась песком. Внимание дамы привлек кусок глины, который придал белью "исключительный отбеливающий эффект".
Уже там, на реке рядом с полем Кло-де-Бар, в голове женщины родилась идея о маленьком мыловаренном заводике. Через пару часов аптекарь встал из-за стола и сказал так: "Это каолин! Мы миллионеры, дорогая!" Ну или приблизительно так...
Вскоре была построена первая керамическая фабрика, затем вторая, а уже в 1771 году некогда захолустный городок Лимож (центр Богом забытой области Лимузин) впервые называется «европейской столицей» фарфорового производства. Город стал центром притяжения величайших мастеров и художников, кузницей кадров керамического производства.
В течение следующего столетия Франция пережила четыре революции и два десятка переворотов, в ходе которых гнев народа, в первую очередь, обрушивался на фарфоровую посуду, почему-то названную «символом роскоши и социальной несправедливости». Одной из фабрик, стоявших у истоков производства фарфора и вынесшей все невзгоды, стала фабрика Arc International, крупнейший французский завод по производству посуды из стекла и хрусталя. История завода уходит своими корнями в 1815 год (год окончательного разгрома Наполеона и первой республики). В наши дни завод Arc International - это огромное производство, выпускающее около 5 миллионов изделий в год, которые экспортируются более чем в 160 стран мира.
Предприятие выпускает изделия из стекла и хрусталя под различными торговыми марками. Под маркой Luminarc производятся изделия для предприятий торговли. Среди «хрустальных» линеек стоит отметить посуду под брендом Cristal D 'Argues, при производстве которой добавляется 24 процента окиси свинца, серию Master Collection, рекомендованную для использования Союзом сомелье Франции (Union De la Sommellerie Fran-caise), коллекцию Dampierre с ажурной рифленой поверхностью, а также линейку Ose с бокалами, имеющими ромбические формы куполов.
А под маркой Агсогос производится огромный ассортимент ресторанной посуды из закаленного стекла: прозрачной, матовой, белой, кремовой, цветной и декорированной, отличающейся высоким качеством и устойчивостью к резкому изменению температуры и к механическим воздействиям. Ударопрочная посуда Агсогос устойчива к сколам и царапинам, используется в микроволновых печах и отмывается в посудомоечных машинах. В процессе производства каждое изделие закаливается: сначала стекло нагревается до высокой температуры, а затем резко охлаждается. Как результат на поверхности изделия образуется мощное (если можно применить это слово к стеклянной посуде) защитное покрытие. Сочетание классики и современности в дизайне, удобная форма и прочность изделий, а также относительная дешевизна делают посуду Агсогос очень востребованной в сетях ресторанов демократичного уровня.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Кунсткамера 2
Введение 1 Этимология 2 История 3 Разделы музея 4 Знаменитые сотрудники Список литературы Кунсткамера Введение Кунстка́мера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.
Храм Воскресения Словущего Коломна
Введение 1 История 1.1 Современная история 2 Святыни Список литературы Храм Воскресения Словущего (Коломна) Введение Храм Воскресения Словущего —- один из древнейших храмов в Коломне, приписаной храм Успенского собора (г. Коломна). Расположен на территории Коломенского Кремля.
Тема Кол-во страниц история
Городская реформа как второй этап проведения реформ местного самоуправления. Подготовка и проведение реформы
Сочинения на свободную тему - Ласточка художественное описание
Как то весной под крышей нашего дома появилась странная глиняная корзинка. Бабушка объяснила мне что это гнездо ласточек. Оказывается эти птички строят свои домики из глины на стенах домов. Как то весной под крышей нашего дома появилась странная глиняная корзинка.
работа
Г р а ф и к сдачи экзаменов и зачетов в межсессионный период на 2008-2009 уч. год для студентов заочного отделения МарГУ специальности «ИСТОРИЯ» Курс Наименование предмета
Посуда для ресторана. Творчество выбора
Согласно западноевропейским нормам, количество основной посуды в полтора-два раза должно превышать количество посадочных мест. Американцы считают, что этого недостаточно и для некоторых позиций предлагают более высокие коэффициенты.
Керамические изделия
Керамические изделия по структуре и свойствам черепка подразделяют на фарфор, полуфарфор, фаянс, майолику, гончарные изделия. Сырье и производство стеклоизделий, керамических товаров, показатели их качества. Отличительные признаки фарфора и фаянса.
Техника росписи фарфора и керамики
Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.
Первый русский фарфор
Особенности становления и развития Невской порцелиновой мануфактуры, описание ее ассортимента и первых образцов фарфора. История появления фарфора в России. Технология изготовления фарфора. Роль Д.И. Виноградова в создании самобытного фарфора в России.
Искусство и история Гжели
Первое упоминание о Гжели, история происхождения названия. Возникновение города Гжель - старинного центра производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, местные произведения искусства. Технология производства керамики. Гжельская роспись глазурью.
Рококо
Рококо (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины 18 в. и европейской литературе 18 в.
Гжель
Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.
Финифть
Ростов Ярославский издавна славился мастерами миниатюрной живописи по финифти. Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии в 10 веке ("финифтис" - греч. блестящий).
Музей-заповедник "Царское Село"
В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф.-Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других).
1719 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались 4 Источники Введение 1719 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю.
История новой философии в сжатом очерке
Ф.Ибервег, М. Г. Гейнце Исто́рия но́вой филосо́фии в сжа́том о́черке — перевод третьего тома «Очерков истории философии» (GrundriЯ der Geschichte der Philosophie) немецкого философа-идеал-реалиста и историка философии Фридриха Ибервега в обработке немецкого же историка философии Макса Гейнце.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Олкады
Введение 1 История Список литературы Введение Олкады (лат. Olcadi, др.-греч. Ολκάδες ) — одно из доримских племён смешанного кельтиберского происхождения в Тарраконской Испании, жившее предположительно на территории провинции Куэнка на южных склонах Иберийских гор.
Гендерная история
— научная дисциплина, центральным предметом изучения которой является история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации, его влияния на формирование социальной действительности и её изменений в пространстве и времени. Своим появлением гендерная история обязана интенсивному развитию феминистических исследований в 1970-е годы.
Восточно-Караханидское ханство
Введение 1 История 2 Ханы Восточно-Караханидского ханства 2.1 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Кашгаре 2.2 Ханы Восточно-Караханидского ханства в Узкенде
Азиатская компания
Азиатская компания (дат. Asiatisk Kompagni) — датская торговая компания, созданная в XVIII веке для ведения торговли с Индией и Китаем. История Азиатская компания была основана в 1732 году (по другим данным — в 1730 году) в основном бывшими акционерами пришедшей в упадок Датской Ост-Индской компании и, согласно королевской привилегии, получила монопольное право на ведение торговли со странами, расположенными в районе Индийского океана, и Китаем.
КУЗНЕЦОВ Матвей Сидорович
[2 (14) августа 1846 — 9 (22) февраля 1911], крупный русский купец и предприниматель, из рода старообрядцев Кузнецовых, расширил и укрепил семейное дело по выпуску изделий из фарфора и фаянса.