Содержание
Введение
1. История
Источники
Введение
Сейчас как никогда популярным стало звучное слово «Гжель». За
ним нам видиться—красивый белый фарфор с синей кобальтовой росписью чашки,
чайники, кувшины, квасники, вазы, скульптурки-игрушки, кукольная посуда. На их
ладных емких формах под блеском глазури завораживающе застыли в виртуозных
кистевых узорах голубые розы и тюльпаны, птицы, пейзажи, затейлевые сюжеты. Еще
в 1970-е годы гжельские изделия можно было спокойно купить даже в сельских
магазинчиках. Но вот на наших глазах они вошли в моду, стали престижны для
массового коллекционирования. Вместе с тем гжельский фарфор приобретает все
более музейный, выставочный характер, все более усложняется его художественный
язык.
Художников
увлекают ансамблевые работы, уже созданы целые архитектурные сооружения—камины,
поражающие артистичным исполнением и богатой сюжетной разработкой. Трудно, а
порой невозможно удержаться от модной стихии с ее ослепительной славой и
рекламой, уйти от желания удивить покупателя и зрителя.
1. История
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании
Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других
князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча
разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году
царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских алхимических
сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для
аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской
волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину
изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам,
како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская
волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической
посуды». Великий русски и учёны и М.В. Ломоносов, по цостоинству оценивший
гжельские шины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть не1.1."
самая чистая и без примешения, где на свете, кою химики девственностью
называют, :Езве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас пкельская
(...), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины Х/111_века Гжель делала обычную для того
времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а
также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество
выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих
посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в
деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор
Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды,
делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из
русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная
посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в
своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи
являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина
близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во
множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие
изделия расписывали только синей краской. 1олуфаянс отличался грубым строением
и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда -
сестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около
1800—1804 годов основан и первый сзрфоровый завод. Павел Куликов, его
основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отгто в
селе Перово. Желая сохранить секрет выработки эзрфора, Куликов всё делал сам,
имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г.Н. Храпунов и Е.Г.
Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для
обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные
заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое
производство Гжели.
Вторая четверть Х1Х_века — период наивысших художественных
достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь
получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно
совершенствовали состав белой массы.
С середины Х1Х_века многие гжельские заводы приходят в
упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых,
некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были
национализированы.
Только с середины Х1Х_века в Гжели начинается восстановление
промысла, отметившего недавно своё 670-летие В 1930-х и 1940-х здесь была
сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке
Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности — Гжель.
Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух
частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый»
(по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок
кирпичного завода», или «Труженик».
Источники
1. Г. Дайн
«Игрушечных дел мастера» С. Газарян «Прекрасное—своими руками».
Другие работы по теме:
Русская философия XIX века 2
Text Text - человек есть соединение материального и духовного - жизнь человека возможна в коллективе - история движется по божественному
Здание Двенадцати коллегий
Введение 1 История 2 Современность Введение Здание Двенадцати коллегий — памятник архитектуры на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле барокко и состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Начало строительства под руководством архитектора Доменико Трезини (верхние этажи по проекту Теодора Швертфегера).
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
работа
В соответствии с учебным планом утвердить следующий перечень экзаменов и зачетов по очно-заочной форме обучения иимо специальность «История», выносимых в летнюю экзаменационную сессию 2011/2012 уч г
работа
I. император марк аврелий в контексте своей эпохи (Рим, II в н э.)
Теория книговедения в работах М.Щелкунова
Михаил Ильич Щелкунов (1884 – 1938) был ярким представителем образованных людей прошлого века. Он был известен как журналист, историк книги, библиофил и как один из теоретиков науки о книге - книговедения. В 1919 году он стал заведующим технической частью Госиздата и позже был одним из основателей Книжной Палаты и Музея Книги; читал лекции в Институте журналистики и в Высшем художественно-техническом институте.
Менеджмент- это исскуство или наука
МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО НАУКА И ИСКУССТВО Ф. Тейлор указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».
8220 Нужны ли обществу сильные личности, подобные Чиполло 8221 по произведению Т. Манна 8220
Марио и волшебник В юношеские годы Томас Манн увлекался философией Ницше. Он переживал взлет, душевный пыл, читая книги этого немецкого философа, духовное и стилистическое влияние которого обозначилось уже в ранних произведениях Томаса Манна. В новелле “Марио и волшебник” писатель доказывает, что настоящее искусство должно быть вдохновенное “духом общественной обязанности и служения”, а сильная личность, которая не считается с чувствами других людей, испытает крах.
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
В чем заключается назначение искусства
Автор: ЕГЭ В чем заключается назначение искусства? Об этом размышляет в своей статье советский писатель Василь Быков Владимирович. Размышляя над данной проблемой, автор уже в самом начале статьи подчеркивает, что искусство всегда было средством познания жизни «с целью ее совершенствования». Беспокойство писателя вызывает то, что в наши дни искусство служит главным образом для развлечения.
Темари
Когда-то давно это искусство было известно только в Китае, откуда и попало в Японию, а теперь от темари без ума весь мир: существует множество различных кружков и секций, где рукодельницы обмениваются схемами и секретами мастерства.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Искусство древнего Рима
Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян.
Греция Политика Искусство Наука
Политика Искусство Наука 492 год - Первый поход персов в Грецию по командованием Мардония. 494 год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха“Взятие Милета”
Гжельская керамика
Керамика – различные предметы из обожженной глины. История Гжельского художественного промысла. Праздники и ярмарки в Гжели, социальные проблемы. Возрождение промысла с начала ХХ века по настоящее время. Секреты технологии производства фарфора Гжели.
Гжель
Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами.
Тривиум
Введение 1 Состав 1.1 Грамматика 1.2 Риторика 1.3 Логика Список литературы Введение Тривиум, или тривий (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) — первая ступень средневекового образования, основа дальнейшего обучения. Предшествовала квадривиуму и состояла из трёх (отсюда название) дисциплин — грамматики, диалектики (логики) и риторики.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Фламандское кружево
Введение 1 История 2 Разновидности 2.1 Кружево малин 2.2 Антверпенское кружево 2.3 Брюггское кружево 2.4 Брюссельское кружево Введение Фламандское кружево — разновидность кружева, производимого в бельгийском регионе Фландрия.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Воронский, Александр Константинович
Введение 1 Биография 2 Взгляды на искусство 3 Сочинения Введение Алекса́ндр Константи́нович Воро́нский (8 сентября 1884, с. Хорошавка Кирсановского уезда Тамбовской губернии — 13 августа 1937) — революционер, большевик, литературный критик и теоретик искусства.
Коломбо
Введение 1 История 2 Современный Коломбо 3 Районы города 4 Образование, искусство, религия 5 Достопримечательности 6 Города-побратимы Список литературы
Авангард искусство
Введение 1 Предпосылки 2 История возникновения 3 Авангардистские течения в искусстве 3.1 Авангард в изобразительном искусстве 3.2 Авангард в литературе
Сальвини, Томмазо
Томмазо Сальвини (итал. Tommaso Salvini; 1 января 1829, Милан — 31 декабря 1915, Флоренция) — великий итальянский актёр так называемой «школы переживания».
Мишель Дюфренн (Dufrenne)
Мишель Дюфренн (Dufrenne) (1910–1995)- фр. философ, эстетик, представитель феноменологии. В 1950— 1960-е гг. разрабатывает проблемы эстетики. Его двухтомная «Феноменология эстетического опыта» (1953) стала классической работой в этой области.
Петров Николай Арнольдович
Николай Петров по праву занимает место в ряду феноменальных пианистов своего поколения. Впервые он заявил о себе в 1962 г., завоевав Серебряную медаль на Первом международном конкурсе им.Вана Клиберна в США.