Онуфриева Надежда, 2 курс,
специальность: искусствоведение
Бартоломе Эставан Мурильо.
Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте
. Масло 1680 г.
Особенно много картин Мурильо хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ряд подлинных картин хранится в Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Все произведения испанского художника, хранящиеся в музеях России и ближнего Зарубежья, опубликованы в каталогах и повсеместно широко известны.
Однако остается одна картина Мурильо, которая, благодаря особенностям “музейной” жизни, остается до сих под малоизвестной как у нас, так и за Рубежом. Речь идет о полотне “Архангел Рафаил с предстоящим перед ним епископом Домонте” (холст, масло 2,11х1,50), находящемся в ГМИИ в Москве. По высоте своего художественного качества оно может быть отнесено к лучшим работам Мурильо.
Картина имеет сложную историю. Впервые а литературе она упомянута в книге Антонио Понса “Путешествие по Испании”.[1]
Несколько позднее эту картину упоминает Хуан Августин Сеан Бермудес в своей известной работе “Исторический словарь выдающихся профессоров изящных искусств в Испании”, перечисляя произведения, написанные Мурильо.[2]
В время нашествия наполеоновских войск в Испанию (1808-1812) картина увозится интервентами во Францию, где попадает во владения пасынка Наполеона, Евгения Богарнэ, получившего титул герцога Лейхтенбергского после своей женитьбы на баварской принцессе, и хранится в его собрании в Мюнхене. В каталоге этого собрания имеется воспроизведение этой картины линейной гравюрой под названием “Ангел-хранитель”.[3]
Таким образом, теряется подлинное название картины. После 1839 года Лейхтенбергская галерея, в том числе картина Мурильо, перевозится в С.-Петербург в Мариинский дворец среди имущества, наследованного сыном Евгения Богарнэ Максимилианом Лейхтенбергским, женатым на дочери Николая I Марии Николаевне.
В 1884 году картина Мурильо в состав Лейхтенбергской галереи передается наследниками герцога Максимилиана Лейхтенбергского Академии художеств, где организуется постоянная выставка этого собрания. В каталоге этой выставке она идет под названием “Ангел, явившийся к аббату уговорить его принять епископский сан”.[4]
За год до этого картина вошла в каталог книги Ч.- Б. Курциуса “Веласкес и Мурильо” с кратким наименованием “Св.Рафаил”.
В 1904 году в “Художественных сокровищах России” картина упоминается в статье А.Неустроева, где она значится под названием “Архангел Рафаил и епископ”.[5]
В начале 1917 года картина Мурильо вместе с некоторыми другими картинами Лейхтенбергской галереи была передана в Москву в Румянцевский музей. В 1923 году она с собранием картинной галереи Румянцевского музея перешла во вновь реорганизованный Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Во время перемещения из одного хранилища в другое картина теряет не только свое название, но и имя художника и приходит в музей как работа итальянского мастера XIX века. Последняя атрибуция неверна, так как по стилистическим данным было ясно, что эта работа не итальянского мастера, а испанского. Изучение изложений истории этого произведения позволило установить его точное название и имя написавшего его художника.[6]
Эта картина Мурильо выделяется жизненностью образов, стройностью композиционного построения и красотой колорита. Большая часть полотна заполнена фигурой архангела Рафаила с распростертыми крыльями; она доминирует над пейзажем с уходящими за горизонт холмами, скудно покрытыми кустарником. Архангел изображен идущим, держа в левой руке свойственный Рафаилу атрибут – посох странника. Его одежда ниспадает легко развевающимися декоративными складками. Лицо ангела миловидно – моделью для него, видимо служила красивая девушка-севильянка, не раз воспроизведенная Мурильо в его картинах и в образе ангела. Особенно близок этот образ к ангелу из картины “Ангел-хранитель, ведущий за руку ребенка” в соборе Севильи.[7]
Слегка склонив голову, Рафаил устремил взор на стоящего перед ним Епископа Домонте, одетого в белые одежды ордена мерседариев с нагрудным крестом на золотой цепочке. Изображение епископа Домонте портретно. На его немолодом, мертвенно-бледном лице с заострившимися чертами выделяются темные горящие глаза, отражающие силу переживаемых им чувств. Его исхудалые руки сложены в молитвенный жест.
В этой картине особенно ярко сказался талант Мурильо как колориста. Картина, выполненная свободными широкими мазками, привлекает гармоничностью красок. Фигура Рафаэля выдержана в золотисто-розовато-лиловатой гамме, спокойная теплота которой подчеркнута насыщенным тоном бархатного пояса. В пейзаже господствуют серебристо-сероватые тона, оттененные вверху заревом заката. Тонкость переходов светотени и воздушность валеров пейзажа создает впечатление атмосферной дымки, которая, окутывая предметы, смягчает линии их очертаний. Белый цвет одежды епископа с теплыми полутонами гармонирует с общим цветовым строем картины.
Легко определима дата выполнения Мурильо этой картины благодаря изображенному в ней Франсиско Домонте, который получил сан второго епископа Севильи в 1680 году и умер летом в конце следующего года.[8]
Из этого можно заключить, что картина была заказана Домонте в 1680 году в связи с возведением его в епископский сан и была предназначена им для украшения одного из алтарей того монастыря, братом которого он долго состоял.
В каталоге выставки испанского искусства в Лондоне в 1938 году опубликован эскиз с изображением архангела Рафаила, принадлежащий кисти Мурильо (собрание Бёлер в Люцерне, ранее в коллекции Эдуарда Дэвиса).[9]
Этот свеже и свободно выполненный эскиз, безусловно, был использован живописцем для изображения архангела Рафаила в картине Музея изобразительных искусств. На рисунке тот же тип ангела, что и на рассматриваемой картине, только этот эскиз ближе к натуре – он жизненнее, проще. На рисунке в правой руке ангела, свободной на рассм. картине, помещена рыба – обычный атрибут архангела Рафаила, когда он изображался в сопровождении Товия. Не исключена возможность, что этот эскиз был сделан художником для ранее задуманной, а возможно и выполненной им картины на сюжет “Архангел и Товий”, часто встречающейся у живописцев XVII века. Такому предположению дает основание то, что в монастыре августинцев в Кадиксе имеется картина “Архангел Рафаил, ведущий Товия” работы ученика Мурильо Менесиса Осорио, которая считается сделанной в подражание картине Мурильо.[10]
Получив заказ от епископа Домонте, видимо воспользовавшись эскизом, написанным для ранее задуманной картины, изменив его в деталях при исполнении данной картины: изображение рыбы становится излишним, в левом нижнем углу картины, где предполагалось изображение Товия, он помещает Франциско Домонте. Соответственно этому изменяется и композиция противоположного угла: на место группы деревьев, помещенных в левом углу рисунка, Мурильо помещает здесь митру и жезл епископа.
Данная картина, выполненная Мурильо в конце его деятельности, является ярким образцом созданного живописцем стиля, в котором лирическая нежность образов сочетается с их большой жизненностью.
[1]
A. Ponz.Viaje en Espana, IX, Madrid, 1774, стр. 107
[2]
Cean Bermudes.J.A. Diccionardo historico de los mailustres professors de las Bells Artes en Espana. Madrid, 1800, Tomo 2, стр.59
[3]
J. Passavant. Gemдlde Sammlung seiner Kaiserl. Hoheit des Heryogs von Leuchtenberg in Mьnchen. Frankfurt a. M., 1851, Zweite Ausgabe, Tafel 25.
[4]
Каталог картиннойгалереи герцога Николая Мих. Лейхтенбергского, выставленной в залах имп.Академии художеств, Спб, 1884, №88
[5]
Ch.-B. Curyius. Velasgues and Murillo. N.-Jork, 1883, стрю 265-266.
[6]
В 1923 году в Севилье выходит монография о Мурильо, написанная членом-корреспондентом Академии Сан-Фернандо в Мадриде Сантьяго Монтото, который, упоминая о картине Мурильо “Архангел Рафаил с епископом Домонте”, считает ее местопребывание неизвестным. (S. Montoto. Bartolome Esteban Murillo. Estudio biografico-critico, Sevilla, 1923, стр. 120)
[7]
См.Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 145.
[8]
Matute.Hijos ilustres de Sevilla. 1886 (S. Montoto, ук. соч., стр. 120)
[9]
From Greco to Goja Ilustrated Sovenier of an Exhibition organised bz Tomas Harris. London, 1938, p.19
[10]
См. .Klassiker der Kunst, Bl.22, Murillo, B.-L., 1923, стр. 246
Другие работы по теме:
Испанская живопись XVIII века
Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок.
Стиль барокко
Содержание Введение 3 1. Стиль барокко и его особенности 4 2. Достижения стиля барокко 9 Заключение 15 Список использованной литературы 14 Введение Тема работы актуальна. Стиль барокко в настоящее время очень популярен, особенно в интерьере праздничных помещений и квартир в стиле XVII- XVIII вв.
Музей мира
Британский музей в Лондоне, один из крупнейших музеев мира. Основан в 1753. В Британском музее хранятся памятники искусства, культуры и истории Древнего Египта и Месопотамии (в том числе Розеттский камень, ассирийские рельефы и др.), Древней Греции и Древнего Рима (рельефы Парфенона и мавзолея в Галикарнасе, богатейшие собрания греческой вазописи, коллекция античных камей), народов Европы, Азии, Африки, Америки, Океании, уникальные по размерам и представительности собрания гравюр, рисунков, монет и медалей.
Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо был последним в блестящей плеяде испанских живописцев-реалистов XVII столетия. Его деятельность завершает «золотой век» испанской живописи.
Франсиско Сурбаран
Франсиско Сурбаран (Zurbaran) (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27.8.1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614 года) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—1628), с 1628 года — в Севилье. Особенно характерны для Сурбарана были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св.
Струнные инструменты в Испании XV - XVII века
XV век знаменует новый этап в истории Испании, в том числе в истории её культуры. К этому времени испанская музыка вступает в полосу расцвета, обусловленного живительным дыханием Ренессанса.
Искусство Испании
Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.
Маргерит Юрсенар. Философский камень
1529 год. На перепутье двух дорог встречаются двоюродные братья. Анри-Максимилиану, сыну богатого купца Анри-Жюста Лигра, шестнадцать лет: он бредит Плутархом и свято верит, что сможет потягаться славою с Александром Македонским и Цезарем.
Аболиционизм
Введение 1 Аболиционизм в Британской империи 2 Аболиционизм в США 3 Аболиционисты 4 Аболиционизм во Франции 5 Солдаты аболиционизма 6 Подземная железная дорога
Глоттальная теория
Введение 1 Описание 2 Критика теории Список литературы Введение Глоттальная теория — теория древнейшего состава, фонетических презентаций и дальнейших трансформаций праиндоевропейских смычных согласных фонем. Базируется на сравнительно-исторической фонологии и морфонологии индоевропейских языков и на типологии сходных консонантных систем в разных языках мира.
Инкское право
Введение 1 Исторические источники 2 Использование кипу для записи законов 3 Принципы 4 Отрасли 5 Законодатели Список литературы Введение Инкское право или Законы Инков — правовая система, возникшая на основе Андских культур и развивавшаяся вплоть до падения Империи Инков в 1533 году, затем в Новоинкском государстве в Вилькабамбе до 1572 года, и просуществовавшая несколько десятилетий[1] (а в отдельных случаях и несколько столетий) после испанской конкисты, благодаря как специфике высокогорных обществ, где европейские порядки вызывали возмущения местных жителей, так и отлаженной системе исполнения.
Боливийская война за независимость
Введение 1 Предпосылки 2 Ход войны 3 Последствия Боливийская война за независимость Введение Боливийская война за независимость— вооружённая борьба коренного населения Боливии (индейцев) и боливийского народа против испанского колониального господства, начавшаяся в 1809 году и окончившаяся в 1825 году провозглашением независимой республики Боливия (Republica de Bolivia).
Саламанкская школа
Введение 1 Представители школы 2 Теоретическая база 3 Основные открытия и достижения в экономике 4 Итог 5 Интересные факты Список литературы Введение
Атуэй
Атуэ́й (исп. Hatuey; ум. 2 февраля 1512 года) — касик (вождь) одного из племён таино, боровшийся с испанскими конкистадорами на островах Эспаньола и Куба. Считается «первым кубинским национальным героем» и «первым повстанцем Америки».
Поло де Ондегардо, Хуан
Введение 1 Биография 1.1 Семья Ондегардо и Сарате 1.2 Поездка в Америку 1.3 Чета Ондегардо и Пеньялоса 1.4 Участие в войнах и восстаниях 1.5 Обнаружение мумий правителей Инков
Сандоваль, Гонсало де
Введение 1 Биография 1.1 Экспедиция в Мексику 1.2 После падения Теночтитлана 1.3 Возвращение в Испанию 2 Личность Введение Гонсало де Сандоваль (исп. Gonzalo de Sandoval; 1497?, Медельин, Испания — 1528, Палос-де-ла-Фронтера, Испания). Испанский конкистадор, участник завоевания Мексики, лейтенант армии Эрнана Кортеса.
Писарро, Гонсало
Гонсало Писарро и Алонсо (исп. Gonzalo Pizarro y Alonso; 1502(1502) — 10 апреля 1548) — испанский конкистадор, сводный младший брат Франсиско Писарро. Незаконнорожденный сын испанского капитана Гонсало Писарро и Родригес де Ахилар. Гонсало был родным братом Хуана Писарро и братом по отцу с Фрасиско и Эрнаном Писарро.
Золотой век Испании
Диего Веласкес. «Копья» (1635) Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.
Стена коммунаров
Введение 1 История 2 После Парижской коммуны 3 Значение Введение Стена коммунаров (фр. Mur des Fйdйrйs — Стена Федералов) — часть каменной стены в северо-восточной части парижского кладбища Пер-Лашез, где 28 мая 1871 года были расстреляны 147 защитников Парижской коммуны, не пожелавших сложить оружие.
Диас дель Кастильо, Берналь
План Введение 1 Биография 2 «Правдивая история завоевания Новой Испании» 3 Берналь Диас о себе и испанском завоевании 4 Примечательный факт Введение Берналь Диас дель Кастильо (исп. Bernal Dнaz del Castillo; 1495—1584) — испанский конкистадор, участник экспедиции Эрнана Кортеса. Автор хроники «Правдивая история завоевания Новой Испании» (1557—1575) — важного источника по конкисте.
Победное шествие барокко по Европе
Зарождение эпохи барокко как искусства контрреформации духовной и светской власти папы. Изучение работ великих мастеров с целью превзойти великих художников прошлых времен. Распространение культурного течения по Европе и великие художники того времени.
Христофор Колумб. Открытие Америки
Великий мореплаватель. План путешествия в Индию. Первая экспедиция, 1492–1493. Вторая экспедиция, 1493–1496. Третья экспедиция, 1493–1496. Четвёртая экспедиция, 1493–1496.
Христофор Колумб 2
Text Христофор Колумб , всемирно известный своим открытием Америки, родился 9 октября 1451 года на острове Корсика (по одной из версий). Личность и судьба Колумба туманны, неоднозначны и похожи на роман. О его происхождении и месте его рождения шли долгие, страстные ученые споры.
Испания
Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе - с Португалией.
Севилья (Sevilla)
Севилья - город на юге Испании, центр провинции Севилья и исторической области Андалусия. Расположен на реке Гвадалквивир, в 87 км от побережья Атлантического океана, в центре Андалусской низменности.
Валенсия (Valencia)
Валенсия - очаровательный городок на берегу Средиземного моря, столица одноименной автономной области. Третий по численности населения город в стране (после Мадрида и Барселоны). Крупный порт на Средиземном море.
География Советская историческая энциклопедия
География "Советская историческая энциклопедия" ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК В истории Боливии можно выделить несколько основных периодов: 1) период первобытнообщинного стороя у индейских племен на террито рии Боливии (до испанской колонизации); 2) колониальный период (1538-1809) (период установления и развития феодальных отноше ний); 3) период войны за независимость (1089-1825); 4) период становления самостоятельного государства и начало развития капи талистического уклада в феодальном обществе Боливии (1825 -
Испания
Государство на юго-западе Европы, занимающее большую часть Пиренейского полуострова. На севере граничит с Францией и Андоррой, на западе - с Португалией. На севере омывается Бискайским заливом, на востоке - Средиземным морем.
Пабло Пикассо
Биография самого знаменитого художника ХХ века Пабла Пикассо.
Анненский Иннокентий Федорович
Судьба Анненского-поэта в своем роде уникальна: в сорокадевятилетнем возрасте он издал первый (и единственный при жизни) поэтический сборник под псевдонимом Ник. Т-о.
Гаспар Санз
Франсиско Бартоломе Санз родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda (которое я так и не нашёл на карте) провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом.
Доменико Скарлатти (Scarlatti)
Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.