Реферат
Антропоморфные статуи
Новой Гвинеи
Подобно австралийскому,
искусство папуасов Новой Гвинеи, второго по величине острова мира, очень
многообразно, и каждой художественно-этнографической области острова
свойственны особые характерные черты, свой специфический стиль и техника, свои
типы изделий и орнамента. Вместе с тем материальная культура ряда племен
папуасов стоит на несколько более высоком уровне развития, чем у австралийцев.
Орудия труда и оружие
папуасов являются предметами весьма высокого по своему эстетическому уровню
художественного ремесла — таковы резные топорища, щиты, палицы, стрелы с тонко
вырезанными наконечниками. Все это свидетельствует о художественном даровании,
вкусе и подлинном мастерстве. Необычайно разнообразна резьба на древках
деревянных копий, изделиях из бамбука, браслетах из черепахи, сосудах из
кокоса, деревянных барабанах, скамейках-подголовниках, ритуальных жезлах,
вращательных дощечках-гуделках, деревянных мужских поясах. Вариации в деталях
орнамента поистине бесконечны и открывают широкий простор творческой фантазии
мастера.
II все это создавалось
людьми, вооруженными только каменными, костяными, раковинными орудиями. Новую
Гвинею моасно рассматривать также и как один из наиболее выдающихся центров
изготовления примитивной деревянной скульптуры (илл. 1).
Большое научное значение
имело открытие Миклухо-Маклаем и другими исследователями наличия у папуасов
примитивной пиктографии и мемориального, то есть служащего целям запоминания,
искусства.
Многие рисунки папуасов
представляли собой не только и не столько предназначенные для художественного
восприятия произведения, сколько зачатки идеографической письменности.
При помощи рисунков
человек «хотел выразить свою мысль, изобразить какой-нибудь факт. Эти фигуры не
служат уже простым орнаментом, а имеют абстрактное Значение».
Таким образом,
художественная деятельность у многих бесписьменных народов выполняет
чрезвычайно важную для коллектива функцию общения, хранения и передачи опыта,
знания.
Илл. 1. Крючок в виде
мужской фигуры. Новая Гвинея. Чехословакия, частное собрание.
антропоморфная статуя новая гвинея
Значительное место в
искусстве Новой Гвинеи занимают произведения, связанные с культом и
складывающимся религиозным ритуалом. Таковы, в частности, деревянные, реже
глиняные антропоморфные скульптуры, которые на Берегу Маклая назывались телумами.
Злесь искусство тесно соприкасается с культом мертвых. Это наглядно выражено в
одном из типов таких фигур — корварах северо-западной Новой Гвинеи, где
скульптура, изображающая сидящую человеческую фигуру, служила вместилищем для
человеческого черепа (а следовательно, как верили папуасы, и души человека). В
орнаментации, украшающей корвары, заметно влияние искусства Индонезии.
Различные виды антропоморфных
изображений играли, по-видимому, определенную роль в культе мертвых. Некоторые
исследователи полагали, что эти фигуры представляют собой изображения наиболее
почитаемых предков, может быть, родовых старейшин или деревенских вождей. Образ
человека получает в телумах подчас необычайно фантастическую трактовку (один из
таких телумов описывает Миклухо-Маклай. Это было изображение человеческой
фигуры с головой крокодила, на которой помещалась черепаха.). В какой-то мере
сплетение в них человеческих и звериных мотивов связано с традициями тотемизма.
Возможно, что некоторые из таких фигур свидетельствуют о каких-то древних мифах
и формах религиозного мировоззрения. Телумы, как и маски, отличаются большой
экспрессией и драматизмом, нередко приобретающими гротескный характер. Обычно
антропоморфные скульптуры находились в мужских домах, куда имели право входить
только мужчины и где они совершали обряды. Здесь пометались и другие ритуальные
предметы — например, церемониальные щиты, которые в области залива Папуа
называются квои. Как на этих щитах, так и на многих других ритуальных и
бытовых предметах залива Папуа изображалось стилизованное до приближения к
орнаменту человеческое лицо, его основные элементы — глаза, нос и угрожающе
раскрытый треугольный рот. Такие лики украшают преимущественно предметы
мужского обихода — пояса, оружие, ритуальные предметы из мужских домов и т. д.
По-видимому, такой лик являлся апотропеем — символом, устрашающим
женщин, детей и всех не посвященных в тайную мужскую жизнь. Поэтому такие
изображения связаны на Новой Гвинее с мужскими домами, а в Меланезии — с
мужскими союзами.
Круглая скульптура
наибольшее развитие получила в долинах рек Сепик и Раму, где важную роль играет
верование в «душу-птицу». Отсюда широкая распространенность стилизованных
изображений птиц, антропоморфных фигур и масок с длинными птичьими клювами. С
культом предков (порождающим, в частности, такие новые формы скульптуры, как
обмазанные глиной и раскрашенные человеческие черепа) связано и зарождение
наивно портретных тенденций в трактовке деревянных скульптур. Душа предка
должна была по той или другой примете сходства отличать свое вместилище.
Наиболее интересны фигуры предка в сочетании с сиденьем, вырезанные из одного
куска дерева, известные только в бассейне р. Сепик. Обычно фигура предка
помешается на край сиденья или поддерживает его. Это делается для того, чтобы
севший на него живой потомок вступил в тесный контакт с духом предка и
воспринял его благотворное влияние. Уровень резьбы по дереву, характерный для
культуры Новой Гвинеи, наиболее ярко раскрывается в своеобразном орнаментальном
стиле области Массим и островов Троб-риан. Вся поверхность деревянных изделий
здесь щедро покрывается криволинейным орнаментом из ритмично повторяющихся
спиралей, завитков и волнистых линий.
Во многих местах Новой
Гвинеи обнаружены вырезанные из камня сосуды и каменные скульптуры небольшого
размера, изображающие птиц и людей. Современное население не делает их и не
знает ничего об их происхождении. Такие же предметы были найдены в Меланезии, в
архипелаге Бисмарка. Неизвестно, были ли они сделаны предками современных
племен или каким-то исчезнувшим народом.
Папуасы приписывают их
изготовление легендарному мифическому народу, изобретателю многих культурных
благ. Не вполне ясно и происхождение петроглифов, обнаруженных во многих местах
Новой Гвинеи. Некоторые из них, вероятно, сделаны предками современных
папуасов. Здесь можно увидеть воинов со щитами и луками, одетых так же, как
одеваются нынешние папуасы, готовясь к церемониальным пляскам. Наскальные
изображения в других районах, по мнению некоторых исследователей, имеют большую
давность. С новогвинейскими имеют много общего петроглифы Меланезии.
Острова Меланезии —
некоторые из них группируются в большие архипелаги — населяющие Новую Гвинею,
темнокожие негроиды, отличные от своих соседей на востоке, более светлых
полинезийцев. Наряду со сходством многих элементов культуры этих двух народов
имеются и контрасты, которые в области искусства проявились, например, в том,
что круглая скульптура полинезийцев никогда не бывает окрашена, тогда как
скульптура меланезийцев очень часто многоцветно и ярко раскрашивается. Другое
различие заключается в том, что для Полинезии не характерны маски, тогда как в
искусстве меланезийцев они занимают значительное место и отличаются большой
выразительностью. В целом по уровню развития и своему общему характеру культура
и искусство Меланезии ближе к искусству Новой Гвинеи.
Наибольшего развития
пластическое искусство меланезийцев достигло на архипелаге Бисмарка, особенно
на острове Новая Ирландия. В значительной мере оно связано здесь с культом
мертвых. На юге острова в память умерших делаются из мела статуэтки, которые
через некоторое время уничтожаются. В центральных областях острова в память
знаменитых вождей делаются большие деревянные культовые статуи — ули. На
головах у них убор, напоминающий шлем с высоким гребнем. Другая их характерная
черта — сочетание в каждой фигуре примет мужского и женского пола. Третья —
яркая раскраска.
Северная Новая Ирландия
известна своими маланганами (название ежегодного праздника в честь мертвых
предков и связанных с этим культом сложных скульптурно-орнаментальных
композиций. Кроме культа предков такие маланганы создаются в честь Солнца и
Луны.) илл. 4, 5-б.
Вместе с масками (илл.
5-а) они хранятся в специальных хижинах. Ежегодные продолжительные
драматизированные обряды-представления, иногда приуроченные ко времени
созревания и уборки урожая, с участием танцоров в огромных масках — характерная
черта меланезийской и папуасской культуры. Формы и размеры масок разнообразны,
и каждый вид их имеет особое название. У племени байнинг маски символически
представляют мужских и женских предков и напоминают головы птиц с раскрытыми
клювами. В особых случаях создаются огромные куполообразные маски, которые
скрывают под собой несколько человек.
В орнаменте
меланезийцев очень часто встречаем как стилизованное человеческое лицо, так и
один его элемент — глаза. Происхождение этого мотива, возможно, имеет
магическую основу. Он известен в некоторых неолитических культурах, у
эскимосов, у северо-западных индейцев. Меланезийцы дают своим орнаментам
условные наименования часто по их сходству с каким-нибудь предметом и иногда и
без всякого внешнего соответствия с предметом. Каждый орнамент, даже отдельный
его контур, на архипелаге Бисмарка носит название какого-нибудь определенного предмета:
животного, растения, части человеческого тела, украшения или изделия, явления
природы и т. д. Лишь глубокое изучение этих мотивов могло бы вскрыть их первоначальное
значение. Как и в Австралии, некоторые виды орнамента имеют право рисовать
только лица, прошедшие обряды инициации, то есть посвященные в полноправных
взрослых мужчин.
Другие работы по теме:
Папуасские языки
Ареал распространения. Подгруппы языков. Лингвистическая характеристика.
Загадочные статуи острова Пасхи
Когда-то этот затерянный в океане небольшой (его ширина составляет всего 24 км), вулканического происхождения остров был, наверное, самым изолированным от материков местом на планете.
Легенда о ягуарах
Ягуар - один из самых распространенных символов древних индейцев, ягуар - их прапрародич и родственник, которому были посвящены многочисленные изображения и статуи.
Литературный герой КОТ МУРР
КОТ МУРР (нем. Kater Мurr) - центральный персонаж романа Э.Т.А.Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра, с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера» (1821). Образ ученого кота, способного понимать людской язык, характерен для творчества Гофмана. Писателю было свойственно придавать животным антропоморфные черты (например, говорящий пес Берганца).
Колос Родосский
В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады, расположенный остров Родос - один из центров эгейской культуры. К нашим дням сохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос. Выдающимся произведением является статуя Гелиоса, так называемый Колос Родосский.
Генерал-губернатор Папуа Новой Гвинеи
Генера́л-губерна́тор Па́пуа — Но́вой Гвине́и — фактический глава государства Папуа — Новая Гвинея. Он представляет формального главу государства — королеву Папуа — Новой Гвинеи Елизавету II (Missis Kwin на ток-писине).
Генерал-губернатор Соломоновых Островов
— представитель королевы Соломоновых Островов, являющейся также монархом Великобритании, в государстве Соломоновы Острова. Фактически является главой государства.
Damnatio memoriae
(лат. проклятие памяти) — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.
Битва за Рабаул
Введение 1 Силы сторон 2 Атака и захват Рабаула 3 Последствия Список литературы Битва за Рабаул Введение Битва за Рабаул — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Новая Британия, одном из меланезийских островов, с 23 января по февраль 1942 года. Это сражение позволило японцам захватить порт Рабаул, укрепить город и организовать основную базу для продолжения наступления вглубь территории Папуа — Новой Гвинеи по направлению к порту Порт-Морсби.
Жюльетта Друэ
(фр. Juliette Drouet; настоящее имя Жюльенна Говен, фр. Julienne Gauvain; 1806, Фужер, Бретань — 1883, Париж) — французская актриса. Оставшись круглой сиротой на втором году жизни, девочка воспитывалась у своего дяди Рене Друэ, затем в церковном пансионе для девочек в Париже. В 1825 г. Жюльенна стала любовницей скульптора Жана Жака Прадье, изобразившего её в виде аллегорической статуи города Страсбурга на площади Согласия в Париже.
Масковый сорокопутовый личинкоед
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Поведение 4 Размножение Список литературы Введение Масковый сорокопутовый личинкоед[1] (лат. Coracina novaehollandiae) — певчая птица из семейства личинкоедовых.
Исчезновение статуи Свободы
Введение 1 Описание 2 Возможные секреты 2.1 Поворотная платформа 2.2 Мистификация 2.3 Выключение света + видеомонтаж Введение Фокус с исчезновением статуи Свободы изобретён известным конструктором фокусов Джимом Стейнмейером. Исполнялся один раз — Дэвидом Копперфильдом в 1983 году.
Португальское вторжение в Гвинею
Введение 1 Обстоятельства 2 Военный конфликт 3 Последствия 3.1 Внутриполитические 3.2 Внешнеполитические Список литературы Португальское вторжение в Гвинею
Аргонавты западной части Тихого океана
Введение 1 Введение. Предмет, метод и сфера этого исследования 2 Институт Кула 3 План Введение Список литературы Введение «Аргонавты западной части Тихого океана» — одна из основных работ выдающегося этнографа Бронислава Малиновского, вышедшая в 1922 году и написанная по результатам полевых исследований на территории Новой Гвинеи и Тробриандовых островах.
Большая райская птица
Введение 1 Название 2 Описание 3 Ареал 4 Образ жизни Список литературы Большая райская птица Введение Большая райская птица (лат. Paradisaea apoda) — птица отряда воробьинообразных из семейства райских птиц (Paradiseaidae).
Беавоги, Луи Лансана
Введение 1 Биография 2 Премьер-министр 3 Восемь дней правления 4 Свержение и смерть Список литературы Введение Луи Лансана Беавоги (фр. Louis Lansana Beavogui, 28 декабря 1923(19231228), Масента — 19 августа 1984, Конакри) — государственный и политический деятель Гвинеи, исполняющий обязанности президента Гвинейской Народной Революционной Республики и глава Партии-Государства Гвинеи 27 марта — 3 апреля 1984 года, премьер-министр Гвинейской Республики (с 1978 года — Гвинейской Народной Революционной Республики) 25 апреля 1972 года — 3 апреля 1984 года.
История Гвинеи-Бисау
Захват территории современной Гвинеи-Бисау и вывоз с неё рабов начался в 1446 году, в рамках португальской колониальной экспансии, но только в 1886 году было окончательно установлены границы португальских владений, однако реальный контроль над внутренними районами колониальная администрация установила только к 1920 году.
Германская Новая Гвинея
Герма́нская Но́вая Гвине́я (нем. Deutsch-Neuguinea) — колония Германии в 1884—1915 годах. Площадь суши — 242 476 кмІ. Включала в себя следующие территории в Тихом океане:
Амбоинский королевский попугай
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Классификация Список литературы Введение Амбоинский королевский попугай[1] (лат. Alisterus amboinensis) — птица семейства попугаевых.
История Гвинеи
Древняя история Гвинеи не изучена. В Средние века некоторые части нынешней Гвинеи входили в состав империй Ганы (VIII-IX века) и Мали (XIII-XV века). В то время территорию Гвинеи населяли различные племена, самыми многочисленными были мандинка, дьялонке, сусу.
Кейта, Мадейра
Введение 1 Биография 1.1 Политическая карьера в колониях Франции 1.2 Карьера в Мали. Министр внутренних дел 1.3 Установление отношений с СССР 1.4 Один из лидеров Мали
Новая Гвинея австралийская территория
Территория Новая Гвинея (англ. Territory of New Guinea) — мандатная территория, переданная Лигой Наций в управление Австралии после поражения Германской империи в Первой мировой войне.
Ост-Индия
Ост-И́ндия (нидерл. Oost-Indiл, буквально — Восточная Индия), термин, употреблявшийся в прошлом в отношении территории Индии и некоторых других стран Южной и Юго-Восточной Азии. Возник в противовес термину Вест-Индия, после того как, путешествуя в восточном направлении (от Европы), европейцы, считавшие в то время Индией открытые Христофором Колумбом острова Карибского моря в Америке, достигли берегов полуострова Индостан.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
VII тысячелетие до н. э.
VII тысячелетие до н. э. — временной промежуток с 7000 по 6001 год до нашей эры. Начало новокаменного века (неолита) Неолит Неолитическая революция. Во время 7 тысячелетия до н. э. земледелие распространяется из Анатолии на Балканы. Население мира сохраняет стабильную численность на уровне около 5 миллионов человек, места обитания людей разбросаны по всему земному шару в виде небольших племён охотников и собирателей.
Кабрал, Амилкар
Ами́лкар Кабра́л (порт. Amнlcar Cabral, 12 сентября 1924(19240912) — 20 января 1973) — политический деятель Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде, один из основателей ПАИГК и её генеральный секретарь.
Секу Туре, Ахмед
Ахме́д Секу́ Туре́ (9 января 1922 года — 26 марта 1984 года) — левонационалистический политический и общественный деятель Гвинеи; писатель. Первый президент Республики Гвинеи с 2 октября 1958 до 26 марта 1984. Один из наиболее одиозных диктаторов Чёрной Африки.
Перейра, Аристидиш
Аристи́диш (Аристи́дес) Мари́я Пере́йра (порт. Aristides Maria Pereira, род. 17 ноября 1923 года, остров Боа-Виста, Кабо-Верде). Политический и государственный деятель Республики Кабо-Верде и Республики Гвинея-Бисау, один из основателей Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде и Генеральный секретарь её Центрального комитета в 1973-1990 годах.
Миклухо-Маклай
Экспедиция во влажные тропические леса Новой Гвинеи молодого естествоиспытателя Николая Николаевича Миклухо-Маклая.
Эпиплатис аннулатис
Epiplatys annulatys в природных водоемах (африканский континент от Гвинеи до Нигерии) встречается крайне редко. Очевидно, его поедают более крупные рыбы.
Неоновая радужница
Родина М.praecox - река Мамберамо на севере Новой Гвинеи. Длина рыбки варьирует в пределах 4-6см.
Синеглазки
К роду синеглазок, или голубоглазок рseudomugil Kner, 1866, семейства Радужниц - Melanotaeniidae (ранее их относили к семейству Атериновых - Atherinidae) принадлежат восемь видов маленьких стайных рыбок длиной от 2.5 до 5см.
Николай Николаевич Миклухо- Маклай
Никола́й Никола́евич Миклу́хо-Макла́й— русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870—1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой
Торрес Луис
На этом человеке долгое время лежало клеймо мятежника, бросившего своего капитана на произвол судьбы. Сам Торрес оправдывался, говоря, что, напротив, это он оказался брошенным своим капитаном.
Павсаний
Павсаний (2 в. н.э.), древнегреческий путешественник и писатель, автор обстоятельного Описания Эллады, или Путешествия по Элладе.