Ирина Майборода (Нидерланды)
1. "Кто виноват?"
Большинство родителей, переоценивая влияние семьи на формирование языкового мира ребенка, считает, что у детей из русскоязычных семей, живущих в иноязычном окружении, "первым" языком будет русский, которым чаще всего пользуются сами родители для бытового общения. С их точки зрения, наибольшую сложность представляет "чужой" язык, и они всеми силами пытаются помочь малышу как можно скорее освоить язык "среды обитания", невольно забывая прилагать усилия к поддержанию и развитию языка родного.
Ребенок же, попав в иноязычную среду, очень быстро осваивает язык окружения (гораздо быстрее родителей) и начинает забывать русский; сначала перестает на нем говорить, а потом начинает плохо понимать русскую речь. В семье начинается "языковый раскол", который может выражаться, к примеру, в критическом отношении ребенка к манере родителей говорить на языке окружения (мало кому из взрослых удается избежать акцента), подчеркнутом нежелании говорить на языке родителей и т.д. Такая обстановка в семье крайне нежелательна, она неизбежно приводит к обострению конфликта между "отцами и детьми", психологическим проблемам в семье. Менее драматично выглядит ситуация, когда семья интернациональная, т.е. носитель русского языка - один из родителей, но и в таких семьях нередко возникают похожие проблемы.
Итак, дети быстро адаптируются, перенимают язык окружения и забывают русский, если родители не прилагают усилий к тому, чтобы сохранить свой язык и свою культуру в условиях иноязычного окружения. Чтобы дети выросли действительно двуязчными людьми, родители должны последовательно и систематически над этим работать. В противном случае полноценное двуязычие не состоится.
2. "Что делать?"
В педагогике плохо приживаются универсальные, пригодные для "всех случаев жизни" методы. В каждой семье двуязычное воспитание требует индивидуального подхода. Однако, существуют общие рекомендации.
Во-первых, необходимо сформировать у ребенка положительное отношение к русскому языку, желание этот язык изучать.
Во-вторых, желательно максимально использовать время, когда дети еще маленькие, до десяти лет, более управляемые и не слишком загружены в общеобразовательной школе.
В-третьих, двуязычное воспитание требует, как от взрослых, так и от детей, высокого уровня самоорганизации; занятия должны быть регулярными.
В-четвертых, важно, чтобы атмосфера занятий была стимулирующей, благожелательной.
Позитивный настрой у ученика можно создать, обращаясь к его творческим способностям. Творческая работа в сочетании с реальной практической деятельностью дает прекрасные результаты в развитии речи у детей. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство можно успешно использовать для развития речи, а занятия русскими народными промыслами позволяют заодно ненавязчиво знакомить малышей с историей России.
В качестве примера приведу одну из моих учебных программ по декоративно-прикладному творчеству, "Дымковская игрушка" (глиняная игрушка; дымковской ее называют по месту присхождения: Дымково - слобода в пригороде г. Вятки (Вологодская область)).
Изначально я готовила этот материал для детей младшего школьного возраста, но дымковской игрушкой с удовольствием занимаются и старшие школьники, и взрослые. Возраст учеников не имеет значения, важны заинтересованность, мотивация.
Начинаю урок с того, что показываю готовые игрушки, сделанные мной или другими детьми на предидущих занятиях. Посмотрев мои "экспонаты", дети обычно загораются желанием изготовить что-то подобное. Вот тут самое время познакомить их с историей этого исконно русского промысла. Рассказываю коротко, ведь всем хочется скорее приняться за работу. Свой рассказ дополняю демонстрационным материалом, показываю фотографии, рисунки. Рассматривая иллюстрации, обращаем внимание на детали. Спрашиваю у каждого, что ему больше понравилось. Потом даю тему. Первое задание должно быть простым, от урока к уроку задачи усложняются. Садимся вокруг стола, я раздаю заранее приготовленный материал, работаю вместе с детьми, тоже беру кусок глины и начинаю показывать последовательность операций. Дети повторяют за мной. Если у кого-нибудь что-то не получается, подхожу и помогаю. Все свои действия я поясняю словами. Например: "Разделим кусок глины на две равные (неравные) части, скатаем шар (цилиндр) и т.д." Говорю по-русски. Благодаря наглядности, все меня хорошо понимают, даже, если я использую незнакомые слова. Заканчиваем лепить игрушки и расставляем их на столе, перед собой, рассматриваем. Изделия наши получились, конечно, кособокими, но у каждой игрушки свой характер; обращаю на это внимание детей. Урок закончен, но сегодня мы сделали только половину работы, к следующему занятию наши игрушки высохнут, и можно будет приступить к их раскрашиванию (росписи). Не буду подробно останавливаться на этом этапе работы, принцип остается прежним, только теперь на столе вместо глины - краски и кисточки, а в качестве примера - образцы росписи по глине.
Курс "Дымковская игрушка" расчитан примерно на 6-8 часов, но можно ограничиться парой занятий, а можно заниматься годами. В ходе курса дети осваивают основные технологические приемы, знакомятся с историей промысла, усваивают новую лексику и получают хороший стимул для далнейшей творческой работы. Такие занятия развивают художественный вкус малышей, их творческие способности, учат концентрироваться.
Дымковская игрушка - не единственное направление декоративно-прикладного творчества, которым можно заниматься с детьми. У меня есть программы и по другим направлениям, например: изготовление художественных изделий и картин из березовой коры, графика по бересте, флористика, аппликация, бумажная пластика и др.
По окончании каждого курса устраиваю выставку. Выставка - очень важный этап работы.
Другие работы по теме:
Сущность метода творческих проектов
Сущность метода творческих проектов. Декоративно-прикладное искусство как часть эстетического и патриотического воспитания школьников. Требования к учителю по прикладному творчеству.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. Б. В. Аверин. // Иван Бунин: pro et contra. – Спб.: Феникс, 2001. – С. 658-663
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Карамзин Н. М. - Особенности творчества
Карамзин, хотя и был значительно моложе Радищева, принадлежал к той же эпохе русской жизни и литературы. Обоих глубоко волновали одни и те же события современности. Оба были писателями-новаторами.
Тот, кто "не в ногу"
"Маргинал" — слово модное, но понятие довольно неопределенное. Отсюда и не вполне ясна роль этого явления в культуре. Ключевой в определении маргинала представляется характеристика — "внесистемный".
Панно для интерьера
Введение Витраж — от французского «vitrage» («vitrum» — «стекло», лат): орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого прозрачного материала в окне, двери или в виде самостоятельного панно, а так же это особый вид декоративного искусства, приобретающий огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, такими как живопись, архитектура и т.д.
Скальные жилища
Введение 1 Доисторическая Европа 2 Азия 3 Доколумбовы культуры Америки Введение Скальное жилище — типичное жилище доисторических людей в естественных нишах (пещерах) в скалистой породе, иногда дополнительно раскопанных или доработанных. По мере перехода людей к оседло-земледельческому образу жизни скальные жилища выходят из употребления, однако и в цивилизованных обществах могут возникать скальные жилища, играющие скорее декоративно-ритуальную функцию.
Культура Древней Руси 14
Культура Древней Руси Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока.
Врубель М.А.
Живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор, художник декоративно-прикладного искусства, известен как автор живописных полотен, фресок, декоративных панно.
Айзенберг, Михаил Натанович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание 4 Труды Список литературы Введение Михаи́л Ната́нович Айзенбе́рг (род. 1948, Москва) — русский поэт, эссеист, литературный критик.
Карус, Карл Густав
Введение 1 Жизнь и творчество 2 Избранные полотна 3 Публикации на русском языке Введение Карл Густав Карус (нем. Carl Gustav Carus; 3 января 1789, Лейпциг — 28 июля 1869, Дрезден) — немецкий врач (гинеколог, анатом, патолог, психолог), художник и учёный, крупный теоретик романтизма в искусстве.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Агеев, Виктор Иванович актёр
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Оренбургский областной драматический театр имени М. Горького Список литературы
Культура Армении
План Введение 1 Архитектура 3 Музыка 4 Театр 5 Мифология 6 Изобразительное искусство 6.1 Декоративно-прикладное искусство Армении 6.2 Ковроделие 6.3 Миниатюрная живопись
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Леконт де Лиль, Шарль Мари Рене
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Библиография Введение Шарль Мари́ Рене́ Леко́нт де Лиль (фр. Charles Marie Renй Leconte de Lisle, 22 октября 1818 — 17 июля 1894) — французский и реюньонский поэт, глава Парнасской школы.
Калатея кроката - основное комнатное растение
Калатея Calathea Семейство марантовых. Родина - влажные тропические районы Южной Америки. Это декоративно-лиственное многолетнее корневищное растение около 70-80 см высотой. Ценится за оригинальность окраски листьев, которая может быть и чисто зеленого цвета и с различным рисунком из полос и пятен самых разных оттенков - от желтого до красно - коричневого.
Батюшков Константин Николаевич
В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу.