Метафоризация
характеристик образа женщины в русской культуре чрезвычайно распространена. Это
объясняется тем, что метафоризация предоставляет для описания, характеристики
нераздельность образа и смысла, допущение разных интерпретаций, отсутствие
мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта.
Метафора возникает при
сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам. Логическая сущность
метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг.
Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и
включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном
основании. Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает
не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий
отрицание термин.
Метафора выполняет две
основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и
классов объектов. Исходной для метафоры является функция характеризации.
Теперь на конкретных
примерах покажем, как в русской культуре используется метафоризация
характеристик женщины.
Уже в фольклоре мы видим прекрасные примеры использования
метафор для характеристики женщин – у русского народа женщина и «березонька», и
«неописанная краса», тоскующая кукушка (плач Ярославны в «Слове о полку
Игореве»), и, пожалуй, самая известная русская метафора для характеристики
женщины - лебедушка.
Кстати, эти народные воззрения на женщину есть и в поэзии
А. С. Пушкина – вспомним «Сказку о царе Салтане», где царевна
… Величава,
Выступает,
словно пава,
А как речь-то
говорит –
Словно реченька
журчит.
Напомним, что пава – это павлин, а сама царевна выступает
в образе лебеди.
У Пушкина – огромный набор разнообразных метафор для
характеристики женщины – точнее, самых разнообразных женских образов,
когда-либо им встреченных. Приведем только один пример – незабываемые строки
стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», где женщина предстает
Как мимолетное
виденье,
Как гений
чистой крастоты…
А чего стоит пушкинское:
Подруга дней
моих суровых,
Голубка дряхлая
моя!
Яркие примеры дает нам поэзия Н. А. Некрасова. Вот уж кто
посветил русской женщине множество бессмертных строк. Метафоризация служит
Некрасову для обрисовки характера женщины, ее внутреннего мира, характеризует
ее как личность со всеми ее особенностями: так, свою любимую женщину Зину
Некрасов называет в одноименном стихотворении «дитя», Сашу в одноименной поэме
называет «цветком полевым», «голубкой», а в «Коробейниках» девушки -
«лебедушки», а главная героиня – «душа-зазнобушка».
Вот, к примеру,
стихотворение «Тройка»: для характеристики образа юной русской красавицы
Некрасов выбирает такие метафоры, как: «в волосах твоих, черных, как ночь», ее
саму называет «чернобровой дикаркой». Таким образом, в данном случае
метафоризация характеристики девушки призвана показать ее неугомонный, юный,
ничем не стесненный нрав… и эта метафора подчеркивает следующие строки
стихотворения, где говорится о том, что ждет в замужестве девушку, как придется
покориться и увянуть вольной (пока еще) «чернобровой дикарке».
«Вчерашний день, часу в
шестом…» - другое известное стихотворение Некрасова. Для характеристики
женщины, молодой крестьянки, гордой, несмотря на свое «низкое» происхождение,
Некрасов выбрал такую метафору, как сравнение крестьянки – с Музой:
Ни звука
из ее груди,
Лишь бич
свистал, играя…
И Музе я
сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Эти строки перекликаются
с последники строками стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!»:
…На эту
бледную, в крови,
Кнутом
иссеченную Музу…
Говоря о тяжелой судьбе
русской женщины, Некрасов в стихотворении «Мать», характеризуя душевное
состояние героини, называет ее мученицей. А в первых строках поэмы «Саша»
Некрасов использует такую метафору:
Словно как
мать над сыновней могилой,
Стонет
кулик над равниной унылой…
С одной стороны, речь здесь идет о кулике, а с другой –
показан образ женщины, матери, какой она видится поэту.
Эти строки перекликаются с другими, ставшими давно
крылатыми для русской культуры, где мать представляется поэту плакучей ивой
(«Внимая ужасам войны…»):
Им не забыть
своих детей,
Погибших на
кровавой ниве,
Как не поднять
плакучей иве
Своих
поникнувших ветвей…
Мало кто из русских писателей и поэтов так писал о
женщине, как Некрасов. Пожалуй, горькая судьба русской женщины – одна из
главных тем в его творчестве. «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»
- эти строки давно стали крылатыми. Поэтому чаще всего Некрасов для
характеристики своих героинь использует метафоры, подчеркивающие тяжесть их
судьбы.
Иной образ женщины вырисовывается у Блока. Женщина у
Блока – прежде всего таинственная, величественная, прекрасная. Чаще всего для
характеризации своих героинь Блок использует такой прием, как метафоризацию:
«звезда мечтаний нежных», «царица блаженных времен», «отзвук забытого гимна»,
«бред моих страстей напрасных», «живой костер из снега и вина»… Продолжать
можно бесконечно, перебирая, как драгоценные камни, все метафоры, которыми Блок
в разных произведениях вырисовывает Единый Лик, лик своей Прекрасной Дамы.
Времена меняются, а красота остается. В. Гордейчев, поэт
уже советской России, писал:
Полнота
скользящих линий –
не могу глаза
отвесть:
что-то в
женщинах от лилий
удивительное
есть.
У В. Цибина метафоры более жесткие:
Ты – как первый
полет,
тот, который
удался;
ты – как
строгий паек,
что в войну
выдавался.
Война… Сколько строк сказано о русской, советской
женщине, прежде всего – о матери. Вот слова А. Твардовского: «птица-мать» -
сразу эта метафора рисует перед нами образ самоотверженной птицы, что своими
крыльями защищает птенцов.
А Я. Смеляков в одном своем стихотворении – «Милые
красавицы России» - говоря о войне и о мире, подбирает множество красивых слов,
чтобы выразить, ярко воплотить в единый образ русской красавицы слова: «юная
Джульетта», «Офелия», «Золушка», «русские принцессы»…
Конечно, в данной работе
мы осветили только наиболее ярких представителей русской культуры, показав, как
они использовали прием метафоризации для характеристики своих героинь. Но
некоторые итоги подвести можно.
Ясно, что русская
женщина, если исходить из того следа, который оставил ее образ в русской
культуре – многолика и многообразна, непостижима и неповторима. Каждый из
писателей видел ее по-своему, и каждый использовал различные метафоры, чтобы
подчеркнуть характерные черты того образа, которые хотел показать.
В результате русская женщина предстает перед нами и как
лебедушка, и как Муза, и как «живой костер из снега и вина», и как «дитя», и
как «мимолетное виденье», и как «чернобровая дикарка», и как «гений чистой
красоты», и как «душа-зазнобушка», и «лилия», и «плакучая ива», и «голубка
дряхлая», и «русская принцесса»…
Впрочем, если продолжать, список окажется практически
бесконечным. Главное ясно: метафоризация характеристик женщины в русской
культуре служит для того, чтобы наиболее ярко и образно показать и подчеркнуть
те или иные черты различных женских образов.
Другие работы по теме:
Мифологические существа
Text Text Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Гарпия— существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла Graphics
Подбор брачного партнера
Как Вы оцениваете брак своих родителей ? Количество выборов Мужчины Женщины Идеальный В целом хороший Эмоциональный разлад На грани развода Родители разведы
Литературный герой ВЕРОЧКА
Верочка центральный персонаж комедии И. С. Тургенева Месяц в деревне первонач редакции под назв. Студент Две женщины В. бедная семнадцатилетняя сирота воспитанница в доме. Натальи Петровны Ислаевой.
Пушкин а. с. - Кто главный героя романа
Пушкин воплощает в Татьяне лучшие черты русской женщины. Стремясь показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных черт. Но героиня в то же время удивительно привлекательна духовно.
С. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре императорской России (XVIII начала XX в.)
Почему Евгений Онегин назван Пушкиным свободным романом
Роман Пушкина «Евгений Онегин» — первый русский реалистический роман, причем написанный стихами. Он стал произведением новаторским как по форме, так и по содержанию. Пушкин поставил задачу не только показать в нем «героя времени», Онегина, человека с «преждевременной старостью души», создать образ русской женщины, Татьяны Лариной, но и нарисовать «энциклопедию русской жизни» той эпохи.
Образ русской женщины в творчестве Некрасова
(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины") «Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Творчество Некрасова
В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них — голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа — бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти...
Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы.
Кто главный героя романа Евгений Онегин
Кто главный героя романа "Евгений Онегин"? Автор: Пушкин А.С. Пушкин воплощает в Татьяне лучшие черты русской женщины. Стремясь показать обыкновенную русскую девушку, Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных черт. Но героиня в то же время удивительно привлекательна духовно.
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Татьяна - милый идеал
Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще.
Татьяны милый идеал... по роману А. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье “Евгений Онегин” назвал произведение “энциклопедией русской жизни”. Роман был для поэта, по его словам, “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Тип величавой славянки в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. «Величавая славянка» - образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ жизни, символ национального характера, который в некоторых произведениях внимательно и тщательно анализируется и рассматривается поэтом с помощью разговора, различных ситуаций и поступков.
Китайский погром в Благовещенске
Массовое убийство китайцев в Благовещенске произошло летом 1900 года. С 1898 г. Китай был охвачен восстанием ихэтуаней, убивавших европейцев и требовавших возврата к «традиционной» китайской культуре. Действия восставших, однако, ограничивались территорией собственно Китая; в то же время, отношение между многочисленными китайскими мигрантами, обитавшими в России вдоль китайской границы, и местным населением оставались довольно мирными.
Sony Ericsson Open 2009
Введение 1 Соревнования 1.1 Мужчины. Одиночный турнир 1.2 Женщины. Одиночный турнир 1.3 Мужчины. Парный турнир 1.4 Женщины. Парный турнир Sony Ericsson Open 2009
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Дворянское собрание
Введение 1 Функционирование 2 В наши дни 3 Дворянское собрание в популярной культуре Список литературы Введение Дворянское собрание (иногда Благородное собрание) — орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы. Дворянские собрания действовали как на губернском, так и на уездном уровнях.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Айтматов Ч.
Киргизский советский прозаик, пишущий на киргизском и русском языке. Родился в семье одного из первых киргизов-коммунистов. Под влиянием семьи будущий писатель с детства приобщился к русской культуре, русскому языку и литературе.