Автор: Солженицын А.И.
Так уж случилось, что в большинстве литературных произведений главными героями становятся мужчины. Но наша жизнь — это переплетение человеческих судеб. И конечно, в литературе совершенно невозможно обойтись лишь “сильными мира сего”.
Как и у любого автора, женские образы у Солженицына имеют свои характерные особенности. Но, как известно, одинаковых людей не бывает, поэтому каждая женщина в его книгах — отдельная судьба.
В таком объемном произведении, как “В круге первом”, написанном в основном о мужских судьбах, женщины играют роль верных подруг, вольных, в отличие от мужчин, но не свободных по разным причинам. Солженицынские героини поражают глубиной своей души. И Симочка, и Клара, большинство других героинь некрасивы внешне. Автор и его герои любят их за внутренний мир. Героини Солженицына как бы “не от мира сего”. Часто они одиноки, их не понимают даже самые близкие люди. Они редко находят себе собеседников, которые смогли бы проникнуться к ним соучастием, выслушать и понять. Клару считает странной даже ее отец. И вдруг случается чудо. Она находит родственную душу в Иннокентии Володине, чрезвычайно умном, много знавшем и видевшем, глубоком человеке, который и сам является странноватым даже для собственной жены. “... Много вопросов набралось у Клары, на которые вот Иннокентий мог бы и ответить!” Вообще, эта девушка, как и Симочка, находит теплоту и душевное взаимопонимание среди людей, научившихся ценить и разгадывать внутренний мир других, несмотря на поверхностные взгляды, видеть душевную красоту. Как уже было сказано, женщины у Солженицына не имеют внешней привлекательности, и все внимание направлено на внутренний мир, образ жизни, мыслей, действий.
Рассказ “Матренин двор” написан целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа “В круге первом”. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она жила в своем собственном мире. Осуждаемая, непонятая, не такая, как все. “В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!..”
У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. У нее нет тяги к философским рассуждениям. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.
Есть у Солженицына женские образы, как бы противопоставленные верным женам заключенных, девушкам с глубокой душой и праведной труженице. Так, совсем непохожие на свою сестру Дабнара и Динера, красавицы, жившие в спокойном благополучии всеобщего благоговения, не вызывают симпатии автора: за их внешней оболочкой, в общем, ничего не стоит. Во всяком случае, им далеко до “странной” Клары с ее одухотворенностью, богатством мыслей. Они легкомысленны и приземленны, хотя и прекрасны внешне.
Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высоко духовных героинь и свою внутреннюю непривлекательность. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством подчеркнута не их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа.
Сам автор, пройдя сложный жизненный путь, повидав много разных людей, создал образ женщины, которая поддержит и поймет, воспримет тебя таким, каков ты есть. Солженицын упоминает “праведника” в рассказе “Матренин двор”, и не случайно. Это относится ко всем положительным героиням. Ведь все они умели смириться и в то же время оставаться борцами — борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Другие работы по теме:
Толстой а. н. - женские образы в романе петр первый
Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том что он в своем историческом романе создал правдивые образы. Петра Первого и его сподвижников но еще более велика заслуга писателя в том что он попытался раскрыть женские образы в их развитии.
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
Автор: Тургенев И.С. «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин.
Мастерство Солженицына в создании литературных характеров
Ни для кого не секрет, что чужая душа потемки, а каждый человек уникален и неповторим. Как же писателю удается столь правдиво создавать образы своих героев? Откуда он берет материал для характеров, столь непохожих друг на друга? А. Солженицын говорит по этому поводу: «В том состоят возможности искусства, что человек использует собственный опыт для точной угадки и воссоздания других людей».
Маша Миронова в романе Пушкина Капитанская дочка
Во многих произведениях А.С. Пушкина женские образы играют главную роль. В Маше Троекуровой («Дубровский»), Татьяне Лариной («Евгений Онегин»), Маше Мироновой («Капитанская дочка») много общего. В этих характерах воплощены лучшие черты русских женщин: умение глубоко и сильно любить, чувство долга, самоотверженность.
Рассказ Александра Солженицына На изломах
Судьба Александра Исаевича Солженицына была крайне сложна и тяжела – и все же это характерная судьба человека его времени. Воевавший, прошедший лагерь, высланный из страны, и вернувшийся в нее после перестройки, писатель через всю жизнь и все трудности пронес неизменными свои взгляды и творческие принципы.
Русская деревня в изображении Солженицына. По рассказу Матренин двор
Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях.
Женские образы в рассказе И. А. Бунина Легкое дыхание
Женские образы в рассказе И. А. Бунина "Легкое дыхание" Автор: Бунин И.А. Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина "Лёгкое дыхание". Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской - главной героини рассказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла.
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 4
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. В своей комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов показал нам старую барскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. Это общество, в котором царствует мундир и чин, все презирают книги, ученье, о человеке судят не по личным качествам, а по количеству крепостных душ, все подражают загранице, поклоняются чужой моде, языку и культуре.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 5
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. PВ системе персонажей пьесы А. С. Грибоедова “Горе от ума” важное место занимают женские образы. Центральным является образ Софьи, дочери Фамусова, московского барина, управляющего в казенном месте. Ее образ трудно определить однозначно.
Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”
Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии.
Архипелаги А. И. Солженицына
В последние годы мы получили возможность познакомиться со многими произведениями, от которых волевым решением коммунистических идеологов были насильственно отлучены.
Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына
Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской "оттепели", вспыхнуло, напугав поборников "безгласности" времен "застоя".
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 3
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сразу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, его устоев и нравов.
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Затеряться в самой нутряной России. По рассказу А.И.Солженицына Матрёнин двор.
"Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженицына "Матрёнин двор".) Автор: Солженицын А.И. Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали "новым Толстым" и по сей день приноравливают его к "новому Толстому" — или пеняют на "нового Толстого", кем он будто бы так и не стал.
Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.
Женские образы в романе "Война и мир"
Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.
Архипелаг ГУЛАГ 2
Введение 1 Критика Список литературы Введение «Архипела́г ГУЛА́Г» — художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына).