Природа и цивилизация в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Автор: Лермонтов М.Ю.
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - первый реалистичный роман с глубоким философским содержанием в русской литературе. Прочитав его, читатель знакомится с его сложной и необычной композицией, где биография главного героя изображена с нарушением хронологической последовательности.
Так как роман «Герой нашего времени» является психологическим, то раскрытие характеров героев в нем достаточно глубокое и всестороннее. Немалую роль в нем играет пейзаж, который тесно связан с переживаниями героев.
Весь роман построен на противопоставлениях, и одним из них является противопоставление природы и цивилизации. В этом случае всех героев романа можно разделить на две группы: первая – это люди, имеющие непосредственное отношение к природе, понимающие ее; вторая – это «люди цивилизации».
К первому типу будут относиться Азамат, Казбич, Бэла, контрабандисты. В романе их образы будут достаточны простыми: «… Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми». Изображение всех этих персонажей проходит в сопоставление с природой. У Бэлы были «глаза черные, как у горной серны», также в романе подчеркивается ее душевная чистота, так как вокруг ее могилы разрастаются цветы. Кавказцы сравниваются с горными реками; Казбич «будто кошка», нападает на отца Бэлы. В повести «Тамань» особенно ярко изображается противопоставление цивилизации и природы, «людей цивилизации» и «людей природы». С самых первых строк читатель видит всю сущность этого городка: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода…». В данном случае Тамань является примером «скверной» цивилизации того времени. В то же время описывается и природа прибрежной местности: «…передо мной тянулось ночною бурей взволнованное море, и однообразны шум его, подобный ропоту засыпающего города…Волнуемый воспоминаниями, я забылся.. Так хорошо около часа…». Контрабандисты так сильно сближены с природой, что действуют, как одно целое с ней. Когда Янко впервые появляется в романе, он изображается на фоне стихии: «…между горами волн…Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана…». Также описывается «бедная лодка» Янко : «она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены».
Образ возлюбленной Янко тоже является образом «человека природы». Печорин назвал ее ундиной, так как она была как русалка: «…на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка». Ее глаза были наделены «магнетической властью», сама она сравнивается со змеей : «как змея, скользнула между моими руками», «ее змеиная натура выдержала эту пытку»; и с кошкой : «она, как кошка, впилась в мою одежду». Все это подчеркивает в ней естественную, природную натуру.
Также встречаются читателю образ слепого. Несмотря на то, что он ничего не видел, чувствовал себя достаточно уверено, спускавшись по скале: « он шел так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет, но…он ступал с камня и избегал рытвин». Он узнает, что плывет Янко, когда этого не замечает даже ундина: «… это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные весла».
Основная черта всех героев – «людей природы» - это врожденная способность сливаться с природой, ощущать себя ее частью. Они могут испытывать «невольное биение сердца» при виде природы, они не могут без нее жить.
Ко второму типу персонажей можно отнести Грушницкого, Вернера, Мери, Вулича. Это будут «люди цивилизации».
Обобщенной противоположностью среде «естественных» людей выступает в романе «водяное общество».
В повести «Княжна Мери» почти исчезают описания природы, которые появляются в экспозиции и в связи с Печориным. Саму Мери Печорин описывает, как девушку милую, с «благородной походкой», но все-таки не близкую природе: «она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали».
Вернер был «скептиком и материалистом», отстраненным от природы.
Во взаимодействии с каждой из этих групп персонажей раскрывается сложный противоречивый характер Печорина. С одной стороны, он открывается читателю как человек любящий природу: «Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра…», «Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу разума. Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем…». Но несмотря на все это, он не может стать полностью «человеком природы»: в нем слишком много черт «человека цивилизации». Он странен, скептичен, эгоцентричен и т.д. В некоторых случаях романа Печорин абсолютно беспомощен. Когда ундина заманила его в лодку, то, отплыв от берега достаточно далеко, он испугался, так как совсем не умел плавать. Это тоже подчеркивает «неприродность» его образа.
Таким образом, можно сказать, что в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» характеры героев изображаются не только через раскрытие их взаимоотношения с обществом, но и с природой. Тем самым, пейзаж в данном произведении имеет три функции: фон, на котором происходят все события романа; средство раскрытия характеров героев; средство выражения авторской позиции автора.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Печорин портрет своего поколения
В романе. Герой нашего времени. Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы которые часто звучат в его лирике почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни почему они старятся в бездействии.
Герой нашего времени Лермонтова социально-психологический роман
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова есть все основания считать родоначальником отечественной прозы. Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, на мой взгляд, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе, развернуть эту тенденцию Лермонтову помешала смерть.
Картины природы в поэме Лермонтова Мцыри и их значение
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.
Тема одиночества в творчестве Лермонтова
Тема конфликта человека и общества, начатая Байроном, получила свое развитие в сочинениях и Пушкина, и Лермонтова не случайно. Дело в том, что «английский сплин», которым был болен Чайльд Гарольд, имеет аналогию — «русскую хандру». «Русская хандра» получила такое широкое распространение, что стала поистине болезнью века, и величайшие русские писатели не могли, конечно, не отразить это явление в своих произведениях.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.
Сочинение-вывод на тему Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221 Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Печорин и водяное общество в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени.
Печорин и "водяное общество" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Автор: Лермонтов М.Ю. До сих пор прослеживались попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга. Безуспешность этих попыток, как видели, объясняется не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.
Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова как психологический роман 2
«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова как психологический роман Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. Первая повесть «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открывается поэтическим описанием Койшаурской долины, по которой едет рассказчик: перед читателем проплывают «горы неприступные» в «золотой бахроме снегов», «серебряная нить» Арагвы, сверкающей, «как змея своей чешуею».
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени 2
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя - Печорина. В каждой из повестей Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.
Печорин - портрет своего поколения по роману Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов затрагивает те же проблемы, которые часто звучат в его лирике: почему умные и энергичные люди не могут найти себе место в жизни, почему они “старятся в бездействии”? Роман состоит из пяти частей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”.
Из двух друзей всегда один раб другого (Лермонтов Герой Нашего времени)
Сочинение-опровержение. Из двух друзей, всегда один раб другого. Эту нелепую фразу сказал Печорин - герой произведения М. Ю. Лермонтова "Герои Нашего времени". Я считаю, что его утверждение не верно, так как дружба основана на равноправии, взаимоуважении и на взаимном доверии. Такая мысль могла прийти в голову Печорина только потому, что у него самого не было никогда настоящих друзей.
Пейзаж в романе Лермонтова "Герой нашего времени"
Познакомившись с композицией романа "Героя нашего времени", которая необычна и сложна, мне хотелось бы отметить художественные достоинства романа. У лермонтовского пейзажа очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала ещё более откровенной и грубой.
Пейзаж и его роль в романе Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В романе щедро показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).
Фатализм Печорина по роману М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В романе "Герой нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и "вянут без борьбы" в самом начале своего жизненного пути.
Тема рока, фатума в романе Лермонтова Герой Нашего Времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени.