Символика в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.
Д. Мережковский
Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского.
Уже первое слово — “преступление” — символ. Каждый герой “переступает черту”, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание “преступить” или “провести черту” пронизывает весь роман, “переходя из уст в уста”. “Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно”. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они “сумасшедшие”, т. е. “сошедшие” с пути, лишенные разума. “В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших... Редко где найдется столько мрачных, резких и стран-ных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Именно Петербург — фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя — с его вечной “духотой и нестерпимой вонью” превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии. Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою “не хватает воздуху”. “Родион” означает “родной”, но он и Раскольников — раскол, раздвоение. (Раздваивается и город: реальные улицы и мираж, фантастика, “Новый Иерусалим” и “Ноев ковчег” — дом старухи.) Слово “Раскольников” употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже “из раскольников”. Вспоминается герой сна Раскольникова — и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет — желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв; для А. А. Блока — страх; для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет; у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. “А желчи-то, желчи в них во всех сколько!” Этот “яд” оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а “воздуху нет”, только духота, “безобразная”, “страшная”. А в этой духоте Раскольников бьется “в лихорадке”, у него “озноб” и “холод в спине” (самое страшное наказание ада — наказание холодом — “страшный холод охватил его”). Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников (кроме блуждания по улицам) чаще всего находится на пороге или движется по лестнице. Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой “восхождение” — счастье, а “нисхождение” — беда. Герои “мечутся” по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович “вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным”, а его “круглая шляпа” — один из кругов ада. Но есть в романе и герой, “выбравшийся из-под земли”, но, выбравшись, Свидри-гайлов (как и все герои) попадает на улицу.
Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают; комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им “некуда пойти”. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят “толпами” (библейский мотив).
Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе. “Тридцать сребреников” превращаются в “тридцать копеек”, которые Соня дает Мармеладову на выпивку; под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи; Раскольников (как Лазарь) воскресает на четвертый день (“четыре дня едва ешь и пьешь”). Символика цифр (четыре — крест, страдание; три — Троица, абсолютное совершенство), основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где “семь” значит “смерть”, “узость” порождает “ужас”, а “теснота” переходит в “тоску”.
Живущие в таком мире, несомненно, грешники. Они привыкли врать, но “вранье” для них “дело милое, потому что к правде ведет”. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены. Дьявольский смех “нараспашку” (а смеется дьявол, но не Христос) сковывает их, и они “скривляют рот в улыбку”, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту.
Но Катерина — “чистая” — умирает, ведь надо быть мудрой (Софья) и прощать и веровать (в Родиона веруют Дуня и Софья). Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает (как Василий Фивейский): “Верую!” Этот символ поистине безграничен, ведь “во что веришь, то и есть”. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что “хрустальный дворец” — трактир, а не мечта Веры Павловны; а Христос не праведник, а убийца; на голове у него вместо тернового венца шляпа, а за полой рубища — топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это дает право на воскрешение, ведь “истинно великие люди... должны ощущать на свете великую грусть”.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Петербург в романе ф. м. достоевского
События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказаниег разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих трактирами полными пьяных. Когда Достоевский писал. Преступление и наказание торговцы студенты.
Достоевский ф. м. - Тема униженных и оскорбленных в романах ф. м. достоевского
Роман Ф.М. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского Преступление и наказание.
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М Достоевского "Преступление и наказание". Автор: Достоевский Ф.М. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание».
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Сонина правда в романе Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины шестидесятых годов 19 века. Это время, когда Россия находилась в состоянии социального и экономического кризиса. По словам Салтыкова-Щедрина, «старые идеалы сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались».
Психологизм Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский - выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
Сочинение-миниатюра по роману Преступление и наказание
Сочинение-миниатюра по роману "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф.И. Достоевского " Преступление и наказание" - это произведение, посвящённное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки человеческая душа к постижению истины. Преступление Раскольникова-это игнорирование христианских заповедей, а человек,который в своей гордыне смог их преступить, по религиозным понятиям, способен на всё.
Символика снов в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Символика снов в романе Ф.М. Достоевского " Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.