Роль "двойников" Раскольникова в раскрытии основной идеи романа
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”, “заблуждения”.
В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости. Деловой человек Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие помыслов Раскольникова. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно “проливать кровь по совести”, мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, “помрачение ума”.
Рядом с “механическим человеком”, “последователем” нигилизма Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, мигом пристает “непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все” (этим он мне очень напоминает Ситникова и Кукшину в “Отцах и детях” И.С. Тургенева), рядом с ним — Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия своих исканиях и заблуждениях.
Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольаикова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека,из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов — это своеобразный “черный человек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.
Раскольников все время стремится разорвать ту нить, которая внутренне связывает его, совершившего преступление, со Свидригайловым. Не случайно именно с появлением Свидригайлова связана линия Германна из пушкинской “Пиковой дамы”. В сне Раскольникова после появления Свидригайлова проходит “видение Германна” — мучительный образ убитой старухи. Черты человека, одержимого идеей обогащения и самоутверждения, добровольно отказавшегося от любви и счастья, частично воплощаются в Раскольникове. Но трагедия героя Достоевского углубляется, расширяется. В “Преступлении и наказании” — это трагедия не только характера, но и времени. Перекличка с Пушкиным подчеркнута и сюжетно: оба героя стремятся начать новую, чистую жизнь, однако не останавливаются перед преступлением (они тоже похожи — убийство никчемной, никому не нужной старухи). И в одном и в другом случае преступление влечет возмездие. Пушкинская тема преступления и возмездия за него проходит и в романе Достоевского, только он решает ее по-другому.
Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образы Сони, Порфирия Петровича, Миколки, взявшего на себя преступление Раскольникова и решившего пострадать. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла — одна из самых заветных и любимых мыслей писателя.
Таким образом, сопоставление Раскольникова с другими героями глубоко связано с философским смыслом романа.
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Самооправдание или самообман раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяния главному герою романа.
Признание Раскольникова в преступлении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова.
Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь Толстой
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — своеобразное исследование идеи Родиона Раскольникова, проверка ее жизненности. Достоевский изображает столкновение теории с логикой, самой жизнью. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию.
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем
В основе романа Достоевского «Преступление и наказание» лежит история преступления, но сюжет его разворачивается не так, как обычный детектив. Ведь преступление Раскольникова особое — это идейное убийство, основанное на страшной, бесчеловечной теории, созданной героем. Раскрыть такое преступление можно только учитывая его идейную основу и психологию самого преступника.
В чем смысл эпилога романа Достоевского Преступление и наказание
Роман Достоевского «Преступление и наказание» - произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.
В чем заключается наказание Раскольникова за преступление мини сочинение
Автор: Достоевский Ф.М. После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими.
Время и пространство в романах Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Исследуя систему образов романа «Преступление и наказание», можно выявить, что значительное место в художественной ткани романа занимает пространственно-временной план. Именно время и пространство соединяют между собой все части произведения. Перед нами возникает единая, целостная картина.
Теория Раскольникова и её разоблачение
Автор: Достоевский Ф.М. Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права «высших» людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает теорию о «высших» и «низших» представителях общества в уме совершенно, как мне кажется, гуманно человека, который даже переживает за своих современников.
Сюжет и композиция
Автор: Достоевский Ф.М. Сюжет, композиция, жанровые особенности романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении от первых до последних страниц романа.
Самооправдание и самообман Раскольникова
В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, "наполеонизма".
Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание
Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221 Кульминацией романа "Преступление и наказание", мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих".
Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. “Мы одного поля ягоды...” Свидригайлов — Раскольникову Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда “сломать то, что надо”.
Рецензия на роман Ф. Достоевского Преступление и наказание.
Автор: Достоевский Ф.М. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием.
Идеи героев в романе "Преступление и наказание"
"Человек есть тайна",- говорил Достоевский. Разгадать человека, понять его нелегко. Достоевский в романе "Преступление и наказание" глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества.
Раскольников и его "двойники"
Всем ходом романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приёмов разоблачения антигуманной сущности теории - это использование системы двойников.