"Город неправильных отступлений"
в прозе Чехова
Серый,
скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходя-щие
в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие,
приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно
увидеть покосившиеся, искривлённые серые дома. Небо затянуто тяжёлыми облаками,
давящими на дома, на город, через которые не пробивается ни одного лучика
солнца. Длинный, высокий забор с гвоздями, бойни отгораживают город от внешнего
мира, не дают проникнуть в него ни новой мысли, ни солнечному свету.
По
улицам ходят люди. Они тоже серые. Жители города суетятся, куда-то спешат по
своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково
опущенными серыми лицами. Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах.
Что такое город? Это прежде всего место, где живут люди, а значит, от них
зависит то, каким будет их город. Город отражает жизнь тех, кто живёт в нём.
Какой же город в произведениях Чехова?
Автор
не даёт ему определённого имени, называя его "город N", "город
С". Этим он показывает обобщённость образов уездных городов, однообразие
жизни, протекающей в них. Маленькие города в произведениях Чехова провинциальны
не тем, что находятся "в двухстах верстах от железной дороги", а тем,
что в них полностью отсутствует культура, а жизнь остановилась. В некоторых
произведениях в описании города присутствует один и тот же образ - длинный,
серый забор с гвоздями, отделяющий город от внешнего мира, не дающий ничему
новому, светлому проникать в жизнь маленьких уездных городов.
В
мире делаются научные открытия, а в палате № 6 "четыре прислуги спят прямо
на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы". И
самое страшное - ничего не меняется: проходит год, другой, десять, двадцать
лет, а в городе и в жизни его обитателей всё остаётся по-старому. Для человека,
приехавшего из столицы, дико жить в таком городе, где нет "ни водопровода,
ни канализации". Приезжие жалуются на скуку и однообразие жизни, на что
местные им отвечают, что в их городе "очень хорошо, что есть библиотека,
театр, клуб, бывают балы, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми
можно завести знакомство". Но потом оказывается, что библиотеки посещают
только девушки и молодые евреи, вместо настоящего искусства публике "нужен
балаган".
Но
город только отражает жизнь людей. Какой город, такие и люди оказываются в нём.
Они живут только бытовым временем. Их жизнь состоит из множества пустых
одинако-вых дней. Люди бездействуют. Доктор Рагин, приехав в город N, видит,
что происходит в больнице, и понимает, что "это учреждение безнравственное
и в высшей степени вредное для здоровья жителей", но ему не хватило
характера, веры в себя, чтобы что-то изменить. Он поддался бездействию, и всё
осталось на своих местах: смотритель и кастелянша, грабящие больных,
хирургическая рожа. Доктор Старцев становится Ионычем тоже потому, что он
поддался жизни, проходящей в городе, его стали интересовать только деньги, он
забыл о своём духовном развитии.
В
городе N движется только календарное время, но ничего не меняется, всё остаётся
на своих местах. Главы "интеллигентных" семейств играют старых
генералов и "кашляют очень смешно", их жёны пишут повести и романы о
том, "чего никогда не бывает в жизни", занимаются спиритизмом и
гомеопатией, а их дочери громко играют на роялях, читают серьёзные книги,
смеясь над смешными именами, и мечтают. Жизнь людей в городе N нельзя назвать
жизнью, это - существование. Если бы люди жили по-настоящему, то их должны были
бы волновать реальные проблемы. Почему в больнице вонь и грязь, почему
"смотритель, кастелянша и фельдшер грабят больных", почему "в
хирургическом отделении не переводится рожа", почему "четыре прислуги
спят прямо на полу" - эти вопросы должны были волновать людей, а не только
разговоры по-французски, участие в спектаклях, беседы о гипнотизме и игра в
винт.
Люди,
приезжающие в город N, понимают, каким является городское общество.
"Обыватели" являются "мирными, благодушными и даже
неглупыми" людьми, только пока "играешь с ними в карты или
закусываешь". Когда же начинается разговор о несъедобных вещах, то
обыватели "становятся в тупик и заводят глупую, злую философию".
"Общество картёжников, алкоголиков, хрипунов" - это и есть люди,
живущие в городе.
А
самое страшное - никто из жителей ничего не делает, никто ничем не занят и
никто ничего не хочет изменить в своей жизни. Никто из них не является
личностью, все люди - это одна безликая толпа. "Ваша праздная жизнь
нечиста, безнравственна", "интересны только просвещённые люди" -
говорят те, кто попадает из столицы в уездный город N. Серый забор с гвоздями,
заросли крапивы, пустынные, безлюдные улицы, маленькие, приплюснутые, покрытые
пылью дома, бойни, снова серые заборы… Неинтересные, пустые люди, живущие там…
Образ
города у Чехова производит гнетущее, удручающее впечатление. Но автор не верит,
что маленькие уездные города всегда будут оставаться такими. "Покажите
всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам", - говорит он
жителям города N. Чехов верит, что "от вашего города не останется камня на
камне", "всё изменится", "и будут тогда здесь громадные,
великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные
люди".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib/
Другие работы по теме:
Стихотворение в прозе
Стихотворение в прозе — термин, которым обозначают небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной организации речи.
Литературный герой РАНЕВСКАЯ
РАНЕВСКАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ Р., неуловимый в своей прелести, вобрал в себя родовые черты русской дворянской культуры, нашедшие свое литературное выражение в Лариных и Ростовых, Кирсановых и Лаврецких, Обломовых и Левиных. Поэзия образа Р. - в ее неразрывной связи с 337 усадьбой, старинным домом, вишневым садом.
Чехов а. п. - Образ провинциального города в прозе а. чехова
Провинциальный городок в произведениях. Чехова воспринимается мною как некий собирательный образ. Серый скучный день. Он такой же серый и скучный как и все остальные дни приходящие в этот город. Всюду только серый цвет серые слишком широкие улицы мале.
Литературный герой ДУШЕЧКА
Душечка героиня рассказа А. П. Чехова Душечка Д. Оленька Ольга Семеновна Племянникова одна из самых популярных героинь прозы. Чехова вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное.
Тема Кол-во страниц
Аверин, Б. А. Детство, отрочество и юность в изображении Л. Н. Толстого. / Б. А. Аверин. // Толстой Л. Н. Детство, Отрочество. Юность. – Л., Художественная литература, 1980. – С. 5-13
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Юмористические приемы в рассказе Чехова Хамелеон
А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.
Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незаменимый, единственный в своем роде друг.
Внутренний мир героя в рассказе Чехова О любви
Рассказы А.П. Чехова рисуют жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями быта и радостями. Особую роль в жизни героев играет любовь – чувство, изменяющее их отношение к миру, возвышающее их над обыденностью, но и создающее много проблем. Такая ситуация описана в рассказе «О любви».
Анализ пьесы А.П. Чехова Вишневый сад
Автор: Чехов А.П. Пьеса «Вишневый сад» - последнее драматическое произведение Чехова, печальная элегия об уходящем времени «дворянских гнезд». В письме к Н.А. Лейкину Чехов признавался: «Ужасно я люблю все то, что в России называется имением. Это слово еще не потеряло своего поэтического оттенка».
Народ в произведениях А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Все ждут и на что-то надеются... А.Чехов В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова Вишневый сад
О чем меня заставила задуматься пьеса А.П. Чехова "Вишневый сад"? Автор: Чехов А.П. Пожалуй, начну с того, что классическая литература потому и называется таковой, что она нетленна. Вопросы, проблемы, затрагиваемые в пьесе, актуальны и по сей день. Автор обнажил перед читателем проблемы загнивающей эпохи.
Драматургия
Автор: Чехов А.П. Как стилист Чехов недосягаем. В. Трофимов Краткость — сестра таланта. А. Чехов Антон Павлович Чехов всю жизнь тяготел к театру. Пьесы для любительских спектаклей были его первыми юношескими произведениями. Рассказы Чехова настолько насыщены диалогами, с помощью которых автор стремится выразить основные мысли персонажей, что они прямо-таки просятся на сцену.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Тема футлярности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Персонажи Чехова не способны что-либо кардинально изменить, наладить свою и общественную жизнь, поэтому уходят в себя, создают некий замкнутый мирок, оболочку, в которую прячутся от трудностей, от радостей и печалей жизни.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Модель мира в пьесах А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Через все драматические произведения Чехова проходит, в сущности, единая, многогранная и многоликая тема — тема поисков смысла жизни русской интеллигенцией начала века. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы, принадлежащие к заурядному потоку простой, массовой жизни, оказываются способными к возвышенным духовным исканиям.
Стилистические особенности прозы А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Многие литераторы 80—90-х годов XIX века показывали неодолимо гнетущее влияние среды, их герои уныло повторяли: "Среда заела!" Чехов же сосредоточивает свое внимание на том, как человек противостоит своей среде, как он выбивается из-под гнета раз и навсегда заведенных правил, условностей, привычек; иначе говоря, как он противоборствует укладу жизни.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Рецензия на пьесу А.П.Чехова Вишневый сад
Рецензия на пьесу А.П.Чехова "Вишневый сад" Автор: Чехов А.П. «Вишнёвый сад» - самое интересное произведение А.П. Чехова. 15 мая наш класс ездил в Архангельск в театр на постановку этого произведения.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Чехов и Чайковский
Великих художников России, великих современников — Чайковского и Чехова связывали теплые дружественные отношения. «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его».
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Серебренников, Кирилл Семёнович
Введение 1 Биография и карьера 2 Награды 3 Творчество 3.1 Режиссёр театра 3.1.1 Театры Ростова-на-Дону 3.1.2 В театрах Москвы и Санкт-Петербурга 3.2 Режиссёр кино