Художественное своеобразие и историко-философская проблематика " Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Поэма 1837 года "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором.Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. Глубокий кризис переживала страна. Находясь "на перепутье", которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось найти выход, опираясь на "внутренние ресурсы". Дворянская и народная культуры в России были разделены глубокой пропастью: у нас не было того среднего класса, буржуазии, который в Европе "соединял" аристократию и простонародье, обеспечивал взаимопроникновение культурных традиций и этических принципов. В 30-е годы такую роль "посредника" взяла на себя литература.Каким обостренным интересом к народу, его жизни и творчеству ознаменовался несчастный холерный 1830 год! Пушкин обратился к сказкам; появился Гоголь, написавший "Вечера на хуторе близ Диканьки", которыми зачитывалась вся Россия; появляются "собиратели народных сказаний"...
Выбор исторического периода для сюжета "народной" поэмы вполне понятен: Лермонтов обращается к допетровской России. Почему его заинтересовала именно эпоха Ивана IV? Этот государь стал символом деспота, тирана, самодура. И в эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт стремится сопоставить Русь времен древнего тирана и Россию, управляемую "просвещенным" государемНиколаем I. Главное, что вытекает из этого сопоставления — колоссальная разница масштаба личности "тогда" и "теперь". Все герои "Песни..." — прежде всего яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, или в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Одна из важнейших характеристик героев "Песни..." — их принадлежность к клану, к некой общности, которую сами персонажи ощущают как основную составляющую своей личности. И Алена Дмитриевна, и Степан Парамонович, и его младшие братья принимают оскорбление Кирибеевича прежде всего как оскорбление своего рода,чистого имени Калашниковых. Сила купца Степана Парамоновича не в богатстве, а в его твердой уверенности, что он не одинок. Он — из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и егобратья.
Бесконечно важна вся система нравственных ценностей, согласно которой живут Степан Парамонович и его мир. Превыше всего — честное имя; каждый человек ответствен не только перед собой, но и перед предками и потомками своими за каждый свой шаг. Какой силой, каким могуществом и бесстрашием наполняет человека это сознание!
Опричник Кирибеевич тоже ощущает свою принадлежность к определенному клану. Но это не семья, хотя он принадлежит к знаменитому роду:
А из роду ты ведь Скуратовых
И семьею вскормлен Малютиной!..
Имя Малюты Скуратова, страшного приспешника Ивана Грозного, наводило ужас на честной народ. Но не это мрачное имя составляет основу самоощущения Кирибеевича. Он прежде всего — царский опричник, приближенный государя, один из воинов его личного войска. Опричнина была наделена колоссальными правами, пользовалась с благословения Ивана Грозного абсолютной безнаказанностью. В этом и черпает силу Кирибеевич, ощущая за своей спиной всю опричнину и самого царя.
Столкновение Кирибеевича и Калашникова выходит за рамки личного дела, любовной интриги. Оно становится причиной столкновения частного человека и всей государственной машины. Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной им своей дружине.
Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, что ни на секунду не допускает мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Царь живет по собственным законам: хочу — казню, хочу — милую. Обещав перед всем народом праведный суд за бой:
“Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому Бог простит!”,
он без тени колебаний нарушает эту клятву. В том-то и дело, что государь и опричнина живут по своим законам, а Калашниковы — по законам общим, нравственным законам народа, согласно которым честь всегда дороже жизни.
Показательно, что решило исход битвы само моральное превосходство Калашникова:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...
Потому что главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: "Не в силе Бог, но в правде."
Лермонтова бесконечно привлекает нравственная красота героев. Он восхищается Аленой Дмитревной, для которой позор имени страшней
личной обиды, суд любимого мужа превыше всего:
Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей ты меня, или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюся твоей немилости...
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
Автор любуется и самим Степаном Парамоновичем, готовым насмерть биться "за святую правду-матушку", и бесстрашной верностью его братьев:
Ты наш старший брат, нам второй отец;
Делай сам, как знаешь, как ведаешь,
А уж мы тебя родного не выдадим.
Вот они — истинные русские характеры. Лиц не видно только в толпе, народ же начинается с индивидуальности каждого человека, с чувства личной ответственности и перед своей совестью, и перед семьей, и перед людьми.
Общество, ненавидящее личность, по мнению Лермонтова, само обрекает себя на гибель, на абсолютную моральную деградацию.
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" написана в особом жанре. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие "Песнью" "доброго боярина и боярыню его белолицую", играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются персонажи "Песни...", не лично авторские, а обобщенно народные. Это многократно усиливает торжество "правды-матушки" в сказании, ибо поступок безвестного купца Калашникова, защищавшего свою личную честь, стал фактом народной истории.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Изображение эпохи ивана грозного1
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», - писал он.
Лермонтов м. ю. - М. ю. лермонтов историческая тема в поэзии
Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.
Народный стих
Автор: Разное Ой ты, гой eси... Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
На чьей стороне правда в Песне про царя Михаила Лермонтова
Историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» посвящена эпохе царствования Ивана Грозного. Жестокие времена опричнины известны нам из истории. Настоящим героем произведения становится не царь, а молодой купец Калашников. Произвол и беззаконие были визитной карточкой опричников.
Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно».
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Полковник на балу и после бала 3
Полковник на балу и после бала Автор: Толстой Л.Н. "У каждого человека три характера: тот, который ему приписыывают, тот, который он сам себе приписывает;
Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова
М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев
Лирический герой Лермонтова
Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника.
После бала
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Художественные средства создания характеров в Песне про царя Михаила Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – это яркий и самобытный поэт, который создал галерею незабываемых характеров: смелых и порывистых, гордых и непреклонных, прочитав о которых надолго их запоминаешь. Такими героями являются персонажи произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: сильный и неукротимый Кирибеевич, гордый и мужественный купец Калашников, верная и любящая Алена Дмитриевна.
Дмитрий Иванович старший сын Ивана IV
Дмитрий Иванович (октябрь 1552(1552)—4 июня 1553) — первый русский царевич, первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны. Во время тяжёлой болезни в 1552 году Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу, однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого.
Ушатый-Чулок, Василий Васильевич
Василий Васильевич Ушатый-Чулок (ум. 1549) — князь, окольничий, боярин и воевода на службе у Великих князей московских Василия III и Ивана Грозного, второй из пятерых сыновей Василия Федоровича Ушатого, внук первого князя Ушатого. Принадлежал к роду князей моложских, отрасли князей Ярославских, XIX колено от Рюрика.
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Курицын, Иван Васильевич
Иван Васильевич Волк Курицын (казнён 27 декабря 1504) — дьяк и дипломат на службе царя Ивана III. Брат Фёдора Васильевича Курицына, также дипломата и писателя. Род Курицыных происходит от легендарного Ратши. Его дедом был Василий Напитка, а другой дед, Григорий Романович Курица Каменский, был боярином матери Ивана III Марии Ярославны и воеводой. [1]
Белёвский, Иван Иванович
Иван Иванович Белёвский — князь, воевода, служивший московским царям Василию III и Ивану IV. Сын Ивана Васильевича. Принадлежал к немногочисленному роду удельных князей Белёвских, владельцев Белёвского княжества, одного из Верховских княжеств.
Телепнёв-Овчина-Оболенский, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Телепнёв-Овчина-Оболенский — русский князь, воевода. Сын князя Фёдора Васильевича Оболенского-Телепня. брат Ивана Фёдоровича, который при регентстве Елены Глинской и малолетнем цере Иване Грозном фактически возглавлял правительство.
Горбатый-Шуйский, Борис Иванович
Бори́с Ива́нович Горба́тый-Шу́йский (? 1460 — 1537) Сын князя И. И. Горбатого-Шуйского [1]. Боярин с 1512 года. Сопровождал Ивана III в поездке по Новгороду в 1495—1496 годах. Воевода полка правой руки в первом Смоленском походе 1512 года, сторожевых полков в Смоленских походах 1513 и 1514 годов.
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Анкудинов Тимошка
Самозванец, выдававший себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.
Федор Иванович (1557-98)
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.