Арабский мир и его особенности

Рефераты по международным отношениям » Арабский мир и его особенности

Содержание

Введение

I. Арабский мир и его особенности

1.1 Понятие структура и специфика "арабского мира"

1.2 Проблемы арабского мира

II. Специфика проблемы и перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире

2.1 Специфика международных организаций и интеграционных объединений в арабском мире

2.2 Проблемы интеграции в арабском мире

2.3 Перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том какие перемены происходят в современном мире какие тенденции открываются в экономической социально-политической и других сферах человеческого бытия. Вот почему возникновение Европейского Экономического Союза было не частным фактом не рядовым региональным событием в области межгосударственного экономического сотрудничества группы европейских государств а первым крупным шагом который отразил наступление новой крупной эпохи в истории человечества основу которой составили перманентная научно-техническая революция невиданный размах интернационализации всех сфер жизни народов и государств быстро растущая взаимозависимость в межгосударственных отношениях и т.д. Один из устоев и конкретное выражение этих фундаментальных перемен - интеграция.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Ряд стран Европы Азии Америки уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции а некоторые регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию которая откроет немало нового и неожиданного как для национального так и интернационального развития. [1]

Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества начиная с заключения двусторонних военных политических культурных соглашений кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. Однако межарабское сотрудничество оказалось нестабильным и не принесло желаемых результатов. В связи с этим анализ практики становления развития состояния межарабского интеграционного процесса и причин препятствующих ему представляется крайне необходимым и актуальным.

Следует сказать что в последние годы объем исследований и научных работ по интеграции арабского мира возрос однако до сих пор нет четкого анализа происходящих в этом регионе процессов. Они изучаются г[2] лавным образом с точки зрения роли субъективного фактора сознательных намерений тех или иных социальных групп но в них не выделяются закономерности тенденции объективные факторы обстоятельства. Все это также определяет актуальность темы.

Последние десятилетия мирового политического развития характеризуются существенными изменениями приведшими к превращению мира в целостность. В результате в мире произошли существенные изменения которые нуждаются во всестороннем анализе. Возникли принципиально новые тенденции мирового развития связанные с усилением взаимодействия всех стран и народов.

Однако арабские государства не переместились в последние десятилетия с региональной периферии ближе в центр мировой экономики. В значительной степени это явилось следствием внешних к арабскому миру происходящих глобализационных процессов формирования транснациональных и трансрегиональных экономических взаимосвязей возникновения новых параметров международных отношений. Процесс интеграции происходит и в арабском мире. Арабские страны сразу после завоевания независимости начали разрабатывать различные схемы всестороннего сотрудничества начиная с заключения двусторонних военных политических культурных соглашений кончая субрегиональными соглашениями на общеарабском коллективном уровне. В связи с этим анализ специфики структуры проблем особенностей и перспектив межарабского интеграционного процесса и причин препятствующих ему представляется крайне необходимым.

Арабским народам приходится решать схожие проблемы связанные с необходимостью преодоления экономико-социальной отсталости культурной неразвитости и при этом противостоять многочисленным внешним вызовам. В связи с этим возрастает потребность в укреплении взаимодействия арабских государств в поиске таких форм сотрудничества которые способствовали бы их общему успешному разрешению поставленных нынешним историческим этапом задач. [3]

В последние годы в отечественной и зарубежной печати немало написано об ускорении темпов экономического роста ряда арабских стран благодаря рациональному использованию многократно возросших поступлений от вывоза их главного природного богатства - нефти. Доходы от поставок нефти в главные индустриальные центры современного мира - Западную Европу Японию а также в меньшей степени в США открыли перед арабскими экспортерами богатые возможности эффективно решать многие трудные социально-экономические а с ними и политические проблемы. В ряде этих стран появились крупные нефтеперерабатывающие и другие промышленные комплексы оснащенные по последнему слову техники. Однако арабская нефть пока не дала ее продуцентам решения главной задачи - они не смогли используя свои пусть огромные нефтяные доходы совершить прыжок в постиндустриальную эпоху если не ликвидировать то хотя бы сократить технологический и информативный разрыв в развитии двух цивилизационных типов сложившийся еще в эпоху колониальной и полуколониальной зависимости современных исторически молодых арабских государств. В этом свете думается можно с полным основанием констатировать что в наши дни арабские страны пройдя непростой путь независимого развития добившись серьезных успехов в упрочении экономического суверенитета стоят перед еще более сложной задачей - задачей обретения независимости научно-технологической которая бы привела к кардинальным изменениям в экономической структуре региона в его положении в мировом разделении труда избавила бы арабские страны от сохраняющейся однобокой сырьевой специализации их экспорта. Все это еще более определяет актуальность темы.

Актуальность темы и обусловила выбор цели и постановку основных задач данного исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью является: анализ проблем и перспектив развития интеграционных процессов в арабском мире.

Для решения этой цели нами были поставлены следующие задачи

исследовать понятие "арабского мира";

проанализировать структуру и специфику арабского мира;

выявить проблемы арабского мира;

показать специфику и проблемы интеграционных процессов в арабском мире;

выявить перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования - интеграционные процессы в арабском мире.

Предмет исследования - специфика проблемы и перспективы интеграционных процессов в арабском мире.

Степень разработанности проблемы. На данном этапе развития арабских стран научное осмысление развития интеграционных процессов в регионе имеет большую практическую значимость. Изучение этих процессов и связанных с ними проблем актуально не только для арабских стран но и для многих других развивающихся государств.

В настоящее время тему интеграции в арабском мире исследуют множество аналитиков. К работам касающихся исследований интеграционных процессов происходящих в странах Востока можно отнести работа следующих авторов: Баймуратов К. Бобина М. Бородаевская А.А. Гусаров В. Исаева В.А. Копин А.В. Левин З.И. Мелихов И.А. Степанова Н.В. Савичева Е.М. Ткаченко А. Труевцев К. Тума Э. Хантингтон С.

Среди арабских ученых и исследователей занимающихся проблемой интеграционных процессов в арабском мире можно назвать Абдельхаи Валид Аль-Айсауи Ибрагим Атыя Филипп Ахмед Хадер Ибрагим Саадэддин Исмаил Сабрн Аблалла Рифаат А. Мамед-заде П.Н.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе написания работы были изучены труды российских политологов и востоковедов как общего теоретического характера так и по проблемам составляющим предмет исследования.

Структура дипломного исследования. Дипломное исследование состоит из введения двух глав заключения двух приложений и списка источников.

I. Арабский мир и его особенности

1.1 Понятие структура и специфика "арабского мира "

"Арабский мир" территориально "компактен и непрерывен": на обширном пространстве протянувшемся от Арабского (Персидского) залива через районы Юго-Западной Азии и Северной Африки до Атлантического побережья расположились 18 арабских стран с этнически однородным населением насчитывающим около 300 млн. человек: 90% жителей этих стран составляют арабы 10% - представители иных национальных и этнических групп. Арабы независимо от страны проживания считают себя принадлежащими к единой нации. [4]

Понятие арабского мира неоднозначно. Его можно рассматривать с различных точек зрения.

Робин Дж. Апдайк в политической биографии Садаама Хусейна так обозначает понятие "арабский мир": "само понятие "арабский мир" являет собой "общность противоречий" и для большинства населяющих его людей представляется весьма смутным. Народы здесь проживающие используют в качестве средства общения арабский язык но его региональные диалекты столь существенно различаются что алжирец к примеру с большим трудом может понять сирийца. Главная религия арабов - ислам но они исповедуют и христианство. К тому же мусульмане разделены на суннитов и шиитов вражда между которыми имеет многовековую историю. [5]

Интересно определение понятия арабского мира через его самосознание проявившееся примерно столетие назад.

Арабский национализм ("аль-каумийя аль-арабийя") как идейное течение возник в начале ХХ столетия. Становление его идеологии происходило под активнейшим воздействием идей арабского Просвещения восходившего в своих идейных истоках к Просвещению европейскому. Арабское Просвещение развивавшееся преимущественно в двух ареалах - египетском и великосирийском которые занимали особое торгово-экономическое историко-культурное и политическое положение в рамках Османской империи - питалось непосредственными культурными контактами с основными европейскими державами.

В рамках арабского Просвещения второй половины ХIХ в. его крупнейшими мыслителями Б. аль-Бустани ат-Тахтави Ж. Зейданом и др. разрабатывались такие понятия как "народ" ("аш-шааб") "родина" ("аль-ватан") и "арабизм" ("аль-уруба"). Все эти понятия оказались затем принципиально важными для складывания арабской национальной идеи и были восприняты арабским национализмом обретя в нем заметное место в качестве понятий "арабский народ" "арабская родина" с ее отчетливыми географическими чертами "арабизм" как объединяющая духовная взаимосвязь всех арабов.

Понятие "арабизм" стало главной идейной предтечей арабской национальной идеи. Дело в том что для общественного сознания цивилизационных центров того что сегодня входит в понятие "арабский мир" вплоть до эпохи арабского Просвещения вовсе не было характерно отождествлять себя с арабами вообще несмотря на то что сами идейные носители этого сознания могли иметь арабское происхождение.

Именно сирийско-ливанские просветители введя понятие "арабизм" придали ему тот смысл и то значение которые стали сегодня общепризнанными во всем мире распространив его на весь арабский социум. Расширение понятия "арабы" до понятия "арабизм" произвело эффект эмансипации понятия "араб" от понятия "мусульманин". Это отделение себя прежде всего от единоверцев-турок имело важное значение в плане становления национального самосознания когда до оформления национальной идеи оставался всего один шаг.

Этот шаг и был сделан сирийско-ливанско-палестинскими мыслителями в 1905 г. когда возникло понятие "арабская нация" ("аль-умма аль-арабийя"). Выражение это было впервые употреблено в книге Наджиба Аззури с характерным названием "Пробуждение арабской нации": "Существует арабская нация которая одинаково включает в себя христиан и мусульман. А религиозные проблемы возникающие между членами общин (конфессиональных) есть не что иное как политические проблемы возбуждаемые иностранными государствами в их собственных интересах".

Очень скоро арабская идея в тех параметрах которые были только что отмечены и прежде всего в ее географическом наполнении обрела черты национально-государственного проекта который широко обсуждался в кругах политической элиты Сирии Ливана Палестины Месопотамии и Аравии а затем стал и предметом переговоров которые вели арабские и европейские эмиссары на предмет отделения этой части арабского мира от Османской империи и создания на его территории единого арабского государства. Был и общенациональный лидер готовый олицетворить и провести в жизнь эту идею - шериф Мекки прямой потомок пророка Мухаммеда и прадед нынешнего короля Иордании. Более того в ходе Первой мировой войны арабы вели вооруженную борьбу под руководством своего национального лидера за осуществление этой идеи причем борьбу победоносную и казалось поддерживаемую великими державами прежде всего Англией.

После Первой мировой войны можно отметить серьезный поворот в содержании и направленности арабской национальной идеи и в судьбах арабского национализма который выразился в разделе арабского мира между Англией и Францией. Идея "арабской уммы" (нации) в связи с распадом Османской империи и выходом из нее бывших арабских владений утратила антитурецкую направленность и стала приобретать антиколониальный и антизападный характер.

Одновременно в этот период произошло существенное изменение географического наполнения понятия "арабская нация": оно пережило тотальную генерализацию распространившись на весь ареал обитания арабов. В транскрипции арабских националистов это стало выглядеть следующим образом: "Арабская умма едина от Океана (Атлантического) до Персидского Залива". [6]

Однако несмотря на антизападную направленность идея арабской уммы среди идеологов главного течения арабского национализма практически никогда не доходила до ксенофобии и неприятия всего иностранного. Хотя пафос идеологического противостояния приводил арабских националистов к отвержению всего что рассматривалось ими в качестве "импортированных идеологий" (это определение распространялось ими и на марксизм) но это вовсе не мешало им развивать отдельные положения арабской национальной идеи в русле наследия арабского Просвещения с сильными акцентами английской и французской либерально-правовой традиции.

Одну из ведущих ролей в разработке арабской национальной идеи в этот период сыграл видный философ и политический мыслитель Мустафа Саты аль-Хусри. В своем программном сочинении "Ма хийя аль-каумийя" ("Что такое национализм") он ограничил это понятие двумя признаками: общностью языка и общностью истории. Избегая открытых атак на ислам он в то же время все дальше разводил понятия "религия" и "умма" доказывая что ислам не может рассматриваться в качестве признака нации. Он активно выступал против любых попыток синтезировать панарабизм и панисламизм.

В 1930-е гг. на арабской идейно-политической арене появился целый ряд видных мыслителей внесших весомый вклад в дальнейшее развитие арабской национальной идеи. Среди них следует выделить прежде всего Константина Зуррейка Мишеля Афляка и Салаха Битара. Они стремились придать национальной идее более осязательный характер привязать ее к территориально-географической среде к идее "арабской родины". Зуррейк впервые сделал акцент на заимствованную у Фихте идею национальной исключительности но применительно уже к арабской нации сформулировав ее как "великую миссию арабской уммы". Афляк и Битар превратили эту идею в свое идейно-политическое кредо ставшее одним из наиболее употребительных слоганов баасизма и арабского национализма в целом: "Арабская умма едина; миссия ее священна". Идеи второго поколения арабских националистов легли в основу первых реальных политических панарабских проектов каковыми стали Партия арабского возрождения и Арабская социалистическая партия.

В период между двумя мировыми войнами арабская национальная идея овладевала умами не только политической элиты но и "арабской улицы" все больше превращаясь в мотивацию политического поведения на общеарабском уровне. После Второй мировой войны в ходе которой независимости добились Сирия и Ливан арабская национальная идея становится центральным звеном идеологии национально-освободительной борьбы и начинает обретать черты панарабского политического проекта. В 1947 г. в Бейруте была создана Партия арабского социалистического возрождения (аль-Баас). Примерно в этот же период возникла организация "Аль-Урва аль-вуска" ("Прочная связь") на основе которой позднее возникло Движение арабских националистов.

Мощнейшим катализатором политической активности основанной на арабской национальной идее было поражение арабов в войне с Израилем в 1948 г. Это поражение как писал впоследствии первый президент Египта Гамаль Абдель Насер произвело на египетских офицеров участвовавших в войне серьезнейшее воздействие. Причину разгрома они увидели в слабости и разобщенности арабских стран. Итогом поражения стало наряду с приобретением арабским национализмом отчетливой антиизраильской направленности появление в нем социально-политических мотивов внутриарабского свойства когда в ряды "врагов арабской уммы" наряду с внешними - Западом Израилем и СССР (вплоть до второй половины 60-х когда Советский Союз разорвал отношения с Израилем) стали попадать арабские правители сторонники "местного" то есть египетского сирийского и прочих национализмов. Все это становилось побудительным мотивом революционных внутренних изменений в тех странах где правили "отсталые и предательские режимы" в частности в Египте где уже в 1952 г. Насером была совершена революция под лозунгами арабского национализма.

Годы правления Насера были отмечены попытками последовательного воплощения арабской национальной идеи в жизнь. Это касалось как повсеместной поддержки национально-освободительного движения в результате чего большинство арабских стран обрело независимость так и идеи арабского национального единства которое трактовалось как необходимость создания единого арабского государства. Такие попытки предпринимались и наиболее яркой из них было создание в 1958 г. Объединенной Арабской Республики (ОАР) в которую вошли Египет и Сирия и на первых порах присоединился даже королевский Северный Йемен. На самом деле это был гораздо более далеко идущий проект. Арабские националисты поддерживаемые египетскими спецслужбами планировали осуществление панарабских переворотов в Ливане Иордании Ираке Тунисе и других странах.

Непреклонную панарабскую позицию занимал Насер и в палестинском вопросе. Побудительным мотивом войны Египта с Израилем в 1967 г. было стремление к освобождению Палестины от присутствия "сионистского образования" что полностью вписывалось в логику панарабской концептуальной схемы "единая умма - единая родина - единое государство" в рамках которой наличие Израиля выглядело главным препятствием на пути к арабскому национальному единству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9