Альбина Владина
«Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта, ибо именно он с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для тех, кто знает быт пушкинской эпохи...» - так писал Константин Паустовский в предисловии к знаменитой книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». И главной ценностью работ писателя называл именно то, что он был «летописцем быта и комментатором своего времени».
«Москва Гиляровского» - так предельно просто назвали свою новую выставку, только что открывшуюся в Музее истории города, ее устроители.
«Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала... Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извозчика. Вдали два раза ударил колокол - два часа! Темь, тишина, сон беспробудный... Так меня встретила в первый раз Москва в октябре 1873 года» - этими словами открывается самая известная книга дяди Гиляя. Он стал москвичом в 38 лет и будет этому факту через год ровно 130 лет. Действительно, прекрасный повод для подготовки экспозиции, воссоздающей атмосферу жизни Москвы на рубеже XIX - XX веков.
Авторы задумали ее как некое виртуальное путешествие в Первопрестольную, переживавшую (как и мы нынче) эпоху социальных и экономических перемен. На смену извозчикам приходят конка и трамвай, водоразборные фонтаны уступают место городскому водопроводу, газовые и керосиновые фонари вытесняются электрическими, в повседневную жизнь горожан входят автомобили, телефон, фотография, кинематограф. Это - Москва Анны Карениной, Эраста Фандорина, еще совсем молодых профессора Преображенского и доктора Борменталя...
Для устройства экспозиции автор художественного проекта выставки Валентин Ханин придумал замечательный игровой ход: Москва показана как бы через восприятие приезжего человека. А чтобы сделать этот образ более достоверным, гостя взяли да и изваяли из гипса в натуральную величину!
Всего таких фигур шесть. Во-первых, сам дядя Гиляй - он сидит в глубине музейного дворика, и вы можете запросто увидеть его, проходя по Лубянке в сторону Ильинки. Фигура также изваянного путешественника первой встречает пришедших на экскурсию: этакий стройный молодой человек с усиками, в скромном сюртуке и с дорожным сундучком в руке. Явно не богат, но держится с достоинством. Потом мы увидим еще гипсовых дворника с метлой, городового под массивным уличным фонарем, мальчика-разносчика... Все эти фигуры известный московский скульптор Александр Головачев изваял, взяв за основу старинные фотооткрытки, запечатлевшие москвичей на улицах нашего города лет 110 назад.
Что же мог увидеть прадедушка кого-то из нас, впервые очутившись в Белокаменной, как сумел бы обустроиться, где поесть, какие покупки сделать, куда вечером сходить? Более 600 экспонатов, собранных в музейном зале, помогают ощутить атмосферу давно минувших времен, вкусов, вещей... А еще здесь очень любопытные документы. Например, у стенда, где показан уголок небольшого гостиничного номера, можно получить немало полезных советов (осмелюсь заменить тогдашнюю орфографию на нынешнюю).
Сведения для приезжающих в Москву.
«В Москву ведут 6 железных дорог. На всех вокзалах для услуг приезжающим находятся артельщики, заслуживающие полного доверия (за услуги им платят от 15 до 30 копеек).
Экипажи, вызжающие на железнодорожные станции, бывают двух родов: 1) кареты от гостиниц для желающих в них остановиться (за проезд взимается обыкновенно 50 копеек); 2) извозчики парные (кареты и коляски) и в одну лошадь. Для незнакомого с городом путешественника наем извозчика, при отсутствии таксы, представляется делом довольно трудным, так как запрашивают обыкновенно цену гораздо большую. Примерно следует давать (и тут приводятся реальные суммы)». Почувствовали заботу? Идем дальше.
Гостиницы
«Квартирный вопрос представляет довольно серьезное затруднение ввиду громадного количества разных гостиниц, меблированных комнат, функционирующих почти на каждой улице города. Лучше всего заранее, до приезда в Москву, собрать достоверные сведения у побывавших уже в Москве.
Плата за номер в перво- и второклассных гостиницах колеблется от 1 до 10 - 15 рублей за номер в сутки. За 2 - 3 рубля можно получить в любом лучшем отеле или гостинице удобный и большой номер.
Считаем своим долгом заметить, что, когда вы оставляете гостиницу, целая вереница всяких номерных, горничных, провожает вас своими благопожеланиями, и если поблагодарить каждого в 25 - 35 копеек чаевых, то это обойдется в 4 - 5 рублей. Ввиду вот этого особенного налога «на чай» рекомендуем приезжим на более продолжительное время, а в особенности людям среднего достатка, сдать свои вещи на хранение (плата 5 копеек за место в сутки), поехать или пойти пешком в город и найти себе подходящую комнату в частном доме. На это истратите лишних 2 - 3 часа времени, а квартира обойдется вам в 3 - 4 раза дешевле.
Первоклассные гостиницы: «Славянский базар», «Дрезден», «Европа», «Большая Московская», «Континенталь», «Париж». При всех имеются рестораны. Гостиницы специально для иностранцев: «Билло», «Берлин».
Второклассные гостиницы: «Городская», «Железных дорог», «Северная». Лучшие меблированные комнаты: «Мадрид и Лувр», «Книжный двор», «Варварское подворье», «Осипова», «Франция», «Флоренция»...
Гуляя по Москве Льва Толстого, непременно заглянем в раздел книжных магазинов. Вспомнив доктора Боткина или доктора Чехова, задержимся у стенда, где выставлены аптечные флакончики с нарядными (в виньетках!) рецептурными листами. Их когда-то принесли домой да и сохранили до наших дней захворавшие запасливые горожане...
Парфюмерное роскошество, красивые коробки «колониальных товаров». Фотосалон, афиши, картины с видами Первопрестольной. Много платья - не все московские дамы имели возможность покупать наряды у «Мюра и Мерилиза» (будете ими долго любоваться), но что отметила: при том, что ростом прабабушки были отнюдь не малы, талии имели, как у балерин, и ручки - узенькие. Не все, надо полагать. Но подобное изящество, признаемся, нынче вообще редкость. О чем выставка старого быта нам, «бытующим» в эпоху фаст-фудов, как-то ненавязчиво напоминает...
А о чем еще, вернувшись из электротеатра («Наконец-то, после засилья иностранных фильм, появилась наша фильма «Стенька Разин!») мог писать родным в тихую провинцию гость огромной, шумной Москвы? О ценах, конечно. За фунт ржаного брали 1 копейку, пиленого сахара - 11 копеек, масла постного - 12 копеек, говядины (вырезки) - 12 копеек, белуги - 18 копеек, икры паюсной - 1 рубль (красная, кстати, появилась в Москве лишь после японской войны). Впрочем, можно было и квашеной капусткой закусить - на 3 копейки вволю!
В общем, надо идти в Музей истории Москвы, смотреть, сравнивать. И догадываться, что о нас будущие Гиляровские напишут.
Другие работы по теме:
Байрон д. - Подвиг героя4
Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы. Многие из его произведений посвящены людям готовым отдать жизнь в борьбе за независимость. Байрон замечательный английский поэт известен во всем мире как певец свободы.
Валерий Брюсов – поэт русского символизма
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт и теоретик русского символизма. Будучи человеком большой культуры, он создал учение о художественном познании мира. По его мнению, произведения - это запечатленные мгновения прозрения и вдохновения.
О дряни сатирические стихи Маяковского советского периода
«Жизнь прекрасна и удивительна!» — таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но подмечая в жизни страны ростки нового и прекрасного, поэт не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт придавал сатире.
Встреча с писателем
Харьков — большой промышленный и культурный центр Украины. Я счастлив, что живу в этом городе, где есть много музеев, театров, где живут много интересных людей: ученых, писателей, художников. Недавно в нашу класс пожаловал харьковский поэт Юрий Иванович Стадниченко. Дружба этого поэта с учениками нашей школы уже длится десятилетие.
Справедливость
Сочинение-рассказ Мой дядя очень умный! Когда он приходит к нам в гости, часто рассказывает разные истории. Вчера снова так было. Как только взрослые поели и вышли в сад, мы с братом примчались к дяде и попросили ответить на вопрос: «Всегда ли добро побеждает зло?»
Прославление настоящих человеческих качеств в стихотворении Бернса Честная бедность
Известный шотландский поэт Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина. Он хорошо знал, как живется бедным, поэтому и писал об этом. Поэт имел возможность сравнивать жизнь бедных и жизнь богатых. В стихотворении «Честная бедность» Бернс показывает, что достоинство, ум, благородство не даются человеку вместе с титулом и богатством.
Не надо иметь родственников
Автор: Зощенко М.М. Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил.
Тема поэта и поэзии в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. В 1856 году было написано одно из самых главных стихотворений Некрасова – «Поэт и гражданин». В этом стихотворении резко противопоставлена позиция двух людей – поэта и гражданина. Поэт, отказавшийся от служения обществу, становится бесплодным.
Реализм романа А.С. Пушкина Евгений Онегин.
Автор: Пушкин А.С. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. “Евгений Онегин” — это реалистическое произведение. Словами самого автора можно сказать, что это роман, в котором “отразился век и современный человек”. “Энциклопедией русской жизни” назвал В.Г. Белинский произведение А.С.
Изложения к экзамену за 9 класс
В первой колонке номер изложения, во второй первые два слова, выделенные фразы – названия текстов! Кони несут Я сидел Не успел Чайковский проснулся За крайней
«Раз голос тебе, поэт, дан... »
Родившись поэтом, Марина Ивановна Цветаева в полной мере заплатила за это счастьем, неустроенностью быта, ранней гибелью. Все было предначертано свыше, и она несла свою судьбу гордо и с достоинством, прекрасно понимая предназначение художника.
Любовь к человеку в лирике Н. А. Некрасова
Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока
Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности.
Веневитинов Д.В.
Русский поэт, критик. Родился в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование (серьезно занимался языками, живописью, музыкой).
На охоте
Автор: Чехов А.П. Собачья выставка с ее борзыми и гончими напомнила мне один маленький эпизод, имевший большое влияние на мою жизнь. В одно прекрасное утро я получил от дяди, помещика Екатеринославской губернии, письмо. Между прочим он писал:
Точка зрения Пушкина на предназначение поэта
Автор: Пушкин А.С. А.С. Пушкин написал цикл стихов, посвященных теме поэта: «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту» и т.д. . В них Пушкин выразил свои политические принципы, свою точку зрения о роли поэта и поэзии в обществе.
Антоновский, Михаил Иванович
Михаил Иванович Антоновский (укр. Антоновський Михайло Іванович; 1759-1816) — российский и украинский историк, публицист, переводчик, выпускник Киево-Могилянской академии (1779) и Московского университета (1783).
Мюллер, Вильгельм поэт
Вильгельм Мюллер (нем. Wilhelm Mьller; 7 октября 1794, Дессау — 30 сентября 1827, там же) — немецкий поэт-романтик, знаменитый прежде всего как автор слов к вокальным циклам Франца Шуберта.
Гуголев, Юлий Феликсович
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Переводческие и другие работы 4 Труды Введение Юлий Феликсович Гуголев (род. 13 декабря 1964, Москва) — русский поэт.
Фонвизин, Павел Иванович
Па́вел Ива́нович Фонви́зин (1744—1803) — русский писатель, поэт. Младший брат Дениса Фонвизина. Ещё в университете Павел Фонвизин обнаружил интерес к словесности, много занимался переводами из античных и европейских авторов, писал стихи, принимал участие в популярном университетском издании «Собрание лучших сочинений к распространению знаний» в качестве переводчика, а в середине шестидесятых годов перевёл с французского несколько художественных произведений.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Некрасов, Всеволод Николаевич
Введение 1 Биография 2 Книги 3 Признание Список литературы Введение Все́волод Никола́евич Некра́сов (24 марта 1934, Москва — 15 мая 2009, Москва) — русский поэт, теоретик искусства, один из лидеров «второго русского авангарда» и основателей «московского концептуализма».
Хусейн Байкара
Абу-ль-Гази Хусейн Мирза ибн Мансур ибн Байкара , более известный как Хусейн Байкара Султан-Хусейн (1438(1438), Герат, — 4 мая 1506, Баба-Илахи, близ Герата) — правитель Хорасана (с 1469 года до конца жизни) со столицей в Герате из династии Тимуридов, поэт (под псевдонимом
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Аугшкап, Агрий Робертович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Рижский театр русской драмы 3 Фильмография Введение Агрий Робертович Аугшкап (20 февраля 1925 — 21 апреля 2006) — советский, российский и латвийский театральный актёр. Заслуженный артист Латвийской ССР (1958).
Дальтон, Роке
План Введение 1 Роке Дальтон в политике 2 Роке Дальтон в литературе Список литературы Введение Ро́ке Да́льтон Гарси́я (исп. Roque Dalton Garcнa, 14 мая 1935, Сан-Сальвадор, Сальвадор — 10 мая 1975) — выдающийся сальвадорский поэт, коммунист, один из создателей партизанской Революционной армии народа.
АС Грибоедов
Text Text ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (04.01.1795, по др. сведениям 1790, Москва – 30.01.1829, Тегеран), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской семье. Детство провел в Москве и имении своего дяди (по матери) А. Ф. Грибоедова – Хмелите Смоленской губ. Получил домашнее образование под руководством И.
Воденников, Дмитрий Борисович
Дмитрий Борисович Воде́нников (род. 22 декабря 1968) — русский поэт, живёт в Москве. Биография Закончил филологический факультет Московского государственного педагогического института. Работает на «Радио России», автор передачи «Своя колокольня», посвящённой современной литературе, программы «Поэтический минимум».
Любовь к человеку в лирике Н А Некрасова
Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. Но где герой, кто выведет из тьмы тебя на свет?. Н. А. Некрасов Народный поэт. Нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще, как Некрасова. Некрасов — народный поэт не только потому, что говорил о народе, но и потому, что им говорил народ.
Москва в произведениях русской литературы
Реферат по литературе ученицы класса 11-1 лицея 1502 Волковой Любови Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Гиляровский или дядюшка Гиляй, как его любовно называли москвичи.
Р.К.
Так подписывал свои произведения "августейший поэт" Константин Константинович Романов, внук Николая I, двоюродный дядя Николая II. Из псевдонима не делалось тайны: стихи предварялись портретами и статьями.
Шершеневич В.
Странно, что никто из литературоведов не заметил поэзию Шершеневича как следование раннему Маяковскому. Пожалуй, ни один другой поэт настолько не был интонационно и образно близок "Облаку в штанах", "Флейте-позвоночнику".