И вряд ли кто-нибудь подозревает, что самый старый сохранившийся трамвайный маршрут находится не в центре города, а на севере Москвы. И ходит он здесь уже целых 113 лет. А началось все с того, что в 1886 году Бельгийское общество конно-железных дорог провело к Бутырской заставе из центра линию городской конки и еще одну от этой же заставы по Бутырской улице и далее через поля к Петровской академии ( ныне МСХА). Но эксплуатация конки была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в так называемое Андреевское депо за 8 км от академии на Долгоруковскую улицу, дом 21. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи. Вагоны конки были холодными, без оконных стекол, и ветер насквозь продувал пассажиров. Правда, были занавески и брезентовые шторы, но они часто оказывались неисправны. В результате администрация академии настояла на замене конки паровым или электрическим трамваем. Так в ноябре 1891 года по рельсам побежал паровой трамвай или, как ласково его называли люди, паровичок.
Это был паровоз, напоминающий коробку с трубой, выходящей через крышу, с пятью-шестью маленькими вагонами позади, каждый длиной с современный легковой автомобиль.
При езде паровичок шумел, изрыгая клубы дыма и пара, а, подъезжая к остановкам, очень мелодично гудел. По вагонам, соединявшимся друг с другом переходами в тамбурах, ходил кондуктор. Поскольку в темное время суток вагон освещался двумя тусклыми свечами, кондуктор пользовался ручным фонариком, висевшим у него на груди. За проезд от академии до Бутырской заставы платили 10 копеек. Для сравнения: зарплата рабочего на бутырской парфюмерной фабрике “ Ралле и К.” (ныне часть фабрики “ Свобода”) и потенциального пассажира паровичка - 10 рублей, извозчик стоил гривенник, буханка ржаного хлеба - 2 копейки, баня - 4 копейки, мыло “Народное” - 1 копейку, комплексный обед (щи, каша, жареная рыба, чай) - 10 копеек. Интересно, что между академией, по чьей земле проходила колея, и Бельгийским обществом был заключен договор о льготной перевозке студентов и преподавателей.
Одно время кондуктором на паровичке работал Константин Паустовский, переведенный сюда из центра города, будучи разжалованным из вагоновожатых после аварии. Кстати, о вагоновожатом. Ему приходилось не только управлять составом, но и работать кочегаром. Топка помещалась внутри паровоза. Едкий дым и искры так и валили из трубы, поэтому паровичок использовали лишь в предместьях. Кстати, еще одна подобная линия была между нынешней площадью Гагарина и видовой площадкой на Воробьевых горах. Но там линию сняли еще до начала Первой мировой войны. Но вернемся в Петровскую академию. Для паровичка были выстроены длинный ангар, слесарный и ремонтный сараи, водонапорная башня, выполненная по проекту В. Шухова, того самого, что возвел телебашню на Шаболовке и еще десятки сооружений в Москве. На протяжении всей дороги построили нарядные деревянные остановки. Первая была на Бутырской улице, здесь сходили рабочие многочисленных окрестных фабрик. Следующая - у Бутырского хутора, где выходили учащиеся “Общества сельского хозяйства Бутырского хутора”, а на других остановках - дачники. Последняя остановка была в академии.
В 1899 году, 25 марта по старому стилю, Бельгийское общество конно-железных дорог открыло еще одну ветку от Бутырской заставы до Петровского парка. Это была первая в Москве электрическая трамвайная линия. Ее трасса прошла по Нижней и Верхней Масловкам до Старого Петровско-Разумовского проезда. На торжественное открытие съехался весь город. Торжества проходили у депо на Н.Масловке,15.Градоначальник произнес речь о расцвете трамвайного движения в Москве. Духовенство освятило все сооружения, вагоны и благословило благое дело. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого отдыха горожан - Петровского парка через густонаселенную окраину к только что устроенному Савеловскому вокзалу. После успешного испытания летом того же года движение продлили до Страстной (Пушкинской) площади. Пройдет еще 12 лет и в златоглавой не останется ни одной конно-железной дороги, все линии будут электрифицированы. В 1922 году трамвай вытеснит и паровичок, чьи проводы были не менее торжественны, чем открытие трамвая. Вот как описал их старожил и свидетель, Павел Плешков, бывший тогда студентом: “Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень ( в июне ) . Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А. Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии.
Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве.
Преемником паровичка стал 12-ый маршрут трамвая, возивший людей до Электрозаводской. В 1923 году маршрут удлинили до Михалкова (Коптевский рынок). А десять лет спустя рельсы с Бутырской улицы перенесли на соседнюю вятскую. А как же сосед, первый трамвай? По его маршруту до Заставы Ильича ездил N 27. В 50-е годы трамвайные пути в центре города ликвидировали, 27-й пустили до Тимирязевской (бывшей Петровской академии) и далее к нынешнему метро “Войковская” (тогда поселок “Радиатор” на Ленинградском шоссе), объединив этим две старые трассы.
В заключение хочется отметить, что эта трамвайная трасса является и своеобразным экскурсионным маршрутом. Вагон проносится через такие милые уху места, как Соломенная сторожка и Пышкин огород, Петровские выселки и Царскую дорожку. Бутырская слобода, усадьбы Михалково и Петровско-Разумовское, парки, несколько музеев, десяток интереснейших зданий и даже две трамвайные остановки двадцатых годов – и все это на линии одного маршрута, проходящего не в центре города. Но история этих сооружений - уже совсем другой рассказ
Материал взят ссайта moskvoved.narod/
Другие работы по теме:
Історія швидкісного трамваю
Координація швидкісного трамвая з іншими видами пасажирських перевезень. Станції швидкісного трамваю. Недоліки організації перевезень та пропозиції по покращенню перевезень.
Городские пути сообщения транспорта
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Инженерно-экологический институт
Электроснабжение городского электрического транспорта
Роль электротранспорта в транспортном обслуживании населения городов. Контактные сети трамвая и троллейбуса как сложное техническое сооружение. Общие сведения об электроснабжении. Схемы внешнего и внутреннего электроснабжения. Работа тяговых сетей.
Мережа ліній громадського пасажирського транспорту
Класифікація сучасного міського транспорту залежно від свого призначення. Характеристика основних видів масового пасажирського транспорту. Провізна спроможність і швидкість сполучення різних видів транспорту. Мережа ліній громадського транспорту.
В каких рассылках размещать рекламу?
Найдите рассылки, которые связаны с услугами, предоставляемыми на вашем сайте или рассылке. Скорее всего, в этих рассылках уже размещают рекламу ваши конкуренты, но на самом деле - это лучшее место для рекламы. Не нужно бояться "сунуться" туда, куда уже "сунулись" ваши конкуренты.
Автомоделизм
Каких только автомоделей ни конструируют энтузиасты этого вида спорта! Одни из самых сложных — это, разумеется, радиоуправляемые модели гоночных автомобилей.
Парк культуры и отдыха «Сокольники»
Когда то здешние леса были царскими охотничьими владениями. Во времена Петра I под вековыми соснами прорубили Майский просек, где молодой царь со своими приближенными устраивал «праздники весны».
Метротрамвай
Метротрамвай — самый скоростной и самый удобный городской транспорт ХХI века, соединивший в себе преимущества метро и трамвая.
Маршрутами старой Москвы
Пуск и эксплуатация опытных линий электрического трамвая в городе показали явные преимущества этого вида пассажирского сообщения, теперь и в печати и в Думе зазвучали требования перевести конку на электрическую тягу.
Памятники транспорта Москвы
Все связанные с городским транспортом коммуникации и здания проектировались как единое целое с учетом особенностей застройки столицы, для чего был создан «Проект электрификации городских железных дорог Москвы».
Триумфальные ворота столицы
Летом 1814 года Москва готовилась к встрече русской армии, возвращавшейся из Парижа после победы над французскими войсками. По этому случаю на площади Тверской заставы построили Триумфальные ворота, через которые процессия во главе с императором Александром I должна была проследовать в город.
Развитие транспорта в Москве
Основной вид транспорта в Xll - XVll вв. - водный. Развитие сухопутного транспорта в Xll -XVll вв. Первый вид общественного транспорта - извозчичьи повозки. Открытие автобусных линий в столице. Развитие московского такси.
Вирусный маркетинг
На многих сайтах можно встретить несложный опросник, где добровольцев просят ответить, как они узнали о существовании данного ресурса: из прессы, по телевидению, пришли по ссылке с другого сайта и т.п.
Не надо иметь родственников
Автор: Зощенко М.М. Два дня Тимофей Васильевич разыскивал своего племянника, Серегу Власова. А на третий день, перед самым отъездом, нашел. В трамвае встретил.
Паустовский Константин
(1892-1968) Паустовский Константин Георгиевич, русский писатель, родился в 1892 г. в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве.
Анализ рассказа И.А. Бунина Муза
Браун Анастасия, ФР-401 Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза». Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник "Тёмные аллеи". Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.
Оружие любимейшего рода
Сатирические образы и приемы, используемые Маяковским. Отличие дореволюционной сатиры от постреволюционной.
Доктор Живаго
Судьба Юрия Живаго из одноименного романа Бориса Пастернака.
Что несут Воланд и его спутники миру, зло или добро?
Добро и зло в романе уравновешено Воландом и его спутниками. Воланд - зеркало, в котором отражаются поступки людей. Воланд и его свита - средство Б. Для критики и осмеяния советских обывателей. Воланд - судья Мастеру и Маргарите.
Тема поэта и поэзии в лирике Н.Гумилева
Роль поэзии в жизни — ключевое место в мировоззрении поэта. Это та социальная ниша, которая позволяет поэту чувствовать себя нелишним в обществе и мире вообще. По способу определения места поэзии авторов можно разделить на два “лагеря”.
Муза
Автор: Бунин И.А. Я был тогда уже не первой молодости, но вздумал учиться живописи, -- у меня всегда была страсть к ней, -- и, бросив свое имение в Тамбовской губернии, провел зиму в Москве: брал уроки у одного бездарного, но довольно известного художника, неопрятного толстяка, отлично усвоившего себе все, что полагается: длинные волосы, крупными сальными кудрями закинутые назад, трубка в зубах, бархатная гранатовая куртка, на башмаках грязно-серые гетры, -- я их особенно ненавидел, -- небрежность в обращении, снисходительное поглядывание прищуренными глазами на работу ученика и это как бы про себя:
Культурная жизнь Праги: театры
История: начало профессионального театра в Чехии - начало 19-го века (эпоха чешского Национального возрождения), когда на сцене Сословного театра стали, помимо немецких, ставиться пьесы и на чешском языке.
Перекрытие Сенны
(13 февраля 1867 г. — 1871; фр. Le voыtement de la Senne) коллективом инженеров во главе с Анри Мо стало одной из важных вех в истории Брюсселя, открывшей путь к архитектурно-логистической модернизации города. В настоящее время в черте города реку скрывают подземные трубы. Над ними проложены бульвары и магистрали.
Петровская крепость
Введение 1 История 2 Первый комендант Ригельман 3 Интересные факты 3.1 И. А. Гильденштедт 3.2 Потемкин и Шагин-Гирей 4 Современное состояние Введение
Рюте, Эмили
Введение 1 Занзибар 2 Европа 3 Источники Список литературы Введение Эмили Рюте (нем. Emily Ruete, 30 августа 1844, Каменный город, Занзибар — 29 февраля 1924, Йена), урождённая Сеида Сальме — занзибарская принцесса, вышедшая замуж за немецкого купца и принявшая протестантизм. Получила известность как автор воспоминаний «Воспоминания арабской принцессы из Занзибара» — первой известной автобиографии арабской женщины.
Улица Карла Маркса Ташкент
Улица Карла Маркса (Ташкент) Улица Карла Маркса — такое название носила до конца XX века в Ташкенте одна из центральных улиц в новой части города, которая до революции имела название
История Невского проспекта
Главная магистраль нашего города протянулась более чем на четыре километра от Адмиралтейского пр. и Дворцовой площади до площади Александра Невского. Начинаясь почти от Невы и снова выходя к ней, Невский проспект как бы стягивает крутую излучину реки.
Сочинение по творчеству Маяковского
Сатира как жанр возникла очень давно . Она была известна уже во времена др. греков .Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды ,политические партии ,наука , лит- ра.
Безпека на дорозі
Правила безпечної поведінки учасників дорожнього руху. Причини дорожньо-транспортних пригод та травматизму. Характеристика учасників дорожнього руху: пішохода, водія, пасажира та погонича тварин. Склад вулиці: проїзної частини, узбіччя та тротуару.